Развитие творческой личности.
статья по теме

Сапожникова Марина Романовна

 

Будущему специалисту в области культуры мало быть просто мастером своего дела, ему  нужно стать цельной личностью.  Для воспитания такого студента необходимо вести постоянную работу. Это проект, который рассчитан на все годы обучения в колледже.

Основной его целью является воспитание активной социально –адаптированной творческой личности. Такая глобальная идея, конечно, предполагает  большой комплекс  разносторонне направленных мероприятий. В зависимости от специализации, этот комплекс может состоять из концертных мероприятий или выставочных проектов. Задачами такого комплекса, являются: распознание возможности конкретно взятого студента или коллектива, помощь в преодолении страха участия в разнообразных культурно-массовых мероприятиях, развитие творческих способностей и индивидуальных особенностей личности. В основе такого проекта  направленного, например, на художественное отделение, лежит участие в выставках различного масштаба. Это позволяет оценить уровень освоения программных заданий, применить полученные знания в  самостоятельной творческой деятельности.

Рассмотрим конкретный пример: ритм, как способ выражения творческого замысла произведения. Существует тесная связь между разными видами искусства. Ритм, как  понятие применимо к живописи: цветовые пятна, мазки или формы. Но при четком его понимании, студент чувствует ритм  и в музыкальных, и в литературных произведениях. Это значит, что прослушав определенный музыкальный отрывок, в сознании художника рождается картинка, которую он может перенести на бумагу. Здесь проявляется еще одно качество художника – умение перенести на бумагу то, что рождается в его воображении. Конечно, все происходит с опытом и знаниями. Для реализации этих возможностей существуют выставки и конкурсы, где экспонируются картины по музыкальным произведениям. Один из таких: Областной конкурс «Образ, цвет, звук» в рамках международного фестиваля «Либеровская весна».  

Это только один пример того, как можно творчески развиваться. Еще одним из важных факторов  адаптации творческой личности на современном рынке труда является конкурентоспособность. Участие в выставках-конкурсах дает возможность сравнивать свой профессиональный уровень со сверстниками и студентами других СУЗов. Но не только выставки могут в этом помочь. Очень интересно, когда приходится «сражаться не на своей территории».

Я часто сталкиваюсь с тем, что студенты художественного отделения боятся выходить на сцену или защищать свои проекты при большой аудитории. В этом случае помогает участие в соревнованиях не по своей специализации. Например, конкурс профессионального мастерства «Надежда ХХI века». В 2014 году команда отделения «Декоративно-прикладного искусства и живописи» представила фрагмент праздника с элементами обряда, который составил достойную конкуренцию  участникам, для которых сцена, как второй дом. Перед студентами стояла задача показать все свои возможности.  Для успешного выполнения этого задания пришлось перебороть страх перед публикой. Результатом явились не только высокие балы на конкурсе, но и желание активного участия в дальнейших культурно-массовых мероприятиях. В учебном процессе это  помогает при защите курсовых и выпускных квалификационных  работ и других публичных выступлений.

Важной частью проекта является ориентирование студента на самореализацию. В условиях обучения педагог курирует и помогает студенту, но после окончания учебного заведения ему приходится самостоятельно двигаться вперед. Для более успешного старта организуются групповые выставки, на которых каждый автор представляет несколько работ. Так преподавателю легче выявить индивидуальные особенности и изобразительный язык студента. Такие выставки могут быть приурочены к памятным датам или являться промежуточным результатом учебной деятельности, например «Выставка пленэрных работ». Так же студентам дается возможность самостоятельно предлагать  их тематику. Иногда результатом такой работы являются персональные выставки студентов. Для их проведения необходим достаточный объем и профессионализм работ.

Постоянная выставочная деятельность дисциплинирует. Ведь мало нарисовать работу – ей необходимо дать достойное оформление. Студенты так же участвуют в подготовке и развески экспозиции, что  помогает привить уважение к своему и чужому труду. Это хороший способ применить свои знания, по разделу профессионального модуля «Творческая и исполнительская деятельность» композиции при проектировании интерьера помещения.

Для возможности  реализации проекта, работа ведется не только в рамках учебного процесса, но и на занятиях в творческой лаборатории.  С каждым новым заданием, виден рост студентов. Заметно и их стремление  участвовать в  конкурсах и внеурочных мероприятиях.

Преподавателю для мотивации к участию в таком проекте, лучше всего использовать, как наглядность, личный пример. В таком случае есть конкретный, не мифический человек, у которого, получается, быть активным, творческим и успешным. Это способ показать как труд и терпение помогают сформировать цельную творческую личность. Я рассказываю своим студентам о том, как сама начинала участвовать в выставках. Это помогло определиться с техникой и манерой исполнения. Главное у меня есть цель – стать членом Союза художников России. Для ее достижения, приходится много трудиться, уметь совмещать работу и творчество.  Каждый свой шаг я обсуждаю с ними, стараюсь делать выводы о проделанной работе.  Мой пример является для студентов толчком к дальнейшей самореализации в творческой деятельности.

Этот проект может изменяться, дополняться, но главное следовать своей цели: развитию творческой самостоятельной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активная выставочная  деятельность, как способ развития творческой личности.

Будущему специалисту в области культуры мало быть просто мастером своего дела, ему  нужно стать цельной личностью.  Для воспитания такого студента необходимо вести постоянную работу. Это проект, который рассчитан на все годы обучения в колледже.

Основной его целью является воспитание активной социально –адаптированной творческой личности. Такая глобальная идея, конечно, предполагает  большой комплекс  разносторонне направленных мероприятий. В зависимости от специализации, этот комплекс может состоять из концертных мероприятий или выставочных проектов. Задачами такого комплекса, являются: распознание возможности конкретно взятого студента или коллектива, помощь в преодолении страха участия в разнообразных культурно-массовых мероприятиях, развитие творческих способностей и индивидуальных особенностей личности. В основе такого проекта  направленного, например, на художественное отделение, лежит участие в выставках различного масштаба. Это позволяет оценить уровень освоения программных заданий, применить полученные знания в  самостоятельной творческой деятельности.

Рассмотрим конкретный пример: ритм, как способ выражения творческого замысла произведения. Существует тесная связь между разными видами искусства. Ритм, как  понятие применимо к живописи: цветовые пятна, мазки или формы. Но при четком его понимании, студент чувствует ритм  и в музыкальных, и в литературных произведениях. Это значит, что прослушав определенный музыкальный отрывок, в сознании художника рождается картинка, которую он может перенести на бумагу. Здесь проявляется еще одно качество художника – умение перенести на бумагу то, что рождается в его воображении. Конечно, все происходит с опытом и знаниями. Для реализации этих возможностей существуют выставки и конкурсы, где экспонируются картины по музыкальным произведениям. Один из таких: Областной конкурс «Образ, цвет, звук» в рамках международного фестиваля «Либеровская весна».  

Это только один пример того, как можно творчески развиваться. Еще одним из важных факторов  адаптации творческой личности на современном рынке труда является конкурентоспособность. Участие в выставках-конкурсах дает возможность сравнивать свой профессиональный уровень со сверстниками и студентами других СУЗов. Но не только выставки могут в этом помочь. Очень интересно, когда приходится «сражаться не на своей территории».

Я часто сталкиваюсь с тем, что студенты художественного отделения боятся выходить на сцену или защищать свои проекты при большой аудитории. В этом случае помогает участие в соревнованиях не по своей специализации. Например, конкурс профессионального мастерства «Надежда ХХI века». В 2014 году команда отделения «Декоративно-прикладного искусства и живописи» представила фрагмент праздника с элементами обряда, который составил достойную конкуренцию  участникам, для которых сцена, как второй дом. Перед студентами стояла задача показать все свои возможности.  Для успешного выполнения этого задания пришлось перебороть страх перед публикой. Результатом явились не только высокие балы на конкурсе, но и желание активного участия в дальнейших культурно-массовых мероприятиях. В учебном процессе это  помогает при защите курсовых и выпускных квалификационных  работ и других публичных выступлений.

Важной частью проекта является ориентирование студента на самореализацию. В условиях обучения педагог курирует и помогает студенту, но после окончания учебного заведения ему приходится самостоятельно двигаться вперед. Для более успешного старта организуются групповые выставки, на которых каждый автор представляет несколько работ. Так преподавателю легче выявить индивидуальные особенности и изобразительный язык студента. Такие выставки могут быть приурочены к памятным датам или являться промежуточным результатом учебной деятельности, например «Выставка пленэрных работ». Так же студентам дается возможность самостоятельно предлагать  их тематику. Иногда результатом такой работы являются персональные выставки студентов. Для их проведения необходим достаточный объем и профессионализм работ.

Постоянная выставочная деятельность дисциплинирует. Ведь мало нарисовать работу – ей необходимо дать достойное оформление. Студенты так же участвуют в подготовке и развески экспозиции, что  помогает привить уважение к своему и чужому труду. Это хороший способ применить свои знания, по разделу профессионального модуля «Творческая и исполнительская деятельность» композиции при проектировании интерьера помещения.

Для возможности  реализации проекта, работа ведется не только в рамках учебного процесса, но и на занятиях в творческой лаборатории.  С каждым новым заданием, виден рост студентов. Заметно и их стремление  участвовать в  конкурсах и внеурочных мероприятиях.

Преподавателю для мотивации к участию в таком проекте, лучше всего использовать, как наглядность, личный пример. В таком случае есть конкретный, не мифический человек, у которого, получается, быть активным, творческим и успешным. Это способ показать как труд и терпение помогают сформировать цельную творческую личность. Я рассказываю своим студентам о том, как сама начинала участвовать в выставках. Это помогло определиться с техникой и манерой исполнения. Главное у меня есть цель – стать членом Союза художников России. Для ее достижения, приходится много трудиться, уметь совмещать работу и творчество.  Каждый свой шаг я обсуждаю с ними, стараюсь делать выводы о проделанной работе.  Мой пример является для студентов толчком к дальнейшей самореализации в творческой деятельности.

Этот проект может изменяться, дополняться, но главное следовать своей цели: развитию творческой самостоятельной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг развития творческой личности педагога

Живет лишь тот, кто творит. Остальные - это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни - радости творчества: любовь, гений, действие - это разряды силы, родившиеся в пламени единого ко...

Влияние театрально — игровой деятельности на всестороннее развитие творческой личности в дошкольном возрасте

Статья о благотворном влиянии театральных дисциплин на развитие творческой личности ребенка....

Тема: Создание условий для активизации познавательной деятельности через формирование исследовательских умений обучающихся, развитие творческой личности на уроках музыки.

Пути развития познавательной деятельности на уроках музыки у учащихсяс ограниченными возможностями здоровья. Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциона...

Развитие творческого потенциала личности обучающихся на практических занятиях МДК 02.01 «Технология реставрации декоративно-художественных покрасок» по профессии 54.01.17 «Реставратор строительный»

Теоретический курс «Технологии реставрации декоративно-художественных покрасок» как основополагающий в успешном освоении профессии и специальности. Курс направлен на формирование творческо...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ

Аннотация: раскрываются понятия творчества и креативности в представлении отечественных и зарубежных психологических школ, творческого потенциала личности. Представлен пример применения технологии кол...

Развитие творческого потенциала личности через познание окружающего мира на уроках изобразительного искусства.

Проект предназначен для учащихся художественных отделений ДШИ и общеобразовательных школ. Носит рекомендательный характер....

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенц...