«Методы развития вокально – технических навыков в классе сольного пения»
методическая разработка

В методической работе рассматривается детский голос и особенности его развития, а также  вокально – технические навыки : певческое дыхание , звукообразование, артикуляция и дикция, интонация и выразительность исполнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_razvitiya_vok-tehnich_navykov.docx43.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №1»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Методы развития вокально – технических навыков в классе сольного пения»

Подготовила:

Преподаватель МБУ ДО «ДМШ №1»

Жартовская Ю. В.

г. Батайск

2022 г.

Содержание:

Стр.

  1. Введение. ……………………………………………………………………3
  2. Детский голос и особенности его развития.………………………………4
  3. Методы развития вокально – технических навыков....……………………6

3.1 Певческое дыхание …………………………………………………….6

3.2. Звукообразование……………………………………………………...8

3.3. Артикуляция и дикция……………………………………………….10

3.4. Вокально – интонационные навыки…………………………………14

3.5. Работа над эмоционально – выразительным исполнением………..16

  1. Заключение ………………………………………………………………...19
  2. Список использованной литературы …………………………………….20

Введение.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Среди широкого круга задач музыкального воспитания детей наиболее важной является специфика формирования первоначальных вокальных навыков в процессе занятий вокалом. Решение данной задачи актуально и способствует формированию эстетического отношения к музыке, что позволяет учащимся не только ориентироваться в огромном потоке музыкальных произведений, но и способствует раскрытию внутреннего потенциала и духовному обогащению.        Обучение детей пению –   процесс, требующий от педагога высокой профессиональной квалификации: глубоких знаний законов голосообразования и развития детского голоса, выработанной системы (методики) занятий. Работа с детским голосом накладывает на педагога особую ответственность, так как он имеет дело с еще неокрепшим организмом, хрупким и нежным голосовым аппаратом ребенка. Педагогу необходимо учитывать, что в силу физиологических причин (роста детского организма в целом), голос ребенка будет изменяться по диапазону, силе и тембру. Выработка вокально-технических навыков сложный, длительный путь, требующий от педагога высокого профессионализма в понимании происходящих процессов, терпения, изобретательности, чуткости к физическому состоянию ученика. Способы развития вокально-технических навыков должны быть наиболее эффективными, но безопасными для детского певческого аппарата.

2.   Детский голос и особенности его развития.

Одной из важнейших задач музыкальной педагогики является развитие певческого голоса у детей.  Но необходимо иметь в виду, что в организме ребенка происходят анатомо-физиологические и нервно-психические изменения, оказывающие влияние на всю его жизнедеятельность.  Естественно, что сложные процессы протекают и в голосовом аппарате. Для нормального развития детского голоса необходимо с самого начала обучения соблюдать возрастные ограничения в работе голосового аппарата. Правильное систематическое обучение — один из важнейших способов охраны детского голоса во все периоды его становления. Голос ребенка проходит несколько стадий развития.                                                                                                 7 – 10 лет – очень важный период в развитии детского голоса. Собственно голосовая мышца, заложенная в толще голосовой складки и вызывающая ее упругость, начинает развиваться только с 7 – 8-летнего возраста и полностью оформляется только к 11 – 12 годам, поэтому как у мальчиков, так и у девочек механизм голосообразования совсем иной, чем у детей постарше. Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Голосовые связки смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину, вибрируют только края голосовых складок. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани. Пение носит ярко выраженный фальцетный характер, звучанию голоса свойственно головное резонирование. Голос ребенка нежный, легкий, полетный, небольшой по силе. Диапазон ограничен звуками ре 1 – ре 2. Наиболее удобные, естественно звучащие тоны (примарные тоны) – ми 1 – си 2. Тембр неровный, гласные звучат пестро. Детские лёгкие малы по своей ёмкости. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений (mf и mp). Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую лёгкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.                                        11 – 13 лет – предмутационный период. Голосовая мышца полностью оформляется. К одиннадцати годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. Грудной регистр образуется при полном замыкании голосовой щели, вибрации всей массы связок.  Голос начинает звучать более полно и насыщенно, так как грудная клетка развивается, дыхание  углубляется, объем легких увеличивается. Мальчики поют полнозвучнее, ярче. Их голоса можно разделить на дискантов и альтов. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре 1 – фа 2; альты звучат более плотно и имеют диапазон си малой – до 2. Поскольку в этот период диапазон начинает расширяться не только вверх, но и вниз, появляется мышечная выносливость. Работая в правильном режиме детский голос приобретает силу и гибкость. В этом возрасте у девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу.

13 – 15 лет – мутационный (переходный) период. Обычно перед мутацией голоса мальчиков улучшаются, становятся сильнее, но вскоре пропадает звонкость голоса, ровность звучания, они с трудом поют крайние звуки диапазона. Часто и мальчики, и девочки начинают петь фальшиво. Изменяется и диапазон голоса: у мальчиков он понижается на октаву и больше, у девочек на несколько тонов. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса.                                                                                                  16 – 18 лет – после мутационный период, соответствует полному оформлению гортани и всего голосового аппарата. У девушек, как правило, явления мутации полностью исчезают, диапазон голоса значительно расширяется.  У юношей последствия мутации могут частично сохраняться и наблюдаться покраснение гортани и связок, малоактивная работа мышц гортани. Юношеский голос приобретает мужское звучание, но еще ограничен в диапазоне.

  1.   Методы развития вокально – технических навыков.

Обучение  детей  пению  предполагает  систематическое  вокальное воспитание, включающее овладение вокально – техническими навыками.  

Основными вокальными навыками принято считать певческое дыхание, певческое звукообразование и певческую дикцию.

Работа по развитию вокально – технических навыков представляет собой неотъемлемую часть  всей  работы  с  учеником.  Овладеть вокальными  навыками возможно  только  при  условии  систематического  вокального  воспитания  на индивидуальных уроках. Но в силу возрастных особенностей, обучение  необходимо вести со строгой постепенностью, начиная с самых элементарных приёмов усвоения каждого навыка.

  1. Певческое дыхание.

Воспитание правильного певческого дыхания – один из самых сложных процессов в обучении пению. Условием правильного дыхания является умеренный (не чрезмерный) вдох и хорошая активность нижних рёбер, позволяющая лучше контролировать процесс выдоха, то есть наиболее целесообразным является нижнерёберно – диафрагматическое дыхание. Такой тип дыхания помогает ощутить опору звука и овладеть самим механизмом дыхания, необходимым для формирования плавного, длительного звучания, способствует правильному певческому положению гортани.

Певческое дыхание во многом  отличается  от  обычного  дыхания.  В повседневной жизни  человек  дышит  непроизвольно,  при  пении  же дыхание полностью  подчиняется  воле  поющего, должно обладать  большей продолжительностью  и  объемом.   Качество, правильность певческого дыхания зависит, прежде всего, от правильности вдоха, который должен быть глубоким, быстрым и бесшумным, с расширением нижних ребер и без поднимания плеч. Вдох делается одновременно через нос и через рот. Выдох, во  время  которого  происходит фонация, значительно удлиняется,  он должен быть плавный, равномерный, без толчков, а звук при этом ровный и упругий. Задача  педагога  -  научить  детей  удерживать  дыхание,  экономно расходовать  его  для  обеспечения  длительного  и  плавного  звучания  голоса. Дыхание  нужно  подавать  ровно,  следить  за  тем,  чтобы  звучание  голоса поддерживалось  хорошим,  ровным  дыханием  без  напряжения  и  толчков.  При этом следует избегать «перебора» дыхания. на первых порах наглядность, показ правильного и неправильного дыхания является наиболее доступным приемом обучения. В дальнейшем, в возрасте 11-13 лет, объяснения, усвоение понятий приобретают большое значение и место. Наблюдаемое часто у детей в младшем школьном возрасте поверхностное дыхание является следствием слабого развития диафрагмы, а так же межреберных и грудных мышц.

Упражнения для развития правильного певческого дыхания.

Данные упражнения развивают и укрепляют  навыки  продолжительного певческого дыхания, тренируют диафрагму, способствуют правильному распределению дыхания.                                                                Задувание воображаемой свечи. Положить ладони рук на нижние ребра, вдохнуть, задержать дыхание  и начинать «дуть на свечу», причем так, чтобы ее пламя не погасло. Нужно обращать внимание на то, чтобы воздух из легких выходил постепенно и без толчков. Таким же выдох должен быть и в пении, когда взятый воздух  должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках. Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении.

Надуй шарик. Широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух, произнося звук «с-с-с». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

Сдуй шарик. Упражнение выполняется последовательно на буквы – с, ц, ч, ш, щ, ф, х на одном дыхании. Буквы произносятся коротко, обращаем внимание на движение воздуха из живота.

Намотай клубочек. Вращать кисти рук одну вокруг другой перед грудью, длительно произнося любой гласный звук, как будто наматывать в клубок длинную нитку.

Эти упражнения особенно нравятся детям младшего возраста, воспринимаются ими как игра и очень нравятся им, поэтому не только способствуют умению управлять певческим дыханием, но и организуют  внимание юных певцов и развивают усидчивость.

  1. Звукообразование.

Неразрывно с певческим дыханием связан певческий звук, возникающий вследствие смыкания и размыкания голосовых связок. Основное требование художественного вокального исполнения – правильный, красивый певческий звук. Образование звука человеческого голоса обусловлено сложной работой голосового аппарата. Низкие звуки резонируют в области грудной клетки (полость трахеи и бронхов), а высокие – в верхних резонаторах (глотка, рот и нос), образуя головное звучание. Одно из основных условий вокального воспитания – сглаживание регистров и выработка смешанного звучания. В основе звукообразования лежат связное пение (легато), активная подача звука. Успех работы в этом направлении обеспечивает воспитание голоса с примарных звуков, т.е. с той части диапазона, которая звучит наиболее естественно, свободно, удобно. Необходимо начинать развивать голос юного певца с этих звуков, постепенно расширять диапазон вверх и вниз.

Основу звукообразования у детей, особенно младшего возраста, представляет высокое головное звучание, низкие детские голоса встречаются значительно реже. У низких голосов, естественно, свободно звучащим регистром является именно грудной регистр, от которого следует исходить при воспитании этих голосов. Единственно правильным методом воспитания детского голоса является воспитание с середины диапазона. Таким образом, наиболее подходящим и удобны в начале обучения те песни, которые имеют диапазон ре1 – до2.

Непрерывность  и  ровность  красивого  звучания  голоса  -  основа художественной  ценности  пения.  Достигается  эта  ровность  звука совершенствованием стабильности и скоординированности процессов дыхания и атаки звука. Кантилена –  умение  плавно  переходить  от  одной  ноты  к  другой,  без толчков,  без  перерывов  в  дыхании.  Для  начальной  работы  над легато и кантиленой  надо  брать  простые  упражнения  и  произведения,  напевные  в спокойном темпе. Полезно петь с закрытым ртом звук «м – м – м», точно интонируя мелодию. Упражнения подготовительного характера на укрепление певческого дыхания и его выравнивание, для развития ощущения головного резонирования, а также для подготовки связок к вокальной работе и настройке интонационного слуха. Пение на согласную м даёт ощущение резонирования звука в верхней части лица и голове. Зубы должны быть разжаты, а губы мягко, но плотно сомкнуты. Корень языка опущен. Мягкое нёбо слегка поднято – ощущение лёгкого зевка. Распевание начинать на примарных звуках, ориентируясь на диапазон ученика. Мелодическая линия в пределах терции или квинты, поступенно вверх и вниз.                                                                                                        Ещё одно упражнение – «Машинка». Способствует ощущению диафрагмального дыхания, ровности и контроля выдоха. Сомкнуть губы и издавать звук «бр» (похож на звук, воспроизводимый при катании игрушечной машинки по полу). Мелодическая линия в пределах терции или квинты, поступенно вверх и вниз.                                                        Рекомендуется работа по выравниванию гласных – пение вокальной партии произведения только на гласных звуках, без произношения согласных (по фразам, по предложениям и полностью). Из произношения исключаются все согласные звуки (они произносятся мысленно), пропеваются только гласные. Необходимо концентрировать внимание на плавном «перетекании» звука от одной гласной к последующей. Петь легато в нужном ритме и темпе. Такая работа позволяет учащимся добиться кантилены, плавно текущего звука (на протяжении целой фразы, предложения, периода), хорошей артикуляции, правильного оформления гласных. Пение приёмом выравнивания гласных ведёт к лучшему результату достижения красивого, правильного звуковедения.

  1. Артикуляция и дикция.

Любой звук в пении всегда соответственно оформлен артикуляционно. Поэтому вопрос певческого звукообразования теснейшим образом связан с вопросом произношения, дикции. Вокальная дикция требует повышенной активности артикуляционного аппарата. Вялость артикуляции обычно является одной из основных причин плохой дикции в пении, когда гласные и согласные не имеют активность не только передней части артикуляционного аппарата, но и заднего его отдела – глотки, непосредственно связанной с гортанью (активность мягкого неба и корня языка). Однако эта активность не должна приводить к перенапряжению, форсированию работы глотки, ибо это поведет к искажению гласных, и чрезмерному их "затемнению".        Артикуляцию формируют: нижняя челюсть, губы,  язык,  мягкое  небо,  глотка. Работа над артикуляцией улучшает  дикцию,  делает  произношение  четким и ясным.  Пение  при  этом  становится  художественно-выразительным,  а содержание исполняемого произведения доходчивым и понятным.  Голосовой  аппарат,  мышцы,  отвечающие  за  звукообразование  у  детей, зачастую  недостаточно  тренированы,  хрупкие,  вялые.  Нижняя  челюсть  малоподвижна, губные мышцы отличаются слабостью, вялостью. Язык малоподвижен, излишне напряжен. Дети зачастую неправильно и неестественно открывают рот  при  разговоре  и  пении.  Все  это  сказывается на качестве образующегося звука и отчетливости произношения. Как  мы  знаем,  полость  рта  –  главный  резонатор.  Это орган,  в  котором образуются  гласные  и  согласные  звуки,  формируется  тембр  –  окраска  звука. Снять  напряжение  с  нижней  челюсти,  научить  естественно  открывать  рот, активно работать при разговоре и пении губами, свободно управлять языком во рту — вот главные задачи в освоении учениками произношения при пении. Важное значение в работе над дикцией имеет применение слогов, состоящих из различных сочетаний гласных и согласных, ибо согласный звук придает большую ясность, четкость, четкость артикуляционной оформленности гласного. Сочетание гласных у, о с согласными, произносящимися с участием заднего отдела артикуляционного аппарата, дает наибольший эффект в борьбе с "белым", "плоским", "открытым" звучанием (например, слоги ку, гу). При выработке же звонкого светлого звука у поющих глухим звуком наибольший эффект достигается с применением гласных и, е с согласными, произносящимися с участием переднего отдела артикуляционного аппарата (например, слоги ди, зи). Ясность в этом вопросе помогает правильно использовать определенные слоги, а также гласные и согласные для вокальных упражнений. Активность артикуляционного аппарата в основном зависит от энергичного, четкого произношения согласных звуков: чем более произносятся согласные, тем ярче звучат гласные.

Артикуляционные навыки включают в себя:

 – отчетливое, фонетически определенное произношение слов;                          – умение находить близкую или высокую вокальную позицию  за  счет специальной организации переднего уклада артикуляционных органов;                – умение  максимально  растягивать  гласные  и  коротко  произносить согласные звуки в пределах возможности ритма исполняемой мелодии;                 – умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных.            Упражнения без звука подготавливают артикуляционный аппарат  к более  четкой  работе,  делают  его  более  подвижным,  сильным,  улучшают  тонус мышц и благоприятствуют свободе мимической мускулатуры лица, рта, а также нижней челюсти, шеи.        

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

«Жевательная резинка»: Слегка  прикусить  зубами  кончик  языка. Повторить 4 раза.  Высовывать  язык  до  отказа,  слегка  прикусывая последовательно кончик языка и все далее стоящие поверхности. Покусывать  язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.                 «Щеточка»: Сделайте языком круговые движения  между губами и зубами с закрытым ртом. Повторите в противоположном направлении.        «Иголочка»: Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю  губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.                «Лошадка»: Пощелкайте   языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменение  щелкающего  звука.  Попытайтесь  произвольно  издавать  более высокие и более низкие щелчки.                         «Массажист»: Покусайте  нижнюю  губу,  верхнюю  губу,  втяните  щеки  и закусите боковыми зубами их внутренние поверхности.                 «Обезьянка»: Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.                                                «Машинка заезжает в гараж»: Рот  – «гараж» должен открыться так, чтобы в него  «въехала  машинка»  из  пальцев,  при  этом  не  оцарапав  кузов  о  стенки гаража.                                                                                 Исполнение упражнений, связанных с работой губ  и  открытием  рта, необходимо  контролировать  в  зеркале.  В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.                                                Для выработки дикционной четкости полезны  различные скороговорки,  а  также  быстрое  проговаривание  по  нескольку  раз  отдельных слов, имеющих полезное звукосочетания:

У вдовы в дому дым.

От топота копыт пыль по полю летит.

Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

На дворе - трава, на траве - дрова.

Два щенка щека к щеке щетку щиплют в уголке.

Слишком много ножек у сороконожек.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Веники помелики по печи волялися, с печи оборвалися.

  1. Вокально – интонационные навыки.

         Процесс развития навыков вокального интонирования делится на несколько этапов.

Первый этап – первоначальное формирование вокально-интонационной координации. Речь идет о развитии самой способности интонировать звуки разной высоты. Руководствуясь тремя простыми принципами в работе, можно развить эту способность практически у каждого:

  1. Расслабление зажатости голосового аппарата.
  2. Опора дыхания.
  3. Интенсивный контроль пения слухом.

«Глиссандирование» на гласных звуках и закрытым ртом – простое, но очень действенное средство, приводящее связки в «рабочий» тонус, производится в максимально широком диапазоне с различной скоростью и относительно протяженной остановкой на низком или высоком звуке. После нескольких занятий можно перейти на чередование отдельных звуков разной высоты без глиссандирования, завершая упражнение звуком максимальной длительности. Рекомендуется пение без названий звуков (на гласных и закрытым ртом) звукорядов вверх и вниз, хроматических секвенций фраз на звуках мажорного трезвучия и мажорного трихорда (до – ре – ми – ре – до).                        Второй этап – закрепление вокально-интонационной координации. Если на первом этапе решается задача формирования способности голосового аппарата интонировать звуки разной высоты, то на втором – закрепить эту способность, сделать владение голосовым аппаратом более уверенным и точным. На этом этапе можно продолжить работу над предыдущими упражнениями, обращая большее внимание теперь на точность интонирования, значимость каждого звука. В целях развития точности интонирования можно предложить ученику чередовать связное пение на одном дыхании и пение упражнений, отделяя звуки короткими паузами, обращая внимание на точность звуковысотного «попадания» (уже на этом этапе можно приучать ученика к правилу: прежде чем что-либо спеть, нужно сначала точно представить, услышать «внутренним» слухом «звуковой образ»). Здесь очень может помочь «предварительное» пропевание звуков в упражнениях закрытым ртом. Что касается пения песен, то очень полезным упражнением является пропевание их без текста на любом гласном звуке, дублируя мелодическую линию на инструменте.                                Третий этап – формирования первоначальных навыков сольфеджирования – пения по нотам. Предполагается, что к этому моменту ученик уже должен овладеть элементарными основами музыкальной грамоты. Точнее говоря, этот процесс нужно начинать одновременно с изучением музыкальной грамоты. На этом этапе приходится решать очень много различных задач и проблем, а поэтому в каком-то смысле он может считаться основополагающим в формировании навыка вокального интонирования.                 Четвертый этап – формирование и развитие «ладового чувства» – основного принципа развития вокально-интонационных навыков. На этом этапе формируется навык «слышания» лада. Первое время постоянно обращать внимание ребят на «графическое» направление движения мелодии – именно оно дает первоначальный импульс для формирования звукового интонационного образа. Принцип формирования и развития «ладового чувства» основан на способности голосовых связок и всего аппарата звукообразования не только запоминать интонационные и ладовые связи между звуками разной высоты, но и «физиологические» ощущения интонирования отдельных звуков определенной высоты. Разучивание мелодий не должно сводиться к механическому их повторению до тех пор, пока «сами не запомнятся». Нужно обязательно рекомендовать ученикам осуществлять этот процесс «осмысленно». Начинать разучивание желательно с предварительного анализа мелодии, определить форму, найти одинаковые или сходные фразы, их отличительные особенности и другие важные нюансы строения мелодии. В результате должен сформироваться цельный схематический образ, который впоследствии «заполняется» конкретным интонационным содержанием.                                                         Пятый этап – работа над интонационной точностью. Упражнения на развитие чистой интонации должны вводиться уже на первых этапах работы над формированием вокально-интонационных навыков. Однако, основная часть этих упражнений дает максимальный эффект лишь после того, как ребята овладеют навыком более-менее свободного сольфеджирования. Злоупотребление работой над чистотой интонирования на ранних «стадиях» может привести к тому, что ученику придется решать одновременно очень много разнохарактерных проблем, что, в свою очередь, может привести к психологическому дискомфорту.

  1. Работа над эмоционально – выразительным исполнением.

Навык  выразительности  в  пении  выступает  как  исполнительский  навык, отражающий  музыкально-эстетическое  содержание  и  воспитательный  смысл певческой  деятельности.  Через  исполнение произведения  и  передачу  определенного художественного образа проявляется отношение ребёнка к окружающему миру. Выразительность  вокального  исполнения  является  признаком  вокальной культуры и достигается с помощью: богатства тембровых красок голоса, динамических оттенков, правильной фразировки, разборчивости дикции и осмысленности произносимого текста, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение и, конечно же, мимики, выражения глаз, жестов и движений. Выразительность исполнения  формируется  на  основе  осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми. Она определяется общим и музыкальным развитием и, конечно, в первую очередь является результатом развития слуха во всех его проявлениях.                                         Выразительность пения может быть как непроизвольной, спонтанно проявляющейся, так и обдуманной заранее, исходя из содержания исполняемого произведения. Непринужденное исполнение всегда выразительно. Однако оно возможно только  на  начальном  этапе  разучивания  произведения  и  связано  с  элементом новизны  восприятия.  Как  только  оно  наскучило  детям,  ощущение  новизны утрачивается,  и  непринужденность  исполнения  теряется.  Чтобы  сохранить выразительность,  необходимо  добиваться  осознания  и  закрепления  способов выразительности  исполнения.  Формировать  произвольную  выразительность более сложно, чем закреплять и сохранять непринужденность исполнения. Сохраняя  непосредственность  исполнения,  следует  постепенно  и осторожно развивать у детей навык произвольной выразительности в результате осознанной направленности их волевых усилий. Навыки эмоциональной выразительности собственного исполнения  у детей формируется  более  успешно,  если  параллельно  воспитывать  у  них  навыки слухового  восприятия  выразительности  у  других  исполнителей  и  умение оценивать  ее  качество.  Вокальное  обучение  начинается  с  формирования  у  учащегося представления  о  том  звуке,  который  ему  предстоит  воспроизвести.  При объяснении  качеств  звука,  его  тембра,  широко  применяется  образные определения,  связанные  не  только  со  слуховыми,  но  и  со  зрительными, осязательными,  резонаторными  и  даже  с  вкусовыми  ощущениями  (глухой, звонкий,  яркий,  светлый,  темный  тембр,  мягкое,  жесткое,  зажатое,  вялое, близкое,  далекое,  высокое  и  низкое  звучание;  вкусный,  доставляющий удовольствие звук и т. п.). Применение образных определений певческого звука, заимствованных из области не слуховых  ощущений  и  представлений,  из знакомых эмоций, позволяет вовлечь в вокальный процесс уже имеющийся у  ученика  обширный  опыт  в  этих областях  чувственного  познания.  При помощи более развитых зрительных и осязательных ощущений  и  представлений усиливается формирование и развитие представлений о певческом звуке. Опора на это должна быть максимально  усилена  при  обучении  детей,  которым, особенно дошкольном и в младшем школьном возрасте, свойственна образность мышления и большая эмоциональная отзывчивость.

Некоторые рекомендации для развития эмоциональности в пении.

1. Перед тем, как начать петь произведение, можно попросить ученика выразительно прочитать текст и проработать с ним каждое предложение. Спросить, где есть смысловые слова, чтобы на них сделать акцент.                 2. Следить за жестами и телодвижениями, так как они говорят о многом: выдают степень раскрепощённости или же зажатости. Помочь ученику раскрыться. Попросить его проговорить фразу из произведения, изображая при этом жест или движение, которое бы он изобразил в жизни.                        3. Чтобы ученику было понятнее, попытаться сопоставить с образами и ассоциациями. К примеру, если нужно спеть радостно и отрывисто, попросить ученика представить лето, солнце, а голос скачущим мячиком. Если необходимы грустные нотки в голосе, представить, как идёт дождь, а голос похож на падающий осенний листок.

  1. Заключение.

Развитие и формирование вокально – технических навыков у ребёнка является основным в работе педагога с учеником в классе сольного пения. Практика в работе с голосом определяется в основном подбором певческих упражнений  с  различными  задачами формирования того или иного навыка. Правильно подобранные упражнения в индивидуальном  порядке  положительно  сказываются   на  развитии  и формировании голоса как музыкального инструмента. Процесс формирования певческих навыков не происходит стихийно, он подчиняется общим закономерностям и происходит поэтапно.                                                                                        Основное условие правильной постановки вокального воспитания — подготовленность руководителя для занятий с учащимися. Идеальным вариантом становится тот случай, когда педагог обладает красивым голосом, и работа строится на показах, проводимых самим руководителем.                        Пению, как любому искусству, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте очень полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении гигиены голоса. Обучение ребенка вокальному искусству является  хорошим  средством воспитания  и  комплексного  развития. Начало занятий пением на подготовительной и младшей ступенях помогают развитию  образного   мышления  детей,  слухового  восприятия  у  детей  для  наиболее  лучшего концентрирования внимания. Несомненно, главным является синтез технической и художественной  стороны  вокального  учебного  процесса. Кропотливая работа над дыханием, звукоизвлечением, свободой голосового аппарата, над точным воспроизведением всей конструкции музыкальной фразы свыявлением  музыкальной  сути  и  значимости  -  неотъемлемая  часть педагогической направленности.

Список использованной литературы:

  1. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. - М.: Просвещение, 1978.
  2. Аникеева З.И., Аникеев Ф. М. Как развить певческий голос. – Кишинев: Штиинца, 1981.
  3. Апраксина О.А. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1987г.
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1988
  5. Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. – М.: Музыка, 1969 г.
  6. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  7. Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970.
  8. Добровольская Н. Н. Вокальные упражнения в хоре подростков. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1959.
  9. Емельянов В.В.  Фонопедический метод, формирование певческого голоса. - Новосибирск: Наука, 1991г.
  10.  Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – Ленинград: Музыка,1967
  11.  Огороднов Д.Е. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания и программа как Методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека, Методическое пособие, - М., 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по классу сольное пение для 7-ми летнего обучения В ШКОЛЕ ИСКУССТВ

ПРОГРАММАпо классу сольное пениедля 7-ми летнего обученияв школе искусств...

конспект урока "Развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста"

Конспект урока МДК 02.05. Теория и методика музыкального развития детей с практикумом...

Методы развития музыкального мышления учащихся в классе клавишного синтезатора.

В данном методическом сообщении рассматривается проблема музыкального мышления в психолого педагогической литературе и истории музыкального образования.Автор ,исходя из личного опыта работы,предлагает...

Презентация. Методы и приемы формирования вокально-хоровых навыков, их соответствие особенностям возрастной группы

Презентация к уроку.Дисциплина:  02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом.Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование.Тема урока: "Цель  и задачи певческой деят...

Педагогическая технология развития вокально-певческих навыков у дошкольников

В статье представлена технология по развитию у дошкольников вокально-певческих навыков. Идея данной работы - интеграция деятельности воспитателя и музыкального руководителя....

«Развитие вокально – ансамблевых навыков в классе академического вокала»

В методической работе рассматриваются основные цели и задачи предмета "вокальный ансамбль", особенности ансамблевого пения, а также представлены методические рекомендации по организации само...

Доклад "Основные методы вокального обучения в классе сольного академического пения" 2022 г.

Доклад"Основные методы вокального обучения в классе сольного академического пения" 2022 г....