Программа По предмету «Народно-сценический танец» для учащихся хореографического отделения «Детской школы искусств» (2-7 класс)
рабочая программа на тему

Дрягина Евгения Валерьевна

Народно – сценический  танец  является  одним  из  основных  предметов  специального  цикла  хореографических  дисциплин,  он  расширяет  и  обогащает  исполнительские  возможности  учащихся,  формируя  у  них  качества  и  навыки,  которые  не  могут  быть развиты  за  счет  обучения  только  классическому  танцу.  Обучение  народно – сценическому  танцу  совершенствует  координацию  движений,  способствует  укреплению  мышечного  аппарата,  развивая  те  группы  мышц,  которые  мало  участвуют  в  процессе  классического  тренажа,  дает  возможность  учащимся  овладеть разнообразием  стилей  и  манерой  исполнения  танцев  различных  народов,  сложностью  их  темпов  и  ритмов.  Школа  народно – сценического  танца  имеет  большое  значение  и  для  развития  артистичности  исполнителей,  выявления  их  творческой  индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_narodno-stsenicheskomu_tantsu.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Российская  Федерация Тюменская  область

Ханты – Мансийский  автономный  округ

МБОУ ДОД  «Детская  школа  искусств»

г.Урай

Программа

По  предмету  «Народно-сценический танец»

для  учащихся  хореографического  отделения

«Детской  школы  искусств»

(2-7 класс)

2014г.

1. Пояснительная  записка.

        Народно – сценический  танец  является  одним  из  основных  предметов  специального  цикла  хореографических  дисциплин,  он  расширяет  и  обогащает  исполнительские  возможности  учащихся,  формируя  у  них  качества  и  навыки,  которые  не  могут  быть развиты  за  счет  обучения  только  классическому  танцу.  Обучение  народно – сценическому  танцу  совершенствует  координацию  движений,  способствует  укреплению  мышечного  аппарата,  развивая  те  группы  мышц,  которые  мало  участвуют  в  процессе  классического  тренажа,  дает  возможность  учащимся  овладеть разнообразием  стилей  и  манерой  исполнения  танцев  различных  народов,  сложностью  их  темпов  и  ритмов.  Школа  народно – сценического  танца  имеет  большое  значение  и  для  развития  артистичности  исполнителей,  выявления  их  творческой  индивидуальности.

        Цель:

  • Воспитание  и  развитие  одаренных  детей  средствами  народно – сценического  танца;
  • Овладение  учащимися  высоким  уровнем  специальных  исполнительских  действий  (упражнение  у  станка,  танцевальные  элементы,  этюды,  хореографические  номера).            

        Задачи:

  • Создание  условий  для  развития  творческих  способностей  и  одаренности  учащихся;
  • Ориентация  воспитанников  на  возможность  избрания  будущей  профессиональной  деятельности  в  области  хореографии.

        Решение  этих  задач  позволяет  готовить  учащихся:  технически  оснащенных,  в  совершенстве  владеющих  своим  телом,  обладающих  достаточным  запасом  актерского  мастерства,  умеющих  в  четкой,  пластичной  форме  передать  национальные  особенности  танцев  различных  народов.

        Народный  танец  прошел  долгий  путь  становления  и  развития.  Он  всегда  был  связан  с  историей  народа,  его  традициями,  обычаями.  Разнообразие  композиционных  форм  танцевальных  движений,  музыки,  костюмов  отражают,  его  чувств  и  эстетических  норм.  Все  это  несет  в  себе  огромный  воспитательный  заряд.

        Решающую  роль  в  воспитании  у  исполнителей  всех  этих  качеств  играет  методически  разработанная  и  глубоко  продуманная  система  тренажа.  Основной  формой  учебно – воспитательного  процесса  является урок.  Урок  по  народно – сценическому  танцу  длится  на  три  части:

  1. экзерсис  у  станка.
  2. экзерсис  на  середине.
  3. этюдная  работа.
  1. Порядок  упражнений  у  палки  устанавливается  по  принципу  чередования  движений,  тренирующих  различные  группы  мышц.  Перед  каждым  упражнением  исполняется  preparation,который  помогает  исполнителю  собраться  и  настроиться  на  характер  движения.  На  упражнения  у  палки  в  младших  классах  отводится  2/3  урока,  в  старших  классах – 1/4  урока.  Некоторые  упражнения,  закрепленные  у  палки,  переносятся  на  середину  зала,  но  исполняются  более  выразительно  и  танцевально.
  2. На  середине  зала, кроме  движений  экзерсиса,  проучиваются  движения  народных  танцев.  Сначала,  в  так  называемом  чистом  виде,  а  затем  в  несложных  соединениях – комбинациях,  которые  подготавливают  к  овладению  формой  и  стилем,  а  также  к  усложненным  комбинациям,  развивающим  координацию  движений  всего  тела  и  выразительность  движений.
  3. Третий  этап  урока – работа  над  этюдами,  которая  позволяет  изучить  наиболее  широко  особенности  стиля,  манеры  и  характер различных  танцев,  познакомиться  с  основными  рисунками,  взаимоотношениями  партнеров  и  основными  эстетическими  принципами  той  или  иной  народности.      

        Данная  программа  рассчитана  на 6  лет.  Согласно  программе,  учащиеся  приступают  к  изучению  этого  предмета  на  втором  году  обучения.  По  учебному  плану – объем  курса  504  часа.

        Отслеживание  результативности  обучения  должно  осуществляться  методами  наблюдения,  опроса,  контрольных  заданий,  а  принципами  планирования  урока  народно – сценического  танца  являются:  системность,  перспективность,  целенаправленность,  и  педагогическая  логика.  Основные  методы  ведения  урока  народно – сценического  танца:

        - наглядность  (практический  показ  педагога,  а  также  наиболее  успевающих  учащихся);

        - словесного  объяснения  (методическая  раскладка,  нюансы  исполнения,  характер);

        - иллюстрации  (музыкальные,  художественные,  видеофильмы).

        Учет  успеваемости.

        В  целях  комплексной  проверки  развития  выпускников,  на  контрольных  уроках  проводится  оценка  знаний,  умений,  навыков:

- качественного  исполнения  всех  пройденных  элементов  хореографии;

- умение  проанализировать  исполняемые  композиции.

        Соответствие  выпускника  хореографического  отделения  требованиям  к  уровню  и  качеству  подготовки  в  области  художественного,  начального  образования  устанавливается  на  выпускном  экзамене,  где  оценивается  как  качество  исполнения  им  хореографической  композиции,  так  и  развитие  способностей,  художественного  стиля,  интеллекта  учащегося,  умение  практически  использовать  полученные  знания.

        Формами  контроля  по  данному  предмету  являются:  текущий  контроль,  промежуточная  аттестация  в  конце  каждой  четверти  (контрольный  урок,  показ  урока  на  родительском  собрании)  и  итоговая  аттестация  в  конце  курса – выпускной  экзамен.

        Итоговые  требования: Учащийся  на  выпускном  экзамене  должен:

  • Показать  навыки  владения  техникой  танца;
  • Показать  навыки  эмоционально – художественного  исполнения;
  • Показать  навыки  по  народно – сценическому танцу.

1. Экзерсис  у  станка:

- показать  правильность  и  четкость  выполнения  движений  в  позициях  народно – сценического  танца;

- показать  точную  манеру  исполнения  движений  различного  национального  характера;

- показать  владение  различными  музыкальными  темпами  и  ритмическими  рисунками  в  каблучных  выстукиваниях.

2.  Экзерсис  на  середине  зала,  этюды  и  танцы:

- показать  комбинации  движений  танцев  разных  народностей;

- показать  развернутые  танцевальные  композиции  сольного,  парного  ансамблевого  характера,  с  включением  в  них  сложных  технических  элементов  и  разнообразных  рисунков  танца;

- показать  владение  народным  вращениям  в  различных  вариантах;

- показать  эмоциональную  и  художественную  окраску  композиции,  присущую  данной  народности.                        

        

2. Учебно – тематический план.

Наименование

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

6 год

Общее кол-во часов

1. Экзерсис у станка

-

18

18

34

34

36

140

2. Экзерсис на середине зала

12

18

18

32

32

28

140

3. Этюдная работа

20

32

32

40

40

42

206

4. Резерв

4

4

4

2

2

2

18

5. Итого:

36

72

72

108

108

108

504

Наименование темы

всего

Количество часов

практические

Теоретические

1-й год обучения          

1. Экзерсис у станка                2. Экзерсис на середине зала.

3. Русский  танец

4. Резерв.

-

14

20

2

-

12

18

1

-

2

2

1

Итого:

36

31

5

2-й год обучения

1. Экзерсис у станка.

2. Экзерсис на середине зала.

3. Украинский танец.

    Танцы стран Балтии.

4. Резерв.      

36

14

11

10

1

34

13

11

10

2

1

1

Итого:

72

68

4

3-й год обучения

1. Экзерсис у станка.

2. Экзерсис на середине зала.

3.Молдавский танец.

   Татарский танец.

   Итальянский танец.

   Хантыйский танец.

4. Резерв.

24

18

7

7

7

7

2

23

18

6

6

6

6

1

1

-

1

1

1

1

1

Итого:

72

66

6

4-й год обучения

1. Экзерсис у станка.

2. Экзерсис на середине зала.

3. Башкирский танец.

    Цыганский танец.

    Грузинский танец.

    Польский танец.

4. Резерв.

36

30

10

10

10

10

2

35

29

9

9

9

9

2

1

1

1

1

1

1

Итого:

108

102

6

5-й год обучения

1. Экзерсис у станка.

2. Экзерсис на середине зала.

3. Русский танец.

    Испанский танец.

    «Арагонская хота»

    Болгарский танец.

    Закавказский танец.

4. Резерв.

36

30

10

10

10

10

2

35

29

9

9

9

9

2

1

1

1

1

1

1

Итого:

108

102

6

6-й год обучения

1. Экзерсис у станка.

2. Экзерсис на середине зала.

3. Греческий  танец.

    Испанский танец «Фламенко»

    Венгерский танец

    Национальные танцы из программы 4-5 годов обучения.

4. Резерв.

36

30

10

10

10

10

2

35

29

9

9

9

10

2

1

1

1

1

1

Итого:

108

102

5

3. Содержание  курса.

Первый год обучения.

        

        Цель первого года обучения  является  знакомство  с  основами  народно – сценического  танца;  формирование  интереса  к  народной  хореографии.

        Первый год обучения  не  предусматривает  прохождения  танцевальных  элементов  у  станка,  в  задачу  обучения  входит  знакомство  с  основными  позициями  и  положениями  рук  и  ног,  положением  головы  и  корпуса  во  время  исполнения  простейших  элементов,  освоение  этих  элементов,  развитие координации  движений.  Эти  упражнения  направлены  на  развитие  суставно – связочного  аппарата,  выработки  пластичности,  силы  мышц  и  натянутости  ног.  На  первом  году  изучаются  элементы  и  небольшие  комбинации  русского  танца.  В  экзерсисе  на  середине  зала  продолжается  работа  над  постановкой  корпуса,  рук,  ног,  головы.  Изучаются  учебно – танцевальные  комбинации  на  развитие  различных  групп  мышц,  а  также  пластичности  корпуса,  выразительности  движений  рук.  Изученные  движения  соединяются  в  небольшие  танцевальные  комбинации,  которые  способствуют  развитию  техники  танца  и  воспитанию  танцевальной  культуры.  Важное  место  уделяется  знакомству  с  национальными  особенностями:  история,  народный  костюм,  быт,  обряды,  народные  традиции,  которые  проявляются  во  взаимодействии  движений  и  музыки,  в  композиционных  построениях,  в  разнообразии  жанров  (лирических,  игровых),  в  этике  общения  исполнителей.

Русский  танец.

  1. Положение  ног,  рук,  головы  и  корпуса.
  2. Поклон.
  3. Движения  рук:  раскрытие  в  сторону,  переводы  из  стороны  в  сторону,  скрещивание  перед  грудью,  движения  рук  с  платочком.
  4. Ходы  и  основные  движения:  простой  шаг,  переменный  ход,  виды  танцевального  бега,  виды  проходок,  боковые  ходы («припадание»,  «гармошка», «елочка»).
  5. Дроби:  дробная  дорожка,  дробь  с  подскоком,  дробь  с  подскоком  и  переступанием.
  6. «Веревочка»:  простая,  с  переступанием.
  7. «Моталочка».
  8. «Молоточки».
  9. «Ковырялочка».
  10. Хлопки  и  удары: одинарные  (фиксирующие  и  скользящие),  двойные,  тройные.
  11. Полуприсядки  и  присядки.

Второй  год  обучения.

        Целью  второго  года  обучения  является  расширение  знаний  в  области  народной  хореографии  посредством  обогащения  опыта  детей.

Задачи:

        - постановка  корпуса,  ног,  рук,  головы  у  станка  и  на середине  зала;

        - приобретение  навыков  исполнения  основных  упражнений  у  станка;

        - развитие  музыкальности,  координации,  пространственной  ориентации.

        Изучаются  элементы  украинского,  белорусского,  танцы  стран  Балтии.

Экзерсис  у  станка.

  1. Постановка  корпуса,  рук,  ног,  головы.
  2. Позиции  ног.
  3. Подготовка  к  началу  движения – preparation/
  4. Различные  переводы  ног  из  позиции  в  позицию:

                - скольжением  стопы  по  полу;

                - с  поворотом стоп.

5.  Приседания  и  полные  приседания  по  открытым  и  прямым  позициям – плавные  и  резкие.

6.  Упражнение  на  развитие  стопы:

         - с  переводом  стопы  с  носка  на  ребро  каблука;

                - с  п/приседанием  на  опорной  ноге;

                - с  п/приседанием  в  исходной  позиции.

7.  Маленькие  броски  на 25, 30  градусов:

                - с  сокращением  стопы;

                - с  акцентом  от  себя.

8.   Подготовка  к  «веревочке».

9.   Подготовительное  упражнение  к  flic-flac:

                - «крестом».

10.  Упражнение  на  выстукивание:

                - с  разворотом  рабочей  стопы;

                - с  переносом  рабочей  стопы.

11.  Раскрывание  ноги  на  90 – без  подъема  на  полупальцы:

                - плавное;

                - резкое.

12.  Большие  броски:

                - с  вытянутой  и  сокращенной  стопой;

                - с  приседанием  на  опорной  ноге.

13.  Низкий  «голубец» (в  характере  украинского  народного  танца).

14.  Высокий  «голубец» (в  характере мужского  танца).

Экзерсис  на  середине  зала.

Украинский  танец.

        «Гопак»

  1. Положение  корпуса,  ног,  рук,  головы.
  2. Положение  исполнителей  в  паре.
  3. Основные  ходы  и  движения:  «бигунец»,  «вихилястник»,  «угинание»,  «веревочка»,  «припадание»,  «дорожка – плетенка»,  «голубец».
  4. Движения  мужского  танца:  присядка  «ползунок»,  «метелочка»,  «мельница»,  «подсечка».

Белорусский  танец.

        «Лявониха»

  1. Положение  корпуса,  рук,  ног,  головы.
  2. Ходы  и  основные  положения:  основной  ход,  боковая  скользящая  подбивка,  ход  с  отбивкой,  повороты  с  откидыванием ноги  назад,  подбивание,  дробь  с  каблука,  подскоки  с  откидыванием  ноги  назад,  «заключение» - тройной  притоп.

«Перепелочка»

  1. Положение  корпуса,  рук,  ног,  головы.
  2. Основной  ход  и варианты  его  исполнения.
  3. Шаг  с  легким  подскоком.

        «Полька»

  1. Основные  положения  корпуса,  рук,  ног,  головы.
  2. Основные  ходы  и  движения:  полька  простая  и  дробная,  полька  галопом, присюды, подскоки  в  повороте  на  одной  ноге  с  вынесением ноги  на  каблук,  с  отбрасыванием  ноги  назад-в  сторону,  «вертушка».

        «Крыжачек»

  1. Положение  корпуса,  рук,  ног,  головы.
  2. Основной  ход,  ход  с  поворотом.
  3. Перескоки  с  выбрасыванием  ног  на  каблук.
  4. Притопы,  повороты.
  5. «Кружение»  с  припаданием.
  6. «Вертушка»  с  припаданием,  «вертушка»  с  поднятой  ногой.
  7. Тройные  подскоки  на  двух  ногах.

Танцы  стран  Балтии.

        Эстонский  танец  «Хийю-вальс»

  1. Положение  корпуса, рук, ног,  головы.
  2. Основные  ходы  и  движения:  ход  с  проскальзыванием,  повороты  на  тройном  переступании,  вальс  с пристукиванием,  вальс  с  проскальзыванием,  легкий  бег,  ход  на  полупальцах,  присюды.

        Латышский  танец  «Руцавиетис»

  1. Положение  корпуса,  рук,  ног,  головы.
  2. Основные  ходы  и  движения:  шаг  с  подскоком,  галоп,  полька  на  месте,  с  продвижением,  тройной  притоп.

        Литовский  танец  «Ласточка».

  1. Основные  положения  и  движения  корпуса  и  рук.
  2. Основные  движения:  шаг  «блездингеле»,  беговой  шаг,  колыхающийся  шаг,  повороты  на  простых  шагах.

                   

                

Третий  год  обучения.

        На  этом  этапе  обучения  идет  освоение  более  сложных  форм,  ранее  изученных  движений  и  новых  элементов  и  упражнений,  предназначенных  для  выработки  силы  ног,  особенно  стопы,  развитие  гибкости  и  пластичности  корпуса,  координации  и  танцевальности.

        Основная  задача  экзерсиса  у  станка  заключается  в  закреплении  профессиональной  основы,  заложенной  на  предыдущем  этапе  обучения.

        В  работе  над  каждым  движением  экзерсиса  необходимо  добиваться  точности  и  чистоты  исполнения,  только  после  этого  упражнения  можно  усложнять  координационно  и  композиционно.

        На  середине  зала  допускается  построение  более  сложных  комбинаций  и  композиций  на  материале  молдавского  и  татарского  танцев.  Начинается  изучение  элементов  итальянского  и  хантыйского  танцев.

Экзерсис  у  станка.

  1. Маленькие  и  большие  приседания:

        - резкое  и  отрывистое.

  1. Упражнение  на  развитие  стопы:

        - с  полуприседанием  в  момент  перевода  стопы  с  носка  на  ребро  каблука;

        - с  полуприседанием  или  ударом  в  момент  возврата  рабочей  ноги  в  исходное  положение.

  1. Маленькие  броски:

        - с  сокращением  стопы;

        - с  п/приседанием;

        - с  подъемом  пятки  опорной  ноги.

  1. Круговые  движения  ногой  по  полу:

        - подготовительное  упражнения – скольжение  на  внешнем  ребре  рабочей  стопы;

        - до  стороны  и  до  положения  рабочей   ноги  назад:

        - в  полуприседании.

  1. Подготовительное  положение  к  flic-flac:

        - с  поворотом  в  закрытое  положение  (croisee);

        - с  полуприседанием  при  возвращении  в  исходную  позицию.

  1. Упражнение  на  выстукивание:

        - чередование  ударов  стопой  и  полупальцами  с  одним  и  двумя  ударами;

        - с  шагом.

  1. Pa  tortilla  («зигзаги» - повороты  стопы):

        - одинарные  плавные;

        - одинарные  с  ударом  стопы  в  пол.

  1. Низкие  развороты  ноги:

        - подготовительные  упражнения;

        - на  45, на  всей  стопе.

  1. Подготовка  к  «веревочке»  с  подъемом  на  полупальцы.
  2. Подготовка  к  упражнению  для  бедра:  развороты  рабочей  ноги  из  выворотного  в  невыворотное  положение  и  наоборот.
  3. Подготовка  к  «штопору», и  «штопор».
  4. Раскрывание  ноги  на 90:

        - с  подъемом  на  полупальцы;

        - с  ударом  пятки  опорной  ноги.

13. Большие  броски:

        - стоя  на  полупальцах;

        - с  увеличенным  размахом.

14. Port  de  bras  (наклоны  и  перегибы  корпуса  во  всех  направлениях).

Экзерсис  на  середине  зала.

Молдавский  танец.

        «Жок»

  1. Положение  корпуса, рук, ног.
  2. Ходы и  основные  движения: легкий  бег,  шаги  с  подскоком,  боковой  ход  с  одной  ноги,   прыжки  с  поджатыми  ногами,  соскок  с  каблука,  вращения  на  подскоках.

        «Хора»

  1. Положение  корпуса,  рук,  ног,  головы.
  2. Ходы  и  основные движения:  шаг  в  сторону  с  открыванием  другой  ноги  вперед  в  скрещенное  положение  с  подъемом  на  полупальцы,  плавные  шаги  в  сторону  в  перекрещенное  положение,  шаги  вперед  и  назад  в  полуприседании  и  с  подъемом  на  полупальцы.

Татарский  танец.

  1. Положение  рук  в  женском  и  мужском  танце, в  парном  танце.
  2. Основные  ходы:  ход  на  каблук,  боковой  ход  с  разворотом  стопы,  ход  с  продвижением,  пружинистый  ход.
  3. Основные  движения:  «забивание  гвоздей»,  «борма»,  «одинарное  и  двойное  чалыштыру»,  «люлька»,  «строчка».
  4. Дробные  ходы  и  дроби:  «мягкая  дробь»,  «старинная  дробь»,  «марийская  дробь».
  5. Присядки:  «оренбургская  присядка»,  «мячик»,  присядка – разножка  в  воздухе.

Итальянский  сценический  танец.

  1. Положение  корпуса,  рук,  ног,  головы.
  2. Движения  рук  в  танце.
  3. Движения  рук  с  тамбурином:

        - удары  пальцами  и  тыльной  стороной  ладони;

        - мелкие  непрерывные  движения  кистью  «трель».

4.  Скольжение  на носок вперед в  открытом  положении  с  одновременным         проскальзыванием  на  другой  ноге  назад  в  demi-plie  (на  месте,  с          продвижением  назад).

5.  Шаг  с  ударом  по  полу  с  полуповоротом  корпуса  с  продвижением          назад:

     - с  последующим  ударом  носком  по  полу  и  одновременным  подскоком;

     - на  опорной  ноге  на  месте  и  с  продвижением  назад.

6.  Бег  тарантеллы  на  месте  и  с  продвижением  вперед.

7.  Основные  движения:  скольжение  ноги  на  носке  вперед,  маленькие          броски,  par  de  basque,  ход  с  ballone,  бег,  pas  piges,  подскоки  и          проскоки  на  одной  ноге  с  demi-plie,  прыжки  по  V  позиции  с          поджатыми  ногами,  pas  balance,  pas  echappe.

Хантыйский  танец.

  1. Положение  корпуса,  рук,  ног,  головы.
  2. Основные  ходы  и  движения:  шаг  с  приставкой  в  demi-plie,шаг  с  приставкой  с  подъемом  на  полупальцы,  боковой  ход  с  приседанием,  с  поворотом.  Движение:  «сбор  ягод»,  «забрасывание  в  кузов»,  «уминание  кожи»,  «разглаживание»,  «вышивка  бисером»,  припадание,  «мох»,  «олени».

Четвертый  год  обучения.

        Продолжение  изучение  новых  элементов  и  движений  у  станка  и  на  середине  зала,  более  сложных  по  структуре,  требующих  хороших  навыков  исполнения.

        Сокращение  времени  занятий  у  станка  за  счет  объединения  ряда  упражнений  в  учебные  комбинации,  выполнение  движений  в  более  быстром  темпе,  усложнение  комбинаций  с  целью  развития  и  совершенствования  техники  танца.  Изучение  на  середине  танцевальных  комбинаций  на  развитие  координации,  пластичности  корпуса,  музыкальности,  актерской  выразительности.

Экзерсис  у  станка.

  1. Полуприседание  и  полное  приседание  с  различными  положениями  и  движениями рук;
  2. Упражнение  на  развитие  подвижности  стопы  с  tombe.
  3. Маленькие  броски:

        - с  коротким  ударом  по  полу  носком  или  ребром  каблука (pas piques);

        - сквозные  броски  по I  позиции.

  1. Круговые  движения  по  полу  носком– с  поворотом  пятки  опорной  ноги.
  2. Круговые  движения  по  полу  пяткой – с  поворотом  пятки  опорной  ноги.
  3. Каблучные  упражнения.
  4. Pas  tortilla:

        - двойные  мягкие  развороты  стопы;

        - двойные  развороты  стопы  с  ударом  в  пол.

8.  Упражнения  с  ненапряженной  стопой:

        - со  скачком;

        - со  скачком  и  переступаниями.

9.  Низкие  и  высокие  развороты  ноги.

10. Упражнение  для  бедра  с  подъемом  на  полупальцы.

11. Раскрывание  ноги  на  90  с  двойным  ударом  пятки  опорной  ноги.

12. Большие  броски  с  tombe.

13. Подготовка  к  «голубцу»:

        - с  одним  ударом  одной  ногой;

        - с  одним  ударом  двумя  ногами.

14. «Голубец»  одинарный  и  двойной  в  прыжке.

Экзерсис  на  середине  зала.

Башкирский  танец.

  1. Положение  корпуса,  рук,  ног,  головы  в  женском  танце.
  2. Положение  корпуса, рук,  ног,  головы  с  мужском  танце.
  3. Характерные  движения  рук  в  женском  и  мужском  танце.
  4. Основные  движения  и  ходы:  основной ход,  ход  с  подскоком,  «башкирская  дробь»,  дробь с  продвижение,  удары  каблуками,  ход  с  переступанием,  ход  с  поворотом  пятки,  «веревочка»,  «качалка».

Цыганский  танец.

  1. Положение  корпуса,  рук,  ног,  головы.
  2. Ходы  и  основные  движения:

        - основной  ход  вперед;

        - ход  с  продвижением  назад;

        - дробный  ход (  2  вида);

        - ход  с  чечеткой;

        - женский  боковой ход  на  крест;

        - тройной  ход с  отбрасыванием  ноги  назад  от  колена;

  1. Повороты  и  вращения.
  2. Хлопки и  хлопушки.
  3. Дрожь  плечей  (женское).
  4. Владение  шалью,  тамбурином  (женское).

Грузинский танец.

  1. Постановка  корпуса.
  2. Позиция  и постановка  ног  и  рук.
  3. «Хелсартави» - движения  кисти  руки  (наружу,  внутрь):

        - небольшие  повороты(женские);

        - полные  повороты  в  запястье  (мужские).

  1. Движения  рук:

        - плавные  переводы  в  различные  положения  «картули»;

        - «самтиулуро» - сгибание  рук  со  взмахом,  одной спереди  (перед  грудью),  другой сзади  (на уровне  талии);

        - «чегреха» - круговые поочередные  переводы  от  предплечья  (мужское).

  1. Ходы:

        - «сада  сриала» -  шаг  вперед  на  всю  стопу,  два  скользящих  шага  на  полупальцы;

        - «ртуала» - шаг  вперед  на  полупальцы,  два  шага  на  всю  стопу;

        - «мухлура» - шаг  вперед  с  последующим  проскальзыванием  («сади»  или  прыжком  «зехтомит»)  и  одновременным  сгибанием  другой  ноги  в  прямом  положении  у  колена;

        - «свла» - тройные  переступания  на  полупальцах  с  ударами  подушечкой  стопы  по  полу  с  продвижением  вперед,  в  сторону,  назад  и  вокруг  себя;

        - «гасма» - скользящее  движение  ног;

        - «сада  сриала» - три  поочередных  скольжения  вперед;

        - «сарули» - три  поочередных  скольжения  с  остановкой  у  носка  другой  ноги;

        - «чакрули» - удар  полупальцами  одной  ноги  по  V  прямой  позиции сзади  и  двумя  проскальзываниями  вперед  поочередно.

  1. «Бруни» - повороты:  в три  удара,  в  два  колена,  в  три  колена.
  2. Движения  на  пальцах.

Польский  сценический  танец.

        «Мазурка»

  1. Положение  корпуса,  рук,  ног,  головы.
  2. Положение  в  паре.
  3. Ходы  и  основные  движения:

        - женский  ход – pas  marche;

        - мужской  ход – pas  gala;

        - тройное  переступание – pas  balance;

        - «голубец»  (с  продвижением  в  сторону  и  остановкой);

        - «перебор» - pas  de  bourre;

        - «ключ»;

        - скользящий  шаг  с  отбиванием – подбивкой;

        - вращение  в  паре;

        - обвод  девушки  за  руку;

        - переходы  «до-за-до»  (исполняется  в  паре).

Пятый  год  обучения.

        В  этом классе  учащимся  предлагается  освоить более  сложную  технику  танца  у  станка  и  разнообразные  композиционные  формы  на  середине  зала,  выразить  их  музыкально – образную  основу,  раскрыть  свои индивидуальные  способности  в  исполнении  сольных  фрагментах.  На  данном  году  обучения  допустимо  (по  усмотрению  педагога)  исполнение  полного  экзерсиса  в  характере  одной  национальности  с  целью  воспитания  чувства  стиля,  большей  выразительности,  концентрированности  внимания  (например:  в  русском,  цыганском,  испанском  характерах).  В  качестве  изучения  образов  народной  хореографии  берется  изучение фрагментов  и  танцев из балетов  и  репертуара  ансамблей  народного  танца,  например:  «Арагонская  хота»,  постановка  Игоря  Моисеева.

Экзерсис  у  станка.

  1. Полуприседание  и  полное  приседание:

        - винтовое,  в  сочетании  с  наклонами  и перегибами  корпуса:

        - кольцевое.

  1. Упражнение  на  развитие подвижности  стопы:

        - с  разворотом  бедра;

        - с  мазком  полупальцами  рабочей  стопы  по  полу.

  1. Маленькие  броски  на  25:

        - с  одновременным  подъемом  на  полупальцы  опорной  ноги;

        - без  полуприседания,  с  полуприседанием;

        - с  двумя  ударами  стопой  рабочей  стопы  по  V  открытой  позиции.

  1. Круговые  движения  ногой  по  полу  и по  воздуху,  носком  и пяткой:

        - со  скачком  (двумя,  тремя);

        - «восьмеркой»;

        - по  воздуху  на  45  градусов.

  1. Каблучные  упражнения.
  2. Flic – flac:

        - с  tombe;

        - «веером»,  «веером  на  воздух»  на  45  градусов;

        - «веер со  скачком»;

        - double – flic.

  1. Низкие  и  высокие  развороты  ноги:

        - на  90  градусов,  на  всей  стопе  и  на  полупальцах;

        - с  перегибом  корпуса.

  1. Упражнения  для  бедра, подготовка  к  «веревочке», «веревочка»:

        - с  прыжком;

        - со  скачком  на  подогнутой  опорной  ноге.

  1. Упражнение  на  выстукивание.
  2. Раскрывание  ноги  на  90  градусов:

        - с  прыжком;

        - с  проскоком  вперед  и  назад  на  присогнутой  опорной  ноге;

        - с  опусканием  на  колено  по  всем  направлениям;

        - с  растяжками.

  1. Большие  броски:

        - с  tombe – coupe;

        - pounte  (на  ребро  каблука);

        - круговой;

        - через  шаг  и  с  переступанием.

  1. Растяжка.

Экзерсис  на  середине  зала.

Русский  танец.

        Изучаются  основные  движения  русского  танца,  исполняются  учебно – танцевальные  композиции,  отрабатываются  техники  вращений,  мелкая  техника  ног  в  дробях,  этюды  в  различных  темпах  (медленный,  быстрый),  танцы,  например:  «Сибирский  хоровод»,  «Северный  хоровод»,  «Лукъяновская  кадриль»,  «Посиделки»  и  другие.

Испанский  сценический  танец.

  1. Положение  рук,  ног.
  2. Переводы  рук  в  различные  положения.
  3. Ходы:

        - удлиненные  щаги  в  п/приседании  с  продвижением  вперед  в  прямом  положении;

        - удлиненный  шаг  вперед  на  всю  стопу  в  прямом  положении,  в  п/приседании,  с  последующими  двумя  переступаниями  по  6  позиции  на  полупальцах  или  двумя  небольшими  шагами  (с  продвижением  вперед);

  1. Соскоки:

        - в  6  позицию,  на  всю  стопу  с  вытянутыми  коленями  и  в  п/приседании;

        - в  6,4,5  поз., на  п/п., в  п/приседании.

  1. Удлиненный шаг  в  сторону  с  последующими  двумя  переступаниями  по  5  позиции,  в п/приседании  (pas  balance)  со  скользящим  подведением  другой  ноги  сзади,  с  поворотом  корпуса  и  с  рукамию
  2. Шаг  в  сторону  в  п/приседании  со  скользящим  подведением  и  подъемом  на  полупальцы  в  5  позицию  другой  ноги  вперед,  с  последующим  переходом  на  нее  в  п/приседании  (pas glissade,  в  координации  с  движением  руки  и  наклоном  корпуса).
  3. Sapateado – поочередные  выстукивания  п/п  каюлуками  по  6  позиции:

        - удар одной  ногой, п/п  или  всей  стопой,  с  последующим  ударом  другой  ноги  каблуком  и  п/п;

        - шаг  по  диагонали  вперед  или  назад,  с  последующими  ударами  (одним  или  двумя)  в  пол  п/п  другой ноги  по  5  позиции  сзади  или  спереди.

  1. Опускание  на  колено  с  шага  на  расстоянии  стопы  от  опорной  ноги  с  перегибом  корпуса.
  2. Движение  рук  (port de bras)  с  одновременным  перегибом  корпуса,  стоя  на  одной  ноге  с  другой  ногой,  вытянутой  назад.

Испанский  танец  «Арагонская  хота».

  1. Положение  рук – 4  разновидности.
  2. Основные  движения:

        - тренсадо   (разновидность  pas  de  basque).

        - пасо  корто.

        - куэрда  (разновидность  веревочки).

        - поворот  на  месте  (быстрый  и  медленный).

        - талон – пунта  (разновидность  ковырялки).

        - лимпиасуэлос  («полотер»).

        - пасо  де  ладою

Закавказский  танец.

  1. Положение  рук,  ног,  корпуса,  головы.
  2. Основной  ход  на  полупальцах.
  3. Ход  с  выбрасыванием  ноги  вперед.
  4. Соскоки  на  каблук  из  стороны  в  сторону  через  5  позицию.
  5. Повороты: одинарные  и  двойные  из  2, 5  позиции.
  6. Опускание  на  колено  с  прыжка.
  7. «Блинчики»  но  кругу,  на  месте.
  8. Прыжок  в  колцо.
  9. «Чаквра».

Болгарский  танец.

Шестой  год  обучения.

        В  этом  году  заканчивается  изучение  курса  народно – сценического  танца  и  главная  цель 0 подготовка  к  выпускному  экзамену.  Основными  задачами  уроков  в  выпускном  классе являются:

        - завершение  изучения  упражнений  у  станка;

        - изучение  более  сложных  комбинированных  движений  у  станка  и  на  середине  зала;

        - увеличение  упражнений  и  комбинаций,  тренирующих  выносливость,  развивающие  технику  танца;

        - повторение  и  закрепление  пройденного  материала;

        - художественная  отделка  сценических  композиций;

        - овладение  всеми  художественными  средствами  народно – сценического  танца  (характером,  манерой,  стилем,  выразительностью).

        Требование  к  экзамену:

  • показать  навыки  владения  техникой  танца:  грамотное,  выразительное  исполнение  упражнений  у  станка  и  на  середине зала;
  • показать  высокий  уровень  координации,  пространственной  ориентации,  музыкальности,  актерской  выразительности,  а  также  технику  дробей,  вращений,  прыжков,  для  мальчиков -  присядок  ,  разножек,  хлопушек;
  • исполнить  освоенный  учебно – танцевальный  материал  технично,  эмоционально  ярко,  соответственно  стилю  и  колориту  народных  танцев;
  • показать владение  различными  музыкальными  темпами  и  ритмическими  рисунками в  каблучных  ыстукиваниях.

Экзерсис  у  станка.

        Завершающая  стадия  изучения  упражнений  у  станка  включает  в  себя  элементы  в  развитии,  входящие  в  курс  всех  лет  обучения.  Экзерсис  должен  состоять  их  10 – 12  комбинаций  в  различных  национальных  характерах.  Например:

  1. Полуприседание  и  полные  приседания – украинский  характер.
  2. Упражнения на  развитие  подвижности  стопы – татарский  характер.
  3. Маленькие  броски  на  25 – итальянский  характер.
  4. Круговые  движения  ногой  по  полу  и  по  воздуху – испанский  характер.
  5. Каблучные  упражнения – русский  характер.
  6. Низкие  и  высокие  развороты  ноги – греческий  характер.
  7. Упражнения  для  бедра, «веревочка» - болгарский  характер.
  8. Flic – flac – русский  характер.
  9. Упражнения  на  выстукивания – испанский  характер.
  10. Раскрывание  ноги  на  90  градусов – венгерский  характер.
  11. Большие  броски – русский  характер.

Экзерсис  на середине  зала.

Испанский  танец  фламенко.

  1. Положение  рук,  корпуса, ног,  рук.
  2. Упражнение  по  отбиванию  дроби.
  3. Упражнения  для  усвоения  мелкой  дроби  с  «пробежкой» (карретильи).
  4. Упражнения  для  усвоения  «метелки»  (эскобилья).
  5. Упражнения  для  поворотов.
  6. Упражнения  со  шлейфом  платья.
  7. Упражнения  для  усвоения  синкопы,  для  практического  усвоения  хлопков.
  8. Упражнения  по  вращению  кистями  рук.
  9. Упражнения:

        - для  игры  веером;

        - со  шлейфом;

        - на  выразительность;

        - для  движений  головой;

        - для  талии.

Венгерский  сценический  танец.

  1. Постановка  корпуса, рук.
  2. Позиции и положения  ног  и  рук.
  3. Движение  рукой  «восьмерка».
  4. Освоение  движений: «ключ»  одинарный  и двойной,  «веревочка»,  «заключение» одинарное и двойное,  «голубец»  низкий  и  высокий.,  ход  с  developpe.
  5. Кабриоль.
  6. Ход  с  кабриолем.
  7. Остановка  с  ударом  в  ладоши.
  8. Заключение  с  полуповоротом  и с  полным поворотом.
  9. До-за-до.Греческий  танец.

Требования  к  уровню  подготовки  учащихся.

        Выпускник  отделения хореографии  Детской  Школы  Искусств  должен  получить  комплекс  знаний,  умений и  навыков.

  • Иметь  хорошо  развитые  физические  данные,  крепкую  память,  волю,  мышечную  силу,  двигательную  активность,  а  также  достаточно  высокий  уровень  музыкальности.  Координации,  образного  мышления,  актерской  выразительности;
  • Владеть  понятийным аппаратом  школы  народно – сценического  танца;
  • Знать  методику  исполнения  упражнений  у  станка  и  уметь  качественно  их  исполнить;
  • Свободно  владеть  навыками  исполнения  движения  народных  и  сценических  танцев  различного  уровня  сложности;
  • Знать  особенности  композиционного  построения  народных  танцев;
  • Определять  на  слух  образцы  народной  музыки,  ориентироваться  в  музыкальном  сопровождении  народных  танцев;
  • Уметь  вслушиваться  в  интонации  музыки,  отражать  ее  образно – содержательный  характер  в  танце;
  • Иметь  навыки  самостоятельной  творческой  деятельности;
  • Ориентироваться  в  вопросах,  связанных  с  развитием  народной  хореографии;
  • Иметь  опыт  анализа  и обобщения  полученных  знаний.  

         

Список используемой литературы:

  1. Башкирские и татарские танцы на Южном Урале: Учебное пособие для студентов 1 и 2 курсов/Составитель Т.М. Дубских. – Челябинск,2001.-143с.
  2. Гусев Г.П. Методика преподавания  народного танца: Упражнения у станка: Учебное пособие для ВУЗов искусств и культуры. – М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 208с.
  3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учебное пособие для студентов ВУЗов культуры и искусств. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 208с.
  4. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды: учебное пособие для студентов хореограф. фак. ВУЗов культуры и искусств/Г.П. Гусев. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 232с.
  5. Дубских Т.М. Белорусский народный танец: Учебно – методическое пособие. – 2-е изд., доп./ ЧГАКИ. – Челябинск, 2001. – 38с.
  6. Пуртова Т.В. , Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 256с.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Спортивный бальный танец"

Образовательная программа "Спортивный бальный танец" расчитана на 5 лет обучения, для детей от 5 до 13 лет. Содержит разделы: пояснительная записка, тематические планы, содержание обучения и итоги раб...

образовательная программа "Спортивный бальный танец" для ДШИ

Эта программа поможет многим на базе ДШИ (отделения хореографии) открыть отделения бального танца. Я разработала и утвердила программу в 2004 году и успешно работаю до сих пор. За это время по да...

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ ДИСКО. Особенности исполнения. Методическая разработка

Определение современного танцевального стиля «диско» невозможно без знаний его сущности, характерных для диско движений, истории его развития. Сейчас диско – это не тот эстрадный танец, который исполн...

Методическая разработка. Хореографическая постановка молдавский народный танец «Виноградинка»

В методической разработке представлены цель, постановочные задачи, драматургия постановки и композиционный ресунок с описанием движений. Хореографическая постановка предназначена для дуэта. Возрастная...

Рабочая программа "Историко-бытовой и современный бальный танец"

Рабочая программа "Историко-бытовой и современный бальный танец" расчитана на 7-ми летний срок обучения....

Рабочая программа "Русский танец"

программа расчитана на студентов...