МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ»
методическая разработка

Савина Анастасия Михайловна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: « ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ» основана на станковой композиции по теме " Танцуй фламенко!" , как наиболее подходящей для передачи эмоциональной составляющей динамической композиции. Методичес5ая разработка включает в себя  фотоматериалы, репродукции картин художников , а также развернутый план урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon flamenko_v_zhivopisi_2.zip1.3 МБ
Файл flamenko_1.docx87.85 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: « ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ДИНАМИКЕ»

Преподаватель: Савина Анастасия Михайловна,
ДХШ №17 г. С.Петербург

Цель:

Воспитательная: воспитывать у будущих художников интерес к изучению культур различных стран.

 Развивающая: развить теоретические основы и практические навыки изображения фигуры человека в статике и динамике.

Обучающая: научить изображать фигуру человека по представлению

Задачи:

  1. Знакомство с пропорциями человеческого тела.
  2. Рисование статичной и динамичной человеческой фигуры по предложенной преподавателем схеме с использованием вспомогательных линий и опорных точек.
  3. Самостоятельное поэтапное рисование движения фигуры человека с учетом последовательности этапов.

Оборудование для учеников: мольберты, бумага (формат А4 и А3), карандаши различной мягкости, ластик, акварельные краски,  работы из методического фонда.

Оборудование для преподавателя: компьютер, монитор, компьютерный диск , мольберт, бумага, карандаш, ластик.

Структура урока:

I – Организационный момент - 5 мин

Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к занятиям, проверка присутствующих, заполнение журнала

II – Изучение нового материала – 35 мин

  1. Введение в тему урока -  5 мин
  2. Лекция и презентация нового материала- 10 мин
  3. Практическая демонстрация педагогом последовательности действий учащихся -  10 мин

III – Практическое выполнение работы – 30 мин

IV – Рефлексия – 15 мин

Подведение итогов, сравнение результатов тестовых работ с выполненными работами под руководством преподавателя. Выявление ошибок и пути исправления.

V – Выдача домашнего задания - 5 мин

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к уроку;

2. Введение в тему урока 

Основные термины:

ДИНАМИКА - (от греч. dynamis - сила ) - учение о силах и о производимых ими движениях: движение, действие, развитие.

РИТМ- это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

КОНТРА́СТ (франц. contraste, от лат. con-trarie — "противоположным образом") — резкое различие, противоположность.        

3. Лекция и практическая демонстрация нового материала

Демонстрация презентации со слайдами. 

   Портрет человека в движении предполагает не столько изображение самого движения, сколько изображение внутреннего состояния человека, выраженного посредством движения. (Речь идет не о простом механическом движении, например беге или ходьбе, а о движении, вызванном внутренним состоянием и выражающим его.)

   Чем такое движение будет более естественным и непосредственным, идущим от внутреннего состояния человека, а не от стремления принять красивую позу, тем оно будет выразительней. Изображение людей, находящихся в движении, требует от художника умения выбирать для изображения наиболее выразительную и характерную фазу этого движения.

   Таким образом, Танец как средство выражения в движении как нельзя лучше подходит для воплощения данной задачи. Испанский танец Фламенко как наиболее эмоциональный и характерный может служить замечательным примером и основой для динамической композиции.

   Изображение человеческого тела в танце является сложной задачей и вызывает интерес у художников во все времена. Ещё на египетских фресках древние мастера изображали танцующих людей, вдохновляясь магической энергией, скрывающейся в движении. Греческая мифология на полотнах многих художников также представлена танцем: от Сандро Боттичелли до Пойнтера. В 1911-м году самого Матисса называли безумцем, а его полотна «Танец», «Музыка» и «Купание» вызвали настоящий скандал. Вдохновившись народными плясками, спустя год импрессионист представил «Танец с настурциями». Этот список можно продолжать бесконечно, но мы обратим свой взор на, пожалуй, самый фееричный танец жаркой Испании – фламенко.

   Пламенный фламенко особенно часто привлекал внимание художников. Огонь и страсть, броские цвета, ощущение экзистенциальной черты между жизнью и гибелью – фламенко изображали по-разному, но всегда это была борьба.

Способы передачи динамической композиции 

  Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики, в то время как статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.

       

  Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов. Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.



 

  Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот  

предмет даже на картинке движущимся.

  Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагонали.  Картина Флетчера Сибторпа как нельзя лучше демонстрирует нам это.

   Флетчер Сибторп

       

   Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.


   


Сарджент Халео

    В картине Сарджента Халео мы  прекрасно видим  воплощение двух этих приемов .

Ощущение движения назад передано очень остро.

           

   Еще одним мощным инструментом в моделировании динамической композиции является контраст.
Контрастными могут являться абсолютно  различные параметры - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.
 

   Когда мы говорим о живописи, цветовое решение, конечно же, играет не последнюю роль в создании необходимого нам эффекта.

Для изображения танца фламенко как и в общем для передачи напряженного состояния чаще всего используются интенсивные цветовые сочетания. Культуре испанского танца присущи красно-черные и красно-белые сочетания, что дает нам возможность создавать эффектные колористические решения, как нельзя лучше передающие динамику танца.

  Не будем забывать и о таком понятии как ритм.

В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.

  Ритм всегда подразумевает движение. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног.  Ритм также  может строиться на контрастах объемов. Ритм является одной из "волшебных палочек", с помощью которых можно передать движение.

    Флетчер Сибторп

                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                             5

  Также интересно проследить средства изображения таких динамических состояний как, например, стремительность движения. Современная художница Рената Домагальска как многие другие решает эту проблему посредством обобщения, размытости.

      Рената Домагальска

4. Самостоятельное выполнение работы учениками.  Ученики работают по образцу с консультацией преподавателя по правилам, изложенным в теоретической части урока.

5. Подведение итогов. Сравнительный анализ работ учащихся. Выявление ошибок и пути их исправления. Выдача домашнего задания

Критерии оценки: Обоснованная композиция изображения

Список используемой литературы:

  1. Полное руководство по рисованию фигуры человека. Энтони Райдер,  Издательство:                   "Попурри", 2004 г.
  2. Рисунок. Техника рисования фигуры человека в движении. Гордон Л., Издательство: “ЭКСМО-Пресс”, Москва, 2000 г.
  3. Секреты композиции для начинающих художников.   Ольга Соколова , Издательство: - АСТ: Астрель, Москва , 2003 г. 
  4. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства.   Рудольф Паранюшкин, Издательство: Феникс, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект урока по теме: "Легкая атлетика"

Тема урока: прыжки  в длину с разбега и выполнение метания мяча на дальность и в цель.Вид урока:   легкая атлетика.Тип урока: Совершенствование техники прыжков в длину с разбега и ...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Стили речи.

Тема урока:  «Стили речи».Тип урока: урок закрепления знаний.Технологии: личностно-ориентированная, групповая.Цели:1) тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тем...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

методическая разработка конспекта урока на тему «Белки и их химико-технологические свойства»

Методическая разработка урока химии на тему «Белки и их химико-технологические свойства» посвящена проблеме полноценного рационального питания – важного условия сохранения здоровья, ...

Методические разработки Конспект урока по теме: «Аккумуляторные батареи»

Конспект урока по теме:   «Аккумуляторные батареи»...

Методическая разработка конспекта урока по теме "Машиностроение мира"

Данный конспект урока разработан в соответствии с технологией сотрудничества и ориентированный на обучающихся СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ПОСТРОЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПЕЙЗАЖЕ»

В этой методической разработке дается понятие перспетивы и рассматриваются ее различные виды....