"Классификация приемов и штрихов на домре" Презентация учащейся ГПОУ РК "Воркутинский музыкальный колледж" Кравцовой Т.
презентация к уроку на тему

Слепокурова Ольга Юрьевна

Презентация учащейся ГПОУ РК "Воркутинский музыкальный колледж" Кравцовой Т. на тему:"Классификация приемов и штрихов на домре" 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“Классификация приемов игры и штрихов на домре” Выполнила студентка 3 курса Кравцова Т.С Преподаватель-консультант Слепокурова О.Ю

Слайд 2

Введение Домра — древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин «домра» не славянского происхождения, т.к. подобные корни в них отсутствуют.

Слайд 3

У ченые предполагают, что древним предком нашей русской домры является египетский инструмент, получивший у греческих источников наименование « пандура ». В есьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков (под названием домбр), и у татар и киргизов (под названием домр, домбра, дунбура , думбра ) Игроки на домре назывались домрачеями.

Слайд 4

В Европу подобные инструменты проникли в раннем средневековье и получили наименование лютневых. Именно лютня стала впоследствии родоначальницей таких многострунных инструментов, как виола, мандолина, гитара. Легкость и малая величина инструмента, его звонкость, богатые художественные и технические возможности пришлись по душе вездесущим скоморохам ,были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, и даже акробатами .

Слайд 5

Несмотря на довольно частые упоминания о домре до нас не дошло изображения этого инструмента. Потому долгое время не знали к какому роду инструментов её отнести. Лишь в конце прошлого века в Вятской губернии был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса. Инструмент вскоре попал в руки Василия Васильевича Андреева как раз в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментам. Поэтому вятскому образцу в 1896 году и была воссоздана полузабытая русская домра, получившая квартовый строй и полный хроматический звукоряд. 15 января 1861 — 26 декабря 1918

Слайд 6

В 1896-1900 гг. на основе этой домры В. В. Андреев в содружестве с Ф.С. Пасербским и С.И. Налимовым создал целое семейство домр от пикколо до контрабаса( пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая) 1914 г. из таких домр был организован квартет, а в 1919 г. — оркестр.

Слайд 7

Классификация приемов игры Приемы игры Приемы игры – это целесообразное движение рук и пальцев для формирования характера звучания инструмента. Применение того или иного приема игры будет способствовать выявлению музыкального образа средствами данного инструмента, поможет добиться выразительного исполнения. Критерием для всех приемов игры должна быть музыкально – художественная целесообразность применения их, простота и удобство игровых движений, то есть минимальная затрата энергии и достижение максимального эффекта. К приёмам игры относится: Игра кистью Игра кистью с предплечьем Игра всей рукой Изменение глубины погружения медиатора Изменение тембра звучания Изменение динамики звучания Пиццикато пальцами левой руки Портаменто Скольжение медиатора по струнам Дробь

Слайд 8

Игра кистью Игра кистью – это основной приём звукоизвлечения . Он позволяет, как при игре ударами, так и при игр тремоло, извлекать звук различный по характеру и эмоциональной выразительности ( светлый, мягкий, легкий и т.д ) , достигать изящества и тонкости нюансировки. Этим приемом можно свободно играть длительное время. Особенно важно, что он почти полностью исключает возможность профессиональных заболеваний исполнительского аппарата .

Слайд 9

Игра кистью с предплечьем Игра кистью с предплечьем- этот приём вспомогательный , однако его использование позволяет получить характерное звучание инструмента ( насыщенное, плотное и яркое). Основное положение приёма: кисть и предплечье становятся как бы единым двигательным рычагом ( ощущение нагрузки на руку). Этим приёмом, естественно, нельзя играть продолжительное время, так как рука утомляется, что приводит к ее постепенному зажатию, начинающемуся с запястья. В то же время разумное использование приема в сочетании с игрой кистью и другими приемами игры создает желательное разнообразие и обогащает исполнительские возможности домриста.

Слайд 10

Игра всей рукой Игра всей рукой - такая игра ( всей тяжестью руки , “с плеча” ) применяется редко, эпизодически и кратковременно. Приемом подчеркивается волевые моменты в музыке, динамические контрасты, суровые и напряженные акценты.

Слайд 11

Изменение глубины погружения медиатора Изменение глубины погружения медиатора - медиатор имеет три положения : верхнее, среднее и нижнее. Глубина его погружения условно измеряется в миллиметрах. Изменение глубины регулируется движением ногтевых фаланг указательного и большого пальцев правой руки. Если эти фаланги выпрямлять суставах , то медиатор будет опускаться в нижнее положение на глубину 4-5 мм. Рабочая часть медиатора при этом увеличивается, а вместе с тем -сила и плотность звучания. Чтобы медиатор в нижнем положении не стучал о панцирь, место извлечения звук следует незначительно переместить в сторону подставки. Основная глубина погружения медиатора средняя ( 3 мм) , медиатор находится “над панцирем” . Звук при этом яркий, серебристый , мягкий и певучий. При верхнем положении медиатор сжат в суставах фаланг. Фаланги указательного пальца почти сомкнуты ,а большой палец выступает немного торцом. В этом положении медиатор касается струны кончиком, заходя под струну на 1 -2 мм. Звучание нежное, легкое, воздушное. Возможно более интенсивное тремолирование . Вообще, выбор нужного положения медиатора зависит от музыкального вкуса исполнителя, его творческого поиска, разнообразить приём игры. Для верхнего положения характерна игра толчками. Игра толчками – музыкально выразительный прием при извлечении звука ударами и тремоло, особенно при исполнении стаккато. Толчок – щипок без замаха в одну сторону, с относительно коротким временем контакта медиатора со струной. Для нижнего положения характерна игра нажимом. Прием игры нажимом используется при исполнении драматического речитатива, подчеркнутого сфорцандо. Нажим – щипок в одну сторону без замаха, с относительно длинным временем контакта медиатора со струной. Отдельные звуки, взятые нажимом звучат педально , а тремоло – подчеркнуто, укороченно . Изучение приемов игры толчками и нажимом обогащает палитру домры, дает простор фантазии и творческим поискам.

Слайд 12

Изменение тембра звучания Изменение тембра звучания- приём связан с изменением мест а извлечения звука: “над панцирем” основное, “над грифом” и “у подставки”

Слайд 13

Изменение динамики звучания Изменение динамики звучания – приём связан с мышечными усилиями правой руки при сжимании пальцами медиатора и нажимом пальцами левой руки на струны. Всё это зависит от характера исполняемой музыки. Ошибка бывает в том, что вместе с усилением звука увеличивается амплитуда движения кисти, что часто приводит к скованности кисти

Слайд 14

Пиццикато пальцами левой руки Пиццикато пальцами левой руки – при нисходящей последовательности нот прием выполняется путем сдергивания струны ( пальцем в сторону ладони) . При восходящей последовательности – силой удара пальца по струне.

Слайд 15

Портаменто Портаменто- это переход от одного звука к другому путем скольжения пальца по прижатой струне. Скольжение должно придавать мелодии связность и напевность. Отрицательная манера использования портаменто – это усиление звука в момент перехода, игра с “подъездом” и ” подвыванием ”. Обозначается волнистой чертой от одной ноты к другой.

Слайд 16

Скольжение медиатора по струнам Скольжение медиатора по струнам - это прием для исполнения слигованных нот коротких длительностей , расположенных на двух или трёх струнах. Обозначается он связующей черточкой

Слайд 17

Дробь Дробь – большая и малая схожи с балалаечной . Малая исполняется в восходящей и нисходящей последовательности так же, как и большая дробь, но без завершающего удара медиатором.

Слайд 18

Красочные приемы игры Пиццикато Флежолет Вибрато Глиссандо Эффекты тембра Звуковые эффекты

Слайд 19

Пиццикато Пиццикато – прием извлечения звука щипком на струнном музыкальном инструменте (пальцем). Пиццикато можно играть всеми пальцами правой руки. Наиболее часто пиццикато извлекается большим ( pizz б.п.), средним ( pizz ср.п.). и указательным ( pizz ук.п .) пальцами. Щипок подушечками этих пальцев (ногтевой фалангой). Pizz пальцами левой руки обозначается знаком + над нотой (срывы). Самый распространенный прием – пиццик , большим пальцем. Следует различать звучание арпеджио и пиццикато, последнее более компактно. Пиццикато средним пальцем звучит несколько слабее (за исключением аккордов) и суше чем pizz б.п. Аккорды pizz ср.п. звучат компактно и ярко. Пицц указательным пальцем – обозначается ( pizz ук.п .) – защипывает струну вверх. Исполнение аккордов этим приемом подражает балалаечному приему «бряцанье». Демпферное pizz – заключается в глушении одной или нескольких струн путем нажатия ладонью у запястья правой руки на струны у подставки.

Слайд 20

Флежолет Флежолет- это мягкий, прозрачный ,воздушный звук. Он воспроизводится легким прикосновением пальца левой руки к струне и отрывистым его снятием с одновременным извлечением звука медиатора или пиццикато. От легкого прикосновения подушечки пальца к струне она делится на две, три и четыре части. В результате колебания этой части струны образуется верхние звуки ( обертоны) Натуральные флежолеты – обозначаются кружочками над нотами (о) с указанием струны, где они должны извлекаться. Нота указывает место прикосновения пальца, соответствует реальному звучанию флежолета. – ромбовидная нота указывает место прикосновения пальца, реальному звучанию не соответствует. Искусственные флажолеты – обыкновенная нота указывает место нажатия струны пальцем левой руки. Ромбовидная нота – место прикосновения к струне среднего пальца правой руки. В исполнительной практике применяются в основном октавные искусственные флежолеты, реже квинтовые и квартовые. Двойные флежолеты, более характерен для исполнения на 3-х струнной домре. Технология исполнения как и у одинарных флежолетов.

Слайд 21

Вибрато Вибрато- это колебание струны пальцем левой руки для достижения эффекта равномерного незначительного повышения и понижения звука Вибрато придает певучесть и взволнованность . Чрезмерная вибрация приводит к нежелательным результатам: дрожанию и качанию звука.

Слайд 22

Глиссандо Глиссандо- это легкое быстрое скольжение пальцев (реже двумя и тремя пальцами). Оно обозначается волнистой чертой и словом gliss . В восходящем или нисходящем движении пальцев по крепко прижатой струне лучше производить с наклоном пальца к ногтю или пальцем, поставленным на ноготь ( особенно в верхнем регистре), что образует “свистящий звук” и придает звучанию так называемый “блестящий тембр”

Слайд 23

Игра на грифе и у подставки Игра на грифе и у подставки- звук, извлекаемый в различных точках струны, имеет различную тембральную окраску. Наиболее яркий контраст тембров проявляется при игре на грифе и у подставки, а в последнем случае мы имеем специфический, довольно резкий, быстро гаснущий звук. Обозначается: у подставки – sul ponticello , на грифе – ord . Приемы звучат очень эффектно, в зависимости от характера исполняемого произведения могут вызвать различные ассоциации.

Слайд 24

Шумовое звукоподражание Шумовое звукоподражание- этим приемом воспроизводится , например, ритм шагов, звучание ударного инструмента “коробочки”. Сюда входит игра “за подставкой” и “ у колков”, игра боковой стороной медиатора по струнам на грифе.

Слайд 25

Штрихи на домре Для выявления музыкальной образности, содержания И характера произведения необходимо выбрать краски, чтобы добиться выразительного звучания песни, мелодии, наигрыша, танца и т.д. Выявить красочный звуковой план произведения помогают штрихи. Штрих (нем. Strich – линия, черта ) – это способ, характер ведения звука и его окраски. Он способствует выявлению фразировки, ее кульминации, динамической насыщенности, ритмической стройности, более полному раскрытию глубины смыслового значения музыкального произведения . Штрихи делятся на продолжительные, короткие, отдельные, связные, отрывистые тяжеловесные и легкие отскакивающие. Р азновидности штриха: Одинарные и двойные удары Тремоло Двойной штрих Тройной Обратный Тенуто Легато Легатиссимо Нон легато Деташе Портато Стаккато Спиккато Маркато Мартеле Стаккатисимо

Слайд 26

Одинарные и двойные удары Одинарные и двойные удары. Одинарные- повторяющиеся раздельные удары вниз или вверх . Двойные –чередующиеся равномерные удары вниз и вверх.

Слайд 27

Тремоло Тремоло – быстрое, беспрерывное равномерное чередование ударов вниз, вверх , создающее впечатление непрерывности звучания. Тремоло обозначается черточкой на каждой ноте или лигой объединяющей несколько нот .

Слайд 28

Двойной, тройной и обратный штрих Двойной штрих дубль-штрих ″ Тройной штрих – последовательное повторение по три удара Обратный – на восходящий или нисходящий звук соседней струны

Слайд 29

Тенуто Тенуто ( итал . Tenuto ) – выдержанно . играется тремоло на каждую ноту, но отличается тем, сто при этом штрихе предельно полно выдерживается длительность, ровно по силе звучания (без подчеркивания начала). Ощущается как бы “дыхание” (перерыв перед следующим звуком). Обозначается черточкой над или под нотой , лил словом tenuto (сокращенно ten ).

Слайд 30

Легато и легатиссимо Легато ( итал . legato ) – связно, выдерженно , певуче, мягко. Исполняется тремоло, беспрерывно, как бы на одном дыхании. Легатиссимо ( итал . Legatissimo ) – очень связно, выдержанно, мягко, певуче исполняется более активным тремоло, что придает эмоциональную окраску звуку (большую задушевность, певучесть, внутреннюю насыщенность чувств).

Слайд 31

Нон легато Нон легато ( итал .- nonlegato - раздельно) – штрих, при котором каждый звук должен быть слышим отдельно при игре беспрерывным тремоло. Нонлегато обозначается черточкой над или под нотой, но при этом они объединены общей лигой.

Слайд 32

Деташе Деташе (франц. Detacher - отделять) – каждый звук исполняется отдельно ударом или тремоло. При исполнении штриха деташе пальцы левой руки выдерживают на ладах полностью длительность ноты (в этом отличительная особенность игры штриха деташе от стаккато).обозначается черточкой под или над нотами.

Слайд 33

Портато Портато ( итал . portata ) – применяется при исполнении маркированных нот, объединенных лигой. Звучит связно, выдержанно, слегка подчеркнуто. Исполняется на тремоло.

Слайд 34

Стаккато и стаккатисимо Стаккато ( итал . Staccato - отрывисто) – штрих применяется для извлечения коротких отрывистых звуков. В отличие от деташе , при исполнении стаккато пальцы левой руки после извлечения звука ослабляют нажим на струну или слегка прикасаются к звучащей открытой струне.Стаккато обозначается точками над или под нотами или словам staccato . Он исполняется ударами вниз и реже – вверх, а в более подвижных темпах – чередующимися ударами. Стакатиссимо ( итал . Ctaccatissimo – очень отрывисто) – штрих позволяет получить еще более легкие, “отскакивающие” ноты. Звучит очень коротко и четко.

Слайд 35

Спикатто Спикатто - ( итал . Spiccato - остро, подчеркнуто). Штрих исполнятся более отрывисто, чем стаккато , отскакивающими от струн пальцами левой руки и толчковообразным приемом игры “прыгающим медиатором” .

Слайд 36

Маркато Маркато ( итал . Marcato - выделяя ). Звучит раздельно, укороченно , акцентированно . Исполняется на тремоло, ударами вниз, вниз – вверх.

Слайд 37

Мартеле Мартеле (франц. Martele - отчеканивая) – звучит отрывисто, коротко, очень акцентированно . Обозначается клинышками над нотами.

Слайд 38

Заключение Приемы игры и штрихи очень тесно взаимосвязаны и постоянно находятся во взаимодействии. Через прием игры и штрих исполнитель приближается к характеру произведения и к его содержанию. Музыкант- любитель или профессионал всегда должен обращать внимание на правильность своей посадки, расположение рук, на экономичность их движений. Ему необходимо выбирать наиболее целесообразную аппликатуру, заботиться о рациональной смене позиций, следить за фразировкой, наконец, творчески относиться к передаче формы и содержания музыкального произведения. Результаты от вдумчивых и серьезных занятий будут заметны для играющего и слушателя. Обучающемуся необходимо помнить, что совершенствование игры на домре тесно связано с неустанным расширением музыкального и общего кругозора. Надо посещать концерты, театры, слушать музыку, читать специальную и художественную литературу, постоянно развивать интересы, касающиеся русской народной, классической и зарубежной музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» (аккордеон) для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор"

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: аккордеон» составлена в соответствии с приказом Министерства культуры от 12 марта 2012 г. N 166 «Об утверждении федеральных  государственных т...

Открытый классный час по эстетическому воспитанию учащихся. Сценарий литературно-музыкального вечера о Бетховене.

Бетховен… Величайший музыкальный гений! Это непоколебимый титан в искусстве. Немало людей восславило его величие как художника. Но он больше, несравненно больше, чем один из самых первых по значению м...

"Использование технических приемов для зимнего украшения музыкального зала в детском саду нетрадиционными способами "айрис-фолдинг"

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования и  музыкальных руководителей детского сада. Содержит  подробное описание  изготовления  атребутов украшения  интерьера в...

ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ АКТИВАЦИИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Память лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности. Память – ...

Приемы и методы развития творческих способностей у музыкально-одаренных детей

В этой презентации тезисно представлены некоторые приемы и методы работы с одаренными детьми на уроках сольфеджио. Материал подготовлен совместно с Н.В.Дыгодюк...

Формирование у обучающихся III-IV курсов музыкального колледжа по специальности "Музыкальное искусство эстрады" навыков разработки индивидуальной трактовки изучаемого произведения посредством выбора вокальных приемов

Научная статья из сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции "Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства" (г. Сургут, 2019)...