Статья "Роль концертмейстера в квартетном классе"
статья на тему

Гуляева Т.В.

Данная статья написана на основе личного опыта работы с оьучающимися. В ней тезисно расказывается оо основных формах работы в квартете и трудности, с которыми сталкиваеится концертмейстер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_word.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Смоленское областное музыкальное училище имени

М.И. Глинки»

Роль концертмейстера в классе струнного квартета

Гуляева Т.В.

концертмейстер

2016г.

        

        В настоящее время концертмейстерами принято считать работников, которые совместно с преподавателями общих, специальных и профилирующих дисциплин разрабатывает тематические планы и программы, проводящих индивидуальные и групповые занятия с обучающимися. Которые  формирует у обучающихся исполнительские навыки, способствует развитию у них художественного вкуса, расширению музыкально - образных представлений и воспитанию творческой индивидуальности.  Обеспечивает профессиональное исполнение музыкального материала на уроках, экзаменах, зачетах, концертах, показательных выступлениях. Прививает обучающимся навыки ансамблевой игры.

Однако, по ряду дисциплин само понятие концертмейстер предполагает больше работу иллюстративной направленности. Это в первую очередь качается вокалистов, духовиков и струнников. Исполнителю струннику в качестве концертмейстера отводиться работа в  концертмейстерском классе, классе ансамблевого исполнительства (камерный ансамбль), в квартетном и оркестровом классе.

      Работа в качестве струнника-концертмейстера несколько отличается от деятельности пианиста – концертмейстера. Исполнителю на струнном  инструменте (скрипач, альтист, виолончелист) в образовательном процессе отводиться больше роль солиста или ансамблиста.  Тем самым, работа в качестве концертмейстера – струнника предполагает более широкие аспекты взаимодействия в процессе творческой ансамблевой деятельности.

        Концертмейстерское искусство струнника – неотъемлемая часть музыкального исполнительства и образования. Концертмейстер-солист должен уметь осуществлять несколько функций: артистические (выступать в качестве солиста), педагогические (помогать пианисту- аккомпаниатору осваивать партию, объяснять ансамблевые задачи).

        В данной статье рассматривается роль концертмейстера в квартетном классе. Зачастую, среди обучающихся струнников в музыкальном училище не всегда случаются соответствия в численности скрипачей, альтистов и виолончелистов. В связи с этим, формируя составы струнного квартета, для некоторых из них приходиться привлекать концертмейстеров альтистов и виолончелистов.

Струнно-смычковый квартет – это  камерно-инструментальный  ансамбль, выступающий с исполнением квартетной музыки; один из самых сложных и тонких видов камерного исполнительского искусства.

        Одной из важнейших задач концертмейстера квартетного класса является  плодотворная творческая работа с обучающимися. Проведение совместных репетиций и публичных выступлений.

Разный уровень подготовки членов ансамбля немного меняет направления совместного творчества. Обучающимся требуется больше усердия в самостоятельном изучении партий, а от концертмейстера требуется терпения, уступчивости. В то же время, когда в составе квартета есть исполнитель, знакомый с репертуаром, владеющий партией, это стимулирует творческое мышление юных исполнителей. Работа в таком составе обогащает музыкальные представления, лучше усваивается содержание произведения.

        Исходя из выше сказанного, рассмотрим основные задачи концертмейстера квартетного класса.

        Одной из важных задач в работе в квартетном составе является взаимопонимание и согласие. Нужно понимать, что концертмейстер квартета – это не аккомпаниатор и не солист, а равноправный член коллектива. От гибкого взаимодействия всех участников процесса, в том числе и преподавателя дисциплины, зависит естественное, непрерывное общение, гибкое взаимодействие в процессе исполнения.

        Для обеспечения творческого единения концертмейстеру в квартете необходимо проявлять педагогический такт, интуицию. Зачастую, концертмейстер воспринимается членами студенческого коллектива, как наставник, опора во время исполнения. Следует учесть, что это понимание должно остаться только на начальном этапе. Важно формировать, и преподавателю и концертмейстеру, у обучающихся понимания себя, своего голоса в общем звучании, как части целостного музыкального произведения. Помощь в разборе формы, характеристике стиля, жанра произведения способствует пониманию исполняемого квартета и роли своей партии в каждом разделе.

        В период концертных (публичных) выступлений, как более опытный артист, концертмейстер выполнять функцию и психолога, готовый поддержать морально, найдя способы снизить сценическое волнение. Это может быть беседа на тему исполняемого произведения, организация выхода на сцену, одобрительная улыбка и ободряющий взгляд перед началом игры на публике. Когда состав квартета не совсем еще сыгран или участники не достаточно профессионально подготовлены, возможен даже прием, когда вступление всего квартета берет на себя концертмейстер, тем самым, обеспечивая надежность и уверенность всего коллектива.

        Так как концертмейстерство является таким видом деятельности, когда и преподавание и исполнительство взаимодействуют и дополняют друг друга, то надо рассмотреть следующий момент – самостоятельная работа с коллективом.

        Первый этап – это знакомство с произведением, разбор нотного текста. На этом этапе очень важен для всех участников квартета навык чтения с листа. Даже если все участники посмотрели свои партии заранее, в момент сыгровки, когда спектр внимания расширен, навык «охвата» нотного текста очень упростит работу. В этот период определяются такие задачи, как знакомство с музыкой, определение формы и фразировки, умение слышать другие партии во время пауз в своей партии, слышать солирующие голоса во время своего сопровождения, единство ритмического пульса и темпа, осознание единого творческого замысла.

         Следующим этапом является непосредственно работа над произведением: решение технических задач (единство штрихов, звукового баланса, единой интонации др.).

Концертмейстеру в работе со струнно-смычковыми инструментами необходимо знать специфические закономерности звукоизвлечения и созвучия. А именно – интонирования и интонации. Более обостренная интонация на струнно-смычковых, исполняющих произведение без сопровождения фортепиано, с его темперированным строем, требует особой, тщательной работы. Все начинается с точной, очень внимательной настройки инструментов. Инструменты вначале настраиваются по очереди каждый, от  первой скрипки до виолончели. Потом пристраиваются каждые струны инструментов друг к другу. Такая работа не совсем нравиться юным исполнителям. Как правило, им уже хочется «скорее играть». Задача концертмейстера приучить, не только на занятии в присутствии преподавателя, но и при самостоятельной работе точно настраивать инструменты, приучить слышать единое звучание каждой струны «в единстве».

Работа над интонацией в квартете занимает одно из ведущих мест. Здесь надо отметить, что и концертмейстер, не смотря на то, что он является самым опытным исполнителем, должен участвовать в этой работе. Выстраивание аккордов, созвучий, интервалов – это единая работа. Здесь неуместно демонстрировать статус и опыт, а необходимо вливаться в единый творческий процесс. Концертмейстер, как и любой участник, подстраивается под бас солирующие голоса. Особенно важно проделывать эту работу в медленных частях квартета или в пьесах- кантиленах для квартета.

Работа над единством штрихов и приемами исполнения, как и работа над интонацией, занимает большую часть времени, отведенные на изучение произведения. Здесь концертмейстер как никогда выступает в роли преподавателя. Ему необходимы методические знания, умение объяснить и показать приемы исполнения, знать и уметь показать приемы работы над достижением требуемого исполнительского технического приема. Такие формы работы проводятся как с каждым участником, так и по парам и в полном составе, пока не будет достигнуто единства исполнения. Это касается и подвижных частей и частей в спокойном темпе. Единое исполнение даже такого штриха как легато может вызвать затруднение. Это касается таких моментов, как игра в одной части смычка, игра в одном направлении смычка, единства движения мелодики. Хочется отдельно сказать о направлении смычка. Желательно, чтоб все участники играли, как говориться у исполнителей на струнных инструментах, в «одну сторону». В данном случае, необходимо выполнять авторские (редакторские) штрихи. Однако, возможны варианты. Например, встречаются такие моменты, когда одна и та же тема проходит в разных голосах (у разных инструментов) и в разных регистрах. И то, что было удобно исполнить одному, совсем неудобно другому. В таких случаях необходимо находить компромисс. Опять оговорюсь, что более опытному исполнителю-концертмейстеру удобно всегда, но в данном случае он должен проявить творческое чутье. Он должен помочь своим юным «коллегам» проявить самостоятельность, помочь найти оптимальный вариант исполнения затруднительного места. А в случае, когда их решение по выбору штрихов, аппликатуры и т.д. противоречит замыслу, содержанию, стилю и жанру произведения – объяснить неверность выбора, аргументировать это и постараться совместно найти оптимальное решение.

Еще один исполнительский прием, требующий особого внимания – исполнения аккордов. На струнно-смычковых инструментах аккорда исполняются «ломано». Ломаные аккорды требуют внимания от всех участников квартета. Здесь важно сразу решить, за счет какого ритмического времени будет исполняться нижняя часть аккорда.

Работа над единством касается и таких моментов, как единое исполнение ритмических фигур. Особую сложность вызывают такие моменты, как исполнение пунктирных ритмов (в различных темпах), синкоп, смена дуолей и триолей, сочетание дуолей и триолей (триолей и квартолей). В квартетных произведениях из репертуара для училищ таких сложных ритмических мест не много и, как правило, всегда имеются ритмические опоры в басу. Это немного облегчает работу над ритмом. Но согласованность в верхних голосах, не смотря на четкий бас, все равно необходимо отработать.

Изучив текст произведения, отработав все технические приемы исполнения, квартетный состав переходит к завершающей работе. К этому этапу относиться работа над формой, динамикой, содержательностью. Способность слышать все партии помогает исполнителям выразительно сыграть свой текст, создать художественные образы. Развитие звукового воображения, звуковой техники, пробуждает творческое воображение каждого участника, добиваясь интересных и красочных решений от него, обогащать звучание квартета в целом.

Необходимо помнить концертмейстеру в работе с юными исполнителями – это соблюдение звукового баланса. Многое в динамическом плане зависит от стиля и времени написания произведения. В музыке старинных мастеров очень важна партия басового голоса, так как в ней всё строится на гармоническом развитии. Бас исполняет виолончель и иногда его дублирует альт октавой выше. Но бас, который служил опорой для скрипачей на промежуточной этапе работы над квартетом, на завершающем этапе должен уйти в легкий фон, стать мягкой основой мелодики.

В более поздних сочинениях для квартета преобладает равноправие партий. Здесь важно не заглушить, не перебить и не передавить «мастерством» молодых исполнителей. Здесь возникает психологическая сложность. С одной стороны необходимо соблюдать единство, дать возможность скрипачам раскрыться. С другой стороны необходима поддержка. В данной ситуации пожжет помочь только интуиция и жесткий слуховой контроль концертмейстера. Другими словами -   умение  слышать  и  подстраиваться  под  темповые  изменения,  соблюдать  нужную  динамику,  ритмический  баланс,  цезуры,  и,  конечно,  устанавливать  эмоциональную  взаимосвязь.

Специфика  концертмейстерской  деятельности   подразумевает  глубокое  знание  своего  дела,  интеллектуально  высокий  уровень,  грамотный  педагогический  подход  и  эмоциональную  гибкость.  Разносторонне  развитый,  эрудированный  и  профессиональный  концертмейстер  —  незаменимый  сотрудник  и  партнер  в  соотношении  «педагог – солист – концертмейстер - организатор».

Список литературы:

  1. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII ― начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. Москва: Моск. гос. консерватория, 1996.;
  2.  Давидян Р.Квартетное искусство. Москва «Музыка» 1994 г.;
  3. Соболева Г. Примерная программа по дисциплине «Квартетный класс» для музыкальных училищ и училищ искусств. Москва 2000 г.;
  4.  Раабен Л., Вопросы квартетного исполнительства, Москва, 1960;
  5. Ямпольский И.Квартет (струнный). Музыкальная энциклопедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы концертмейстера в классе хореографии.

   Танцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и  тренировать мышеч...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Особенности работы концертмейстера в классе скрипки и скрипичного ансамбля в ДШИ»

Концертмейстер – пианист-аккомпаниатор, помогающий солисту или коллективу музыкантов в их основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что это самая распространённая профессия среди пианистов....

Образовательные технологии концертмейстера в классе вокала

Искусство концертмейстера включает в себя три обязательных аспекта: педагогику, исполнительство и психологию. Используя педагогические технологии, концертмейстер, помогает развить молодому музыканту х...

Концертмейстер в классе скрипки.

Концертмейстерство, сформировавшись как самостоятельный вид деятельности, является удачным примером универсального сочетания в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импров...

Профилактика профессиональных заболеваний при работе концертмейстером в хореографическом классе

Статья "Профилактика профессиональных заболеваний при работе концертмейстером в хореографическом классе"...

Статья "Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе"

В статье указаны знания, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера хореографического класса....