Тема «Энгармонизм» в курсе теории музыки: аспекты изучения
методическая разработка по теме

Егорова Елена Александровна

Предлагается обзор поэтапного применения упражнений с энгармонизмом в курсе теории музыки. Адресовано преподавателям начального и среднего профессионального музыкального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_engarmonizm_2.docx24.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Е. А. Егорова

Тема «Энгармонизм» в курсе теории музыки: аспекты изучения

В курсе теории музыки понятие «энгармонизм» вводится на первых занятиях, определение может прозвучать, например, в темах «Звук», «Нотация», «Темперированный строй», «Интервал». Упражнения с энгармонической заменой звуков красной нитью проходят через весь курс. Кажется, сам факт пребывания в рамках темперированного строя создаёт прецедент для использования энгармонизма в разнообразных заданиях по теории, направленных на проявление, понимание внутренней логики нотного текста, как следствие, формирующее у студентов понимание и логики интонирования.

Рассмотрим практическую сторону вышесказанного последовательно, по темам теоретической концепции. Обратимся к учебникам, чаще всего используемым в педагогическом обиходе.  Понятие «энгармонизм» вводится, как правило, в первой или второй главах: у В. А. Вахромеева – в главе «Звук» (2, 12), у И. В. Способина ‒ «Звук и его высота» (5, 20), у Б. К. Алексеева, А. Н. Мясоедова (1, 36) – «Музыкальная система, нотация звуков», у Л. Э. Красинской, В. Э. Уткина ‒ «Звукоряд» (3, 21). Во всех перечисленных учебниках коротко говорится о том, что один и тот же звук может иметь несколько названий.

Учебник «Теория музыки» под общей редакцией Т. С. Бершадской (6) отличается подачей материала, эту разницу в подходе хотелось бы подчеркнуть. Определение энгармонизма также появляется в первой главе ‒ «Свойства музыкальных звуков», в параграфе «Музыкальный строй», но автор главы, Г. Р. Фрейдлинг, пишет о недостатках темперации, отмечая, что в музыкальной практике, при игре на инструментах с нефиксированным строем, при пении, в фольклоре точная темперация не действует, а в современной профессиональной музыке существует тенденция к выходу за пределы темперации, ‒ это важные обобщения для верной ориентации учащихся в музыкальном пространстве. На основании исследований Н. А. Гарбузова, далее рассматривается понятие «12-зонный равномерно-темперированный строй», содержатся обобщения о природе тяготения, о специфике процесса интонирования, проявляющегося порой как «сопротивление живого исполнительства строгой темперации» (6, 15).

В этом разделе курса в практике домашних заданий, устных блиц-опросов традиционно используется тренинг энгармонических замен звука, с их буквенным обозначением. Такой тренинг на фортепианном, дирижерском, теоретическом отделениях можно сразу проводить на интервалах, в том числе, – составных, где показательной будет не только письменная нотация, но и устная, при построении интервалов на фортепиано.

В теме «Лад и тональность» понятие энгармонизм упоминается в связи с особенностями целотонного звукоряда, а также в теме «кварто-квинтовый круг тональностей», ‒ энгармонизм тональностей. Здесь на первый план выходит и освоение тональностей с большим количеством знаков. Заметим, что у некоторых студентов вопрос: «В каком мажоре ля-бемоль  III ступень?» ‒ вызывает сложности.

Техника энгармонической замены звуков совершенствуется в теме «Интервалы на ступенях мажора и минора», в которой энгармонизм, как правило, начинают рассматривать в связи с тритонами, характерными интервалами. В разделе «Альтерированные интервалы» содержатся итоговые обобщения по этому вопросу.

Известно, что замена тонов созвучия может происходить «без изменения структуры» или «с изменением структуры» (формулировка И. В. Способина, 5, 65); соответственно различают «пассивный» и «активный» (Ю. Н. Холопов, 4, 654), «мнимый» и «действительный» (Ю. Н. Тюлин, 7, 123), «мнимый» и «реальный» энгармонизм (Б. А. Незванов, 6, 130).

На страницах петербургского учебника теории (6) Б. А. Незванов не ограничивается констатацией определений: «Реальный энгармонизм – яркое выразительное средство, связанное обычно с переходом в новую, чаще далекую тональность. Логическое и интонационное осмысление этого перевоплощения помогает установлению и точному интонированию момента модуляционного перехода» (6, 131). Замечательно, как здесь теория переходит в практику, ведь навык переосмысления, а в курсе сольфеджио ‒ переинтонирования, незаменим в формировании музыкального мышления.

Слова Б. А. Незванова в полной мере можно отнести и к теме «Энгармонизм альтерированных аккордов», – важному итоговому обобщению темы «Ладовая альтерация», предшествующей темам «Модуляция», «Модуляционная альтерация», «Хроматическая гамма», в которых осознание, понимание логики нотации, конечно, ставится во главу угла.

К традиционным упражнениям с энгармонической заменой, используемым в этом разделе, например, с симметричными аккордами, автор данной статьи предлагает добавить два коротких теста, позволяющих проверить как знание структур аккордов, так и способность установить их тональную принадлежность. Методика обоих тестов похожа.

1. От звука построить уменьшённое трезвучие, затем, добавляя к нему один звук, построить максимально возможное количество четырёхзвучных аккордов. Сразу скажем, этот тест даёт возможность построить десять структур. Следующий уровень работы – разрешение полученных аккордов в возможные тональности.

2. От звука построить увеличенное трезвучие, затем, добавляя один звук, построить максимально возможное количество четырёхзвучных аккордов. (Здесь звук можно добавлять и «внутрь» созвучия). Так можно построить семнадцать структур, в том числе, доминантовый квартсектаккорд с расщеплённой квинтой, три вида неполного доминантового нонаккорда (с повышенной квинтой ‒ в двух мажорах, с секстой ‒ в миноре), большой квартсекстаккорд с внедренной секстой и т.д. Установление тональной принадлежности полученных созвучий поистине увлекательное занятие!

Полезным упражнением в темах «альтерированные аккорды», «модуляция» видится анализ логики и выразительности композиторского выбора нотации в энгармонических модуляциях: звуковой состав посредствующего аккорда может принадлежать исходной тональности, «готовить» новую или содержать звуки обеих. Так, в арии Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом…» на словах «…супружество нам будет мукой» ‒ энгармоническая модуляция из В-dur в D-dur (посредством малого мажорного септаккорда) представляет смешанную нотацию: в аккорде b-d-f-gis звук gis ведет в а, в D-dur, а звук f принадлежит B-dur. В этой же арии, в разделе Piu mosso, на словах: «Я Вас люблю любовью брата, иль, может быть» ‒ подряд две энгармонические модуляции (обе через малый мажорный септаккорд): первая ‒ «готовит» e-moll; вторая, из e-moll в Es-dur приводит в кадансовый квартсекстаккорд Es «без подготовки», а в партии певца удерживается один звук, нотируемый сначала ‒ dis, а через тактовую черту ‒ es.

Ф.Шуберт в песне «Путевой столб» по-разному нотирует партию певца и фортепиано (модуляция через уменьшенный септаккорд): на словах «я пойду другой дорогой», на сильную долю у певца ‒ des, сохраненный из b-moll, а у фортепиано – cis уже из cis-moll.    

Подбор произведений для анализа в курсе теории видится оптимальным, если будет знаком учащимся по программе, или будет включать произведения из репертуара, близкого специальности.

Планомерная, пошаговая работа с техникой энгармонической замены в курсе теории музыки через разнообразные методы работы формирует фундамент подлинного музыкального мышления, который обеспечивает на уроках по специальности, на сольфеджио, гармонии, анализе форм, практически во всем, что касается музыкальной практики необходимый уровень свободы существования в звуковом пространстве.

Литература

  1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. – М.: Музыка, 1986
  2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – М.: Музыка, 1961
  3. Красинская Л.Э., Уткин В.Э. Элементарная теория музыки. – М.: Музыка, 2007
  4. Музыкальный энциклопедический словарь /Гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.:Советская энциклопедия, 1990
  5. Способин И.В. Элементарная теория музыки. – М.:Музыка, 1963
  6. Теория музыки: Учебник / Общ. ред. Т.С.Бершадской. – СПб.: Композитор. СПб, 2003
  7. Тюлин Ю.Н. Краткий теоретический курс гармонии. – М.: Музыка, 1978

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета П0.03.УП.02. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательных програм...

Краткий справочник по теории музыки

учебное пособие для ДМШ и ДШИ...

8 презентаций по элементарной теории музыки. Раздел I. Темы: Музыкальный звук, Нотное письмо, Музыкальная система.

Презентации по учебной дисциплине "Элементарная теория музыки" созданы в соответствии с рабочей программой  Московского военно-музыкального училища по элементарной теории музыки (специальность 07...

тема "Понятие сложности алгоритма" курс "Теория алгоритмов"

При использовании алгоритмов для решения практических задач мы сталкиваемся с проблемой рационального выбора алгоритма решения задачи. Решение проблемы выбора связано с построением системы сравнительн...

12 авторских презентаций по элементарной теории музыки. Раздел II. Лад и тональность.

Авторские презентации преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Московского военно-музыкального училища Волковой Валентины Васильевны по дисциплине "Элементарная теория музыки" специализации 07...

14 авторских презентаций к разделу «Интервалы» учебной дисциплины Элементарная теория музыки

Данный учебно-методический материал представляет собой авторский системный подход к изучению раздела «Интервалы» дисциплины Элементарная теория музыки (Специальность 073101 Инструментальное исполнител...

Концепция тональности в отечественном музыкознании: некоторые аспекты изучения в курсе теории музыки.

Предлагается методическое исследование концепции тональности в отечественном музыкознании, которое было проведено в связи с существенной разницей в определениях этого явления. Адресовано преподавателя...