Авторская программа дополнительного образования учебно-предметной ориентации суворовцев МВМУ «Занимательное сольфеджио»
учебно-методический материал по теме

Волкова Валентина Васильевна

Авторская программа дополнительного образования учебно-предметной ориентации суворовцев МВМУ «Занимательное сольфеджио» появилась в 2011 году как необходимая альтернатива низкому уровню подготовки абитуриентов, демонстрируемому на вступительных экзаменах по музыкально-теоретическим дисциплинам. Отсутствие системной подготовки у обучающихся по сольфеджио создаёт эмоциональное напряжение в учебном процессе на I курсе, вызывает психологические срывы в настроении учеников и, как следствие, даёт низкую успеваемость и качество обучения. Представленная программа учитывает особые условия работы со слабо подготовленными суворовцами, нуждающимися в доведении элементарных музыкальных знаний до необходимого уровня уже в рамках начавшегося для них учебного процесса в училище. Настоящая программа имеет две направленности: художественно-эстетическую и социально-педагогическую. Она призвана: с одной стороны, быстро восполнить знания по программе музыкальной школы, опережающими темпами подготовить учащихся к восприятию нового материала в рамках училищной программы, дать новый импульс к всестороннему развитию творческих способностей. С другой стороны - придать первокурсникам уверенности в своих силах и способностях, повысить их самооценку, наглядно показать, что хорошо учиться по сольфеджио могут не только ученики с абсолютным слухом, а каждый, кто вооружён знаниями. Программа «Занимательное сольфеджио» создана с учётом современных технологий разработки авторских программ, нормативных документов и материалов по дополнительному образованию детей и юношества. Представленная программа используются в рамках дополнительного образования суворовцев I курса Московского военно-музыкального училища Министерства обороны РФ с 2011 года, её реализация позволила повысить мотивацию суворовцев обучению сольфеджио и улучшить показатели успеваемости.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОСКОВСКОЕ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Программа дополнительного образования

учебно-предметной ориентации суворовцев МВМУ

«Занимательное сольфеджио»

Возраст обучающихся 16 лет,

срок реализации – 1 год

Автор-составитель

Заслуженный работник культуры Российской Федерации

Волкова Валентина Васильевна,

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МВМУ

Москва

2011


Содержание

Введение ………………………………………….. ……………………

стр. 3

Цели и задачи программы дополнительного образования «Занимательное сольфеджио» ………………………………………..

 стр. 4

Отличительные особенности дополнительной образовательной

программы ………………………………………………………………

 стр. 5

Форма и режим занятий ……………………………………………….

 стр. 5

Ожидаемые результаты и способы определения их  результативности ………………………………………………………

стр. 6

Учебно-тематический план программы дополнительного образования суворовцев МВМУ «Занимательное сольфеджио»  …..

стр. 7

Содержание программы дополнительного образования «Занимательное    сольфеджио»……………………………………….

стр. 8

Методическое обеспечение программы ………………………………

стр. 10

Список используемой литературы …………………………………….

стр. 12

Приложение 1  Примеры слайдов из презентаций к программе «Занимательное сольфеджио  …………………………………………

стр. 14

Приложение 2  Аспекты мониторинга   ………………………………

стр. 17

Пояснительная записка

        Сольфеджио   - важнейший профилирующий музыкально-теоретический предмет в МВМУ, который призван воспитывать, развивать и качественно улучшать  музыкальные  данные обучающихся, активно способствовать формированию личности музыканта - профессионала. Сольфеджио тесно связано со всеми предметами музыкального цикла. Музыкальный слух является главным, определяющим моментом точной интонации при игре на духовых инструментах, чистоты гармонического строя в оркестре, ансамбле и хоре. Музыкальная память необходима на уроках специальности, фортепиано, музыкальной литературы для профессиональной работы по изучаемым произведениям. Особенно важно заложить базовые, основополагающие направления развития музыкальных способностей у  воспитанников I курса, которые   только вступили на путь профессионального обучения.

         Перед преподавателями сольфеджио на уроках с первокурсниками стоит  трудная задача   интенсификации учебного процесса. Ведь каждый урок должен содержать как минимум четыре  направления в обучении: сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ, диктант, при этом необходимо тесно сочетать групповые и индивидуальные формы работы. А при неоднородной подготовке учащихся, индивидуальная работа со слабо подготовленными учениками занимает значительное время урока. Поэтому многое остаётся за рамками занятий.

         Настоящая программа дополнительного образования «Занимательное сольфеджио» имеет две направленности: художественно-эстетическую и социально-педагогическую.

         С одной стороны программа направлена на воспитание музыкальных способностей учащихся, творческого подхода к изучению элементов, составляющих музыкальные произведения, эмоционального восприятия и образного мышления при слуховом определении отдельных музыкальных элементов и, в целом, на углублённое и целостное постижение мира музыкального искусства.

         С другой стороны   программа способствует решению социально-педагогических задач таких как: социальная адаптация подростков в новых условиях жизни и учёбы в училище, повышение уровня готовности учащихся к новым личностным требованиям, создание условий для развития социально успешной личности, формирование педагогических навыков суворовцев.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы дополнительного образования «Занимательное сольфеджио»

         

         Новизна данной образовательной программы основана на  комплексном подходе к воспитанию и образованию юного военного музыканта на важном отрезке его жизненного пути – первом году учёбы в военно-музыкальном училище. Программа связана с использованием новейших методических разработок и музыкальных материалов.

      Актуальность предлагаемой программы базируется на современных требованиях модернизации системы образования довузовских учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, требованиях руководства МВМУ к повышению качества и результативности учёбы суворовцев, а также на анализе многолетнего педагогического опыта.

      Образовательная программа «Занимательное сольфеджио» педагогически целесообразна, так как её реализация будет способствовать интенсификации учебного процесса по музыкально-теоретическим дисциплинам, расширению знаний и привитию необходимых навыков  учащимся по   сольфеджио, всестороннему развитию их музыкальных способностей и, как следствие этого, повысит успеваемость и качество учёбы по профилирующему предмету общепрофессионального цикла.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы

«Занимательное сольфеджио»

      Основные цели предложенной программы направлены на:

-    формирование творческой личности музыканта-профессионала,

-    обеспечение поступившим в училище требуемого уровня музыкальной подготовки,

-    формирование системного набора ключевых компетенций,

-    всестороннее и гармоничное развитие музыкальных способностей учащихся,

-  ознакомление учащихся с апробированными и новыми методическими приёмами работы по всем разделам сольфеджио,

-    формирование интереса к изучению и занятиям сольфеджио,  

-   привитие навыков  и  обучение приёмам самостоятельных занятий и товарищеской взаимопомощи,

-  создание для первокурсников с первых дней  учёбы в училище творческой и деловой эмоционально комфортной рабочей обстановки,

- укрепление в учащихся уверенности в своих возможностях  и преодолении возникающих в процессе учёбы трудностей,

- закрепление мотивации к осознанно качественному овладению музыкальными знаниями,

-  реализация интересов учащихся к получению системных знаний по сольфеджио и качественной учёбе по предмету.

 

     Программа дополнительного образования «Занимательное сольфеджио»  должна способствовать решению следующих задач:

  1. Воспитательные задачи:

   -  сформировать чувство личной ответственности каждого обучающегося за качество своей учёбы;

   -   способствовать  развитию  чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки;

   -   воспитать    умение   рационально  и  с  максимальной  пользой использовать время, отведённое для самоподготовки по сольфеджио;

   -   развить познавательные и аналитические способности учащихся.

  1. Обучающие задачи:

   

   -   ознакомить учащихся с различными приёмами самостоятельной и групповой работы над всеми разделами предмета сольфеджио: интонированием, слуховым анализом (отдельно по темам), записью музыкального диктанта и чтением с листа;  

   -   обогатить умения учащихся системными подходами к работе над всеми разделами слухового анализа, записью музыкального диктанта, ладовой ориентацией;

   -   заложить  базу  теоретических  и  практических знаний  по  сольфеджио,   для успешной учёбы на старших курсах.

  1. Развивающие задачи:

   

   -   дать новый импульс к более быстрому развитию музыкальных способностей,

   -  всемерно   способствовать    гармоничному  развитию   музыкальной   памяти,      внутреннего музыкального слуха, мышления, музыкального воображения:

   -   расширить творческие возможности учащихся за счёт системного подхода к работе над всеми разделами изучаемой дисциплины;

   -   укрепить личностные волевые качества в преодолении трудностей, возникающих в процессе изучения предмета,

   -  развить умение объяснить  принципы получения необходимых  навыков по сольфеджио и передать другим при необходимости полученные знания.

Отличительные особенности программы дополнительного образования в сравнении с уже существующей образовательной программой МВМУ по сольфеджио

     Существующая в МВМУ учебная программа по сольфеджио, соответствующая  государственному стандарту образовательных программ, не затрагивает социально-психологической стороны  учебного процесса. Она рассчитана  на усреднённого ученика, получившего базовую подготовку в объёме музыкальной школы. И не учитывает  особые  условия  работы  со  слабо  подготовленными   учащимися, нуждающимися в доведении  элементарных  музыкальных знаний до необходимого уровня уже в рамках начавшегося для них учебного процесса в училище.  Отсутствие системной подготовки учащихся по сольфеджио создаёт эмоциональное напряжение в учебном процессе, вызывает психологические срывы в настроении учеников и, как следствие, даёт низкие показатели успеваемости и качества обучения.

     Программа дополнительно образования «Занимательное сольфеджио» никоим образом не дублирует учебную программу по сольфеджио МВМУ. Представленная программа призвана: с одной стороны, быстро восполнить знания по программе музыкальной школы, опережающими темпами подготовить учащихся к восприятию нового материала в рамках училищной программы, дать новый импульс к всестороннему развитию творческих способностей суворовцев. С другой стороны -  придать учащимся уверенности в своих силах, возможностях и способностях, повысить их самооценку, наглядно показать, что хорошо учиться по сольфеджио могут не только ученики с абсолютным слухом, а каждый, кто вооружён знаниями.

Возраст детей и сроки реализации

дополнительной образовательной программы «Занимательное сольфеджио»

 

     Программа рассчитана на учащихся I курса МВМУ, возраст которых составляет 16 лет.

     Программа реализуется в течение одного учебного года по семестрам и рассчитана на 36 учебных часов.

Форма и режим занятий

     Фома проведения занятий – групповая, состав группы - 12-13 человек.  Продолжительность занятий – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

       В зависимости от темы занятия, его целей и направленности, а также в процессе каждого занятия могут быть использованы различные методы обучения:

   -   словестные – беседы, рекомендации, объяснения преподавателя по изучаемым темам;

   -   наглядные – использование таблиц и схем и работа по представленным пособиям;

   - практические – интонационные упражнения, слуховой анализ, музыкальный диктант, чтение с листа.

     По уровню деятельности учащихся на занятиях можно выделить следующие методы работы:

   - объяснительно-иллюстративный метод -  включающий в себя рекомендации и объяснения преподавателя, изучение и запись наглядных пособий в виде схем и таблиц с использованием интерактивного программно-аппаратного комплекса (далее – ИПАК);

   -  репродуктивный метод – с воспроизведением голосом данных упражнений и заданий и слуховым анализом пройденных музыкальных элементов;

   - частично-поисковый метод – при интонировании одно- двух- и трёхголосных упражнений с участием преподавателя и записи музыкального диктанта;

   -   игровые методы  - при знакомстве с более сложными ритмическими группами и проведением коротких викторин с использованием обобщений и анализа используемых элементов  в сочетании со знаниями по элементарной теории музыки.

       Форма проведения занятий  относится к комбинированному типу, объединяющему в себе как теоретический, так и практический типы урока.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

     

     В конце учебного года, в результате реализации дополнительной образовательной программы «Занимательное сольфеджио», учащиеся I курса МВМУ

     будут знать:

     -  различные приёмы самостоятельной и групповой работы над всеми разделами предмета сольфеджио: интонированием, слуховым анализом (отдельно по темам), записью музыкального диктанта и чтением с листа;  

   -   системные подходы к работе над всеми разделами слухового анализа, записью музыкального диктанта, ладовой ориентацией;

   -   принципы записи музыкального диктанта и слухового анализа всех музыкальных элементов (гамм, интервалов, аккордов и т.д.);

   -   принципы определения на слух интервальных и аккордовых цепочек;

   -   принципы грамотного чтения с листа;

   - принципы составления личного плана занятий по сольфеджио на время самоподготовки;

     будут уметь:

   -   грамотно определять на слух все музыкальные элементы;

   -  пользоваться  приёмами   как  самостоятельной,  так  и  групповой работы  при подготовке к урокам сольфеджио;

   -  использовать принципиальные подходы к записи музыкального диктанта, слухового анализа и чтения с листа;

   - объяснить принципы слухового анализа каждого музыкального элемента, записи диктанта;

   - планировать время и виды работы при подготовке к урокам сольфеджио на самоподготовке;

     

     у них будут развиты:

   -   ладовая музыкальная ориентация;

   -  образно-гармоническое мышление при определении на слух отдельных музыкальных элементов; 

   -   ответственное отношение к учёбе;

   -   коллективизм и товарищеская взаимопомощь;

   -   уверенность в своих силах и возможностях, стремление к преодолению трудностей;

     При определении результативности реализации данной программы будут использоваться следующие способы мониторинга:

   -   анкетирование – после 3-4-х месяцев занятий учащиеся I курса анонимно должны ответить на вопросы анкеты о пользе и необходимости занятий по данной программе с последующим анализом результатов анкетирования с участием психолога;

   -    перед зимней сессией осуществляется текущий контроль в виде полугодового зачёта по сольфеджио, проводимого преподавателями групп учащихся I курса;

   -   ведение преподавателем журнала учёта – в течение всего учебного года;

   - педагогическое наблюдение преподавателей по сольфеджио и  педагогические отзывы.

     Начальным или входным контролем следует считать оценки по сольфеджио учащихся данного курса на вступительных экзаменах в училище.

     

Формы подведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы «Занимательное сольфеджио»

     

     Итоговым контролем  определения результативности занятий по программе дополнительного образования станет переводной экзамен учащихся I курса в конце учебного года с проведением сравнительного анализа с результатами начального контроля, а также аналогичными результатами учащихся I курса прошлого учебного года. Результаты обсуждаются на ПМК и педсовете училища.

 

                                Учебно-тематический план

     программы дополнительного образования суворовцев МВМУ  

                          «Занимательное сольфеджио»

Темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие

1  

1  

-

2.

Принцип ладового тяготения

2  

0,5  

1,5  

3.

Принцип записи музыкального диктанта

2  

0.5  

1.5  

4.

Принцип определения на слух простых интервалов, построенных  от звука

4  

0.5  

3.5  

5.

Принцип определения на слух аккордов, построенных от звука

5  

2  

3  

6.

Принцип определения на слух аккордов в ладу

4  

1  

3  

7.

Принцип  слухового анализа простых интервалов в ладу

2  

0,5  .

1,5  

8.

Принцип преодоления метро-ритмических трудностей

3

0.5

2,5

9.

Принципы работы над самодиктантом и подбором мелодий по слуху

4

1

3

10.

Принцип работы над чтением с листа

4

0,5

3,5

11.

Принцип определения на слух септаккордов, построенных от звука

5

1

4

Итого

36

9

27

Содержание программы дополнительного образования «Занимательное сольфеджио»

  1. Вводное занятие

     Теория.    Сообщение о целях и задачах занятий по программе. Система ежедневных занятий по сольфеджио во время музыкальной самоподготовки.   Ознакомление с планированием самостоятельных занятий по сольфеджио. Предоставление примерных планов ежедневной самоподготовки по сольфеджио. Объяснения конкретных действий учащихся по каждому разделу самостоятельных занятий  и возможных вариантов изменения времени, отведённого на него.

 

  1. Принцип ладового тяготения

     Теория. Изложение главного принципа ладового тяготения – разрешения неустойчивых ступеней лада в ближайшие устойчивые.

     Практика.  Интонирование хором   упражнений с использованием показа звуков лада по руке.  Определение  на слух по разрешению сыгранные неустойчивые ступени. Запись  4-хтактного музыкального диктанта, построенного  на ходах разрешения неустойчивых ступеней в устойчивые.

     Теория.  Ознакомление с таблицей пения ступеней.  

     Практика. Интонирование и слуховой анализ ступеней лада по таблице пения ступеней. Запись диктанта, построенного на мелодических ходах, взятых из таблицы пения ступеней.

  1. Принцип записи музыкального диктанта

     Теория. Принцип записи 8-митактного музыкального диктанта. Выявление каденционных построений и опорных точек в диктанте для их приоритетной записи.

     Практика. Запись музыкальных диктантов с пошаговым разбором.

  1. Принцип определения на слух простых интервалов,

построенных от  звука

     Теория.  Разделение простых интервалов на три группы по особенностям звучания.  

     Практика. Определение на слух интервалов по особенностям звучания.

     Теория.  Введение понятий широкий и узкий интервал.

     Практика. Определение на слух широких и узких интервалов.

     Теория.  Характеристика парных интервалов по качественной величине. Использование образно-гармонического мышления при определении качественной величины интервала. Составление таблицы слухового определения простых интервалов.

     Практика. Определение на слух всех простых интервалов с помощью составленной таблицы и без неё.

  1. Принцип определения на слух аккордов, построенных от звука

     Теория.  4-е вида трезвучий, их строение.  Консонирующие и диссонирующие  трезвучия.

     Практика. Определение на слух 4-х видов трезвучий.  Использование образно-гармонического мышления для определения на слух увеличенного и уменьшённого трезвучий.

     Теория.  Обращения мажорного и минорного трезвучия. Составление схемы определения на слух мажорного и минорного трезвучий и их обращений.

     Практика. Определение на слух мажорного и минорного трезвучий и их обращений, сыгранных от звука, по схеме и без неё.

     Теория.  Доминантовый септаккорд и его обращения. Разрешение  в тональности (с учётом повторения темы «Ладовое тяготение»). Составление схемы определения на слух доминантсептаккорда и его обращений, сыгранных от звука.

     Практика.  Определение на слух доминантсептаккорда и его обращений в ладу и вне лада по составленной таблице и без неё.

  1. Принцип определения на слух аккордов в ладу

     Теория.  Построение главных трезвучий лада и их обращений. Обозначения трезвучий и их обращений. Составление таблицы аккордов на ступенях лада. Принцип слухового анализа ладовых аккордовых последовательностей.

     Практика.  Слуховой анализ ладовых аккордовых последовательностей по составленной таблице и без неё.

  1. Принцип слухового анализа простых интервалов в ладу.

     Теория.  Интервалы в ладу. «Золотой ход валторны». Составление таблицы интервалов на ступенях лада. Принцип слухового анализа интервальных цепочек в ладу.

     Практика.  Слуховой анализ отдельно взятых интервалов в ладу и ладовых интервальных цепочек.

  1. Принципы преодоления метроритмических трудностей.

     Теория.  Метр и ритм. Слуховое определение размера музыкального произведения через его метрические особенности. Метроритмические особенности отдельных музыкальных жанров. Связь метра и ритма с тактированием. Ритмические группы с шестнадцатыми длительностями, синкопа, простая триоль

     Практика.  Определение на слух размера прослушанных музыкальных примеров. Запись  мелодий в сопровождении оркестрового аккомпанемента. Выполнение   учащимися игровых ритмических упражнений с заданными ритмическими оборотами. Запись укороченных музыкальных диктантов (4 такта) с более сложными ритмическими группами.

  1. Принципы работы над самодиктантом и подбором мелодий по слуху

     Теория.    Виды самодиктанта. Принцип записи знакомой мелодии по памяти. Использование  аудиоаппаратуры  для занятий самодиктантом. Принцип подбора мелодий по слуху с последующей  нотной записью.

     Практика.  Запись общеизвестной мелодии по памяти. Запись диктантов с использованием аудиоаппаратуры.

  1. Принцип работы над чтением с листа

     Теория.  Основополагающие принципы чтения нотного текста с листа.

     Практика.  Групповое чтение с листа одно-, двух- и трёхголосных музыкальных примеров с аккомпанементом и  без сопровождения.

  1. Принцип определения на слух септаккордов, построенных от звука

     Теория.  Связь строения септаккордов с их названием. Классификация септаккордов. Составление таблицы септаккордов. Принцип слухового анализа септаккордов по их строению. Определение на слух септаккордов с подключением образно-гармонического мышления.

     Практика.  Определение септаккордов на слух с анализом их строения и по образно-гармоническому звучанию.

Методическое обеспечение программы

  1. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

     Основными видами деятельности обучаемых являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

     Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через  объяснения педагога с использованием наглядных пособий в виде схем и таблиц изложенных на ИПАК. Этот вид деятельности обеспечивает системный и принципиальный подход ко всем изучаемым разделам программы, разъясняет и конкретизирует действия учащегося по каждому виду его работы по сольфеджио, даёт план  размышлений для преодоления возникающих трудностей.

     Репродуктивная деятельность учащихся с одной стороны направлена на связь теории с практикой, овладение навыками ладового и образно-гармонического слуха, контролирует понимание изложенных подходов, способствует развитию  музыкальных способностей. С другой стороны она повышает самооценку возможностей учеников, вселяет уверенность в преодолении трудных моментов. В процессе этой   деятельности тесно сочетаются индивидуальные и групповые виды работы с преобладанием вторых.

     Творческая деятельность предполагает: 1) самостоятельную работу учащихся по созданию образного строя определяемых на слух музыкальных элементов, связанных с образно-гармоническим мышлением, 2) выбор способов и приёмов  слухового анализа, записи музыкального диктанта, чтения с листа.

     Взаимосвязь этих видов деятельности способствует наиболее глубокому пониманию предмета и быстрейшему его освоению.

     На  занятиях используются основные методы  организации и осуществления учебно-воспитательной работы: словесные, наглядные, практические, дедуктивные, проблемно-поисковые. Выбор методов обучения зависит от темы и целей занятия. При этом в процессе обучения все методы реализуются в тесной связи.

     Методика проведения занятий предполагает простоту, ясность, наглядность в  изложении материала и достаточную  быстроту в его освоении, что в значительной мере обуславливает создание ситуаций успешности, уверенности в преодолении трудностей, положительной мотивации и актуализации интереса к предмету.

        Приоритетным направлением в области слухового анализа и интонирования является    воспитание ладовой ориентации.[1] Это направление реализуется в представленной программе дополнительного образования, опираясь на авторский метод хорового сольфеджио. Указанный метод предполагает   расширенное использование ансамблево-хоровых (коллективных) способов интонирования, что (как показала 20-летняя практика) значительно интенсифицирует учебно-образовательный процесс и способствует скорейшему достижению поставленных целей.

  1. Материально-техническое обеспечение программы

     Помещение и оборудование:

   -   учебный кабинет, оформленный по профилю проводимых занятий и  оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, пианино, ИПАК, шкаф для хранения учебной литературы.

     Учебные пособия:

  - Авторские планы, таблицы, схемы по разделам учебной программы на ИПАК, музыкальные диктанты,

   -   Агажанов А. Курс сольфеджио, чч.1-3. - М.,1965,1973, 1985,

   -  Кирюшин В. Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютно звукового музыкального слуха, мышления и памяти (2007),

   -   Ладухин 1000 примеров музыкального диктанта,

   -   Фридкин Чтение с листа на уроках сольфеджио,

   -   Хвостенко Сольфеджио (двухголосие).

Список используемой литературы

Книги

  1. Биркенгоф А.Л. Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. – М., Музыка, 2009. – 88 с.
  2. Голованов В.И. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. сред. проф образования. – М.: Владос, 2004. – 239 с.
  3. Жак-Далькорз Э. Ритм. – Классика XXI, 2010. – 248 с.
  4. Количенко Л.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2004. – 368 с.
  5. Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития. – ЛКИ, 2010. – 256 с.
  6. Морих И.Б. Творческие задания по музыкально-теоретическим дисциплинам. – Санкт-П.: Композитор, 2011. – 228 с.
  7. Примерная программа к базисному учебному плану по специальности «Инструментальное исполнительство». Сольфеджио / сост. Е.Л. Грибанова. – Санкт-П.: Композитор, 2010. – 72 с.
  8. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Народное образование, 2007.  

     Сборники

  1. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред. сост. З.И. Невдахина. – Вып. 3. -  М.: Народное образование, 2007. – 416 с.
  2. Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога // Информационно-методический сборник. – Вып. №5. – С-П., РЦШДО, 2010. - с.1-58.
  3. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: нормативные документы и материалы. – М.: Просвящение, 2008. -  316 с.
  4. Как учить музыке одарённых детей: антология / сост. Е.В. Ключникова. – Классика XXI, 2010. – 240 с.
  5. Словарь-справочник терминов, используемых в системе дополнительного образования детей / Сост. Л.Н. Буйлова, И.А. Дорогов и др. – М.: ЦРСДОД Минобразования РФ, 2001.  

      Статьи из сборников

  1. Агажанов А.П. Что должно лежать в основе курса сольфеджио // Воспитание музыкального слуха. - Вып. 3. – М., 1993. – с.5-20.
  2. Алексеев Б.К. К вопросу о методике записи музыкального диктанта // Воспитание музыкального слуха. – Вып. 2. – М.,1985. – с.108-119.
  3. Алексеев Б.К. О преподавании сольфеджио на дирежёрско-хоровых факультетах и отделениях // Воспитание музыкального слуха. – Вып. 4. – М., 1997. – с.118-134.

     Статьи из журналов

  1. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. – 2001. -  №1. – с.30-31.
  2. Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьника // Педагогика. – 2003, №7. – с.61-66.
  3. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-

методологического анализа //Педагогика. – 2005. – №4. –  c.19-27          

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. –  c.34-42

   Нормативные документы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.
  3. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
  4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844.
  5. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. № 27с).
  6. Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей. (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примеры отдельных слайдов из презентаций к авторской программе  дополнительного образования учебно-предметной ориентации суворовцев МВМУ

«Занимательное сольфеджио»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Аспекты  педагогического мониторинга

в процессе освоения программы дополнительного образования

учебно-предметной ориентации «Занимательное сольфеджио» и предполагаемые результаты её освоения

Методическая записка

педагога дополнительного образования

Заслуженного работника культуры РФ

Волковой Валентины Васильевны

Введение

          Программа дополнительного образования суворовцев Московского военно-музыкального училища «Занимательное сольфеджио» была создана и начала реализовываться в 2011- 2012 учебном году. Особенностью данной программы стали два аспекта, определяющих её суть, новизну, актуальность и педагогическую целесообразность:

         Первый аспект связан с художественно-эстетической направленностью программы -   воспитанием музыкальных способностей учащихся, их творческого подхода к изучению элементов, составляющих музыкальные произведения. Этот аспект представляет собой ознакомление с альтернативными принципиальными подходами к выработке точного интонирования, слуховому анализу, записи музыкального диктанта, чтению с листа и, в целом, должен предложить суворовцам I курса  направление и этапы аналитически-мыслительного процесса при слуховой и интонационной деятельности на уроках сольфеджио.

          Вторым, не менее важным аспектом программы, является решение социально-педагогических задач. Среди них:  

  • социальная адаптация первокурсников в новых условиях жизни и учёбы в училище,
  • повышение уровня готовности учащихся к новым личностным требованиям,
  • создание условий для развития социально успешной личности, 
  • формирование педагогических навыков суворовцев.

          Поясняя два последних пункта социально-педагогических задач, необходимо отметить следующее:

  • они самым тесным образом связаны с учебно-образовательным аспектом;
  • для их реализации от педагога требуется предельно простое и понятное объяснение изучаемых тем (с широким использованием разного рода вспомогательных таблиц, схем и другого иллюстративного материала), чёткое и ясное изложение новых изучаемых подходов, позволяющих в полной мере создать «ситуацию успеха» при проведении практических занятий;
  • процесс реализации этих пунктов программы будет невозможен в полной мере без осуществления постоянного педагогического мониторинга   многоцелевой информационной комплексной системы наблюдений, оценки и анализа изменений состояния субъектов образовательного процесса, с целью выявления   соответствия их творческого и музыкального развития желаемому (запланированному) результату.

Аспекты мониторинга

          Частный мониторинг способствует более точному определению в процессе занятий качества отдельных видов деятельности учащихся: мыслительно-аналитической, интонационной и слуховой. При аналитическом обобщении всех видов частного мониторинга возникает общий  мониторинг образовательного процесса, выявляющий уровень освоения программы и соответствие планируемому результату каждого обучающегося и курса в целом.

          В процессе реализации программы дополнительного образования «Занимательное сольфеджио» для достижения большей эффективности в работе, необходимо осуществлять постоянный контроль не только уровня освоения материала и привития практических навыков, но и выработки правильного направления и нужной последовательности аналитически-мыслительного процесса при слуховой и интонационной деятельности суворовцев. Это особенно важно для успешного развития учащихся, имеющих слабую музыкальную подготовку. На начальных занятиях по каждой запланированной теме программы педагог должен, прежде всего, добиваться от ученика не столько правильного ответа, сколько умения анализировать и исследовать пути решения поставленной перед ним интонационной или слуховой задачи. Поэтому в  наводящих вопросах педагога при индивидуальной и групповой работе должен прослеживаться тот системный подход, который определён  им перед изучением данной темы. Если это положение будет полностью реализовано, то обучающиеся смогут не только самостоятельно использовать  предложенные системные подходы, но и сумеют объяснить своим товарищам их смысл, значение и закономерную последовательность аналитических рассуждений.

        Многоступенчатый мониторинг используется на различных этапах освоения более сложных, развёрнутых тем.

        Возьмём для примера из учебно-тематического плана программы Тему 4. «Принцип определения на слух простых интервалов, построенных  от звука». Подготовительный и основной этапы изучения данной темы складывается из следующих компонентов слухового анализа:

  • консонансы и диссонансы (включая тритон);
  • узкие, средние и широкие интервалы - по тембровым особенностям звучания;
  • парные интервалы (м.2 - б.2, м.3 - б.3, ч.4 - ч.5, м.6 - б.6, м.7 - б.7) - по особенностям гармонического звучания;
  • отдельные интервалы  или группа из 2-4 интервалов  обобщение всех особенностей звучания.  

         На практических занятиях следует опросить всех учеников группы по каждому компоненту интервально-слухового анализа. Такой мониторинг даёт педагогу ясную картину уровня освоения материала и степени подготовленности  перехода учащихся к следующим уровням и заключительному этапу изучения темы.

        При проведении многоступенчатого мониторинга неукоснительным правилом становиться индивидуальный подход к каждому суворовцу, который необходим и обусловлен индивидуальными особенностями его музыкального слуха, уровнем природной одарённости и музыкального развития. Стремясь к созданию на занятиях дополнительного образования «ситуации успеха», нельзя сразу и резко завышать требования для учащихся со слабой музыкальной подготовкой, что может привести к негативным психологическим последствиям - убеждённости ученика в неодолимой трудности изучаемого  предмета.
        С другой стороны,  суворовцам с хорошей подготовкой также необходим индивидуальный мониторинг. Задания для них должны  постепенно усложняться:   определение большего
 числа интервалов за одно проигрывание,  сокращение времени на определение музыкальных элементов, более трудные ступеневые связки при интонировании и слуховом анализе в ладу и т. д.  Выполняя такие  задания, учащиеся должны постоянно чувствовать совершенствование своих способностей, повышение своего профессионального мастерства.

         Дополнительным компонентом педагогического многоцелевого мониторинга становится грамотность ответа по слуховому анализу, сочетающему в себе краткость, лаконичность и закономерную последовательность указания величин и характеристик музыкальных элементов. Требования, предъявляемые к культуре ответа, чётко сформулированные педагогом, являются общими для всех суворовцев и не зависят от их индивидуального музыкального развития.

Планируемые результаты  освоения

программы дополнительного образования

«Занимательное сольфеджио»

I семестр

п/п

Раздел сольфеджио

Планируемые результаты освоения

1.

Ладовая ориентация

Определение на слух и интонирование   диатонических ступеней мажора и минора в 1- 2-хголосных построениях.

2.

Слуховой анализ от звука

Диатонические интервалы: принцип определения, 1-3 интервала за одно проигрывание.

Тритоны: определение вида по разрешению.

Трезвучия: определение 4-х видов трезвучий.

Обращения трезвучий: принцип определения по нижнему голосу  (в тесном и гармоническом 4-хголосном изложении).

D7 аккорд: принцип определения обращений по нижнему голосу аккорда (в тесном и гармоническом изложении).

3.

Слуховой анализ в ладу

Интервальные цепочки: принцип слухового анализа, определение (с использованием таблицы) диатонических цепочек с плавным движением нижнего голоса.

Аккордовые цепочки: принцип слухового анализа, определение (с использованием таблицы) цепочек с главными трезвучиями лада, D7 аккордом и их обращениями.

4.

Запись диктанта

Принцип записи. Размеры 24, 34. Ритмические группы из 2-х и 4-х шестнадцатых длительностей.

5.

Чтение с листа

Принципы чтения с листа. Сольфеджирование 1-2-хголосных диатонических примеров в простых размерах с дирижированием.

       

       Таким образом, в I семестре одной из важных составляющих мониторинга является понимание учащимися принципиальных подходов к изучаемым темам.

       Во втором семестре  осуществляется мониторинг над закреплением навыков использования системных подходов ко всем разделам сольфеджио и расширением сферы их применения.

II семестр

п/п

Раздел сольфеджио

Планируемые результаты освоения

1.

Ладовая ориентация

Определение на слух: альтерированных ступеней по разрешению.

Интонирование:   диатонических и альтериро-ванных ступеней мажора и минора в 1-2-3-хголосных построениях.

2.

Слуховой анализ от звука

Диатонические интервалы: 2-4 интервала за одно проигрывание.

Хроматические интервалы (тритоны, ум.4, ув.5): определение лада по разрешению.

Септаккорды: принципы определения на слух.

3.

Слуховой анализ в ладу

Интервальные цепочки: с использованием характерных интервалов.

Аккордовые цепочки: с добавлением II7 ак-корда и вводных септаккордов.

4.

Запись диктанта

Пунктирный ритм, триоль, синкопа. Принцип записи мелодии, звучащей с сопровождением.

5.

Чтение с листа

Сольфеджирование 1-2-хголосных    приме-ров с  альтерацией.

Заключение

       

        Как показывает практика, наиболее полная реализация программы дополнительного образования учебно-предметной ориентации «Занимательное сольфеджио» требует от педагога постоянного многоцелевого мониторинга развития обучающихся. Только с его широким использованием можно добиться выравнивания уровня музыкальной подготовки суворовцев, заметного повышения качества учёбы по предмету и  ускоренного решения важных задач по адаптации первокурсников  новым для них, профессиональным требованиям освоения музыкально-теоретических программ.  


[1] * Воспитанию   устойчивых слуховых и интонационных ладовых ощущений   посвящены несколько работ и в частности учебник  Курс сольфеджио профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Артёма Петровича Агажанова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ХОРОВОГО СОЛЬФЕДЖИО И ЕГО МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА I КУРСЕ МВМУ

Методическая работа "Метод хорового сольфеджио и его место в образовательном процессе на I курсе МВМУ" преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Московского военно-музыкального училища Валентин...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Сольфеджио" на I курсе МВМУ "Простые диатонические интервалы"

28 октября 2013 года в Московском военно-музыкальном училище прошёл плановый открытый урок по сольфеджио на I курсе преподавателя отдельной дисциплины (музыкально-теоретические дисциплины и форте...

Проблема постановки рук при обучении игре на фортепиано в позднем возрасте. Из опыта работы с суворовцами МВМУ.

Статья посвящена довольно специфической проблеме постановки рук у обучающихся в позднем возрасте. Читатель может ознакомиться с выводами, сделанными на основании многолетнего опыта работы с суворовцам...

Программа дополнительного образования "Занимательное черчение"

Программа дополнительного образования для учащихся общеобразовательных школ 7-9 класса....

Организация самостоятельной работы обучающихся специальности 53.02.01 Музыкальное образование при изучении курса сольфеджио

Данное учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы обучающихся СПО по специальности 53.02.01 Музыкальное образование. Материал учебно-методического пособия составл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

Кружок “Занимательная информатика” (решение нестандартных задач по информатике) имеет техническую направленность, дополняет и развивает школьный курс информатики и ИКТ, а также является ин...

Доклад на тему "Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образования"

Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образ...