Работа с одаренными детьми
статья на тему

Рязанова Лариса Евгеньевна

Из опыта работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_s_odarennymi_detmi.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы с одаренными детьми

«Одаренность – есть  проявление творческого потенциала человека»
                   А. М. Матюшкин

Одарённость, высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различают общую и специальную одаренность. Так, общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определённые умственные качества. Специальная одаренность связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается (одаренность математическая, техническая, музыкальная, изобразительная, поэтическая и др.). Основными признаками высокой одаренности являются: раннее проявление способностей, быстрый темп усвоения знаний, формирование умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности.

Одаренные дети - дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим  направлениям:

  1. Вовлечение детей в деятельность по интересам;
  2. Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
  3. Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения;
  4. Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
  5. Развитие умений самостоятельно работать;
  6. Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
  7. Обучение творческим методам работы;
  8. Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
  9. Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.

В преподавательской работе учителя географии  особое значение имеет работа с одаренными детьми и детьми, которые проявляют интерес к географическим  знаниям. Основным направлением  работы с учащимися является воспитание социально активной личности, способной к продолжению самообразования,  ориентирующейся в обширном потоке информации. Для развития личностных компетентностей учащихся необходимо решить несколько задач:

  1. Выявление одаренных детей, обладающих высокой мотивацией к обучению.
  2. Индивидуальная работа с учащимися, проявляющими повышенный интерес к изучению предмета.

Требования к уровню подготовки выпускников направлены «на реализацию деятельностного практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов, освоение учащимися способов интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья». [1]

Работа с одаренными детьми осуществляется в урочное и внеурочное время.

При обучении географии используется разновидность основного метода традиционного обучения (объяснительно-иллюстративного) – это информационная технология, которая предполагает репродуктивный характер мыслительной и практической деятельности учащихся.

Так как в современных условиях процесс обучения должен быть ориентирован на поиск путей творческой самореализации личности, то актуальной является технология личностно ориентированного обучения.

 В ее основу положены идеи раскрытия возможности максимального развития каждого ученика. Технология личностно ориентированного обучения предполагает, что любое новое знание опирается на субъективный опыт каждого ученика, на его интересы, склонности, индивидуально значимые ценности. Ученик как носитель субъективного личностно-значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать все, что сообщает учитель. Педагог в ходе занятия выслушивает любое высказывание учеников, обсуждаются все детские версии в равноправном диалоге. Каждый ребенок должен быть услышан. В результате коллективного обсуждения учитель согласовывает опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний. Поощряется стремление находить свой способ деятельности, анализировать способы работы других учащихся и выделять наиболее рациональные из них. Организуется самостоятельная работа класса в группах, парах, индивидуально, которая корректируется по ходу занятия. С учащимися обсуждается то, что им понравилось, что не понравилось и почему.

   Также очень эффективны и   уроки критического мышления. Технология критического мышления по своему характеру личностно-ориентированная, гуманистическая, сочетающая индивидуальную и групповую работу. Критическое мышление – это способность подойти к вопросу с новыми идеями и возможностями. Его целью является не усвоение определенного набора информации, а освоение способов мышления и процедур поисковой деятельности обучающимися.

Развивает творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся, готовит их к предметным олимпиадам и технология проблемного обучения. Через решение проблем изучаемого предмета школьники ориентируются на углубление излагаемого материала. Технология проблемного обучения предполагает создание проблемной ситуации. Учащиеся формулируют проблему, анализируют условия, выдвигают гипотезы, определяют план решения, проверяют гипотезы, анализируют результаты. Учитель оказывает помощь ученикам в анализе условий и выборе плана решения, организует обобщение результатов и разбор индивидуальных ошибок, помогает найти способы самоконтроля.

Технология проектного обучения заключается в самостоятельном освоении школьником учебного материала в процессе выполнения проектов. Эта технология ориентирована на творческую самореализацию личности учащегося в познавательной деятельности.

Исследовательский проект включает в себя доказательство актуальности темы; определение проблемы и объекта исследования; определение задач; обобщение результатов; выводы; оформление результатов, выявление новых проблем. Это результат длительной и кропотливой работы с учащимися, имеющими склонность к аналитической деятельности, как, например, исследовательский проект «Скульптор Д. Ф. Горин и его творчество», ставший победителем на районной краеведческой олимпиаде и достойно представленный на областной.

Информационные проекты включают сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов. Так итогом данной работы явились проекты «Режим двигательной активности для разных возрастных групп», выполненный учащимися 8 класса на основании материалов длительного наблюдения за различными возрастными группами учащихся школы, и проект «Автотранспорт и его влияние на экологию», исходным материалом для которого стали наблюдения за влиянием автотранспорта на экологию села Беломестного в течение  последних пяти лет.

В процессе проектного обучения учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни, формируют системное мышление и системное видение мира.

В процессе проектирования у обучающихся формируются умения отстаивать собственное мнение, высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнение других. Однако это довольно высокая ступень, требующая определённой подготовленности. Предварительной же формой деятельности, которая более соответствует среднему и младшему школьному звену, является привитие  устойчивого интереса к учебному предмету через использование игровых технологий.

 Игра является естественной средой общения для детей. Это попытка детей организовать свой опыт. Это испытанное средство коммуникации. В ходе игры ученик проявляет себя, появляется возможность открытых и полноценных взаимоотношений. Игра ценна личной самореализацией, проживанием ролей. Происходит изменение собственного смысла, принятие нового.

В игре активизируются функции личности. В ней участник четко ставит себе цель, отбирает целенаправленно материал, при этом он ответственен не только за свое поведение, на нем висит груз ответственности за успех всей группы. В игре происходит рефлексия, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало. Именно игра позволяет учителю увидеть заинтересованного ребёнка и стимулировать его развитие, в дальнейшем помогая максимально проявиться его возможностям.

В методической копилке учителя географии хорошо зарекомендовали себя такие игры, как  «Путешествие капельки» (5 кл.), «Что? Где? Когда?» (7 кл.), уроки-путешествия («Путешествие в Австралию» - 7 кл., «Путешествуем по карте» - 6 кл.) и др. Эффективно использование игровых элементов  и на различных этапах урока: при проверке и закреплении материала, при проведении самостоятельных работ.

Невозможно переоценить в современную эпоху роль различных источников информации, включая энциклопедии, справочники, интернет-ресурсы. Ведь задача школы не в том, чтобы дать максимальный объём знаний, а научить самостоятельно добывать их и использовать в конкретной ситуации. Так было опробовано использование  электронных учебников географии для 6 – 7 классов учителем и учащимися на уроках, в индивидуальном порядке в кабинете информатики, для выполнения домашних заданий. Например, на уроке по теме «Африка» в 7 классе. Результативность заключается в проявлении более высокой заинтересованности к предмету, формировании самостоятельности  овладения знаниями.  

Работа с одарёнными учащимися требует индивидуальных занятий с целью выработки умений и навыков работы с дополнительной литературой разных видов, оформления исследовательских работы, отработки  методики  их защиты. Так, начиная с 6-7 кл. такие учащиеся осознанно работают на уроке, выступая в роли учителя, научного оппонента, консультанта в группе, ведут рубрику «За границами учебника».

Это способствует не только усвоению определенной системы знаний, но и развитию личности школьника, его познавательных способностей.

Итак, наиболее адекватная форма воспитания одаренных детей – обращаться с ними как с таковыми и в то же время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений. Важно, чтобы развитие и воспитание оживляло и поддерживало чувство самостоятельности, смелость в отступлении  от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Литература:

1. Сборник нормативных документов. География / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [1] с.

2. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр. / М. И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320 с.

3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя/ А. В. Хуторской. – М.:ВЛАДОС, 2000. – 320с.

4. http://www.it-n.ru/communities

- периодическая печать:

5. Афанасьева Т. Нестандартные дети/ Т. Афанасьева// Воспитание школьников 2001. - №8. - С.4-10

6. Бабаева Ю.Д. Одаренность детей и подростков в области новых информационных  технологий / Ю. Д. Бабаева //Одаренный ребенок.-2002. - С. 4-23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми

обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми...

Работа с одаренными детьми в школе.

Данный материал раскрывает актуальность темы работы с одаренными детьми, содержит цели, задачи, требования к работе с такими детьми. Кроме того, в него вкючен приблизительный план работы с одаренными ...

Обобщение опыта работы с одаренными детьми (команда КВН «Ленины»)

Юмор дает познания,нужные для искусства,и вносит легкость в творческую работу.Юмор же,направленный на самого себя,избавит от слишком большой самовлюбленности и честолюбия.Он научит ценить вещи в себе ...

Из опыта работы ШМО классных руководителей "Работа с одаренными детьми"

Цели работы с одаренными детьми•         выявление одаренных детей по предмету;•         создание условий для ...

Индивидуальный образовательный маршрут как одна из форм работы с одаренными детьми

В период реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особое значение приобретает работа с одаренными детьми.Для работы с одаренными детьми надо со...

Работа с одаренными детьми. Изучение уровня развития и индивидуальных особенностей мышления.

Большое внимание в своей работе я уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одаренными детьми я начинаю с диагностик характерологических особе...