лекция педагогическое общение
статья

Лекция для пед.класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_usloviya_effektivnogo_ped.obshcheniya.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Условия эффективного педагогического общения

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации  и развития коммуникации, ориентированный на взаимопонимание и  взаимодействие между педагогами и учащимися. Эффективность педагогического общения зависит от условий, которые в общем виде сформулировал известный ученый А. А. Бодалёв. Согласно его исследованиям,   педагогическое общение будет эффективным:

  • если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.
  • если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.
  •  если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.

Эффективное педагогическое общение влияет  на формирование положительной самооценки личности. Убедительным подтверждением  является эксперимент, проведенный в американской школе психологом Р. Розенталем. После тестирования школьников по различным шкалам интеллекта психолог выборочно наугад объявил учителям фамилии учеников, показавших наиболее высокий уровень интеллекта и выразил уверенность в том, что именно эти школьники могут достичь наиболее высоких результатов в учебе в будущем. В конце учебного года Р. Розенталь провел повторное тестирование этих же детей. Результаты повторного тестирования свидетельствовали о повышении показателей интеллекта. Успеваемость этих школьников была выше, чем у их сверстников.

Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что самооценка учащегося  зависит от отношения к нему в процессе педагогического общения. Эффективное педагогическое общение влияет на развитие  у школьника уверенности в себе, в своих возможностях, в своем потенциале. Эксперимент показал, что, получив информацию от психолога о высоких интеллектуальных способностях ученика, учителя начинали различать потенциал, который раньше оставался незамеченным, поддерживали веру ученика в свои силы, использовали систему поощрений (похвала, положительная вербальная оценка), стимулировали школьника к учебной деятельности. Вера в возможности ребенка отразилась и на общении. Это позволило эффективно развивать способности школьника и вселять уверенность в личные силы и возможности. Но такое самореализующее предсказание может иметь и отрицательный эффект, если учитель в педагогическом общении будет акцентировать внимание только на недостатках ученика  или иметь негативную установку по отношению  к нему.

Таким образом, вера в ученика, использование системы методов поощрения и стимулирования к учебной деятельности, а  также позитивное отношение к личности учащегося в целом — важная часть педагогического общения.

Для продуктивного педагогического общения  учитель должен обладать следующими личными качествами:        

  • глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов);
  • социальная установка на человека (аттракция);
  • безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения;
  • внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
  • умение сопереживать и сочувствовать (эмпатия);
  • самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения;
  • коммуникативные умения — умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации; владение техникой общения;
  • речевое развитие.

Л. Д. Столяренко выделяет следующие  профессионально важные качества педагогического общения:

1) интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

2) способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

3) гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;

4) умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

5) умение управлять собой, управлять своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

6) способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;

7) умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8) хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

9) владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;

10) способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).

Средствами повышения эффективности педагогического воздействия являются:

- «приспособления» - система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);

- «пристройки» или «достройки» - приспособление своего тела, интонации и стиля обращения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога

- усиление воздействия через: повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.

В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) возможны разные типы поведения:

1) естественный тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений;

2) напряженно-преобразовательный тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;

3) преднамеренно-уклончивый тип: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной педагогической ситуации («не заметить»);

4) непроизвольно-тормозной тип: растерянность и полная заторможенность действий педагога;

5) эмоциональный срыв: педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять своими чувствами или скрывать их;

6) неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия.

Таким образом, эффективность педагогического общения зависит от определенных условий, требует от педагога хорошо развитых личных качеств, веры в ученика,  а также  поиска оптимальных  методов и приемов педагогического воздействия.

Вопросы и задания

  1. Каковы условия эффективного общения?
  2. Какова роль педагогического общения в формировании самооценки школьника?
  3. Какими личными качествами должен обладать учитель для продуктивного педагогического общения?
  4. Приведите примеры ситуаций, при которых могут быть использованы  средства  повышения эффективности педагогического взаимодействия.
  5. Как Вы понимаете выражение К. Д. Ушинского о том, что на занятиях «должна царствовать серьезность, допускающая шутку»?
  6. а) Проанализируйте педагогическую ситуацию из статьи Н. Кирдяновой  «Входите в класс с улыбкой»:

В одном из классов изучали произведение Н. В.Гоголя «Ревизор». Завуч Нина Александровна посетила все уроки, на которых шел разбор комедии. И поразительно было то, что ни учительница, ни дети почти не смеялись на уроках. Школьники успевали записывать непонятные слова: подобострастный, чревоугодник, сластолюбивый ханжа…

Почему же так грустно в вашем классе? – спросила Нина Александровна учительницу. - Ведь вы изучаете величайшее сатирическое произведение. Вы бы прочли детям сцену хлестаковского вранья. Вот бы они оживились, посмеялись…

- Это не обязательно, - обидчиво сказала учительница.- Смеяться они могут и после уроков.

б) Ответьте на вопросы:

- Допустимы ли шутка, ирония, смех в работе учителя?

- При каких условиях шутка, смех будут воспитательным инструментов в руках учителя?

7. Приведите свой вариант решения следующих педагогических ситуаций:

Ситуация №1. Ученик 7-го класса выбегает из классной комнаты и сильно толкает учительницу, входящую в класс. Учащиеся замерли. ..

Что должна сделать учительница?

Ситуация № 2. Класс писал контрольную работу по математике. Получив тетрадь и увидев, что учитель поставил двойку, ученик при всех и в присутствии учителя разорвал тетрадь…

Как должен поступить учитель в данной ситуации?

Ситуация №3. Учитель подходит к зданию школы. На крыльце стоят трое учеников и курят…

Как бы Вы поступили на месте учителя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое общение как аспект психологической культуры педагога

Профессиональное-педагогическое  общение  -  значимая составляющая культуры педагога, которая является основой взаимодействия со студентами, определ...

Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.

Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...

Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.

Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...

Статья "Из опыта педагогического общения"

В общении преподавателя с обучающимися необходимо соблюдать определенные принципы, относящиеся как к педагогической этике, так и к общечеловеческим нормам общения. Важно: исключение возможностиунижени...

Педагогическое общение

Стиль педагогического общения . Контрольная работа....