Методические разработки лекций-концертов: 1. Его величество ФОРТЕПИАНО. 2. Клавирная музыка И.С.Баха. 3. П.И.Чайковский "Детский альбом". 4. К.Сен-Санс "Карнавал животных".
методическая разработка по теме

Лободина Елена Ивановна

1. Его величество фортепиано. Лекция-концерт познакомит юных исполнителей с историей создания фортепиано.

2. Клавирная музыка И.С. Баха. Лекция-концерт с элементами музыкального лектория о творчестве И.С.Баха, эпохе, в которой он творил, жанровом разнообразии его музыки.

3. П.И. Чайковский "Детский альбом". Внеклассное мероприятие, посвящённое знакомству с фортепианным циклом П.И.Чайковского "Детский альбом", историей создания цикла, а также концертом обучающихся.

4. К. Сен-Санс "Карнавал животных". Методическая разработка лекции-концерта с  целью познакомить юных музыкантов с творчеством французского композитора Камиля Сен-Санса на материале сюиты "Карнавал животных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ego_velichestvo_fortepiano.rar10.49 КБ
Microsoft Office document icon bakh.doc1.74 МБ
Microsoft Office document icon chaykovskiy.doc1.62 МБ
Microsoft Office document icon sensans.doc1.65 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ»

ГОРОДСКОГО  ОКРУГА ВЛАСИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                               Директор МОУ ДОД ДШИ «Гармония»

                                                   ____________________ Э.А.Янковский

                                                                                                «___»______________________  2013 г.

Методическая разработка лекции-концерта

преподавателя  по классу фортепиано     

Лободиной Елены Ивановны

Тема лекции-концерта:   Его величество
ФОРТЕПИАНО.


       
   
             
Дата проведения лекции-концерта: 17.01.2013 г.                        
   Время проведения лекции-концерта: 18.00
 
                         
Место проведения лекции-концерта: ДШИ «Гармония»

ЦЕЛЬ: Познакомить обучающихся с историей возникновения  
            фортепиано.

ЗАДАЧИ: 1. Развивать кругозор детей.
                   2. Воспитывать интерес к познанию нового.

Возраст детей: 7 – 16 лет.

                  План лекции-концерта:
                 
1. Рассказ о клавикорде.
                    2. Рассказ о клавесине (муз. выступления).                                                    
                    3. Рассказ о фортепиано (концерт учащихся).
                    4. Рассказ о рояле (вокальный номер).

                     Ход лекции – концерта:

Преподаватель: У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать её, несомненно, не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения.

Фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов в мире, кроме того, существуют также похожие на него музыкальные инструменты, в частности рояль, клавесин и прочие. Только мало кто знает, когда впервые появились эти инструменты. Сегодня мы узнаем, как произошло фортепиано, и кто был его предшественниками. (Приложение 1)

Известно большое семейство клавишно-струнных щипковых инструментов. Они различаются по размеру, форме и звуковым (красочным) ресурсам. Едва ли не каждый мастер, изготавливавший в старину такие инструменты, стремился внести что-то свое в их конструкцию. (Приложение 2)

Одним из старейших клавишных инструментов является КЛАВИКОРД. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году. (Приложение 3)

Рассказ о клавикорде. Ефимик Ксения 6 кл.

Клавикорд

Перевести название Клавикорд можно так - «клавишеструнник». История первого клавишеструнника началась в одиннадцатом веке. Это был инструмент, чрезвычайно простой и в то же время обладающий нежным серебристым звучанием

Услышать клавикорд сегодня, увы, невозможно. Увидеть его можно только в музее, но там, сами понимаете, не только играть на нем, но и прикасаться к нему нельзя. Пока для нас этот инструмент только история. (Приложение 4)

Устройство клавикорда было очень простым. К каждой клавише на противоположном от музыканта конце крепился вертикально стоящий латунный стержень - тангент. Верхний конец тангента был чуть расплющен. Когда музыкант нажимал клавишу, тангент поднимался, ударял струну снизу и оставался прижатым к ней все время, пока клавиша была нажата. Стоило музыканту отнять палец, как тангент своим весом опускал дальний конец клавиши, и она принимала первоначальное положение. (Приложение 5)

От последующих струнно-клавишных инструментов клавикорд отличался главным образом своим звучанием, которого не было ни в каком другом инструменте. Может быть, и жив был бы клавикорд до сих пор, если бы не его слишком тихий звук. Тут он не выдерживал конкуренции ни с клавесином, ни тем более с фортепиано, хотя довольно долго еще продолжал существовать бок о бок со своими более молодыми собратьями.

Выпадет возможность побывать в каком-нибудь из музыкальных музеев - обязательно найдите там клавикорд.

(Приложение 6)

Рассказ о клавесине. Шевченко Анастасия 6 кл.

КЛАВЕСИН - это клавишный музыкальный инструмент. Его изобрели примерно в 1511 году в Италии. Из всех типов клавишно-струнных щипковых инструментов клавесин самый большой и самый сложный.

Клавесин имеет форму продолговатого треугольника.

Одно из самых ранних изображений клавесина мы можем увидеть в «Веймарской книге чудес» (1440). (Приложение 7)

Струны клавесина расположены горизонтально, параллельно клавишам. Звук извлекается при помощи перышка. (Приложение 8)

Клавесин издает яркие звуки, которые в отличие от клавикорда, имеют более отрывистый и не такой выразительный характер. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. Для изменения силы и звука, используются специальные ручные и ножные переключатели.

Типичный клавесин имеет 2 клавиатуры, которые называются мануалами. Они расположены одна сверху другой. К началу XVII века клавесин стал иной формы. Он приобрел треугольную крыловидную форму, при этом он мог содержать в себе около трех клавиатур, которые были расположены одна сверху другой. Клавесин украшали с помощью красивых изображений, резьбой. (Приложение 9,10)

Написанием музыки для клавесина занимались такие замечательные личности тех времен как Франсуа Куперен. Себастьян Бах, Доменико Скарлатти,Ванда Ландовска. (Приложение 11)

Во 2-й половине XVШ в. клавесин стал вытесняться фортепиано. Но необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. (Приложение 12)

Преподаватель: А сейчас мы с вами услышим как звучит Клавесин. В исполнении Давыденкова Никиты 2 кл. прозвучит произведение В.А.Моцарта «Рондо» (ученик исполнял Рондо на синтезаторе используя инструмент клавесин) (Приложение 13)

Гайдн «Менуэт» исполняет Климченко Ваня (Используем синтезатор) (Приложение 14)

(Приложение 15) Преподаватель: Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации. На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте. Был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы

Рассказ о фортепиано. Квартина Олеся 5 кл.

        В 1709 г. итальянский мастер – Бартоломео Кристофори, (Приложение16) изобрел совершенно новый клавишный инструмент. Инструмент который способен вызвать у слушателя «поток эмоций», (Приложение17) Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение такgravicembalo col piano e forteчто означало «Клавишный инструмент, играющий нежно и громко» Это название затем было сокращено, и появилось слово ФОРТЕПИАНО.

Звук в инструменте извлекался деревянными молоточками обтянутыми войлоком. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию и издавая новый в отличие от клавесина мягкий звук. (Приложение 18)

В 1709 году клавиатура фортепиано состояла всего из 4 октав, к 19 веку количество октав было доведено до семи, с самой низкой нотой, «ля». Измененная версия инструмента с 88 клавишами – это тот инструмент, который мы знаем как современное фортепьяно.

К 19 веку появилось первое вертикальное фортепиано. (Приложение19)

Самое замечательное в фортепиано - это способность резонировать и его большой динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников - это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.

Очень многие композиторы XIX и XX века писали для фортепиано. Их привлекают его огромные, поистине безграничные возможности. Его диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр.

Сейчас мы предлагаем послушать, как звучит этот волшебный инструмент.

Концерт учащихся.
1 Аманатова Катя – 2 кл. Остен – Лунный свет.                                        2. Окулов Максим – 2 кл. Гаврилин – Каприччио.
3. Сундетова Альбина – 2 кл. Телеман – Пьеса.
4. Дубовик Аня – 2 кл. Моцарт – Юмореска.  
5. Стыдель Наташа – 3 кл. Слонов – Полька.
6 Квартина Олеся – 5 кл. Шуберт – Вальс.  
7. Ефимик Ксения – 6 кл. Шмитц – Поющие септаккорды.      
8. Шевченко Анастасия – 6 кл. Глинка – Мазурка.
9. Аникина Алёна – 7 кл. Гречанинов – Прелюд.                                                                                                                                                  

Рассказ о рояле. (Приложение 20,21) Аникина Алёна 7 кл.

С фортепиано, или как его иначе называют, пианино, вы прекрасно знакомы, почти у всех этот инструмент есть дома. Пианино гораздо скромнее своего «знатного» родственника РОЯЛЯ. С роялем вы тоже знакомы: его можно увидеть в концертных залах, в музыкальной школе, его вы видите на экранах телевизоров. Он большой и важный (по-французски royal - королевский), с корпусом в виде крыла. Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Иногда у него поднимают крышку, и рояль становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом.

В исполнении учащейся вокального отделения Сухариной Светы прозвучит песня «Рояль» (Приложение 22)

Преподаватель: Очевидно, что появление фортепиано - казалось бы, такое незначительное событие - стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта - будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач - у которого в доме не было бы фортепиано. Несмотря на его молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент, и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката.

С поставленной задачей в проведении внеклассного мероприятия мы справились. Лекция – концерт вызвала огромный интерес обучающихся. Участники и слушатели получили большое удовольствие.


                                       Список литературы.

1. Зимин П. История фортепиано и его предшественников. — М., 1968.

2. Дьяконов Н. А. Рояли и пианино. Конструирование и производство. — М., 1966.

3. Алексеев А. История фортепианного искусства. — М., 1962.

4. Сергеев М. В. Новые материалы о фортепианных мастерах России XVIII — первой половины XIX вв. // Вопросы музыкального источниковедения и библиографии: Сб. статей.- СПб., 2001. — С. 39-51.






Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД «Об исполнении клавирных произведений И.С.Баха». ( преподаватель Кадырова Р.О.)

Цель моего доклада – обобщить на основе изученного материала некоторые «частные» вопросы исполнения клавирных сочинений И.С.Баха– вопросы звучания, артикуляции, темпа, ритма, агогики, динамики.Н...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД «Об исполнении клавирных произведений И.С.Баха». ( преподаватель Кадырова Р.О.)

Цель моего доклада – обобщить на основе изученного материала некоторые «частные» вопросы исполнения клавирных сочинений И.С.Баха– вопросы звучания, артикуляции, темпа, ритма, агогики, динамики.Н...

Петр Ильич Чайковский. Детский альбом (Утренняя молитва, В церкви). Методическая разработка

Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе был «Детский альбом» (24 лёгкие пьесы) П.И.Чайковского (1878 год). В педагогической практике «Детский а...

Об исполнении клавирных произведений И.С. Баха

    Цель моего доклада – обобщить на основе изученного материала некоторые «частные» вопросы исполнения клавирных сочинений И.С. Баха – вопросы звучания, артик...

Методическая разработка открытого урока по теме "Работа над полифонией И.С.Баха " Курочкиной С.Ю.

Общепризнано, что преподавание И.С. Баха – один из труднейших разделов музыкальной педагогики. Данный урок с обучающимися  Дорофеевой Кристиной 2 класс и Шароновой Василисой 3 кл...