МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПО
статья

Назарова  Анна Олеговна

Роль музея образовательной организации в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПО

Будущее есть только у того государства,

молодое поколение которого выбирает патриотизм

М. Меньшиков

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по всем направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Противоречие между сложившимся мировоззрением у молодёжи и выработанными на протяжении многих лет общечеловеческими ценностями требует пересмотра и изменения содержания, средств и методов воспитания подрастающего поколения. Не секрет, что приоритеты, стремления, идеалы и примеры для подражания у сегодняшних подростков формируются под влиянием окружающей действительности, СМИ, Интернета. Изменилось представление об историческом прошлом, о его значимости. Сегодня можно наблюдать, к великому сожалению, что такие понятия как любовь к Родине, защита Отечества, гражданский долг, казавшиеся ранее незыблемыми, стали размываться. Патриотизм не заложен в генах. Это не природное, а социальное качество и потому оно не наследуется, а формируется и воспитывается.

Важнейшая задача педагога - формировать такие понятия, как  Родина, Отечество, Отчизна, и как можно раньше побудить в растущем человеке любовь к родной земле, родной улице, школе, селу, людям; воспитывать любовь и уважение к труду, к своей малой родине, чувство гордости за достижения своих земляков. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Возможности воспитания патриотизма не реализуются сами по себе, здесь необходима целенаправленная систематическая деятельность педагога, разработка программ и методических разработок по патриотическому воспитанию. Воспитание обучающихся на примерах истории не только своей страны, и всей человеческой, осмысление опыта старших поколений является гарантом, что патриотизм и гражданственность останутся нормой жизни. Воспитание патриота и гражданина было и остаётся одной из главных воспитательных задач любого образовательного учреждения. Это, в свою очередь, требует поиска новых средств, которые могли бы помочь педагогам в формировании личностных и гражданских качеств у обучающихся.

Сегодня в образовательное пространство включается и музейная педагогика, которая становится частью системы в воспитании гражданственности и патриотизма. С появлением масс - медиа и Интернета роль музея в обществе существенно трансформировалась. В наши дни основные функции распространения культуры, принадлежащие ранее музею, перешли к печати, телевидению, радио. Полем деятельности для воспитания патриотизма должны стать любые учреждения и организации, имеющие дело с детьми. Это в полной мере относится и к деятельности школьных музеев, музеев в системе начального и среднего профессионального образования. Музей - это особый мир и особая атмосфера. Его можно сравнить с книгой памяти, в которой хранятся собранные документы, предметы. Фотографии прошлого.

В СПБ ГБПОУ «Автомеханический колледж» действует музей «Дорога жизни».

Музей был создан в 1971 году в сотрудничестве с Советом Автомобилистов «Дороги жизни» и Автомеханического профессионального лицея № 77. Создание Музея является результатом целенаправленной творческой поисково-исследовательской краеведческой, туристической, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. В музее находятся экспонаты со времен ВОВ.  Это и личные вещи, документы,  оружие и даже кусочек хлеба блокадного Ленинграда.

 В музее работает группа «Поиск», в разные периоды в ее состав входит 16-20 учащихся. Группа принимает активное участие в разных областях деятельности музея и колледжа, например участие в акции Золотой Книги Памяти Санкт-Петербурга. Также члены группы поиск ведут экскурсии по экспозиции, в среднем экскурсий в год проводится 48-50. Группа экскурсоводов составляет 6-7 учащихся. Группа сбирает информацию для музея, ведет интервью, встречи с ветеранами, принимает участие в оформлении экспозиции, участвует  в конкурсах, фестивалях, акциях музейного направления.  

Центральное место в экспозиции занимает автомобиль – ГАЗ-АА. Он был найден на одном из ленинградских предприятий, приготовленный  к сдаче в металлолом. Сохранилась лишь часть кабины, рама и колеса. Автомобиль передали в гараж лицея и он был воссоздан трудом ветеранов-автомобилистов «Дороги жизни», мастеров п/о и обучающихся.

С момента своего основания и по настоящее время  музей сотрудничает с Объединенным Советом ветеранов и их потомков «Дорога жизни». Музей практикует разные формы работы с обучающимися: уроки мужества с ветеранами, в том числе с постановкой литературно-музыкальных композиций,  уроки – экспозиции, экскурсии для учащихся школ города и области. Ежегодно музей участвует в городских и всероссийских конкурсах экскурсоводов музеев, неоднократно занимая при этом призовые места. На базе музея при помощи обучающихся и родителей, занимавшихся сбором информации, создан «Бессмертный полк». В течение учебного года студенты традиционно принимают участие в районных и городских торжественно-траурных мероприятиях на Пискаревском мемориальном кладбище, Ново-Волковском и Большеохтинском кладбище, парке Интернационалистов Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Таким образом, опираясь на личный опыт, мы пришли к следующим выводам:

взаимодействие музейной педагогики и системы среднего образования является многоуровневым, сложным и многофункциональным. Оно обусловлено общими целями и задачами. Поскольку музейная педагогика является особой областью знаний и исследований, взаимодействует с образовательными учреждениями, выполняет многие функции системы образования, то мы считаем её одним из направлений образования.

Подводя итог, можно утверждать, что музейное дело помогает обучающимся узнать историю Великой Отечественной войны,  воспитывает бережное отношение к культурному наследию. Через воспитательный потенциал музея происходит формирование патриотической позиции обучающихся.

Список литературы:

1. Боголюбов Л.Н. Идеи концепции гражданского образования [Текст] // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25-26 ноября 2003. — М.: РАО, 2007 — С. 155-159.

2. Кубрякова И.А. Музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников. http://www.scienceforum.ru/2013/10/61315

3. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ с изменениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание студентов

Этот материал может пригодиться для подготовки классных часов по историко-патриотической тематике на основе краеведческого материала...

Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"

В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...

Патриотическое воспитание студентов колледжа средствами учебной и внеучебной деятельности ( из опыта работы)

В статье прослеживается опыт работы куратора по формированию патриотических чувств студентов  через гуманитарные дисциплины, кураторские часы и внеаудиторные мероприятия...

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АНКЕТНОГО ОПРОСА ПО ПРОБЛЕМЕ «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» студентов Брюховецкого аграрного колледжа Краснодарского края

Исследование нравственно-патриотического воспитания в настоящее время приоб­ретает огромное значение. Эта проблема исходит из самой общественно-политической системы. Неверие людей в благополучие...

Цифровое пространство интернета как средство формирования патриотического воспитания обучающихся на уроках литературы

В статье рассказывается о том, как используется интернет-пространство с целью усвоения нового материала на уроках гуманитарного цикла. Приведены примеры использования электронных ресурсов, которые не ...