Академический вокал vs пение в речевой позиции
статья на тему

. А ведь пение для человека так же естественно, а, может быть, и более естественно, чем речь. Попробуем разобраться более подробно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akademicheskiy_vokal_vs_penie_v_rechevoy_pozitsii.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Ондар-Салчак Азияна Григорьевна-преподаватель вокала

Академический вокал vs пение в речевой позиции

   Почему-то принято противопоставлять академическую постановку голоса и пение в речевой позиции. А ведь пение для человека так же естественно, а, может быть, и более естественно, чем речь. Попробуем разобраться более подробно.

   Итак - чтобы начать звук мы должны взять дыхание. И здесь встречаем первое противоречие: академисты во время пения сохраняют так называемую "вдыхательную установку", а речевики (надеюсь, никто не обидится, если так я назову сторонников речевой позиции в пении) поют на выдохе, так же, как и говорят.

   Диафрагма (наш дыхательный "мотор") расположена под легкими и имеет вид купола: при вдохе верхушка купола вдавливается и диафрагма расправляется, а при выдохе, расслабляясь, возвращается в прежнее состояние. Надо сказать, что диафрагма - дама с характером, усвоившая, что ей надлежит делать, еще до появления на свет ее обладателя и заставить, а вернее, уговорить ее слушаться далеко не просто. И, если петь на выдохе, то не Вы, а она будет решать, сколько продлится музыкальная фраза и, когда купол диафрагмы уйдет полностью вверх, Вы почувствуете, что Вам немедленно нужно вдохнуть, ибо воздух закончился. Но это не так! В легких еще полно воздуха, но Вы не можете его использовать! Этого вполне можно избежать, если к работе дыхания привлечь мышцы нижних ребер и пресса (дышать животом) а в момент взятия дыхания почувствовать небольшое натяжение мышц нижних ребер. Таким образом, придерживая диафрагму в состоянии вдоха, Вы можете контролировать длину музыкальной фразы. Сразу оговорюсь, что это очень непросто и в один момент не получится.

   Конечно, эстрадный и, в некоторой степени, джазовый вокал не требуют такого "огромного" дыхания, как, к примеру, исполнение вокальной музыки Вагнера. Но это не повод отказываться от той пользы, которую может принести применение академического приема "сохранения позиции вдоха"! Просто ее нужно использовать без фанатизма - на столько, на сколько надо.

   Однако "вдыхательная установка" - это не только опора на дыхание, но и положение гортани, которое она принимает при вдохе. Гортань, так же, как и диафрагма, участвует в процессе дыхания - при вдохе она опускается, расширяется и пропускает воздух в легкие, а при выдохе понимается, сужается и помогает выпустить воздух. По этой же причине она, как и диафрагма, слушаться Вас не намерена. Голосовые складки (связки) расположены внутри гортани. Поэтому, при расслабленной, раскрытой гортани голосовая мышца расправляется, и, одновременно, с голосовых складок снимается лишняя нагрузка - они лишь вибрируют под потоком воздуха, который, как мы помним, регулируют крепкие мышцы, обслуживающие дыхание. Проблема в том, что привычка звучать на выдохе не дает возможности задержать гортань в расслабленном состоянии, она напрягается и вся нагрузка по производству и удержанию звука ложится не на дыхание, а на две тоненькие голосовые складки. Стоит ли удивляться, что голос быстро устает при этом? И тут на помощь можно призвать еще один академический прием - купол или зевок, а проще говоря - натянутое мягкое небо, которое удерживает гортань в положении вдоха (все сейчас зевнули?). Интересно, что педагоги-лингвисты тоже пользуются этим приемом, например, при постановке произношения некоторых французских согласных. Только не надо петь "в купол", это неправильно. Звук должен рождаться перед куполом, так как звук - это энергия, и направить ее надо вперед, слушателям, а не в свою черепную коробку, где ей совершенно нечего делать. Опять же - не надо фанатизма, для исполнения эстрадной песни не нужен такой же зевок, как для исполнения арии Тоски. Освойте этот прием и используйте его так, как это нужно в Вашем случае.

   Плавно подходим к острейшей проблеме академического вокала - четкой дикции. И здесь, да простят меня академисты, надо присмотреться к приемам речевиков и пользоваться ими в академическом вокале.

   Зачастую мелодика языка в вокальном произведении играет не меньшую роль, чем музыкальная линия. Есть такой прием - разобрать сначала текст (как стихи), прочитать несколько раз с выражением, расставить акценты, уловить динамику, а после этого приступать к работе с нотами. Это дает потрясающие результаты! И почему бы не пользоваться методами пения в речевой позиции в академическом вокале? Только без фанатизма, настолько, насколько это надо.

   Человеческий голос - самый совершенный музыкальный инструмент, дарованный нам Природой. Первый звук появляется сразу за первым вдохом, и, если он не появится, то жизнь не начнется.

   Ваш голос уникален, больше такого голоса в мире нет. Любая методика преподавания вокала, любая техника пения и прочее, прочее, прочее - всего лишь "обслуживающий персонал" Вашего голоса. И стоит ли спорить - какая методика лучше и можно ли смешивать различные вокальные жанры? Не лучше ли позволить этим самым жанрам и методикам проникать и обогащать друг друга?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Визуальная среда в колледже на примере 4 этажа II корпуса ТСП «Академическое».

Презентация к проекту «Визуальная среда в колледже на примере 4 этажа II корпуса ТСП «Академическое».(несколько слайдов удалены, в связи большим весом файла)...

Образовательная программа "Сольное пение (эстрадный вокал))" 2018-2019 уч.год.

Образовательная программа" Сольное пение (эстрадный вокал) 2018-2019 уч.год....

Психолого - педагогические аспекты работы концертмейстера в классе академического вокала

Одна из наиболее интересных и востребованных в среде музыкантов ДШИ специальность – это концертмейстер. Люди этой профессии задействованы как в учебном процессе, так и в концертной практике на р...

«Развитие вокально – ансамблевых навыков в классе академического вокала»

В методической работе рассматриваются основные цели и задачи предмета "вокальный ансамбль", особенности ансамблевого пения, а также представлены методические рекомендации по организации само...

Доклад "Основные методы вокального обучения в классе сольного академического пения" 2022 г.

Доклад"Основные методы вокального обучения в классе сольного академического пения" 2022 г....

Практический речевой материал для детей старшей и подготовительной группы «Речевые пятиминутки»

Пояснительная записка. Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Речевые пятиминутки способствую...