АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ
рабочая программа на тему

Седова Ольга Викторовна

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ ПО ИСТОРИКО-БЫТОВОМУ ТАНЦУ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2 им. И.Я. Паницкого»

Расмотрено методическим советом         УТВЕРЖДАЮ

образовательного учреждения                                             «___»_____________20__г                                           Директор МБОУДОД ДШИ №2

Протокол №________                                                              им.И.Я.Паницкого

                                                                              Г.М.Васильев_______________

                                                                                 «___»_______________20__г.

                                                                          Приказ №________от_____20__г.

Историко-бытовой танец

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ

ХОРЕОРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

Срок реализации – 5лет

Возраст учащихся – 9 -13 лет

СОСТАВИТЕЛЬ: О.В. Седова

Преподаватель хореографического искусства

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

Дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2 им. И.Я. Паницкого»

2013 г.

г. Балаково

Саратовской области

Пояснительная записка

Предлагаемая адаптированная программа по историко – бытовому и современному танцу составлена соответственно программе этого предмета для детских школ искусств.

Дисциплина историко-бытовой танец включен в учебный план школ искусств на отделении хореографии. Предмет историко-бытовой танец водится в программу обучения с третьего класса, де предлагается изучать предмет с танцевальных элементов XVI века. На первом году изучения историко-бытового танца детям сложно понимать и исполнять танцевальные этюды в полной мере. А в старших классах историко-бытовой танец становится, менее интересен учащимся, поэтому рекомендуется, начиная с 6 класса в программу по историко-бытовому танцу включать предмет современный танец.

Данная адаптированная программа учитывает возраст учащихся, принимаемых в детскую школу искусств. В 3 классе предлагается обучение учащихся первым основам и движениям историко-бытового танца XVI века, в 4 -5 классе  перейти к изучению элементов и танцев XVII-XIX веков, а начиная, с 6-7 класс предлагается, изучать танцевальное направление модерн.

Цели поставленные на уроках историко-бытового танца, являются: овладение танцевальной техникой, грамотным исполнением, определять размер, ритм, темп, характер в музыке, умение самостоятельно оценивать художественные произведения, аргументировать свои оценки – необходимые для развития активной, творческой, гармонически развитой личности.

Задачей предмета является знакомство учащихся с образцами исторических бальных танцев. На их примере воспитывается культура поведения и общения в танце, умение общаться в танце с партнером, развить у учащихся высокий художественный вкус и создать иммунитет против вульгарного, пошлого поведения.

В основ программы вошли танцы современно бального и историко-бытового танцев: «Тик-так», «Полька», «Потанцуем», «Падеграс», «Бранль», «Полонез», «Менуэт», «Вальс» и многие другие танцы характерны к эпохе VI – XIX  веков, а также ввели современное направление в хореографическом искусстве танец-модерн.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. Экзамен по предмету историко-бытовому и современному танцу проводится после каждого курса обучения. В конце 3 года обучения учащиеся показывают развернутые композиции танцев, начиная с VI века заканчивая XIX веком. Экзамен должен выявит овладение как техникой, манерой исполнения, культурой общения, так и знание теории. Экзамен в конце 5 года обучения строится на технически усложненном материале современного танца – модерн, где обучающиеся смогут показать полный урок. По ходу экзамена члены комиссии должны задавать каждому из учащихся 1-2 вопроса из пройденного курса по предмету историко-бытовой танец.

16.Бранль

- основные положения рук в народном бранле.

- основные положения корпуса в народном бранле.

- основные положения рук в паре в народном бранле.

- основные шаги народного бранля: простой, двойной, двойной с репризой, веселый

17.Изучение реверанса дамы и салют–поклон кавалера XVI века

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

  1. «Тик – так»
  2. «Полька»
  3. Падеграс
  4. Падепатинер
  5. Крестьянский бранль
  6. Фигурный вальс свободной композиции, состоящих из «дорожки», pas balance, поворотов, поклонов и реверансов.

Второй год обучения

4 класс

ЗАДАЧИ:

1.Формирование знаний:

- танцевальных жанров XVII – XVIII веков (вальс, полонез, полька, галоп), характер движения, метроритм.

2.Формирование умений:

- различить на слух вальс, польку, галоп, полонез.

- анализировать музыку с точки зрения темпа, характера, музыкального размера, отмечая музыкальный размер дирижерским жестом.

- музыкально исполнять танцы и движения.

- координировать движения: ног, головы, корпуса и рук.

- передавать в вальсе плавность.

- передавать в польке и галопе отрывистость, легкость.

3.Формирование навыков грамотного исполнения программных танцев и движений:

- знать правила выполнения программных движений, их структур и ритмическую раскладку

- замечать ошибки в исполнении других

4.Формирование умений ансамблевого исполнения:

- согласовать движение в паре при переходах и вращении.

- согласовать движения в коллективе (начинать и заканчивать одновременно, сохраняя одинаковую амплитуду и темп движения).

5.Формирование понятие о танцевальной этике; взаимоотношения дамы и кавалера и взаимоотношения с парой визави.

- умение быть вежливым, учтивым в танце, пропускать даму вперед, поворачиваться.

ПРАКТИКА

  1. Pas eleve – вперед и назад.
  2. Формы pas chasse (I,II,III,IV и дубль chasse).
  3. Вальс в три па: вращения по кругу в правую и левую сторону, по одному и в паре.
  4. Pas de basgue в ритме вальса с продвижением вперед в паре и по одному.
  5. Шаг полонеза сценический (на полупальцах) вперед и назад. Обвод дамы  на 360*. Шеен с подачей руки.
  6. Шаг менуэта вперед и назад.
  7. Реверансы и поклоны XVII века.
  8. Реверансы и поклоны XVIII века.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

  1. Вальс Миньон.
  2. Полонез.
  3. Французская кадриль.
  4. Павана.
  5. Менуэт.

Третий год обучения

5 класс

ЗАДАЧИ:

1.Формирование знаний о танцевальной культуре XVIII – XIXвв.

2.Формирование навыков грамотного исполнения программных танцев и движений:

- знать правила выполнения программных движений, их структур и ритмическую раскладку

- замечать ошибки в исполнении других

3.Формирование умений ансамблевого исполнения:

- согласовать движение в паре при переходах и вращениях.

4.Сформировать способность самостоятельно оценивать историко-бытовой танец, рассматривая его как художественное произведение, отражающее чувства и мысли, социальны характер.

5.Сформировать способность обосновано анализировать манеру и стиль исполнения друг друга.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ КОМПОЗЦИИ

Эпоха Просвещения. Появление новых форм бытового танца. Придворные балы XVIII века, их изысканная роскошь. Широкое распространение скорого менуэта, гавота, контрданса, а также французских танцев фарандолы и карманьолы.

  1. Реверансы и поклоны XVIII  века.
  2. Скорый менуэт.
  3. Гавот.

        

XIX век – век массовых бальных танцев, век вальса. Придворные и общественные балы и маскарады. Народные корни бальных танцев славянских народов (полонез, полька, краковяк).

Связь бального танца со сценическим, влияние на балетный театр. Музыка в бытовом танце. Костюм и этикет.

  1. Реверансы и поклоны XI X века.
  2. Полонез.
  3. Менуэт.
  4. Вальс (все сценические формы).
  5. Мазурка.

Четвертый год обучения

6 класс

ЗАДАЧИ:

1.Сфомировать у учащихся знание об истории развития танца – модерн – XX века.

2. Комплексное воспитание и развитие тела танцора.

3.Сфомирвать активное передвижение исполнителя в пространстве, как по горизонтали, так и по вертикали.

4.Научить учащихся исполнять изолированные движения разных частей тела.

5.Обучить исполнению ритмически сложных и синкопированных движений.

ПРАКТИКА

1.Разогрев

Задача этого урока - привести двигательный аппарат в рабочее состояние, разогреть все мышцы. В отличие от классического тренажа с определенной последовательностью упражнений, в модерн-джаз танце существуют различные способы разогрева: у станка, на середине и в партере. По функциональным задачам

2. Упражнения у станка: перегибы и наклоны торса, растяжки, demi-plie и grand pliе по параллельным и выворотным позициям, упражнения для разогрева стопы и голеностопа.

3. Разогрев на середине зала: спирали и изгибы торса, наклоны, упражнения на напряжение и расслабление, упражнения для разогрева позвоночника, упражнения, заимствованные из урока классического танца.

4. В партере: упражнения для позвоночника, упражнения стрэтч-характера, упражнения для разогрева стопы и голеностопа.

Педагог имеет возможность выбрать тот разогрев, который наиболее полно готовит тело исполнителя для дальнейших нагрузок, необходимых для выполнения задач урока. Темп разогрева также может быть различен: упражнения в медленном темпе, построенные на статическом напряжении, или упражнения, выполняемые в быстром темпе.

5.Изоляция

Эта часть урока более насыщена упражнениями, чем предыдущая. И если в разогреве все тело активизируется, то при изоляции происходит глубокая работа с мышцами различных частей тела.

Сначала педагогу необходимо добиться достаточной свободы позвоночника у учеников, т. е. научить держать положение коллапса. Для этого используется несколько упражнений на напряжение и расслабление с тем, чтобы учащиеся более свободно распределяли напряжение на позвоночник

А) Голова

Виды движений:

- наклон вперед и назад;

- наклоны-вправо и влево;

- повороты вправо и влево;

- sundari вперед-назад и из стороны в сторону

Б) Плечи

Виды движений:

- подъем одного или двух плеч вверх;

- движение плеч вперед-назад;

- twist плеч;

- шейк плеч.

В) Грудная клетка

Виды движений:

- движение из стороны в сторону;

- движение вперед-назад;

- подъем и опускание.

Г) Пелвис (тазобедренная часть)

Движение пелвиса - наиболее эффектное, часто встречающееся в африканских и латиноамериканских танцах - дает большое количество разнообразных комбинаций. Иногда будет встречаться выражение "подъем бедра" (в этом случае речь идет о движениях лишь внешней передней стороны тазобедренного сустава, а не о части ноги от колена до паха).

Виды движений:

- движение вперед-назад;

- движение из стороны в сторону;

- hip lift - подъем бедра вверх;

- shimmi;

- jelly roll,

Д) Руки

Руки имеют максимальную возможность движения, множество различных положений, описывать которые здесь нет возможности. Достаточно дать основу, принципы движения.

1. Руки могут двигаться вытянутые, без изгибов. Две руки могут исполнить множество сочетаний в различных плоскостях (впереди, вверху, сзади).

2. Каждая часть руки - кисть, предплечье, пальцы - может двигаться изолированно или в сочетании одна с другой.

3. Устоявшиеся положения рук, которые используются различными системами танца и считаются позициями, в модерн-джаз танце более свободны. Это связано прежде всего с разнообразным положением кисти, которая может быть вытянута, может быть сокращена (flex), может поворачиваться в любом направлении. Локоть также может быть и вытянут, и округлен. Таким образом, основные позиции могут иметь большое количество вариантов, связанных с положением кисти и локтя.

Е) Ноги

Ноги выполняют двойную функцию: передвигают тело в пространстве и выполняют самостоятельные движения. Здесь рассмотрим движения ног без перемещения. Исполнение всех движений, как по параллельным, так и по выворотным позициям. Ротация бедра исполнение движений выворотной и не выворотной ногой.

6.Упражнения для позвоночника

А)Flat blak  вперед, назад, в сторону, полукруги и круги торсом. Deep body bend. Twict и спирали.

Б)Contraction, relies, high, release. Положение аrch, low back, curve и body roll («волна» - передняя, задняя, боквая).

7. Координация

Координация присутствует во всех разделах урока, везде, где необходимо соединить движения двух или более центров в одной комбинации.

Первый этап обучения - координация изолированных центров. Координируются два, три, четыре центра в одновременном параллельном движении. Затем эта координация усложняется движением в оппозицию, введением сложных ритмических рисунков. И, наконец, последний этап - координация нескольких центров во время передвижения

Второй способ координации - управление, когда один центр через импульс приводит в движение другой центр.

изучить координацию двух центров;

- изучить сочетание шагов с координацией одного центра, начав с рук;

- изучить оппозиционные движения двух центров;

- изучить разноритмическую координацию двух центров;

- изучить координацию трех и более центров;

- координация трех и более центров во время передвижения;

- полицентрия и полиритмия во время передвижения

8. УРОВНИ

Модерн-джаз танец достаточно широко использует движения исполнителя на полу (в партере). Основные уровни: стоя, сидя на корточках, стоя на коленях, сидя и лежа. Задачи уровней во время урока многообразны. Во-первых, в различных уровнях исполняются упражнения на изоляцию (особенно это эффективно в нижних уровнях, так как нет необходимости держать вес тела, и все центры двигаются более свободно). Во-вторых, в партере очень полезно выполнять упражнения стрэтч-характера, т. е. растяжки. В уровнях "сидя" и "лежа" достаточно много упражнений на contraction и release, спирали и твисты торса. И, наконец, сама смена уровней, быстрый переход из одного уровня в другой - дополнительный тренаж на координацию.

Наиболее распространенные варианты уровней. Стоя:

а) верхний уровень (на полупальцах);

б) средний уровень (на всей стопе);

в) нижний уровень (колени согнуты).

"На четвереньках":

в.) опора на руках и коленях;

б) одна или две ноги вытянуты назад при опоре на руки;

в) одна нога открыта в сторону или назад при опоре на руках и колене.

На коленях:

а) стоя на двух коленях;

6) стоя на одном колене, другая нога открыта в любом из направлений.

Сидя:

а) frog-position (колени согнуты, стопы вместе);

б) первая позиция (ноги вместе, вытянуты вперед);

в) вторая позиция (ноги разведены в стороны);

г) четвертая позиция или "swastic";

д) пятая позиция (ноги согнуты в коленях, одна стопа перед другой).

е) колени согнуты и соединены (стопы стоят на полу параллельно);

ж) джазовый шпагат (нога впереди вытянута, а сзади согнута);

з) сидя на одном бедре (колено опорной ноги согнуто, тяжесть корпуса переносится с ягодиц на бедро, свободная нога открыта назад или в сторону и оторвана от пола).

Лежа:

а) на спине;

б) на животе;

в) на боку.

9.КРОСС. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ

Этот раздел урока развивает танцевальность и позволяет приобрести манеру и стиль модерн-джаз танца. Традиционных, зафиксированных шагов, прыжков и вращений немного. Каждый из педагогов волен импровизировать и варьировать, как подсказывает ему педагогическое чутье.

Виды движений:

-шаги (Flat step, Camel walk ("верблюжья ходьба"), Ча-ча-ча", Latin walk, flat step, шаги з афро танца, джаз – модерна, мультипликация

-прыжки;

- с двух ног на две (jump);

- с одной ноги на другую с продвижением (leap);

- с одной ноги на ту же ногу (hop);

- с двух ног на одну.

- при взлете исполнить arch торса.

- согнуть оба колена и соединить стопы (*лягушка").

- развести прямые ноги в стороны ("разножка").

- согнуть колени и прижать их к груди

- вращения (на месте, по кругу, по прямой, на плие, «штопор», туры, с прыжком на одной ноге).

10.Комбинация или импровизация

Комбинация на 32 или 64 такта, включающие движения изолированных центров, шаги, смену уровней и тд.

Пятый год обучения

7 класс

ЗАДАЧИ:

1.Перейти на новый более сложный этап обучения.

2.Обучить исполнению ритмически сложных и синкопированных движений.

3.Развить в учащихся исполнительские качества модерн танца.

4.Научить самостоятельной работе на уроке по изучению танцевальной композиции модерн танца.

ПРАКТИКА

1.Разогрев

2.Упражнения для позвоночника

3.Экзерсис у станка

4.Экзерсис на середине зала

5.Растяжка

6.Кросс

7.Танцевальная композиция

На последнем году обучения учащиеся переходят на новый уровень подготовки и изучению более сложных, и варьированных движений. Комбинации становятся длиннее, что дает им право называться танцевальной композицией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.

Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что э...

Программа По предмету «Народно-сценический танец» для учащихся хореографического отделения «Детской школы искусств» (2-7 класс)

Народно – сценический  танец  является  одним  из  основных  предметов  специального  цикла  хореографических  дисциплин,  он  расширяет...

Работа с хореографическим коллективом в детской школе искусств.

Учебный процесс на хореографическом отделении Старокулаткинской детской школы искусств осуществляется согласно учебным программам и учебным планам Министерства культуры РФ. На отделении хореографии де...

Принципы подбора учебного материала в скрипичном классе детской школы искусств школы

Трудно переоценить значение правильного выбора учебного ре­пертуара для успешной педагогической практики. С первых занятий когда, только начинается обучение ребенка игре на скрипке, актуаль­ными стано...

Сценарий праздника «Масленица» для учащихся подготовительного отделения Детской школы искусств с.Култаево

Зиму провожаем,Масленицу встречаем.Масленица-кривошейка.Встретим тебя хорошенько!...

Сценарий к концерту, посвящённому 25-летию со дня основания образцового показательного детского коллектива- оркестра русских народных инструментов Новоаганской детской школы искусств "Югорская фантазия"

Юбилейный концерт был проведен 18.05.2018 года. Это мероприятие - творческий отчет о деятельности оркестра, о его репертуаре, о составе и солистах. В сценарии озвучены достижения оркестра и ансамбля р...