Доклад "Основные методы вокального обучения в классе сольного академического пения" 2022 г.
учебно-методический материал

Толстова Светлана Петровна

Доклад"Основные методы вокального обучения в классе сольного академического пения" 2022 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.2021-2022g.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

«ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ СОЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ»

По определению дидактики методом обучения является совокупность приемов и способов, при помощи которых педагог, опираясь на сознательность и активность ученика, вооружает его знаниями, умениями и навыками и, вместе с тем, способствуют его воспитанию и развитию.

Методы вокального обучения строятся на общепринятых дидактических и специальных вокальных методах. Основными общедидактическими методами обучения являются: устное объяснение и демонстрация (показ). Основываясь на объективных научных данных, педагог должен на уроках сольного пения ставить четкие задачи при вокальной работе, давая конкретные указания, как их решать, чтобы ученик осознал, в чем состоит их сущность. При устном объяснении большую роль играют образные определения характера певческого звука. Применяются определения, связанные не только со слуховыми, но и со зрительными, осязательными, резонаторными, мышечными ощущениями.

Специальные вокальные методы сложны и разнообразны. Как и в преподавании других предметов, они объединяют в себе познавательные процессы с практическими умениями.

В классе сольного академического пения чрезвычайно важно не только высококвалифицированное применение этих методов, но и ознакомление с ними будущих учителей музыки общеобразовательной школы.

Известные на сегодня методы и приемы вокального обучения являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов вокала и отличаются своей многочисленностью. Малоэффективным было бы такое обучение, которое основывалось на одном или единственном методе. Неоспоримо то, что вокальный педагог должен в совершенстве владеть разнообразными методами и приемами вокального обучения, и, уметь применять их в соответствующих ситуациях.

Методы вокальной педагогики отражают специфику певческой деятельности. К ним относятся: концентрический, фонетический, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Голос – это особое богатство, природный дар, который  дан человеку от бога. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.  Певческий голосовой аппарат- инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

Школьные годы - самое певучее время.  Именно с раннего  возраста  надо приобщать детей к  прекрасному вокальному  искусству.  Детская вокальная педагогика обладает целым рядом особенностей по  сравнению с  обучением  взрослых. Особенности эти определяются тем, что детский организм еще  окончательно  не сформирован  и  находится  в  определенной стадии своего анатомо-физиологического  развития  (в зависимости  от  возраста).

Это период  накопления растущим организмом сил, необходимых  навыков  и  знаний.   Здесь  важно отметить то, что силы, умения и  знания  ребенка  формируются  не только в области музыки, но и во многих других жизненно важных сферах,  прежде всего – предусмотренных программой образования, и  в целом  представляют для развивающегося организма.

Детские  голоса  прежде  всего отличаются  особенным тембром и высотой звука. Правильное детское пение мало слушать, его надо обязательно смотреть. Когда ребенок поет, он тем самым рисует образы. Его исполнение – выразительное, очень живое и естественное. В  современной   подростковой  среде все реже и  реже встречаются здоровые детские голоса. У детей участились случаи  расстройства  голосового  аппарата вследствие простудных  заболеваний, а  также органических заболеваний . Одним из распространенных заболеваний является  дисфония  возникающая  из-за перенапряжения голоса. Наибольшая частота нарушений отмечается в возрасте от 8 до 10 лет. Дисфония чаще возникает у детей с повышенной активностью, любящих громко говорить, кричать. Также встречаются узелки голосовых связок возникающие от  перегрузки голоса, неумелого пользования им, особенно при пении верхних нот,  от чрезмерной продолжительности пения, от неправильной классификации голоса (сопрано поет альтом, баритон - тенором и т.д.), неправильная техника пения.

Известный логопед Пустынникова Г.Н. отмечает, что профилактика  здоровья детских певческих голосов заключается в соблюдении  общегигиенических правил, предохраняющих организм от простудных  заболеваний, которые часто ведут к  заболеваниям  голосового  и  слухового  аппаратов. Совершенному  функционированию  здоровой  гортани и голосовых  складок  нередко мешает болезненное состояние  верхних  дыхательных  путей.  Нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового  аппарата, весьма распространены у детей .

Я считаю необходимым подробно ознакомить детей, занимающихся вокалом – не важно, классическим, эстрадным, джазовым, - с гигиеной голоса. Это очень важный фактор в воспитании и сохранении здоровых певческих голосов на долгие годы.  И хочется добавить великолепную цитату  Свешникова  А.В. «Уважайте  голос! Именно в неуважении к голосу - прекрасному, живому,  беспредельно выразительному инструменту - и следует искать причины  наших  неудач»

Следующий вопрос, который  интересует  очень  большую аудиторию - можно ли с детства заниматься классическим вокалом? По поводу этого вопроса существует  ряд  мнений. Детское сольное пение долго не признавалось в кругу профессионалов, и до сих пор многие вокальные педагоги придерживаются мнения, что детей не надо учить академическому пению. Причина заключается в том, что иногда занятия приводят не к развитию, а к потере голоса или приобретению вокальных дефектов, которые в дальнейшем бывает нелегко устранить. Такой результат, как правило, является следствием ошибок  как в методике работы, так и в выборе репертуара. В то же время другие специалисты отмечают, что вокалисты, начинающие обучение после 16 — 17 лет, сильно отстают от инструменталистов в вопросах музыкальной грамотности и восприятия, а также в области технической оснащённости, и детское сольное пение могло бы решить эти проблемы.

До сих пор в научных кругах вопросы методики работы с детским голосом являлись предметом неутихающих споров. В то же время проблема детского вокального репертуара практически не поднималась, так как в XX веке детского сольного пения официально не существовало. Дети пели в хоровых коллективах, и вокальная работа чаще  всего исчерпывалась упражнениями и подготовкой к исполнению сольных фрагментов в хоровых произведениях. Конечно, были исключения, и некоторые педагоги  занимались с вокально -одарёнными детьми индивидуально, но это не было явлением массового характера.

 На сегодняшний день количество желающих заниматься классическим вокалом увеличивается. Между тем,  общепринятой программы ещё нет,  и идёт активный поиск репертуара, который могут петь дети. Вопрос вокально-технических возможностей детского голоса также является дискуссионным: некоторые трудности принципиально преодолимы и даже полезны для развития голоса, в то время как другие наносят часто непоправимый вред. Поэтому формировать вокально-певческие навыки необходимо с учетом физиологии голосового аппарата. Известный педагог  Гонтаренко Н.Г. подчеркивает, что неправильная техника пения, т.е. использование таких приемов, которые лежат за пределами физиологических возможностей детей и подростков ведет к расстройствам голосового аппарата.

 Голос ребенка растёт и изменяется вместе с общим ростом всего организма, и это накладывает существенные ограничения на выбор

исполняемых произведений. Преподаватель сольного пения в Московской  музыкальной школе  Полякова Н.И. выявляет то, что существуют те   вокальные педагог ,  которые  ориентируются на традиционный  «взрослый» классический вокальный репертуар (привычный и хорошо известный), на тех, кто ограничивает поле деятельности современными песнями для детей (от хрестоматийных песен  Шаинского ,   Крылатова и других  детских композиторов до современных песен из мультфильмов и мюзиклов) и на тех, кто стремится найти некую «золотую середину». Найти её необходимо, так как многие произведения классической вокальной литературы не соответствуют возможностям детского голоса, часто становясь причиной его деформации, а также особенностям внутреннего мира ребёнка, поскольку выражают эмоции и чувства, чуждые его душевной организации.

Задачи охраны детского голоса и гармонии внутреннего мира ребёнка должны быть сдерживающим фактором при выборе произведений на всех этапах обучения учащихся, уравновешивая естественное стремление к развитию.

          Ведущий научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, профессор и педагог Алиев Ю.Б.  считает что необходимо исследовать вопросы допустимой для ребёнка тесситуры и диапазона произведений, а также возможной динамической палитры. Эти факторы являются важнейшими критериями при выборе детского вокального репертуара. Ограничения в содержательном аспекте связаны, с одной стороны, с задачами охраны голоса (многие повышенно эмоциональные произведения провоцируют на пение в форсированном режиме), а с другой — с задачами охраны внутреннего мира ребёнка и гармоничного развития личности.

Тем не менее, полный отказ от классических произведений (что также случается) совершенно неправомерен: развитие певческого голоса и навыков пения в академическом стиле немыслимо без изучения широкой палитры классической вокальной музыки. Вместе с тем необходимо обновлять детский вокальный репертуар. В дополнение к классическим произведениям в нём должны присутствовать также песни и романсы современных авторов, но необходимо определить те критерии, которым они должны соответствовать. В связи с тем, что одной из основных задач вокального воспитания является формирование художественного вкуса учащихся, как в классической, так и в современной музыке, предлагаемой для исполнения юным музыкантам, огромное значение имеет её художественная ценность и стилистические особенности.

Стиль современных произведений, предлагаемых для исполнения в классе академического пения, не должен противоречить цели гармоничного развития ребёнка. Существует немало современных песен и романсов, которые могут стать гармоничным дополнением к классическому репертуару, обогащая палитру музыкальных представлений юного вокалиста, развивая его слух и готовя к проникновению в мир взрослой современной музыки академического направления. Также требует рассмотрения вопрос определения роли, которую могут играть в вокальном становлении ребёнка вокализы и русские народные песни. В детских музыкальных школах можно исполнять  вокализы И. Вилинской , Н.Татаринова, а также вокализы Ф.Абта. Народные песни в классических обработках, например, «На горе-то калина»  (обработка Ю.Чичкова), «Четыре таракана и сверчок» (  обработка А.Долуханяна)  дети  поют с большим интересом и удовольствием.

Дети любят петь, и взрослые должны предоставить им высокохудожественный материал, обогащая их духовную жизнь и воспитывая любовь и уважение к ценностям мировой и отечественной культуры.                                                                                                                                            

Ребёнок приходит в школу с желанием петь, и надо открывать ему новые возможности, о которых он часто и не догадывается, не имея представления о вокальной классике.  Дети с удовольствием учатся исполнению классических миниатюр, осваивая вокальную технику и тонкости классического стиля например  в песнях Р.Шумана «Совено»,

« Песочный человек», И.Брамс «Лесной покой», «Соловей», А.Аренский «Спи дитя мое усни», А.Гречанинов «Подснежник», Э.Григ «Заход солнца», Ю.Чичков  «Свирель да рожок» и т.д. В вопросах интерпретации классических произведений необходимо знать меру в создании своего прочтения, но в то же время, нельзя играть или петь по шаблону, копируя чужую манеру исполнения. Умение достичь творческой свободы исполнения, вместе с тем придерживаясь определённых стилевых норм, является, наверное, одной из наиболее высоких целей музыкального искусства, и в работе с юными вокалистами эта цель также может быть достигнута.

 В процессе вокального развития ребёнку приходится преодолевать множество трудностей, и задача педагога в классе академического сольного пения — обеспечить условия максимально бережного развития голоса и его охраны. Решая эту задачу, следует учитывать богатый опыт прошлых лет:

1)не допускать форсированного пения и злоупотребления грудным резонированием, в процессе постановки детского голоса исходить из того, что ему свойственна двухрегистровость, и постепенно формировать микстовое звучание «сверху», отталкиваясь от фальцетного режима фонации;

2)  с самого начала занятий обеспечивать охрану детского голоса, работая над техникой (опорой звука на дыхание, высокой певческой позицией, правильной артикуляцией и т. д.), и развивать детский голос в удобной для каждого тесситуре, с аккуратным отношением к крайним звукам диапазона;

3)не включать или включать с осторожностью в детский репертуар драмматические произведения и оперные арии XIX — XX веков , например  ограничивать включение в  детский репертуар эмоционально насыщенных произведений  композиторов-романтиков и  веристов.

4)подбирать для каждого ребёнка произведения разных стилей и жанров, не выходя при этом за границы академического направления   (народные и современные песни сочетать с классическими произведениями);

5)при выборе произведений проводить анализ вокально-технических трудностей и анализ образной сферы (на предмет соответствия возможностям и интересам каждого ребёнка);

6)воспитывать в ребёнке-вокалисте всесторонне развитого и образованного музыканта;

7)  правильное  пение  достигается    постоянной  работой   над   вокальными упражнениями  и  произведениями в течение  определенного  времени.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: работа  с  детскими  голосами  требует  особенного,  осторожного, индивидуального подхода  к  каждому ребенку.  

Каждый  педагог   должен  понимать,  что  несет  огромную  ответственность за  сохранение  и  развитие  здоровых  детских  голосов,  ведь  именно  дети - это  наше  будущее, за  которое  мы  в  ответе.  Среди сегодняшних учеников вокальных отделений музыкальных школ есть, наверное, и те, кто в будущем прославит свою страну и отечественное вокальное искусство, но большинство детей скорее всего пойдёт другими  путями. Не имеет значения, какие профессии они изберут: музыка всегда будет занимать своё место в их жизни и в их душе, и можно смело утверждать, что это будет хорошая музыка. Важно то, что в музыкальных школах дети повышают свой уровень духовности, сочиняют стихи, играют и поют в различных ансамблях, объединяясь в совместном творчестве, дружат и радуются полноте своей жизни, потому что «Детство — это я и ты!»

Концентрический метод: Основоположником русской вокальной школы считается русский композитор и вокальный педагог М. И.Глинка, который в своей вокальной практике с целью развития певческого голоса первый применил концентрический метод.

Фонетический метод: Этот метод используется и вокальном работе как один из способов на тот или мной тип регистрового звучания голоса.

Известно, что каждая фонема, слог или слово целостно организуют работу всего голосового аппарата в определенном направлении. Малейшие изменения артикуляционного уклада одной и тоже фонемы создают уже новые акустические и аэродинамические условия для работы голосовых складок, что сказывается на тембре голоса.

Составить общий план упражнений, целесообразный для всех голосов или даже однотипных, из-за индивидуальных различий обучающихся пению, очень трудно. Так как при индивидуальном обучении пению возможны варианты: если удобно петь на гласную «а», то можно начинать пение с него, при глубоком звучании голоса лучше петь на гласную «и», при плоском с «у». Поэтому в процессе пения вокальных упражнений гласные надо нивелировать, чтобы добиться ровности тембрового звучания голоса.

Специфика пропевания гласных заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембровой ровности звучания голоса. Округление гласных можно достигнуть через прекрытие звука во время пения, которое не следует путать затемнением. Прикрытие звука осуществляется за счет определенного положения надгортанника и влияет на задний уклад гласных, а самбрирование - на передний. Любой гласный звук можно спеть округло или плоско при одинаковом положении губ. Следовательно, округление и выравнивание гласных при пеним происходит не за счет губ, а за счет гортани, т.е. унифицируется не передний их уклад, а задний. При пении существенно изменяются размеры и объем ротоглоточной трубки: она удлиняется или укорачивается в зависимости от певческого положения гортани. Во время пения полости гортани должны расширяться тем самым, увеличивая объем ротовой полости за счет опускания нижней челюсти, дна рта и поднятия мягкого неба, что создает акустические возможности для округления гласных во время пения.

Гласных в русском языке десять, шесть из них прос тые - и, э, а, о, у, ы; четыре сложные - я (йа), е (йо), ю (йу), е (иэ).

Гласный «и» самый звонкий из всех гласных звуков. Его следует применять во время пения упражнений, когда следует настроить голос поющего на головное резонирование. При этом гласная помогает собрать и приблизить звук. Пение такого гласного применяют если у поющего глухое затемненное звучание голоса. В тоже время, при пенни «и» гортань поднимается, поэтому пение этого гласного близка к высокой певческой форманте, гласную «и» хорошо соединить с другой любой гласной для усиления форманты:

  • ощущение певческой опоры;
  • петь звукоряд вниз и вверх ровным по Тембру звуком (это значит сохранять одинаковый регистровый настрой, что возможно лишь в пределах небольшого по диапазону отрезка звукоряда и, конечно, при соблюдении одинаковой динамики). Например, можно пользоваться вокальными упражнениями с одной, двумя, тремя, четырех и пяти нотами;

  • без portamento и некрасивых « подъездов» прямо попадать в ноту, используя мягкую атаку звука. Это связано с тем, что современными исследованиями установлено, что момент возникновения звука в значительной мере определяет характер последующей работы голосовых складок, а также слуховое восприятие качества интонации и тембра голоса. Вот почему придается такое значение точности попадания голоса в ноту в момент атаки звука;
  • соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнения строятся на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух рядом расположенных, которые необходимо плавно соединять, следующий этап - тетрахорды как подготовка к скачкам с последующим поступенным заполнением, арпеджио и гаммы (интонирование большой секунды вверх и малой секунды вниз, которое считается самым трудным упражнением. Без сознательного управления регистровым механизмом здесь не обойтись, поэтому это упражнение следует давать более продвинутым ученикам). Для исполнения упражнений с двумя, с тремя нотами вверх следует объяснить поющему, что нижний звук надо сознательно облегчить, используя мягкую атаку и минимальную силу звука. В противном случае при постепенном повышении тона будет расти напряжение в голосе. То же самое происходит при интонировании восходящих скачков в мелодии. При пении упражнений сверху вниз следует рекомендовать поющему подсознательно брать более высокую позицию последующей ноты, чем позиция предыдущей, благодаря такому приему интонация голоса не съезжает и поющий с одинаковой силой направляет звук в «маску»;
  • нельзя допускать усталости, так как она кроме порчи голоса ничего не приносит.

В итоге внимательно петь четверть часа значительно эффективнее, чем четыре часа без него.

Таким образом, все положения, лежащие в основе концентрического метода, прямо или косвенно нацелены на управление работой голосовых складок в различных регистрах.

При использовании в вокальных упражнениях различных слогосочетаний надо учитывать степень трудности произношения согласных, которая зависит от места их образования. Следует помнить, что по мере удаления места их образования от губ к гортани они выстраиваются в следующую последовательность: звонкие - м, б, в, д, з, н, л, р, ж, г; глухие- п, ф, т, с, ц, ш, к, х.

Наиболее легкие из них полярные: м, г. Чем дальше по ряду от них к середине, тем артикуляция сложнее. Начинают принимать участие все более сложные сочетания работающих артикуляционных органов: зубы, корень языка (середина его или конец), мягкое небо.

При пении глухих согласных, где голос полностью выключен, следует обратить внимание поющего на тот момент, что они тянут голосовой аппарат к речевой, а не к певческой установке.

 Поэтому они требуют очень быстрого пропевания, как бы «спрессовано» окружающими гласными, чтобы гортань не успела отклониться от певческой позиции. Это будет экономить и расход дыхания (т.к. глухие согласные образуются без звука, лишь при утечке воздуха) и способствовать выработке кантилены. При вялой артикуляции произношение глухих согласных замедляется. В этом случае голосовая щель задерживается в разомкнутом положении более длительное время, появляется сип.

   

      Вот почему с самого начала вокальной работы необходимо добиваться активной артикуляции, но не допускать при этом чрезмерных напряжений и мышечных зажимов.

Поскольку первая и главная задача в вокальной работе - это научить тянуть звук, петь напевно, первые упражнения следует вокализировать с помощью чистых гласных, а для исправления каких- либо недостатков певческого голоса использовать различные слогосочетания.

   

  Литература:

1.Пустынникова Г.Н. Восстановление речевого и певческого голоса у  служителей  церкви. М.,2002.

2.Калинин С.С. Памяти А.В. Свешникова. Статьи .Воспоминания. М.: Музыка, 1998.

3.Гонтаренко Н.Б. Сольное  пение. Секреты  вокального  мастерства. М.,2007.

4.Полякова Н. И. Детский вокальный репертуар: Формирование личности  юного  музыканта  и  его  голоса. М.: Музыкальная  жизнь. Выпуск 4 , 2011.

5.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в  общеобразовательных   учреждениях: Учебное пособие  для  студентов  муз. фак. пед. вузов. М.: Академия, 2002.

6.Сикур П.И. Воспою тебе. Вокальное пособие для  вокалистов,  руководителей  хоров. М., 2002.

7.Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального  воспитания. М., Музыка, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы активного обучения на занятиях по иностранному языку в педагогическом колледже"

     Проблема использования методов активного обучения интересовала меня давно. Планируя учебно-познавательный процесс по иностранному языку, ни один раз возникал вопрос о ...

Специальные методы и приёмы обучения в классах "Особый ребёнок"

С каждым годом в коррекционную школу приходит немалое количество детей с умеренной умственной отсталостью. Данная категория детей имеет сложную структуру дефекта, для них характерно сочетание нарушени...

ПРОГРАММА по классу сольное пение для 7-ми летнего обучения В ШКОЛЕ ИСКУССТВ

ПРОГРАММАпо классу сольное пениедля 7-ми летнего обученияв школе искусств...

«Артикуляция и дикция как важные составляющие части методики вокального обучения в ДШИ на примере артикуляционных и дикционных упражнений».

МБУДО "ДШИ им.Е.М. Беляева"Методическая разработка«Артикуляция и дикция как важные составляющие частиметодики вокального обучения в ДШИна примере артикуляционных и дикционных упражнени...

Методы вокального обучения в классе эстрадного вокала

Слово вокал происходит от итальянского "воче" - голос. Но голос служит толькоинструментом, само же искусство пения гораздо сложнее одного звуковедения. Онорисует нам образы, отражает эмоцион...

«Методы развития вокально – технических навыков в классе сольного пения»

В методической работе рассматривается детский голос и особенности его развития, а также  вокально – технические навыки : певческое дыхание , звукообразование, артикуляция и дикция, интонаци...