образовательная программа "Спортивный бальный танец" для ДШИ
рабочая программа по теме

Лялина Фаина Александровна

Эта программа поможет многим на базе ДШИ (отделения хореографии) открыть отделения бального танца. Я разработала и утвердила программу в 2004 году и успешно работаю до сих пор. За это время по данной программе было два выпуска. Многие продолжают заниматься в профориентационном классе, некоторые, достигшие определённого возраста, поступили в высшые учебные заведения по специальности "Хореография".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Спортивный бальный танец"57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

Детская школа искусств

Тарского муниципального района Омской области

Лялина Фаина Александровна

Спортивный бальный танец

Образовательная программа для учащихся хореографического отделения

детских школ искусств.

Год составления: 2004год

Утверждена директором МОУ ДОД Тарской школы искусств

Фёдоровым Анатолиим Валентиновичем от 28 августа 2004года

Срок реализации: 5лет

Рецензенты: Омский областной колледж культуры и искусства председатель ПЦК хореографии Черепанова Н. К., преподаватель Лыткина Л. С.

Детская школа искусств № 3 председатель хореографической секции ДШИ

Полякова И .А., член методического совета Калашникова Е. И.

МОУ ДОД Тарская школа искусств

преподаватель хореографии

Лялина Ф. А.

Пояснительная записка.

В настоящее время спортивный бальный танец завоёвывает всё более широкую популярность в России и во всём мире. Это объясняется высокой культурой и красотой его исполнения, зрелищностью и безграничными возможностями. Человек, увлекающийся бальными танцами в течении всей жизни, может хорошо владеть телом, укреплять нервную  и дыхательную системы, поддерживать мышечный тонус, наслаждаясь при этом прекрасной музыкой.

Спортивный бальный танец исполняется в паре. Отсюда вся  сложность и прелесть ролевого взаимоотношения «кавалера» и «дамы». Дети, танцуя в парах, учатся помогать друг другу, прислушиваться к мнению партнёра, находить совместные решения, улаживать неизбежные разногласия и даже конфликты мирным путём, овладевают культурой общения.

Содержание программы «Спортивные бальные танцы» многопланово. Наряду с европейскими и латиноамериканскими, она включает в себя отечественные, историко-бытовые и детские массовые танцы, а также классический и джаз-танец.

Основу данной программы составляет, с одной стороны ориентация на общечеловеческие ценности мировой танцевальной культуры, а с другой – установка на развитие творческой индивидуальности ребёнка.  В данной программе использованы последние идеи и правила преподавания бальных танцев с использованием новых разработок, методик и нормативных документов.

Цели:

Начальное профессиональное образование, эстетическое воспитание средствами хореографии – таковы цели, поставленные перед хореографическими школами и хореографическими отделениями школ искусств. Выпускники хореографических школ (отделений) должны быть не только грамотными исполнителями, но и подготовленными зрителями, слушателями, людьми с развитым художественным вкусом. Умение самостоятельно оценивать художественные произведения, аргументировать свои оценки – необходимые качества активной, творческой, гармонично развитой личности.  Бальный танец – одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке,  тренировки тела, что не возможно без здорового образа жизни. Главная цель в том, чтобы на основе интересов подростков к спортивным бальным танцам создать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей формирующейся личности юного гражданина, его способности к самовыражению  в танце.

Задачи:

  1. Изучение истории танцевальной культуры;
  2. Развитие чувства ритма и музыкальности;
  3. Развитие моторико-двигательной памяти;
  4. Изучение основ актёрского мастерства;
  5. Развитие творческой инициативы и способности к самовыражению в танце;
  6. Формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего имиджа;
  7. Дать начальное профессиональное хореографическое образование и подготовить детей к творческой самостоятельной современной жизни.
  8. Выявить наиболее способных учащихся для поступления в специальные учебные заведения.

Валеологическая направленность обучения спортивным бальным танцам, соединённая с духовно-творческой устремлённостью – необходимое условие для гармоничного развития подростка. Дети, занимающиеся спортивными бальными танцами, получают весьма разностороннее интеллектуальное, художественное и физическое развитие. Поэтому данную программу можно отнести к типу спортивно-образовательных программ с интелектуално-художественной направленностью.

Процесс овладения танцором основами актёрского мастерства представляет собой, по существу, совершенствование механизмов нервно-психической регуляции, приспособление функций организма и действий танцующего к нормам современного спортивного бального танца.

Программа «Спортивный бальный танец» рассчитана на 5 лет. Количественный состав групп формируется от 8 человек. Младшие классы: 1-3, старшие классы: 4-5. Возраст поступающих 7-10 лет.

Занятия 1-го года обучения проводятся 3 раза в неделю и длятся 2 часа. 1 час выделяется на факультативные занятия. на протяжении всего обучения выделяется 0.5 часа на занятия по сценической практике (индивидуальные занятия).

Занятия 2-го года обучения проводятся 4 раза в неделю по два часа. 1 час выделен на факультативные занятия. Второй год обучения предполагает постановку в произвольные пары.

Группа 3-го года обучения занимается 4 раза в неделю по 3 часа. На факультатив отводится по 1 часу в неделю. На третьем году обучения танцевальные пары становятся постоянными.

Группа 4-го года обучения занимается также 4 раза в неделю по 3 часа. 2 часа в неделю выделяется на факультативные занятия.

Группа 5-го года обучения занимается 4 раза в неделю по 3 часа. По 2 часа в неделю отводится  на факультативные занятия.

На протяжении всего обучения дети участвуют в концертах и конкурсах. В конце каждого года по всем дисциплинам проходят переводные контрольные уроки, зачёты и экзамены, предусмотренные учебным планом. После пятилетнего обучения проходят выпускные экзамены по дисциплинам, предусмотренные учебным планом.

В конце курса обучения учащиеся должны:

- знать историю танцевальной культуры;

- знать основы исполнения международной программы спортивного бального танца;

- обладать чувством ритма и музыкальностью, развитыми танцевальными способностями;

- обладать физическими качествами, необходимыми для танцора – спортивной осанкой, силой, выносливостью, быстротой и т.д.;

- владеть основами актёрского мастерства танцора;

- обладать высоким художественным в вкусом, творческим воображением.

Результаты учитываются применительно к отдельной личности и выражаются в  сформированности определённых знаний, умений, навыков, в чертах характера танцора.

Создание благоприятных условий для раскрытия творческих способностей танцоров, их способности к самовыражению, предполагает активный учёт результативности  образовательно-воспитательной деятельности.

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные способы и методики:

  1. Педагогические наблюдения, использование методов специальной диагностики;
  2. Показ танцевальных номеров на отчётных концертах;
  3. Участие во внутриколлективных и различного уровня конкурсах;
  4. Проведение открытых и контрольных уроков, зачётов и итоговых экзаменов по дисциплинам, предусмотренным учебным планом.

Основные этапы процесса подготовки исполнителей спортивного бального танца.

1 этап. Воспитание интереса к спортивным бальным танцам, начальное обучение технике исполнения, правилам соревнований. Воспитание физических качеств в общем плане с учётом специфики спортивного бального танца.

2 этап. Формирование основной технике исполнения, физической подготовки. Воспитание познавательных качеств. Активная соревновательная деятельность.

3 этап. Формирование специальной физической, технической и тактической подготовки. Активная соревновательная и концертная деятельность.

Содержание 1-го года обучения.

Основная задача первого года обучения – дать детям первоначальную хореографическую подготовку, развить общую музыкальность, чувство ритма и сформировать у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для занятий спортивными бальными танцами.

«Ритмика и танец» включает в себя занятия, которые делятся на следующие разделы:

- Разминка. Ритмические упражнения, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, движения под музыку. Тренаж как постепенный разогрев мышц.

- Партерная гимнастика. Упражнения данного раздела проходят на ковриках. Упражнения, помогающие развить у детей пластичность, гибкость, силу стопы, ног, спины и пресса, а также для постановки правильной осанки, выворотности тазобедренного сустава и стопы, растяжки мышц ног, спины, рук и шеи.

- Элементы классического и бального танца. Классические позиции ног и рук, простейшие упражнения: demi-plie и releve . Танцевальные шаги и различные виды бега, прыжки. Упражнения на ориентировку в пространстве, координацию движений.

- Танцевальные этюды и танцы. Современные детские массовые танцы. Танцы – игры. Сюжетно-ролевые танцы. Последовательные танцы начального уровня в парах.

«Слушание музыки и музыкальная грамота». Музыкальные жанры, размеры, длительности, ритм, темп.

«Гимнастика». Основные элементы гимнастики: стойка на руках, мост, кувырки, колесо, шпагаты.

В течении всего обучения ведётся факультативная дисциплина «Предмет по выбору», 1 час в неделю в1-3 классах и 2 часа в 4-5 классах (из расчёта на каждого ученика). А также «Сценическая практика» по 0.5 часа в неделю на каждого ученика.

Содержание 2-го года обучения.

«Классический танец». Постановка корпуса, ног, рук головы в экзерсисе у палки и на середине зала. Начальное освоение прыжков. Все упражнения изначально проучиваются лицом к палке.

«Отечественный танец». Основной задачей является формирование танцевальных умений, знаний и навыков, изучение танцевальной культуры, умение различать изящно-манерно, легко-тяжело, плавно-отрывисто, вежливо-грубо, равнодушно-с чувством. Особенности исполнения: 3 позиция ног, открытые руки, эмоциональная окраска движений. Основные танцы отечественной программы: «Вару-вару», «Полька», «Фигурный вальс», «Рилио», «Сударушка», «Русский лирический» и т.д.

«Европейский танец» предполагает постановку в произвольные пары, особенности танцевания в паре, постановка корпуса и рук. Отношения в паре. Танцевальная программа «Е класса».

«Латиноамериканский танец». Постановка корпуса, положение и работа рук, работа ног и стопы. Танцевальная программа «Е класса». Постановка в пары.

«Слушание музыки и музыкальная грамота». Музыкальное сопровождение танцев. Музыкальные предложения.

Подготовка и участие в конкурсах исполнителей бального танца.

Содержание 3-го года обучения.

«Классический танец». Исполнение движений экзерсиса, держась за палку одной рукой. Исполнение упражнений во всех направлениях. Координация движений головы, рук и ног. Большие позы. Прыжки. Растяжка.

«Историко-бытовой танец». Бытовые танцы 16-19 веков, имеющие свои характерные особенности в музыке и танцевальной лексике. Основные правила танцевального этикета.

«Беседы о хореографическом искусстве». История танцевальной культуры. Развитие танца от истоков до наших дней, творчество известных балетмейстеров, истории создания и творческие пути ансамблей народного танца, русских народных хоров. Танцевальные жанры.

«Европейский танец». Особенности исполнения танцевальных композиций. Танцевальные фигуры «Д класса».

«Латиноамериканский танец». Танцевальные фигуры, связки и композиции «Д класса». Особенности исполнения композиций.

«Слушание музыки и музыкальная грамота». Русские и зарубежные произведения классической музыки.

Содержание 4-го года обучения.

«Классический танец». Исполнение движений экзерсиса у палки и на середине зала. Ускорение темпа исполнения движений. Работа над выразительностью. Большие позы на 90*. Большие прыжки. Растяжка.

 «Беседы о хореографическом искусстве». Русский балет. Современные направления в хореографии. Бальный танец. История развития танцевального костюма.

«Европейский танец». Особенности исполнения танцевальных композиций. Танцевальная программа «С класса». Взаимоотношения в паре.

«Латиноамериканский танец». Танцевальные фигуры, связки и композиции «С класса». Особенности исполнения композиций. Права и обязанности партнёров.

«Слушание музыки и музыкальная грамота». Видео просмотры. Музыкальные произведения современных авторов.

Подготовка и участие в конкурсах исполнителей бального танца. Сложности соревновательной борьбы. Выработка танцевального имиджа. Видео просмотры конкурсов, семинаров.

Содержание 5-го года обучения.

«Классический танец». Исполнение движений экзерсиса у палки и на середине зала. Усложнение координации. Растяжка. Освоение техники tours.

 «Европейский танец». Особенности исполнения танцевальных композиций. Танцевальная программа «В класса». Постановка пар в ансамбль.

«Латиноамериканский танец». Танцевальные фигуры, связки и композиции «В класса». Особенности исполнения композиций. Особенности общения средствами танца.

«Слушание музыки и музыкальная грамота». Видео просмотры. Музыкальные произведения современных авторов.

«Джаз-танец». Основные движения у палки и на середине. Пластика движений. Партерный танец.

Подготовка и участие в конкурсах исполнителей бального танца. Сложности соревновательной борьбы. Выработка танцевального имиджа. Видео просмотры конкурсов, семинаров, видео записей собственного исполнения. Чувство коллективизма.

Экзамены и зачёты проводятся согласно учебному плану.

Результаты работы программы.

Образовательная  программа «Спортивный бальный танец» успешно действует и работает на базе Тарской школы искусств с 2004 года. В 2010 году состоялся первый выпуск, количество выпускников составило 11 человек. На данный момент по программе «Спортивный бальный танец» обучается 26 человек (4 класс). На протяжении работы программы дети участвовали во всевозможных конкурсах и концертах разного уровня от городских до межрегиональных, завоёвывая огромное количество званий, а также становились стипендиатами Министерства культуры Омской области.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Спортивный бальный танец"

Образовательная программа "Спортивный бальный танец" расчитана на 5 лет обучения, для детей от 5 до 13 лет. Содержит разделы: пояснительная записка, тематические планы, содержание обучения и итоги раб...

МАСТЕР-КЛАСС по историко-бытовому (бальному) танцу

Для воспитанников выпускных групп детских садов города в рамках тематического мероприятия «Балы России» Детской филармонии...

Оценка уровня общей физической подготовки студентов по бально-рейтинговой системе

Оценка качества освоения студентами требований ФГОС по бально-рейтинговой системе...

Рабочая программа "Историко-бытовой и современный бальный танец"

Рабочая программа "Историко-бытовой и современный бальный танец" расчитана на 7-ми летний срок обучения....

примерная Рабочая программа "Историко-бытовой и современный бальный танец"

рабочая программа предназначена для хореографических отделений ДШИ и ДМШ...

Бально-рейтинговая система оценки знаний обучающихся

Статья описывает опыт внедрения бально-рейтинговой оценки знаний обучающихся на примере группы СПО при узучении дисциплины Технология машиностроения. Приведены основные критерии оценки, описан результ...