Концепция преподавательской деятельности
статья

Остроухова Татьяна Владимировна

История является одной из базовых дисциплин в отечественной системе образования, она воплощает накопленный веками социальный и духовно-нравственный опыт, выступает важным фактором социализации личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_-_kopiya.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция и преподавательская деятельность

преподавателя истории

История является одной из базовых дисциплин в отечественной системе образования, она воплощает накопленный веками социальный и духовно-нравственный опыт, выступает важным фактором социализации личности. Чтобы этот процесс проходил безболезненно, я стремлюсь помочь обучающимся адаптироваться в мире взрослых. Стараюсь вызывать положительные эмоции, создавать комфортный климат на уроке, снять стресс. Миссия педагога во все времена была нелёгкой, а в современном образовании требования к нему как к профессионалу, личности всё более возрастают.  Какие бы методы и педагогические технологии ни осваивал и ни применял педагог, его личностное влияние на духовный мир юной личности всегда будет определяющим. Преподавая историю, я пытаюсь донести до обучающихся слова великого античного учёного Цицерона, о том, что «история — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

Мы часто задаем вопрос: «Как сделать процесс воспитания и обучения более эффективным?» Итак, какова же моя педагогическая концепция? Чем я руководствуюсь в своей профессиональной деятельности?

Первое направление моей педагогической деятельности раскрывают слова Константина Кушнера: «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими».

Чтобы реализовать это направление моей педагогической деятельности я:

● активизирую познавательную активность обучающихся через систему нетрадиционных уроков.

Это пресс-конференция, урок-суд, урок – исследование, урок-экскурсия, урок - соревнование. Такие уроки развивают творческие способности студентов.

использую информационно – коммуникативные технологии.

Мне нравится создавать мультимедийные презентации. Наглядность помогает легко усвоить материал и закрепить его в конце урока с помощью тестов, выведенных на экран. Можно вывести на экран интересный документ и поработать с ним. Смена слайдов позволяет быстро менять исторические карты. Словом, здесь огромное поле деятельности и огромные возможности.

развиваю умение рассуждать и мыслить.

На своих уроках я часто задаю студентам вопросы: «Как вы считаете? Как вы думаете? Почему?» Механическое заучивание материала малоэффективно. Полезней поставить задачу оценить того или иного деятеля, событие. Ребятам интересно, поставить себя на место какого-то исторического деятеля и ответить на вопрос: «А как поступил бы ты? Эффективно срабатывает постановка задачи в начале урока и возвращение к ней в конце, когда материал уже изучен.
● применяю систему индивидуальных и коллективных творческих заданий.

Ребята с интересом берутся за разработку мультимедийных презентаций. Задача педагога – помочь раскрыться, направить энергию в правильное русло.

Индивидуальными могут быть сообщения, доклады на заданные темы. Обучающиеся выбирают темы, интересующие их, подбирают материал, работают с различными источниками и выступают со своими работами.

организую работу на уроке с различными текстами (учебника, исторических источников, документов).

Можно сравнить документы, предоставить ребятам отрывок и попросить продолжить. Взяв высказывание какого-то политического или исторического деятеля, поставить такие вопросы: Кому принадлежат эти слова? О ком идёт речь? Какое событие здесь описано? Важно знакомить обучающихся с текстами современных документов. Работа с документами позволяет получать рациональные знания, умение мыслить, развивать эмоционально-нравственную сферу растущего человека, что предполагает самопознание и самосовершенствование, способность к созидательной деятельности в современном мире, гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию и правовую культуру.

● активно использую проблемный метод обучения.
Я стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме.

Второе направление моей педагогической концепции заключаются в словах: «Учитель – это преподаватель плюс воспитатель, а преподаватель – это педагог плюс воспитатель».

Уроки истории дают широкое поле деятельности для постановки и решения воспитательных задач. Изучая культуру, мы воспитываем чувство прекрасного. Рассматривая исторического или политического деятеля, стараемся дать оценку его нравственных качеств.

Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать подрастающее поколение, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако нельзя идеализировать прошлое. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.

Уроки истории открывают широкие возможности для патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитание патриотизма не может быть без знания истории своего края. Главное богатство Самарской земли – это её люди. На своих уроках я знакомлю с выдающимися личностями, нашими земляками.

Надеюсь, что знания и умения, которые получают студенты на уроках истории, пригодятся им в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных технических средств обучения в преподавательской деятельности

"Применение современных технических средств обучения в преподавательской деятельности" работа заочного тура конкурса "Учитель года"...

Презентация концепции педагогической деятельности

Презентация  концепции педагогической деятельности на конкурсе педагогического мастерства  "Золотая астра 2015"...

Педагогическая концепция"Практика организации исследовательской деятельности обучающихся в урочной и неурочной работе"

Педагогическая концепция была представлена на колледжском конкурсе "Преподаватель года". Может быть использована в педагогической деятельности....

КОНЦЕПЦИЯ Методическая разработка организации воспитательной деятельности

Эффективность и качество образования зависят от взаимодействия процессов обучения и воспитания и, в свою очередь, от их эффективности и качества. Процесс воспитания в техникуме идет по двум направлени...

Психологические и педагогические особенности преподавательской и тренерской деятельности, взаимоотношений учащихся с преподавателем и тренером.

Особенности деятельности преподавателя и тренера связаны, прежде всего, с целью, стоящей перед ним, — достижение его учениками высоких знаний и  высокого спортивного мастерства в результате...

Статья "Педагогическое выгорание в преподавательской деятельности"

Педагогическое выгорание в преподавательской деятельности. Как справиться с этой проблемой....

Концепция воспитательной деятельности в ГБПОУ "БРИЭТ" на 2018-2024 год

Концепция воспитательной деятельности в ГБПОУ "БРИЭТ" на 2018-2024 год...