Формы организации и характер деятельности хореографического коллектива
методическая разработка по теме

Шушарина Татьяна Андреевна

 

От того, как организована деятельность коллектива и в какой форме, зависит успех Не только в достижении творческих результатов, но и воспитании участников, В формировании гармонически развитой личности.

Цель хореографического коллектива - сформировать гармонично развитую личность.

Формы (направления) хореографии:

- кружки - организуют и обучают танцу на определенном материале без учета долгосрочной деятельности. Задача кружка - обогатить себя, индивида;

коллектив - более крупная форма, здесь обязателен учебный процесс, целенаправленность. Несколько возрастных групп, изучаются различные виды хореографии;

- ансамбль - очень крупная форма, большое количество человек, преемст­венность поколений, наработанный свой репертуар, определенный исполни­тельский уровень, высокая организация коллектива, единая школа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской Дворец детского (юношеского) творчества

Методическое объединение педагогов сценических коллективов

Формы организации

и характер деятельности

хореографического коллектива

Педагог дополнительного образования

Шушарина Татьяна Андреевна

МО ГДД(Ю)Т руководитель

Огородников Анатолий Алексеевич.

От того, как организована деятельность коллектива и в какой форме, зависит успех Не только в достижении творческих результатов, но и воспитании участников, В формировании гармонически развитой личности.

Цель хореографического коллектива - сформировать гармонично развитую личность.

Формы (направления) хореографии:

- кружки - организуют и обучают танцу на определенном материале без учета долгосрочной деятельности. Задача кружка - обогатить себя, индивида;

-  коллектив - более крупная форма, здесь обязателен учебный процесс, целенаправленность. Несколько возрастных групп, изучаются различные виды хореографии;

- ансамбль - очень крупная форма, большое количество человек, преемственность поколений, наработанный свой репертуар, определенный исполнительский уровень, высокая организация коллектива, единая школа.

        

Хореографический коллектив - это не просто группа людей, добровольно в него вступившее, это объединение, основанное на идейной, этической и художественно-творческой общности, отношениях товарищества, сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки. Деятельность хореографического коллектива направлена на реализацию общественно значимых целей (работа над концертной программой, спектаклем, отдельными танцевальными номерами) и включает:

  1. изучение материала танцевального произведения, принятого к постановке;
  2. разучивание движений;
  3. создание в танце образа, характера, действия и т.д.

Овладение навыками творческой деятельности - это не только эффективный путь развития способностей участников, но и один из важнейших факторов воспитания трудолюбия, воли, внимания, настойчивости, целеустремленности.

В хореографическом коллективе, как и в других самодеятельных художественных коллективах, удовлетворяются потребности в общении, происходит обмен опытом, укрепляются связи с другими клубными коллективами.

Первичным коллективом, определяющим жизнь участника художественной самодеятельности, является кружок. Как правило, это объединение учебного типа, где участники стремятся получить знания, умения, навыки в определенном жанре хореографического искусства.

В такой коллектив (кружок) принимают всех желающих заниматься хореографическим искусством. Состав его участников может быть как однородным, так и смешанным по образованию, профессии, полу и возрасту.

Большое внимание в хореографических кружках уделяется учебно-тренировочной работе (экзерсис у станка и на середине), которая помогает участникам кружка правильно освоить весь комплекс учебно-тренировочных занятий (постановка рук, ног, корпуса, головы, разучивание движений, комбинаций, этюдов и т.д.), развить танцевальность, ритмичность, музыкальность. Кроме того, в кружках (а их подразделяют, на кружки начального и повышенного типа) могут изучаться и основы теории и истории хореографического искусства, а при достаточной подготовленности участники кружка могут выступать перед зрителями.

Существуют студии народного, классического, эстрадного, бального танца, студии при народных хореографических коллективах. Они отличаются от массовых танцевальных кружков более дифференцированным подходом к отбору детей и подростков, стабильностью, четко организованным учебным процессом.

Детские и юношеские студии подготавливают кадры исполнителей для народных театров балета, народных ансамблей танца, народных ансамблей песни и танца, народных эстрадно-танцевальных ансамблей. Эти студии, как правило, действуют самостоятельно, то есть имеют свой репертуар, свои концертные площадки, своего зрителя.

Основная задача студий - средствами хореографического искусства способствовать воспитанию всесторонне развитых, культурных, творчески активных людей.

Участники студий получают знания и навыки в области хореографического искусства, позволяющие им принять участие в творческой деятельности народных театров балета и народных ансамблей танца, быть общественными руководителями танцевальных кружков.

В студиях изучаются классический, народно-сценический, историко-бытовой и бальный танец с учетом опыта ведущих коллективов балета и ансамблей народного, эстрадного и бального танца. Частью учебного процесса является и постановочная работа.

Народные театры балета и ансамбли народного танца - высшие формы развития самодеятельных хореографических коллективов. В этих коллективах разучиваются и исполняются произведения, требующие более глубокого понимания. Учебно-воспитательная работа носит характер систематических занятий, на которых изучаются история и теория предмета, основы актерского мастерства.

Работа любого хореографического коллектива должна строиться на основе массового вовлечения трудящихся. Формы привлечения участников разнообразны:

1. Объявления о приеме в коллектив по городу, району, в учреждениях, учебных заведениях.

2. Объявление по радио (выступления по местному радио на предприятии), в стенгазетах. В этих объявлениях разъясняется профиль деятельности коллектива, указывается место и время записи в коллектив. Большую помощь в привлечении новых участников может оказать актив и бюро коллектива. Ярким примером пропаганды и агитации являются выступления участников с концертными программами в цехах предприятий, в красных уголках общежитий или в клубных учреждениях.

Состав хореографического коллектива чаще всего бывает смешанный (юноши и девушки), но может быть и однородным. В хореографический коллектив принимаются все желающие в возрасте 15-16 лет и старше. В приеме может быть отказано только лицам с неудовлетворительным состоянием здоровья.

В процессе комплектования коллектива не следует ограничивать число его будущих участников. При большом числе желающих заниматься в коллективе их нужно разделить на группы. Обычно группа состоит из 20-25 человек и, как правило, формируется по степени подготовленности участников. Желательно иметь группу основного состава и подготовительную группу, в которую в течение всего года можно принимать новичков. Если ко в коллективе нет подготовительной группы, то и тогда прием должен производиться круглый год, но со вновь принятыми необходимо проводить индивидуальные занятия.

Для полноценной и плодотворной работы хореографического коллектива необходимы хорошая материально-техническая база культучреждения, помещения для занятий и репетиций, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам, музыкальные инструменты и т.д., а также руководитель и аккомпаниатор, которые будут осуществлять учебно-воспитательный процесс в хореографическом коллективе.

Балетный зал - это специальное, хорошо проветриваемое помещение( 60-80 кв.м ) С гладким, струганным деревянным полом без щелей. Температура воздуха в зале должна быть умеренной, 15°-16° . Балетный зал должен быть оборудован станками - длинными, круглыми, гладко оструганными палками, диаметром 5-7 сантиметров. Станки, как правило, укрепляются на кронштейнах вдоль стен, но могут быть и переносными. Для детей высота станков от пола 80 - 90 см, для взрослых 100-120 см. В балетном зале Должны быть зеркала, желательно во всю стену, чтобы участники могли видеть свои движения и устранять ошибки.

Для переодевания участников хореографического коллектива нужны раздевалки. Это специальные комнаты с вешалками и шкафами, или место в классе, отгороженное ширмой. Желательно иметь душ с теплой водой.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Громов Ю.И. Хореографический коллектив в клубе.- Л., 1991
  1. Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика. -М.,1998
  2. Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. - М.,1996

4. Быкова М. С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. Учебно-методическое пособие.- М., Просвещение, 2000

Виды хореографии и их формы:

Народный танец:

-   кружок;

- танцевальная группа при народном хоре;

-  коллектив народного танца;

- фольклорный коллектив;

- студия народного танца;

- ансамбль народного танца;

- ансамбль песни и пляски

Классический танец:

- студия;

- ансамбль классического  танца;

- театр балета.                         

Современный бальный танец:

- кружок бального танца;

- школа бального танца;

- отдельная пара (индивидуальное занятие);

- ансамбль бального танца;

Эстрадный

танец:

- танцевальная группа;

- кружок эстрадного танца;

- студия эстрадного танца;

- ансамбль эстрадного танца;

- шоу-группа;

- театр эстрадного танца;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная форма организации образовательного процесса, способствующая творческой самореализации хореографического коллектива в сельской школе. Авторы: преподаватели хореографического отделения МБОУ ДОД "ДШИ с. Монаково" Жукова Е.С., Горожанкина И.М.

В настоящее время существуют множество различных методических рекомендаций по развитию творческих способностей детей на занятиях в классе хореографии. Рассматривая и изучая различные методы работы, мы...

Работа с родителями. Совместные формы работы в хоровом коллективе «Апрель»

Целью совместных форм работы, впервую очередь, является создание атмосферы доверия между педагогом, ребенком и семьей, включение родителей в деятельность творческого коллектива в том или ином виде....

Методическая разработка занятия по дисциплине ОП.05 «Экономика организации» для специальности 11.02.01 «Радиоаппаратостроение» на тему «Формы организации и оплаты труда»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым«Симферопольский колледж радиоэлектроники»          М...

Организация работы танцевального коллектива в школе

Тема моей проектной работы “Организация работы танцевального коллектива в школе”, которую я хочу раскрыть на примере авторской работы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей про...

Самоуправление в классе. Продуктивная модель организации жизни классного коллектива

Самоуправление в классе. Продуктивная модель организации жизни классного коллектива...

Рабочая программа ПМ05 "Организация и управление коллективом исполнителей" спец.13.02.01 Тепловые электрические станции

Рабочая программа ПМ05 составлена в соответствии с ФГОС 2014г. для базового уровня спец.13.02.01 "Тепловые электрические станции"...

КОС по ПМ 05 Организация и управление коллективом исполнителей спец.13.02.01 Тепловые электрические станции

Комплект КОС по ПМ 05 организация и управление коллективом исполнителей спец.13.02.01Тепловые электрические станции содержит информацию для оценки освоения МДК модуля и производственной практики,...