Методическая разработка интеллектуальной игры "260 лет со дна рождения В,А,Моцарта"
учебно-методическое пособие на тему

Бадина Мария Борисовна

Знакомство с творчеством великих композиторов, приобщение ребенка к сокровищнице мировой культуры – одна из главных задач образовательной программы. Поиск новых форм детского творчества – отправная точка данной работы. Как сделать теоретический материал интересным, увлекательным, побуждающим к личному творчеству? Автор предлагает свои варианты методики преподавания теоретического музыкального материала, с использованием современного инструментария. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motsart.docx99.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Усть-Кутского муниципального образования

Методическая разработка

Интеллектуальная игра «260 лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта»

Бадина Мария Борисовна,

преподаватель музыкально-

теоретических дисциплин,

I КК

Усть-Кут, 2016 г.

Аннотация

Автор методической  разработки является преподавателем музыкально-теоретических дисциплин.         

Знакомство с творчеством великих композиторов, приобщение ребенка к сокровищнице мировой культуры – одна из главных задач образовательной программы. Поиск новых форм детского творчества – отправная точка данной работы. Как сделать теоретический материал интересным, увлекательным, побуждающим к личному творчеству? Автор предлагает свои варианты методики преподавания теоретического музыкального материала, с использованием современного инструментария.

           Методическая  разработка может быть полезной педагогам, работающим в сфере музыкального образования детей.

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………..…..3
  2. Структура интеллектуальной игры………………………………………....4
  3. Ход интеллектуальной игры……………………………………………..….5
  4. Методика проведения интеллектуальной игры…………………………....10
  5. Заключение ……………………………………………………………...…..11
  6. Список использованной литературы ………………………………….…..12
  7. Приложение……………………………………………….……….………...13

Пояснительная записка

Использование активных методов обучения на уроках музыкальной литературы позволяет создать условия максимально соответствующие природе восприятия информации ребенком. Дети становятся активными исследователями, мыслителями, критиками, учатся работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы. Одной из форм активных  методов обучения является интеллектуальная игра.

Интеллектуальная игра это индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т. п.).

Интеллектуальная игра – это прекрасное средство мотивации к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности. Наверное, нет ни одного преподавателя, который на том или ином этапе своей работы не применял бы интеллектуальные игры как средство развития и обеспечения досуга своих воспитанников. Правильно организованная интеллектуальная игра способна сплотить детский коллектив, повысить мотивацию к изучаемому предмету, интеллектуальному досугу, повысить авторитет преподавателя.

           Методическая  разработка может быть полезной педагогам, работающим в сфере музыкального образования детей.

Цель: Обобщить  и закрепить учебный материал по творчеству В. Моцарта в форме интеллектуальной игры.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить и обобщить знания, умения, навыки, полученные на уроках музыкальной литературы по творчеству В. Моцарта (знать биографию, анализировать жанровое разнообразие музыки, особенности творчества композитора);

- закрепить знания музыкальной терминологии;

- умение определить фрагменты музыкальных произведений и их жанровые особенности.

2.Развивающие:

- развивать музыкальный слух, память;

- развивать способность детей работать в группе.

3.Воспитательные:

- воспитывать интерес к творчеству В.Моцарта;

- воспитывать желание знакомиться с дополнительной музыкальной литературой.

Участники: в интеллектуальной игре принимают участие обучающиеся 5 и 6 классов хорового и музыкального отделений МБУДО ДШИ УКМО в возрасте 11-13 лет.

Время проведения:

Место проведения: интеллектуальная игра  проводится в МБУДО  ДШИ УКМО.

 Перечень используемого оборудования и материалов

  • компьютер,
  • телевизор,
  • портрет композитора,
  • карточки с жанрами для учащихся,
  • пазлы.

Структура интеллектуальной игры

 Игра состоит из ряда конкурсных заданий:

  • Блиц-опрос команд
  • Музыкальная викторина
  • Пазлы
  • Работа с карточками
  • Угадывание видео-фрагментов
  • Тест

Ход интеллектуальной игры

(Фоном негромко звучит «Маленькая ночная серенада» Моцарта)

Ведущий 1:Чудная, божественная музыка. Это творение великого Моцарта. «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт».

Ведущий 2:Так уже в течение нескольких столетий говорят об этом композиторе. Есть также и другое высказывание - если о каком-то человеке хотят сказать, что у него незаурядные способности, то нередко произносят: «Гениален, как Моцарт». И я согласна с этим высказываем. Музыка этого композитора, который родился в середине 18 века,  продолжает радовать нас и сегодня, почти три века спустя.

Ведущий 1: А какими ценителями и поклонниками музыки и творчества Моцарта являетесь вы, мы сейчас и узнаем. Проведем блиц-опрос. За каждый правильный ответ жюри присуждает балл. Начинаем с команды 5 класса.

  1. Назовите полное имя В.А. Моцарта (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт)

Ведущий 2:

  1. Команда 6 класса: Назовите годы жизни Моцарта (1756-1791)

Ведущий 1:

  1. Команда 5 класса:  Как называется первое сочинение композитора?  (Менуэт) 

Ведущий 2:

  1.  Команда 6 класса: Почему Моцарта назвали чудо-ребенком 18 века? (Играл сложные произведения, импровизировал на заданную тему, аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения) 

Ведущий 1:

  1. Команда 5 класса:  Последнее сочинение В. Моцарта (Реквием)

Ведущий 2:

  1.  Команда 6 класса: История создания «Реквиема» Моцарта.

 Ведущий 1:

  1. Команда 5 класса:  Приведите пример из жизни композитора о его гениальной музыкальной памяти. ( запомнил духовное произведение в Сикстинской капелле, пришел домой и записал его по памяти)

Ведущий 2:

  1. Команда 6 класса: На чей сюжет написана опера "Свадьба Фигаро”? (П.Бомарше)

Ведущий 1:

  1. Команда 5 класса:  В какой тональности звучит симфония № 40? (Соль-минор)

Ведущий 2:

  1.  Команда 6 класса: Лоренцо Да Понте. Кто он? (Либреттист)

Ведущий 1:

  1.  Команда 5 класса:  Назовите духовное сочинение, которое являлось собственностью Сикстинской капеллы и было запрещено к переписыванию, и которое Моцарт, услышав, записал по памяти без единой ошибки?  (Мезерере)

Ведущий 2:

  1.  Команда 6 класса: Сколько симфоний написал Моцарт? (около 50)

Ведущий 1:

  1.  Команда 5 класса:  Был ли Моцарт членом Болонской академии?(да)

Ведущий 2:

  1.  Команда 6 класса: Назовите три известных оперы Моцарта?(Волшебная флейта, Дон-Жуан, Свадьба Фигаро)

Ведущий 1:

  1.  Команда 5 класса:  К какой эпохе принадлежит творчество Моцарта? (эпоха классицизма)

Ведущий 2:

  1.  Команда 6 класса: Слышал ли В.Моцарт последние сочинения И. Гайдна? (нет)

Ведущий 1: Наш первый конкурс закончился, пока жюри подводит итоги, мы продолжаем. Моцарт прожил всего 35 лет. За свою короткую жизнь он оставил огромное музыкальное наследство, им написано более 600 произведений. Его музыка живет более 200 лет. Его музыка очень красива, у каждой из его пьес – своя удивительная мелодия, которую мы способны повторить голосом. И это – один из признаков популярности его сочинений.

Ведущий 2:  А насколько вы знакомы с сочинениями Моцарта, мы сейчас проверим. Итак, мы переходим ко второму конкурсу – «Музыкальная викторина». Ваша задача – прослушать музыкальные фрагменты и записать названия произведений в таблицу.

Ведущий 1: Как известно, любовью всей жизни Моцарта была его жена Констанция Моцарт, урожденная Вебер. История сохранила послания Моцарта своей жене. «...Думай обо мне, люби меня вечно, как я люблю тебя, и будешь моей навеки, как и я навеки твой. Прощай. Поймай их - поймай - эти три нежнейших поцелуя, которые только что выпорхнули отсюда». Вот так страстно и горячо любил Моцарт Констанцию.

Ведущий 2: А мы обращаем ваше внимание на экран. Там выведен портрет Констанции Моцарт. И в следующем конкурсе ваша задача будет собрать портрет Констанции из пазлов. Время на собирание – 1 минута. Все готовы? Время пошло. (звучит музыкальный фрагмент из Турецкого марша Моцарта)

Ведущий 1:  Пока наше глубокоуважаемое жюри подводит итоги 3 конкурса, мы продолжаем. Как известно, Моцарт писал произведения различных жанров, это и симфонии, сонаты, оперы, песни, реквием и другие. В следующем конкурсе ваша задача – определить, к какому жанру относится то, или иное музыкальное произведение. После того, как прозвучит вопрос, каждая команда одновременно поднимает карточку с  правильным ответом. (Время на обдумывание 30 секунд).

Ведущий 2: К какому жанру относится «Волшебная флейта»! (опера)

Ведущий 1:  Количество произведений этого жанра у Моцарта около 50! (симфония)

Ведущий 2: Это слово с латинского языка переводится «покой»! (реквием)

Ведущий 1:  Количество произведений этого жанра у Моцарта равно 19! (опера)

Ведущий 2: Жанр для одного или двух инструментов! (соната)

Ведущий 1: Спасибо командам, а наша игра продолжается. Музыка Моцарта настолько популярна и интересна, что по сей день в театрах ставят и исполняют его известные оперы и даже снимают фильмы о жизни и творчестве композитора. В пятом конкурсе вам предлагается просмотреть три видео-фрагмента, угадать, из каких они опер или фильмов и внести названия в таблицу. Итак, внимание на экран.

Ведущий 2: Сегодня было много сказано о великом композиторе, о его таланте. И все же жизнь и творчество Моцарта трудно связать и исчерпывающе охарактеризовать. То, что великий композитор хотел поведать современникам и потомкам о себе и мире, он выразил в своей музыке. В нашем последнем конкурсе мы предлагаем вам, дорогие участники, пройти тест и еще раз проверить свои знания о творчестве великого композитора.

Ведущий 1: Вот и подошла к концу наша интеллектуальная игра. Пока жюри подводит итоги и определяет команду-победителя, мы предлагаем вам послушать в исполнении среднего хора Хор из оперы «Волшебная флейта».

Методика  проведения интеллектуальной игры

Подготовительный этап включает в себя изучение биографии и творчества композитора. Материал подбирается увлекательный, динамичный, позволяющий обучающимся четко представлять картину описываемых событий, и оставляющий простор для размышления и осмысления. Основная задача - не ознакомить с сухими биографическими данными, а дать портрет живого человека, которому можно сопереживать, положительные качества личности которого могли бы оказывать воспитательное воздействие на ребенка, т.е. сформировать личное отношение к данному человеку. Для достижения лучшего результата, устный материал оживляется использованием художественных иллюстраций

- прослушивание музыкальных примеров, отобранных педагогом по принципу их наибольшей типичности для творчества данного композитора, музыкальной выразительности, красоты. Прослушивание музыки сопровождается первичным анализом.

Основной этап представляет собой ход самого мероприятия. Интеллектуальная игра включает в себя шесть заданий.

1.Блиц-опрос состоит из 16 вопросов по биографии и творчеству композитора.

- вопросы задаются командам по очереди;

- та команда, которая неправильно ответила на вопрос, передает право ответа другой команде;

 - жюри присуждает за каждый правильный ответ 1 балл;

 - каждый ответ на дополнительный вопрос в оставшееся время приносит команде 2 очка.

2.Музыкальная викторина :

 - команды отгадывают музыкальные отрывки в течение 10 минут (задание выполняется письменно);

  - жюри присуждает за один правильный ответ 1 балл.

3.Пазлы:

 - у каждой команды имеется разрезанные портреты, которые они должны сложить;

 - на выполнение этого задания дается 1 минута;

 - выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее сложит портрет;

 - конкурс оценивается в 2 балла за правильно сложенную картинку.

4. Работа с карточками

-ответить на вопросы, поднимая карточки с жанрами;

-за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

5. Угадывание произведений по видеофрагментам.

-на экране телевизора демонстрируются видеофрагменты из трех произведений композитора;

-каждая команда отгадывает произведение и записывает название произведения на бланке;

-за каждый правильный ответ команда получает один балл.

6. Тест

-на компьютере в программе My TestXPro  каждая команда проходит тест из десяти вопросов в течение 3 минут

-в конце выдается результат с количеством баллов;

-жюри подводит итоги.

Заключительный этап

На заключительном этапе жюри подводит итоги всей игры.   Команда – победитель награждается грамотой, а также грамотами награждаются лучшие игроки команд. Подводя итоги, можно смело сказать, что учащимся за период подготовки удалось закрепить и обобщить знания, умения и навыки, полученные на уроках по творчеству В.А. Моцарта (изучили биографию композитора; научились анализировать его музыкальные произведения; отмечать жанровые особенности его произведений).

Цель достигнута, задачи выполнены.

Список использованной литературы

  1. http://orpheusmusic.ru/publ/107-1-0-118
  2. http://www.hist.bsu.by/images/stories/files/nauka/konf/rol/kutas.pdf
  3. http://www.onlinedics.ru/slovar/slang/k/intellektualnye_igry.html
  4. Горбачева Е.Г., «Популярная история музыки», М.: Вече, 2002.-512 с.
  5. Исабаева Е., «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе. Заподноевропейская музыка.», Р-на-Дону: Феникс, 2011, 171 с.
  6. Калинина Г., «Музыкальная литература. Тесты по зарубежной музыке»,  выпуск II, М: 2011 , 32 с.
  7. Скоротягин Д., «Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения: - Ростов н/Д: Феникс, 2010.-221 с.
  8. Столова Е., Кельх Э., Нестерова Н., «Музыкальная литература. Экспресс-курс». Учебное пособие. С-П: Композитор, 2010, 179 с.
  9. Шерман Р., Селдон Р., «Классическая музыка», М.:Астрель, 2009, 392 с.
  10. Шорникова М., «Музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки. Второй год обучения», Р-на-Дону: Феникс, 2003, 274 с.

Приложение

Приложение к 2 конкурсу «Музыкальная викторина»

Название произведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Приложение к 3 конкурсу «Пазлы»

http://en.academic.ru/pictures/enwiki/67/Costanze_Mozart_by_Hanson_1802.jpg

Приложение к 5 конкурсу «Видеофрагменты»

Название видеофрагмента

1

2

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ

Данная методическая разработка может быть использована как в воспитательных,так и в познавательных целях,а также для профориентационной работы.Использовалась мною как средство соревновательного познан...

методическая разработка " Интеллектуальные старты"

Данная разработка  была подготовлена для недели физико-математических дисциплин....

Методическая разработка интеллектуального турнира "Прекрасный мир Эпохи Возрождения"

Интеллектуальный турнир "Прекрасный мир Эпохи Возрождения" проводился как зачетное занятие по Мировой художественной культуре. Состязание двух групп в поединке на лучшее знание Эпохи,творчества Велики...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА интеллектуальной игры «Я знаю информатику. Я знаю информатику? Я знаю информатику!»

Данное внеклассное мероприятие по информатике рассчитано на 1 урок (45 минут).Игра начинается с организационного момента, на котором преподаватель объявляет порядок проведения игры.Данное внеклассное ...

Методическая разработка "Интеллектуально - развлекательная игра "Здоровым быть здорово!"

Игра направлена на профилактику вредных привычек в подростковой среде и воспитание потребности в здоровом образе жизни....

Методическая разработка интеллектуальной игры «Мы гордо будем помнить…»

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение«Тульское суворовское военное училищеМинистерства обороны Российской Федерации»  Дистанционный конкурс методиче...

Методическая разработка интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"

Методическая разработка учебного занятия «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта для укрупне...