Презентация к интегрированному уроку по теме "Гражданская война в истории и литературе"
презентация к уроку

Данную презентацию можно использоывать при проведении интегрированного урока по теме "Гражданская война в истории и литературе".В ней содержится план  и цели урока, высказывания великих людей, обращение к толковому словарю,отрывки из стихотворений М Волошина и М. Цветаевой, вопросы по роману М. Булгакова "Белая гвардия", роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон", рассказу М. Шолохова "Родинка", лозунги, состав, цели и особенности "красного" и "белого" движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Гражданская война в литературе2.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Гражданская война в истории и литературе Интегрированный урок по истории и литературе

Слайд 2

План урока: Повторение изученного материала по истории Гражданской войны. Обсуждение романа М. Булгакова «Белая гвардия». Идеалы «белых» и «красных» через призму романа М. Шолохова «Тихий Дон». Душевная драма героев в рассказе М. Шолохова «Родинка». Итоги урока, домашнее задание.

Слайд 3

«Судьба России бесконечно дороже судьбы классов, партий, доктрин и учений». (Н . Бердяев)

Слайд 4

Цель урока : рассмотреть историю гражданской войны, её освещение в литературе и показать её безнравственнось Задачи: 1 . Воссоздать картину противостояния социальных и политических сил в годы гражданской войны; 2. Развивать умение работать в микрогруппе , работать с различными источниками информации, делать выводы, аргументировать свои рассуждения ; 3. Воспитывать чувство соучастия, сопереживания, уважения к нравственной стойкости, мужеству борцов за свои идеалы.

Слайд 5

Высказывания великих людей о войне «В войне не бывает выигравших - только проигравшие». Артур Чемберлен «Война- варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают Родину». Ги де Мопассан «Война вечна и даже полезна, она – полезная встряска» Николай Второй «Война есть продолжение политики другими средствами» К. Клаузевиц

Слайд 6

Толковый словарь: Война – это вооружённая борьба между государствами, народами, классами; борьба, враждебные отношения . Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, наделённое политическими и иными правами и обязанностями; взрослый человек.

Слайд 7

Повторение изученного материала по истории Гражданской войны. Ответьте на вопросы: 1. Назовите хронологические рамки Гражданской войны. 2. В чем была особенность гражданской войны? 3. Назовите причины войны. 4. На какие два движения раскололось российское общество? 5. Назовите лидеров «красного» движения. 6. Назовите лидеров «белого» движения.

Слайд 8

Максимилиан Волошин Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников. Отравленные тёмной волей И горьким дымом городов. Другие из рядов военных, Дворянских разорённых гнёзд, Где проводили на покой Отцов и братьев убиенных… Одни идут освобождать Москву и вновь ковать стихию. Другие, разнуздав стихию, Хотят весь мир пересоздать.

Слайд 9

Обсуждение романа М . Булгакова «Белая гвардия »

Слайд 10

Вопросы к роману М . Булгакова «Белая гвардия »: 1. Охарактеризуйте главных героев: Алексея, Елену, Николая Турбиных . 2. Какую цель преследует автор, создавая свой роман? 3. Кто является истинным героем романа? 4. Чью сторону в романе принимает автор? 5. Какую основную мысль хочет донести до читателей автор?

Слайд 11

Роман М . Шолохова «Тихий Дон »

Слайд 12

Григорий Мелехов: “ Все они одинаковы… все они – ярмо на шее казачества. ”

Слайд 13

Лозунги « красных »: «Умрём за Родину», «Отечество или смерть», «Лучше смерть, чем гибель России ». «Да здравствует мировая революция» «Смерть мировому капиталу» «Мир хижинам, война дворцам» Лозунги « белых »:

Слайд 14

Состав « белого » движения: Представители офицерства Буржуазия Интеллигенция Казачество Дворянство Зажиточное крестьянство Солдаты Бедное крестьянство Часть интеллигенции Пролетариат Часть офицерства Казачество Состав « красного » движения:

Слайд 15

Цели и особенности « белого » движения: Спасение России. Отсутствие единого лидера Сотрудничество с западными странами Отсутствие чёткой программы действий Россия-единая и неделимая Террор,насилие Мировая революция Установление диктатуры пролетариата. Наличие программы ориентированной на интересы простого народа Террор,насилие Равенство, самоопределение наций и народностей Цели и особенности « красного » движения :

Слайд 16

Марина Цветаева Все рядком лежат,- Не развесть межой. Поглядеть: солдат Где свой, где чужой? Белым был – красным стал Кровь обагрила. Красным был – белым стал; Смерть побелила.

Слайд 17

Душевная драма героев в рассказе М . Шолохова «Родинка »

Слайд 18

Вопросы к рассказу М . Шолохова «Родинка » 1 . Давайте рассмотрим биографии отца и сына в рассказе. Есть ли общие точки опоры в этих биографиях? 2. Обратимся к тексту. Какие чувства испытывают главные герои и каковы их убеждения? 3. Зачитайте кульминационный эпизод рассказа.

Слайд 19

Борис Васильев « В Гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и бесов, как нет и победителей. В ней есть только побежденные – все мы, вся Россия. Нельзя торжествовать победу, убив собственного брата».

Слайд 20

Домашнее задание Написать мини-сочинение « Моя позиция в гражданской войне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам Искусство (МХК) и Литература по теме «Культура Серебряного века»

Для разработки интегрированного урока были выбраны дисциплины Искусство (МХК) и Литература. Эти дисциплины отдельно предполагают в программе изучение тем «Искусство Серебряного века» и &la...

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы на тему: «Культура речи среди студентов и окружающих их лиц»

Культура речи - неотъемлемая часть общей культуры человека. Это литературная речь, построенная по установленным нормам русского языка....

Презентация по ОБЖ "В.Высоцкий - Памятник" Интегрированный урок ОБЖ , Литературы и истории.

Место человека в современном мире , его отношение к безопасности и будущему....

Интегрированный урок по литературе и биологии на тему: «С природой одною он жизнью дышал…»

Урок на тему: «С природой одною он жизнью дышал…» Цели урока: 1. Расширить представление обучающихся о творчестве М.М.Пришвина...

Тема интегрированного урока по истории и литературе «Гражданская война в истории и литературе»

Разработку данного урока можно использовать при  рассмотрении истории гражданской войны и её освещении в литературе на примере романа М. Булгакова "Белая гвардия", романа М. Шолохова &q...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого бинарного урока по истории и литературе, посвященного Великой Отечественной войне, по теме: «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»

Цели урокаобучающие:  повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о Великой Отечественной войне; познакомить их с произведениями разных жанров на тему ВОВ и отметить роль литератур...