ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД.
статья по теме

В последние годы все чаще многими учеными и педагогами-практиками поднимается вопрос о возрождении русской религиозно-духовной культуры в ее культурологическом значении. Возвращение к некогда забытой культуре выдвигает главную проблему: как вводить ее в общеобразовательную школу? Отвечая на вопросы о том, как вводить музыкальный материал на уроках музыки в общеобразовательной школе и как организовать ценностно-смысловое взаимодействие обучающихся на основе ценностей православной культуры, необходимо учесть  особенности современной социокультурной ситуациию

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samigulina_statya.doc65.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Самигулина Валентина Михайловна, учитель музыки и мировой художественной культуры МОУ СОШ № 88 г. Волгограда

Организация ценностно-смыслового взаимодействия обучающихся при изучении духовной музыки в начальной школе:
деятельностный подход.

В последние годы все чаще многими учеными и педагогами-практиками поднимается вопрос о возрождении русской религиозно-духовной культуры в ее культурологическом значении. Возвращение к некогда забытой культуре выдвигает главную проблему: как вводить ее в общеобразовательную школу?

На общую направленность такой работы точно указывает Н.Никандров: «Следует по возможности разграничивать религиозное воспитание и религиозное просвещение... Второе, убежден, необходимо во всех школах именно потому, что религия (точнее, религии) – часть нашего общего культурного достояния. И не только потому, что без знания Библии многое в изобразительном и музыкальном искусстве прошлых веков оказывается непонятным... Общечеловеческие ценности, заключенные в религиях и религиозной культуре, делают целесообразным союз религии и образовательных институтов» [5, с. 193].

Те же нравственные и духовные проблемы волновали священников и богословов. Так, А.Мень писал: «Решать насущные проблемы, не вглядываясь в то, как их решал мир на протяжении веков, — значит отказаться от великого права наследия» [4, с. 366].

Высоко оценивая роль церковной музыки в приобщении к музыкальному искусству в целом, Рачинский указывал, что знание ее есть путь к постижению высших творений великих мастеров западноевропейской и русской музыки. Таким образом, подчеркивается широкое образовательное и воспитательное значение духовной музыки, и одна из ее важных особенностей — синтез с литературой, родным языком и историей.

Отвечая на вопросы о том, как вводить музыкальный материал на уроках музыки в общеобразовательной школе и как организовать ценностно-смысловое взаимодействие обучающихся на основе ценностей православной культуры, необходимо учесть следующие особенности современной социокультурной ситуации:

  • современное общество нуждается в человеке, развитом в духовном отношении, творческом, компетентном, любящем свою Родину, ориентированном на ее духовные ценности. Православная музыка как неотъемлемая часть духовной культуры в наибольшей степени способствует развитию духовной (ценностно-смысловой) сферы особенно младшего школьника.
  • сегодняшний школьник опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в развитии духовном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Другая проблема современности связана с ранней компьютеризацией. Ученые констатируют: школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности;
  • отсутствие традиции в изучении духовной музыки, нарушение преемственности поколений в плане духовного воспитания, как показывают наши наблюдения, вызывает определенные сложности в восприятии и изучении духовных песнопений Русской Православной Церкви. Во-первых, педагог сам должен хорошо владеть этим материалом; во-вторых, иметь для работы необходимые ноты и аудио- и видеоряды; в-третьих, помнить, что в классе находятся дети не только разных национальностей, вероисповеданий, но и неверующие.

В соответствии с изменившимися целевыми ориентирами в системе образования практика музыкального образования требует пересмотра устоявшихся форм, методов, приемов, поиска педагогических средств, направленных не на усвоение знаний, а на присвоение ценностей, на формирование у обучающихся действий смыслообразования, что является актуальной проблемой развития современного музыкального образования. Введение нового музыкального материала (православной музыки) требует и новой организации урока.

В контексте новых требований мои уроки музыки ориентированы на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление ребенка, когда музыка в процессе ценностно-смыслового взаимодействия детей, в процессе их вовлечения в активную творческую деятельность включается в общую систему духовного становления человека.

Проанализировав ситуацию в Тракторозаводском районе г. Волгограда, в нашей школе (МОУ СОШ № 88), проведя опрос родителей, обучающихся, педагогов нашей школы, я убедилась в том, что проблема присвоения ценностей православной музыкальной культуры, открытия в них детьми собственных смыслов актуальна. Поэтому проблема педагогически целесообразной организации ценностно-смыслового взаимодействия обучающихся при изучении духовной музыки в начальной школе с позиций деятельностного подхода стала определяющей в моей практической деятельности.

В процессе работы над данной проблемой решались следующие задачи:

● структурировать содержание образования на основе принципов параллельности и комплексного введения духовной музыки;

● разработать, а также выбрать среди уже существующих формы, методы и приемы, позволяющие включать детей в процесс активного постижения духовной музыки, «открытия» в музыкальных произведениях собственных смыслов;

● отобрать и систематизировать контрольно-измерительные материалы, позволяющие судить о результативности деятельности по организации ценностно-смыслового взаимодействия обучающихся начальной школы на уроках музыки.

Ведущая идея: Ценностно-смысловое взаимодействие обучающихся друг с другом, учителем, духовными произведениями, православной культурой в целом в процессе выполнения ими разнообразных видов творческой деятельности обеспечивает комплексное решение задач обучения, духовно-нравственного воспитания школьников, присвоение ими ценностей православной музыкальной культуры.

Когда я встретилась с работами И. Кошминой, автором экспериментальной программы по русской духовной музыке для начальных классов общеобразовательной школы, я поняла, что необходимо таким образом организовать работу на уроке, чтобы учащиеся младших классов не только слушали, исполняли, но и принимали неизвестную им грань музыкального искусства.

При отборе педагогических средств предпочтение отдавалось интерактивным методам обучения, позволяющим включить обучающихся в творческую деятельность: мини-исследование, моделирование художественно-творческого процесса, диалог, создание художественного контекста, музицирование, сольное пение, хоровое пение, «сочинение сочиненного», создание ситуаций.

Деятельность учащихся организовывалась в рамках следующих направлений, предполагающих использование определенных видов деятельности и способов ее организации:

«Художественный ансамбль православного культа» – духовная музыка рассматривается как часть единой религиозной культуры и вводится на уроке в комплексе храмовых искусств.

«Духовная музыка и русская классика» – сопоставление духовных образов в светских произведениях и собственно церковной музыки. Например, песнопение «Многая лета» сравнивается с заключительным хором «Славься» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин», написанным в жанре «многолетий». При сравнении подчёркивается их образная, эмоциональная, интонационная общность.

«Диалог христианских культур» – сопоставляются, например, песнопения в честь Богородицы «Богородице, Дево» и западноевропейской (католической) «Аве Мария». Параллельно сравниваются и иконописные воплощения образа Богородицы в православном и западноевропейском искусстве.

«Отечественная история и православная культура. Святые». Например, изучая песнопения в честь прп. Сергия Радонежского, учащиеся узнают о том, что Сергий Радонежский, один из самых почитаемых русских святых, был выдающимся политическим деятелем, выступавшим за примирение русских князей, за сплочение отдельных княжеств в сильное русское государство.

«Диалог поколений». Русская духовная музыка, являясь искусством прошлых веков, воспринимается в определённой исторической перспективе, возникает диалог культур прошлого и настоящего, диалог поколений. Например, в форме диалоге поколений строится урок, посвящённый св. Александру Невскому (3 класс). Подчеркивается связь русской истории с православной культурой; ставится проблемный вопрос: почему образ героя накануне Великой Отечественной войны привлёк внимание композитора С.Прокофьева, написавшего кантату «Александр Невский», а немного позже художник П. Корин создал живописное полотно, на котором запечатлён героический образ русского полководца. Подвиги князя воспеты и русским православием: он был причислен к лику святых и в его честь сложены песнопения. Слушание и исполнение Величания князю Александру Невскому обязательно. На подобных уроках используется мультимедийная поддержка (презентации и видеофрагменты).

«Творцы духовной музыки». Знакомство с творчеством русских композиторов – авторов различных духовных песнопений: Д. Бортнянским, П. Чайковским, С. Рахманиновым и другими. [2].

Наиболее ярко выражено духовное воспитание во время занятий музыкой по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Этот учебник – первая ступенька на пути в мир Музыки, в мир Прекрасного. Слушая музыку, рассматривая иллюстрации учебника, отвечая на вопросы, ребёнок начинает своё знакомство с произведениями современных композиторов, великих композиторов прошлого, с народной и духовной музыкой. [3, 117]

Учебник имеет семь разделов, одним из которых является «О России петь – что стремиться в храм».

С первого класса учащиеся узнают о колокольных звонах, учатся различать их по звучанию, сами имитируют звучание колоколов. Наряду с музыкальными произведениями знакомятся с картинами великих русских художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем» П. Корин «Александр Невский», М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского» и др.), со святыми земли русской: св. блгв. князем Александром Невским, св. прп. Сергием Радонежским, св. равноапостольными Кириллом и Мефодием, св. равноапостольным князем Владимиром и св. равноапостольной княгиней Ольгой (народные песнопения о прп. Сергии Радонежском, стихиры, величание, тропари), слушают музыку русских композиторов П.И. Чайковского: «Утренняя молитва», «В церкви» из «Детского альбома», С. Прокофьева «Александр Невский» и др.

В нынешнее непростое время люди обращаются к религиозным праздникам как значимым духовным событиям. Этому уделено внимание на нескольких уроках в изучении темы «С Рождеством Христовым!», Вербное Воскресение, Пасха и др.

Для организации ценностно-смыслового взаимодействия на уроках музыки необходимо было изменить структуру содержания образования. Это нашло выражение в следующем:

А) Проблематизация содержания музыкального образования в начальной общеобразовательной школе на основе логики музыкального мышления, что важно с точки зрения придания педагогическому взаимодействию ценностно-смыслового характера. При этом в организации ценностно-смыслового взаимодействия выделяются три этапа.

1 этап – целостное восприятие музыки (вычленение поверхностного слоя музыки – настроения, характера, исполнителя), что соответствует репродуктивному характеру деятельности обучающихся. Ценностно-смысловое взаимодействие организуется на основе обращения к «другому» (реальному собеседнику, автору или герою музыкального произведения). Учащиеся выполняют простые проблемные задания, например: произнесите слово «мама», какие интонации вы используете? Пропойте их. Сравните с главной мелодией пьесы «Мама» из «Детского альбома П.И. Чайковского. Послушайте еще одно произведение – духовную песню из Богогласника «Заступнице усердная». Что объединяет все произведения? (использован принцип параллельности). Это позволяет подготовить детей к выявлению смыслов, заключенных в музыкальном произведении

2 этап – дифференцированное восприятие (интонационная структура музыки – этап «Почему?»), что соответствует поисковому уровню деятельности. Большая степень самостоятельности – надо понять задачу и отыскать средство ее выполнения. На этом этапе учащиеся слышат даже в небольшом произведении частичку жизни, что позволяет выявить ценности, на которые ориентирует человека музыкальное произведение. Происходит соотнесение заключенных в музыкальном произведении смыслов с собственными смыслами учащихся. Например: выберите из нескольких стихотворений наиболее созвучное прозвучавшим фрагментам (Стихи А. Барто «Мама», А. Плещеев «Мать и дети», Духовный стих «Заступнице усердная». Видеоряд – К. Петров-Водкин «Мать», А. Дейнека «Мать», М. Савицкий «Партизанская мадонна», икона «Покров Божией Матери», Владимирская икона Божией Матери) (2 класс).

3 этап – ценностно-смысловое восприятие музыки (сравниваем позицию автора с собственным отношением), что соответствует творческому уровню деятельности. Задача ставится самим обучающимся, пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные. Одна из основных задач – сравнение позиции автора с собственным отношением. В музыкальных произведениях выделяются такие аспекты, которые позволили бы раскрыть детям законы нравственности.

В основе подобных уроков единое ценностное содержание: духовные ценности, представленные во всех направлениях русского музыкального искусства: Человек, Семья, Родина, Труд, Природа. Они вариативно раскрываются в музыкальных произведениях народной, религиозно-духовной и светской композиторской музыки через конкретные нравственные качества-ценности специфическими музыкальными средствами. [1, 86].

Б) Введение в содержание образования ценностно-смыслового компонента. При планировании уроков выделяются ценности, которые могут быть обнаружены детьми в изучаемом музыкальном произведении. Ценности рассматриваются как компонент содержания, который обучающиеся должны присвоить.

Таким образом, на уроках музыки в начальной школе религиозно-духовная музыка рассматривается с культурологических позиций как часть русской музыкальной культуры. Заостряется внимание на том, что ее первоосновой является канонический текст. Музыка призвана распеть слово, донести его суть до верующих. Поэтому музыка в православном храме вокальная, песнопения сопровождаются хором без инструментального сопровождения. Отсюда - особый внутренний строй, собранность, чистота и открытость; отсутствие излишней эмоциональности, чувствительности, внутреннего конфликта, борьбы противоположных сил.

Благодаря ценностно-смысловому характеру взаимодействия на уроке ребята с удовольствием поют духовную музыку, которая находит в их душах отклик: они проникают в мир слова, чувствуют это слово в соединении с мелодией. В этом сказывается благодатное воздействие духовной музыки.

Литература.

1. Воронина Е. А. Духовно-нравственное просвещение учащихся млад  ших классов средствами русской музыки. – Вологда: Издательский центрВИРО, 2006. – 200 с.

2. Кошмина И. В. Русская духовная музыка: Пособие для студ. муз.-пед.училищ и вузов: В 2 кн. Кн. 2: Программы. Методические рекомендации. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 160 с.

3. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка // Про-граммы общеобраз овательных учреждений: М узыка: Начальные классы. –М.: Просвещение, 2002. – С. 117 – 135.

4. Мень А. Культура и духовное возрождение. — М., 1992.— 420 с.

5. Никандров Н. Воспитание и религия // Педагогика. — 1991. —№ 12. — С. Народное образование // Журнал Министерства народного просвещения России. — 1896–1912. — С. 193.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа педагога специального класса в проекте "Духовная музыка"

Данная статья содержит перечень основных воспитательных  задач педагога музыкальной школы; указаны основные направления воспитательной работы. В качестве примера воспитательной работы педагога му...

Статья: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПРФЕССИИ «ПЕДАГОГ»

Статья посвящена проблеме воспитания ценностно- смысловых ориентиров обучающихся в рамках дисциплины "Иностранный язык"...

Система организации самостоятельных работ обучающихся при изучении экономических дисциплин

Учение не может быть по-настоящему активным, если у обучающихся нет системы в знаниях. Прочные системные знания составляют основу для формирования научной картины мира и идейных убеждений обучающихся....

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Конспекты уроков музыки для 1,2,3,4 классов...

Вокальные произведения З. К. Степанова на уроках музыки в начальной школе

Вокальные произведения З. К. Степанова на уроках музыки в начальной школе...

Статья (преподавателя СПО) Кильдишев А.В. "АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ФАКТОРОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ"

С нашей точки зрения, является показательным изучение особенностей профессионального здоровья преподавателей гуманитарных колледжей, поскольку именно в этой достаточно агрессивной среде наблюдает...

Выпускная квалификационная работа «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов»

Вопрос воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особую актуальность данная проблема приобретает в...