Рабочая программа дисциплины " АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ"
рабочая программа на тему

Воронцева Надежда Викторовна

Рабочая программа для специальностей СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op._12_avtomatizirovannye_sistemy_2016.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.12. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ

программы подготовки специалистов среднего звена

для специальностей технического профиля

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования

2016  г.


УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебной работе.

_______________ /____Думан О. А._____/

 «_______»_____________2016 г.

_______________ /_________________/

 «_______»_____________2017 г.

_______________ /_________________/

 «_______»_____________2018 г.

_______________ /_________________/

 «_______»_____________2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования,        утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17»  мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г.

ОДОБРЕНО на заседании  предметно-цикловой комиссии информационно-коммуникационных технологий__________________

______________________________________

Протокол № 1, дата «29»  августа  2016 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2017 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2018 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2019 г.

Председатель комиссии ________/________/

ОДОБРЕНО методическим советом колледжа

Протокол № 1 от «02»   сентября  2016 г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «_____» __________2017 г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «_____» __________2018 г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «_____» __________2019 г.

Председатель _____________/______________/

Составитель(и) (автор):

Воронцева Надежда Викторовна

Рецензенты:

Внутренний

Внешний

Чиканкова Наталия Александровна

Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)

230701  Прикладная информатика (по отраслям)

Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Разработчики:

Чиканкова Наталия Александровна, преподаватель.

Воронцева Надежда Викторовна – преподаватель информатики.

Рассмотрена и утверждена на заседании межцикловой комиссии

«____»________________201_ г.


  1. СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

____________АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ______________

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

 230701  Прикладная информатика (по отраслям)

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Профессиональный цикл. Общепрофессиональные дисциплины.

        Программа  учебной дисциплины может быть использована в дополнительном образовании и профессиональной подготовке специалистов в области прикладной информатики при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профессиональный цикл. Общепрофессиональные дисциплины.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • создавать алгоритмы для обработки информации
  • подбирать технические средства для решения конкретной задачи
  • подбирать необходимое системное и прикладное программное обеспечение для решения конкретной задачи

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • состав и жизненный цикл автоматизированных информационных систем (АИС);
  • типовые технические и программные средства для создания АИС;
  • назначение и состав информационно-поисковых, интеллектуальных, экспертных систем.

В результате освоения учебной дисциплины «Автоматизированные системы» обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или инвалидам должны быть созданы условия, способствующие получению знаний:

- механизмов социальной защиты;

- норм позитивного социального поведения;

-основ эффективного интеллектуального труда;

-приемов самостоятельной работы;

-роли книги и ИКТ в учебной деятельности;

-основ деловой коммуникации;

и формированию умений:

- использовать нормы позитивного социального поведения;

- проводить саморефлексию;

- определять перспективы своего личностного саморазвития;

- толерантно воспринимать и правильно оценивать людей в соответствии с юридическими и моральными нормами;

- уметь ориентироваться в незнакомой учебной (рабочей) ситуации;

- уходить от конфликтов;

-выходить из конфликтов

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося __90__ часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __60__ часов;

самостоятельной работы обучающегося __30__ часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

     практические занятия

6

     контрольные работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:

Работа с конспектами лекций, выполнение домашнего задания

Подготовка  рефератов

30

Итоговая аттестация в форм)    экзамена 


  1. 2.2. тематический план и содержание учебной дисциплины Автоматизированные системы

наименование                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебной дисциплины и ее задачи, связь с другими дисциплинами

2

Раздел 1.

Общая характеристика автоматизированных информационных систем

Тема 1.1.

Автоматизированные системы: основные понятия

Содержание учебного материала

6

1

1

Основные понятия: информация, данные, способы сбора и хранения информации..

2

2

Информационные технологии: принципы обработки текстовой, табличной, графической и звуковой информации

2

3

Автоматизированные и неавтоматизированные информационные системы. Управленческая и информационная пирамиды. Функции управления и функции информационных систем.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектами лекций, выполнение домашнего задания

3

Тема 1.2.

Состав и структура АИС

Содержание учебного материала

4

1

1

Структура АИС: основные составные части. Функциональные и обеспечивающие подсистемы.

2

2

Основные принципы и стадии разработки автоматизированных систем. Автоматизация рабочих мест: индивидуального и коллективного

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектами лекций, выполнение домашнего задания

2

Тема 1.3.

Этапы разработки и эксплуатации АИС

Содержание учебного материала

4

1

1

Основные стадии создания автоматизированных систем: формирование требований к автоматизированной системе, концепция автоматизированной системы, техническое задание и т.д.

2

2

Основные стадии создания АИС.  Содержание  этапов создания АСУ на различных стадиях

Содержание работ по каждой стадии создания автоматизированной системы.

2

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

Темы рефератов:

Создание информационных систем на основе Microsoft Office.

4

Раздел 2.

Типовые средства автоматизированных информационных систем

Тема 2.1.

Информационное обеспечение

Содержание учебного материала

4

1

1

Понятие: информационное обеспечение. Состав информационного обеспечения.

2

2

Характеристики и кодирование экономической информации; ее классификация, принципы создания информационного обеспечения.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектами лекций, выполнение домашнего задания

2

Тема 2.2.

Программное обеспечение

Содержание учебного материала

6

1

1

Назначение и состав программного обеспечения, необходимого для работоспособности АИС .

Системное программное обеспечение.

2

2

Пакеты прикладных программ, входящие в состав АИС Языки программирования (общие для разработки АИС и встроенные).

2

3

Сетевые технологии, обеспечивающие работоспособность АИС

2

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектами лекций, выполнение домашнего задания

Темы рефератов:

Средства разработки Internet-приложений.

Пользовательские программные средства для работы в Internet.

Создание информационных систем на основе электронной таблицы Excel.

Создание информационных систем на основе СУБД Access

3

Тема 2.3.

Математическое обеспечение

Содержание учебного материала

4

2

1

Назначение, состав и структура математического обеспечения.  

2

2

Модели и алгоритмы обработки информации в автоматизированных системах

2

Практические занятия

6

Расчет сетевых графиков

2

Оптимизация сетевых графиков

2

Определение потребности в сырье и комплектующих изделиях.

2

Работа с конспектами лекций, выполнение домашнего задания

Темы рефератов:

Решение оптимизационных задач с помощью электронной таблицы Excel

Решение задач коммерческой деятельности с помощью имитационного моделирования.

5

Тема 2.4.

Техническое обеспечение

Содержание учебного материала

2

1

1

Технические средства, применяемые в АИС: состав, классификация, функции. Выбор технических средств для решения конкретных задач

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектами лекций, выполнение домашнего задания

1

Тема 2.5.

Прочие виды обеспечения

Содержание учебного материала

2

1

1

Основные понятия о правовом, лингвистическом, эргономическом и организационно-математическом обеспечении

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектами лекций, выполнение домашнего задания

Темы рефератов:

Проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ для коммерческой деятельности

1

Раздел 3.

Особенности функционирования автоматизированных информационных систем

Тема 3.1.

Типы автоматизированных информационных систем

Содержание учебного материала

6

1

1

Классификационные признаки информационных систем.

2

2

Особенности построения информационно-поисковых систем. Назначение и общая структура банков данных.

2

3

Основные направления автоматизации управления: САПР, АСУ ТП, АСУП, АСУ ГПС, ИАСУ. Типы и роль различных информационных систем в организации

2

Тема 3.2.

Эффективность автоматизированных информационных систем

Содержание учебного материала

2

1

1

Виды эффективности и оценка эффективности автоматизированных систем. Показатели эффективности. Пути повышения эффективности автоматизированных систем

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектами лекций, выполнение домашнего задания

1

Тема 3.3.

Тенденции развития автоматизированных информационных систем

Содержание учебного материала

2

1

1

Автоматизированные информационные системы и сети назначение и общая структура

Автоматизированные информационные системы и сети - перспективные направления развития автоматизированных систем:

Работа с конспектами лекций, выполнение домашнего задания

Темы рефератов:

Развитие Internet в России.

Анализ информационных услуг российской части Internet.

Сравнительный анализ поисковых систем Internet.

Телеконференции в Internet.

Программные средства электронной почты.

Обмен файлами в Internet.

Развитие электронной коммерции в России.

Концепция корпоративных сетей Интранет

4

Раздел 4.

Автоматизированные рабочие места (АРМ)

Тема 4.1.

Автоматизированные рабочие места (АРМ)

Содержание учебного материала

2

1

1

Особенности построения и использования автоматизированных рабочих мест.  Общефункциональная обеспечивающая технология АРМ.  Автоматизированное рабочее место на основе персональных ЭВМ. Типовая структура АРМ

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектами лекций, выполнение домашнего задания

2

Всего:

90

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теоретического обучения по специальности Прикладная информатика и компьютерного класса

Оборудование учебного кабинета:

  • Ученические рабочие места – рабочие столы и стулья
  • Рабочее место преподавателя – комплект ПЭВМ, набор лицензионного ПО (в соответствии с требованиями дисциплины) , МФУ, локальная сеть, выход в I-net.
  • комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

  • Интерактивная доска
  • Мультимедийный проектор

Оборудование компьютерного класса:

  • Ученические рабочие места – комплект ПЭВМ, набор лицензионного ПО (в соответствии с требованиями дисциплины)
  • Рабочее место преподавателя –комплект ПЭВМ, набор лицензионного ПО (в соответствии с требованиями дисциплины) , принтер
  • Локальная сеть, выход в I-net.
  • комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

  • Интерактивная доска
  • Мультимедийный проектор

Особенности реализации учебной дисциплины «Информатика» для лиц с ограниченными возможностями здоровья

На основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. От 29.12.2015 года) «О социальной  защите  инвалидов  в  Российской  Федерации»;  Указа Президента Российской  Федерации  от  07.05.2012  года  №  597  «О мероприятиях  по  реализации государственной социальной политики»;  Указа  Президента  Российской  Федерации от 07.05.2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования  и  науки»;  Распоряжение Правительства  РФ от 15.10.2012 года № 1921-р        «О комплексе мер,        направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального                образования»; Письма  Департамента  государственной  политики  в сфере подготовки  рабочих кадров и        ДПО от 18 марта 2014 года №06-281 «Требования        к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного  процесса»,  в техникуме  созданы  условия    доступности  для лиц с  ограниченными возможностями здоровья. Создание безбарьерной среды в Энгельсском политехникуме направлено на потребности следующих категорий инвалидов        и        лиц        с        ограниченными        возможностями здоровья:        с нарушениями  зрения;  с  нарушениями  слуха;  с  ограничением двигательных функций. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья обеспечен доступ к фондам учебно - методической документации.

На  официальном  сайте  Энгельсского политехникума http://politehnikum-eng.ru/index/specialistov_srednego_zvena/0-390 представлены федеральные государственные образовательные  стандарты  среднего  профессионального  образования,  учебные планы, аннотации рабочих программ, учебно-методические материалы, разработанные педагогическими  работниками  техникума,  обеспечен доступ всех студентов в интернет. Кроме того, доступ к этим документам возможен из любой точки, где есть интернет.

Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

В Энгельсском политехникуме для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможна реализация образовательной программы по заочной форме обучения  с элементами дистанционного образования.

В техникуме создана профессиональная и социокультурная толерантная  среда,  необходимая для формирования  гражданской,  правовой  и  профессиональной  позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству и обучению в инклюзивной форме.

Студенты Энгельсского политехникума принимают участие в добровольческом (волонтерском) движении, в ежегодном благотворительном движении «Белый цветок», направленных на развитие способностей толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

Материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в аудитории и  другие помещения.

Обеспечена доступность к прилегающей территории учебных корпусов по адресу: 413116 Саратовская область, г. Энгельс, ул. Полтавская, дом 19 и ул. Железнодорожная, дом 13. Входные пути, пути перемещения внутри здания и территория  соответствуют  условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп студентов с ограниченными возможностями, беспрепятственному подъезду машин скорой помощи.

В кабинете имеются места для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху.

На пункте охраны у дежурного есть возможность оперативно вызвать врача.

В учебном кабинете используется мультимедийное оборудование: слайд-проектор, экран, колонки. Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных  потребностей  конкретного обучающегося.

Организация итоговой аттестации для  обучающихся  с  ограниченными  возможностями здоровья.

Государственная       итоговая       аттестация       выпускников        с   ограниченными возможностями здоровья является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной  программы  в полном объеме.

Требования        к        содержанию,        объему        и        структуре        выпускной

квалификационной работы        определяются        Порядком        проведения  государственной        итоговой        аттестации        по образовательным программам среднего профессионального образования и локальными нормативными документами Энгельсского политехникума.

Выпускники с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к государственной итоговой аттестации и в период ее проведения имеют возможность доступа в аудитории,  к  библиотечным  ресурсам техникума.

Технические  средства  для  обучающихся  с  ограниченными возможностями здоровья.

Для  слабовидящих студентов        в учебном        кабинете        предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов - слайда на экране. Сайт техникума разработан с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ (имеется доступ к версии для слабослышащих).

 Для слабослышащих студентов имеются мультимедийные средства и видеоматериалы.

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  • Годин В.В., Корнеев И.К. Модульная программа для менеджеров. - Управление информационными русурсами. - М.: ИНФРА - М, 2009.
  • Информационные технологии управления : Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Черкасова. - М.: ИНФРА - М, 2011. -216с. - (Серия "Высшее образование").
  • Основы информатики: Учебное пособие Под ред. Морозевича А.Н. –  Минск: ООО «Новое знание», 2010. – 544 с.
  • Прикладное программное обеспечение информационных сетей: Учебное пособие  Под ред. Сумарокова Л.Н. – М.: МИФИ, 2011.

Дополнительные источники:

  • Фигурнов В.Э.  IBM  PC  для пользователя. Краткий курс. – М.:
  • ИНФРА, 1998.
  • Солтон Дж. Динамические библиотечно-информационные системы. – М.: Мир, 1987.
  • Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих/Сост. Д.А. Поспелов. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 352 с.: ил.

  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • создавать алгоритмы для обработки информации
  • подбирать технические средства для решения конкретной задачи
  • подбирать необходимое системное и прикладное программное обеспечение для решения конкретной задачи

Экспертная оценка выполнения практического задания

Знания:

  • состав и жизненный цикл автоматизированных информационных систем (АИС);
  • типовые технические и программные средства для создания АИС;
  • назначение и состав информационно-поисковых, интеллектуальных, экспертных систем.

Экзамен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курсов «Автоматизированное проектирование – Autodesk AutoCad»

Данная программа предназначена для освоения возможностей автоматизации процесса разработки проектной и конструкторской документации в графической среде AutoCad.Задачи курса содержат формирование у сту...

рабочая программы дисциплины "Операционные системы и среды"

рабочая программа дисциплины "Операционные системы и среды" для специальности 230701...

Рабочая программа дисциплины Система государственного управления

Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 034702  Документа...

Рабочая программа дисциплины "Математика: алгебра и начала анализа, геометрия" для специальности 09.02.03 "Программирование в компьютерных системах"

Аннотация рабочей программы дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия »по специальности 09.02.03         Программирование в ко...

Рабочая программа дисциплины "Программирование для автоматизированного оборудования"

Программа дисциплины "Программирование для автоматизированного оборудования" учитывающая современные требования к знаниям обучающихся...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Автоматизированные системы бухгалтерского учета" ДПО «Оператор ЭВ и ВМ с углубленной подготовкой»

Цель настоящего практикума – помочь освоить ведение бухгалтерского учета на примере работы с системой «1С:Бухгалтерия 8» (редакция 2.0). Структура учебного практикума. Задания практи...

Рабочая программа дисциплины "Информационные системы судопроизводства"

Рабочая программа дисциплины "Информационные системы судопроизводства". Междисциплинарный курс «Информационные системы судопроизводства»  призван ознакомить студентов с аспе...