Адаптированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Мой мир музыки» для детей с ограниченными возможностями здоровья (Расстройствами Аутического Спектра) по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиан
рабочая программа

Адаптированная дополнительная общеразвивающая

образовательная программа в области музыкального искусства

«Мой мир музыки»

для детей с ограниченными возможностями здоровья

(Расстройствами Аутического Спектра)

по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиано»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного

        образования         

«Сыктывкарская детская музыкально-хоровая школа»

Рекомендована:

Методическим объединением

МАУДО «СДМХШ»

Протокол №

От «_03__» __сентября___ 2019 года

        

Принята:

Методическим советом

Протокол №

От  «__03__ » __сентября__2019 года

Утверждаю:

                     Директор МАУДО «СДМХШ»

___________О.В.Вяхирева

Адаптированная дополнительная общеразвивающая

образовательная программа в области музыкального искусства

«Мой мир музыки»

для детей с ограниченными возможностями здоровья 

(Расстройствами Аутического Спектра)

по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиано»

Направленность: художественно – эстетическая

Возраст детей: 9 - 14 лет

Срок реализации: 4 года

Составители:

преподаватели специального фортепиано

Бурцева Т.А., Старостина О.В.

Сыктывкар

2019 г.

Структурные компоненты программы «Мой мир музыки»

  1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Актуальность
  • Отличительные особенности программы
  • Адресат программы
  • Объем и срок освоения программы
  • Методы обучения
  • Цель программы
  • Задачи:
  1. Обучающие
  2. Воспитательные
  3. Развивающие

  • Условия реализации программы
  1. Условия приема на обучение
  2. Особенности организации образовательного процесса
  3. Формы организации занятий
  4. Формы подведения итогов реализации программы
  5. Материально-техническое обеспечение
  6. Кадровое обеспечение

 

  • Планируемые результаты
  1. Личностные
  2. Метапредметные
  3. Предметные

  1. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  2.  УЧЕБНЫЙ ПЛАН
  3.  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
  • Учебно-тематический план 1 года обучения
  • Содержание программы
  • Планируемые результаты
  • Форма подведения контроля
  • Критерии подведения итогов 1 года обучения
  • Примерный репертуарный список

  • Учебно-тематический план 2 года обучения
  • Содержание программы
  • Планируемые результаты
  • Форма подведения контроля
  • Критерии подведения итогов 2 года обучения
  • Примерный репертуарный список

  • Учебно-тематический план 3 года обучения
  • Содержание программы
  • Планируемые результаты
  • Форма подведения контроля
  • Критерии подведения итогов 3 года обучения
  • Примерный репертуарный список

  • Учебно-тематический план 4 года обучения
  • Содержание программы
  • Планируемые результаты
  • Форма подведения контроля
  • Критерии подведения итогов 4 года обучения
  • Примерный репертуарный список

  1.  МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Адаптированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа составлена с учётом требований нормативных документов:

  •  Конвенции о правах ребенка;
  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
  • «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ;
  •  «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями» СанПиН 2.4.2. 3286-15 (утвержденные Постановлением Главного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26);
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 (с последующими изменениями и дополнениями);
  • Концепции развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г.№1726-р;
  • Локальных актов МАУДО «СДМХШ», реализующей адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Условия получения образования и адаптации программ дополнительного образования учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).

РАС — спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг нарушений поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

 Представленное определение дает понимание о наиболее выраженных дефицитах, которые оказывают негативное влияние на учебный процесс. Нарушение коммуникативной сферы, поведенческие проблемы затрудняют построение учебной коммуникации, что безусловно сказывается на восприятии и усвоении содержательного компонента обучения. Однако, при условии подбора методов, адаптации содержания, создания адекватной среды, в том числе, коммуникативной, потенциал детей с РАС позволит им осваивать учебный материал. Дополнительное образование не предполагает проведения аттестационных мероприятий, что значительно расширяет рамки адаптационного компонента программы детей с РАС на содержательном, темповом, методическом уровнях. Например, существует возможность использовать информационные технологии, нестандартные способы и методы подачи содержания. Отсутствие жестких временных рамок позволяет изучать материал в темпе и объеме, который доступен ребенку.

Каждый ребенок с РАС уникален в своих проявлениях, что требует формирования индивидуальной адаптированной содержательной траектории и особого подхода в рамках реализации программы. Форма организации дополнительного образования дает возможность сохранить для ученика привычный средовой уровень, позволяет находиться в комфортных условиях, не создающих дополнительных раздражающих факторов. Коммуникация происходит дозировано, без форсирования и с сохранением дистанции.

Актуальность создания Адаптированной дополнительной общеразвивающей образовательной программы для детей с РАС продиктована поиском новых возможностей развития, реабилитации и социализации детей с РАС, возможностью выбора ребенком своего индивидуального образовательного пути, увеличения пространства, в котором может развиваться личность ребёнка, обеспечивая ему «ситуацию успеха».

Все существующие работы, посвященные изучению детей с РАС, отмечают одну особенность, присущую всем детям с РАС, а именно их восприимчивость к музыке. В музыкальной сфере, как и в других областях, расстройство аутического спектра тормозит процесс интеграции различных факторов в единое целое. Занятия музыкой с такими детьми не должны превратить их в хороших музыкантов, гораздо важнее с помощью музыки способствовать развитию различных факторов, опираясь на которые, они могли бы двигаться по пути взросления и жить социальной жизнью.

Джон Фоли, музыкальный терапевт в Северном Джерси говорит: «Музыка имеет определенную форму для восприятия, хотя мы это не всегда осознаем и специально осмысливаем. Для детей с аутизмом эта форма восприятия иногда бывает единственным приемлемым вариантом для контактов с окружающим миром, и подобные занятия необходимо использовать сразу же после установления диагноза аутизма».

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Адаптированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Мой мир музыки» (далее АДООП «Мой мир музыки») для учащихся фортепианного отделения, основанная на обобщении 3-х летнего опыта работы с ребенком, имеющим расстройства аутического спектра, составлена с целью организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в музыкальной школе, в частности, Расстройствами Аутического Спектра.

Актуальность создания АДООП «Мой мир музыки» для детей с РАС продиктована поиском новых возможностей развития, реабилитации и социализации детей с РАС, возможностью выбора ребенком с РАС своего индивидуального образовательного пути, увеличения пространства, в котором может развиваться личность ребёнка, обеспечивая ему «ситуацию успеха».

Огромное значение в этом смысле приобретает обучение в учреждениях дополнительного образования. Например, занятия музыкой – это развитие мелкой моторики, памяти, внимания, абстрактного мышления и логики, а также мотивация к общению и взаимодействию с преподавателем и детьми, которые совместно с ребёнком с РАС занимаются в классе.

Обучение детей, имеющих ОВЗ (в частности РАС), в музыкальной школе способствует развитию интереса к процессу познания, социально-значимых качеств личности и служит мощным коррекционно-развивающим реабилитационным средством.

АДООП «Мой мир музыки» предлагает модель обучения, в которой учитываются индивидуальные образовательные потребности учащегося, включая  его в образовательную среду постепенно и дозировано, направленную на формирование как отдельных качеств, так и в целом способности учащегося к приобретению новых навыков, умений и знаний; на наиболее успешное и устойчивое формирование эмоциональной сферы, коммуникативной составляющей поведения детей с ОВЗ.

Основным критерием эффективности образования, как социального процесса, в данном случае является степень подготовки ребенка к жизни в условиях современного общества.

АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ

АДООП «Мой мир музыки» составлена для детей 9-14 лет с ОВЗ, в частности Расстройством Аутического Спектра в легкой степени выраженности с достаточным уровнем умственного, речевого и социально-коммуникативного развития, не препятствующего усвоению образовательной программы и выполнению общепринятых норм поведения в коллективе.

ОБЪЕМ И СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Срок освоения АДООП «Мой мир музыки» составляет 4 года.

Продолжительность учебных занятий – 35 недель.

Форма обучения – очная, индивидуальное обучение.

Продолжительность учебного занятия (аудиторного часа) – 40 минут.

Количество аудиторных часов в неделю – 1 час.

В учебном году предусматриваются каникулы в объёме не менее 4 недель.

Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Продолжительность летних каникул 13 недель.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Целью программы является - Развитие музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности для детей с РАС для успешной социализации в обществе.

ЗАДАЧИ

Обучающие:

  • научить основам игры на фортепиано;
  • сформировать представление о музыкальных терминах и обозначениях.

Воспитательные:

  • воспитать устойчивый интерес к музыке (музицированию);
  • воспитать общую и сценическую культуру поведения;
  • воспитать трудолюбие и целеустремленность;
  • содействовать воспитанию коммуникативных способностей.

 Развивающие:

  • развить координацию движений;
  • содействовать развитию образно-эмоциональной сферы;
  • развить познавательный интерес, мышление, воображение, восприятие.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

  1. Словесно - иллюстративный – беседа, ознакомление с инструментом, с клавиатурой, организация игрового аппарата, изучение нотной грамоты, музыкальных терминов.

  1. Наглядный – показ (исполнение) преподавателем произведения целиком или его части, наблюдение, работа по образцу.

  1. Практический метод – работа над произведением по этапам (анализ музыкального произведения: разбор, выявление особенностей музыкального изложения, динамика, форма, темповые особенности), исполнение музыкального произведения.

  1. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов).

Тип занятий – комбинированный (теоретический + практический).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Условия приема на обучение

Прием на обучение по АДООП «Мой мир музыки» производится в соответствии с Положением о правилах и порядке приема учащихся по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам в области искусств МАУДО СДМХШ.

Особенности организации образовательного процесса

Ввиду пассивности и отсутствия внимания, школьная деятельность у детей с РАС, вызывает большие затруднения. Ребенок быстро утрачивает интерес к предмету и у него наступает пресыщение. Отсутствует потребность в продуктивном общении со взрослыми. Часто требуется развитие стереотипа обучения и коррекционная работа, которая должна проводиться комплексно, специалистами разного профиля: детским психиатром, невропатологом, логопедом, психологом, преподавателем. В связи с этим необходимо отметить особую роль музыкальной терапии, в частности, занятий на музыкальном инструменте.

При работе с детьми, страдающими РАС, следует учитывать малейшие детали, начиная с обстановки в учебном помещении и заканчивая подбором учебного репертуара.

  • Организация пространства класса формируется с учетом потребностей ребенка (его свободного перемещения по классу), это необходимо для того, чтобы он чувствовал себя в безопасности.
  • Постепенное, дозированное введение учащегося в рамки     группового взаимодействия. Первоначальная коммуникация выстраивается на уровне «преподаватель — ученик». На первоначальном этапе или при возникновении аффективных   реакций, нежелательных   форм   поведения, необходимо постепенно выстраивать коммуникацию, приучая ребенка к правилам взаимодействия «преподаватель-ученик», используя при этом тихий, спокойный, но твердый голос. На первых встречах с детьми-аутистами следует избегать прямого взгляда глаза в глаза, так как это может вызвать страх со стороны ребенка, заставить его «уйти в себя». Позже, в зависимости от степени привыкания друг к другу, эту особенность можно использовать, чтобы вернуть ребенка в реальную обстановку.
  • Возможность чередования   сложных и легких заданий.
  • Объемное задание важно разбить на более мелкие части, так ребенок усвоит материал лучше, можно       задать    последовательную     индивидуальную подачу материала, не нарушая стереотипа поведения в рамках занятия и не создавая трудностей в работе с учебными       материалами   (при  одновременной работе   с нотным текстом и клавиатурой фортепиано у детей рассеивается внимание, теряется концентрация, это обусловлено тем, что ребенку приходится распределять      внимание между объектами, а данная задача является довольно сложной).
  • Формирование учебного и временного стереотипа: у ученика должно быть четко обозначенное время занятия, план занятия, наличие которого позволяет ребенку отслеживать выполненные задания.
  • Дозированное введение новизны, выбора форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей (игре на музыкальном инструменте, вокалу) каждого ребенка.
  • Поддержка самостоятельной активности ребенка, для формирования социально активной личности.
  • Формирование доверительных отношений с родителями ребенка, для совместных действий в обучении и воспитании ребенка.

Формы организации занятий

Основной формой организации занятий являются - Индивидуальные уроки.

Индивидуальные уроки - занятия, проводимые индивидуально, направленные на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями.

         Занятия строятся на оценке возможностей ребенка и определения зоны его ближайшего развития. На первом этапе обучения игре на фортепиано ребенку предоставляется свобода самовыражения, главное, чтобы он почувствовал, что это «его территория», чтобы появилось чувство безопасности. Затем, постепенно можно переходить к упорядочиванию движений и подготовительным упражнениям. Очень важно на этом этапе управлять движениями ребёнка, помогая таким образом правильно скоординировать работу его рук. Крайне важно учитывать особое восприятие детьми с РАС всего нового и непривычного, вызывающего у них дискомфорт, а порой и страх, поэтому новый материал вводиться постепенно и очень небольшими дозами. На уроках с детьми, страдающими РАС, огромную пользу приносят занятия импровизацией, которая отражает работу подсознательных процессов. Ценность этого вида деятельности заключается в тесной связи с внутренним миром ребенка с РАС.

Очень важен строго индивидуальный подбор репертуара, напрямую зависящий от степени расстройства, связанного с РАС.

        В работе с детьми РАС необходимо учитывать и быструю утомляемость, и недостаток концентрации внимания, учитывая многократность повторения какого-то момента для закрепления навыка. С учетом этих особенностей, урок должен быть построен в виде чередования видов деятельности, необходимо включать легкие гимнастические упражнения на освобождение корпуса и рук, а также простейшие упражнения на внимание.

Принципы построения занятий:

  • принцип психической комфортности: начинать и заканчивать занятия спокойной негромкой музыкой;
  •  на протяжении занятия отслеживать эмоциональное состояние ребенка и соответственно корректировать интенсивность занятия;
  • постепенное усложнение материала, занятия строить от простого к сложному;
  • принцип активного восприятия музыки, включая разнообразные музыкально-ритмические движения через игры, пляски и упражнения

Учитывая особенности заболевания детей с РАС для более эффективных занятий важно четко соблюдать план построения урока, поскольку любое нарушение последовательности действий может привести к дискомфорту в состоянии ребёнка, а порой даже к нервному срыву.

 В связи с этим должен быть выстроен чёткий план действий:

  • подготовительные упражнения на фортепиано;
  • гимнастика для рук и корпуса;
  • нотная грамота;
  • работа над музыкальными произведениями;
  • работа над развитием творческих навыков;
  • развитие навыков слушания музыки.

Формы подведения итогов реализации программы

Индивидуальная траектория достижений каждого учащегося помогает развитию инклюзивного образования в системе дополнительного образования, так как динамика предметных и метапредметных достижений позволяет отслеживать формирование социальных и жизненных компетенций относительно самого себя, а не сравнивать результаты относительно возрастной нормы здоровых сверстников.

Оценка достижений учащихся по АДООП «Мой мир музыки» проводится ежегодно, индивидуально. Итоговые занятия могут быть дифференцированные и недифференцированные (в зависимости от применяемой системы оценок) с обязательным методическим обсуждением, носящим аналитический характер.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • педагогическое наблюдение за деятельностью учащегося;
  • итоговое занятие в классном порядке;
  • итоговое занятие в форме концерта;
  • реализация творческого проекта.

Аттестация проводится 1 раз в год. Результаты обучения и освоения АДООП «Мой мир музыки» фиксируются в индивидуальном плане учащегося, который является одним из документов отчетности.

Материально-техническое обеспечение

Детям с аутистическими расстройствами не требуются специальные условия для обеспечения доступа в здание образовательного учреждения.

Применение специальных технических средств коллективного использования, как это происходит в работе с детьми, с нарушениями слуха, например, для категории детей с РАС не требуется, однако при этом это вовсе не означает, что для ребенка не требуется специальное оборудование, как в классе, так и во внеучебном пространстве.

Так внеучебное пространство должно содержать специальные помещения:

  • комната для отдыха;
  • выделенное место для родителей, ожидающих ребенка;
  • кабинеты для индивидуальной работы специалиста.

Учебное пространство должно быть четко зонировано, по видам деятельности, в частность в классе должна быть учебная зона и зона отдыха, оборудованные:

  • музыкальными инструментами (фортепиано);
  • стендами с опорными материалами (правила поведения в школе, другие правила, расписания, схемы, наглядные пособия и т.п.);
  • шумовые детские ударные инструменты;
  • техническим оснащением для прослушивания аудио, видеоматериалов;
  • методическими, нотными изданиями.

Кадровое обеспечение

Реализацию программы осуществляют штатные педагогические работники МАУДО «СДМХШ», прошедшие соответствующую переподготовку.

К преподавателям, реализующим АДООП «Мой мир музыки», ввиду специфики поставленных задач и целевой аудитории, предъявляется ряд специальных требований:

  • уметь изучать и понимать сущность личности и деятельности учащегося;
  • способствовать раскрытию творческих, личностных и профессиональных потенциалов учащихся;
  • уметь организовать процесс обучения и обратной связи с учащимися и их родителями на этой основе своевременно и адекватно корректировать свою работу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты освоения АДООП «Мой мир музыки» отражают совокупность индивидуальных, общественных и государственных потребностей.

Так в качестве предметных результатов можно выделить:

  • освоение базовых знаний по предмету;
  • формирование умений применения полученных знаний;
  • изменение уровня знаний, умений и навыков исходя из приобретенного самостоятельного опыта разрешения проблем;
  • приобретение опыта творческой деятельности в среде здоровых сверстников;
  • усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта.

Предметные результаты

В результате обучение по программе ребенок

В результате обучения по программе у ребенка

Будет знать

нотную грамоту

Будут сформирована потребность

к музицированию

Будет обучен

исполнению музыкальных произведений (пройденных по программе)

Будут развиты

мышление

воображение

восприятие

координация движений

Расширит представления

о мировых шедеврах наследия классической музыки

творческие способности

Будет развивать

коммуникативные способности

трудолюбие, целеустремленность

Получит навыки

сценического поведения

При освоении АДООП «Мой мир музыки» учащимися, с ограниченными возможностями здоровья, следует помнить, что приоритетным является не овладение знаний, а приобретение умений применять знания, овладение определенными способами социальных и учебных действий.

Это также подтверждает и тот факт, что предметные результаты невозможны без метапредметных, в качестве которых могут быть способы деятельности, применяемые как в рамках образовательной деятельности, так и при разрешении проблем в реальных, социальных и жизненных ситуациях. Развитие творческого потенциала связано с познанием своих возможностей через освоение новых умений в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Метапредметные результаты:

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
  • Владение устной и письменной речью, в том числе нотной грамотой.

Личностный результат учащегося во многом формируется под воздействием личности преподавателя, родителей, ближайшего окружения.

Личностные результаты освоения программы:

  •  адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;
  •  удовлетворенность   ребенком   своей, деятельностью   в   объединении дополнительного образования, самореализация;
  • повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности;
  • формирование    мотивов    к    конструктивному    взаимодействию    и сотрудничеству со сверстниками и преподавателями;
  • навыки в изложении своих мыслей, взглядов;  
  • мировоззрение (следование социально значимым ценностям);
  • социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать);
  • умение «презентовать» себя и свои проекты.

  1. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

на 2019 - 2020 учебный год

УТВЕРЖДАЮ:

ДИРЕКТОР

          Срок обучения – 4 года

О. В. Вяхирева _________(подпись)

                                       

«____» _______________ 2019 года

МП

          Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа

в области музыкального искусства «Общемузыкальное развитие детей»

1. График образовательного процесса

2. Сводные данные по бюджету времени в неделях

Классы

Сентябрь

30.09– 06.10

Октябрь

28.10 – 03.11

Ноябрь

Декабрь

30.12 – 05.01

Январь

27.01 – 02.02

Февраль

24.02 – 01.03

Март

Апрель

27.04 – 03.05

Май

Июнь

29.06 – 05.07

Июль

27.07 – 02.08

Август

Аудиторные занятия

Промежуточная

аттестация

Резерв учебного времени

Итоговая

аттестация

Каникулы

Всего

02.09 – 08.09

09.09 – 15.09

16.09 – 22.09

23.09 – 29.09

07.10 – 13.10

14.10 – 20.10

21.10 – 27.10

04.11 – 10.11

11.11 – 17.11

18.11 – 24.11

25.11 – 01.12

02.12 – 08.12

09.12 – 15.12

16.12 – 22.12

23.12 – 29.12

06.01 – 12.01

13.01 – 19.01

20.01 – 26.01

03.02 – 09.02

10.02 – 16.02

17.02 – 23.02

02.03 – 08.03

09.03 – 15.03

16.03 – 22.03

23.03 – 29.03

30.03 – 05.04

06.04 – 12.04

13.04 – 19.04

20.04 – 26.04

04.05 – 10.05

11.05 – 17.05

18.05 – 24.05

25.05 – 31.05

01.06 – 07.06

08.06 – 14.06

15.06 – 21.06

22.06 – 28.06

06.07 -12.07

13.07 – 19.07

20.07 – 26.07

03.08 – 09.08

10.08 – 16.08

17.08 – 23.08

24.08 – 30.08

1

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

35

-

-

-

17

52

2

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

35

-

-

-

17

52

3

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

35

-

-

-

17

52

4

=

=

=

=

И

35

-

-

2

4

41

ИТОГО

140

-

-

2

55

197

Обозначения:

Аудиторные занятия

Каникулы

Итоговая аттестация

IV. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

АДООП «Мой мир музыки» включает в себя учебный план – 4-летнего обучения.

Срок обучения 4 года (возраст приёма — 9-10 лет)

п/п№

Наименование учебного предмета

Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю

Промежуточная и

итоговая аттестация

(годы обучения, классы)

1.1

Музыкальный инструмент. Фортепиано

Iкл

IIкл

IIIкл

IVкл

б/о

1час

1час

1час

1час

1.2

Игра в ансамбле

-

-

0,5

0,5

б/о

Всего:

1час

1час

1,5часа

1,5часа

-

Год обучения

Разделы и темы программы

Количество часов

теория

практика

всего

1год

  1. Вводное занятие
  2. Организация игрового аппарата
  3. Работа над игровыми приемами
  4. Изучение нотной грамоты.
  5. Подбор по слуху
  6. Игра в ансамбле
  7. Формирование технических навыков.
  8. Работа над репертуаром.
  9. Итоговое занятие

13

22

35

2 год

  1. Вводное занятиеОрганизация игрового аппарата
  2. Работа над игровыми приемами
  3. Изучение нотной грамоты
  4. Игра в ансамбле
  5. Формирование технических навыков (упражнения, этюды)
  6. Работа над репертуаром
  7. Итоговое занятие

10

25

35

3 год

  1. Вводное занятие
  2. Работа над игровыми приемами
  3. Изучение нотной грамоты
  4. Формирование технических навыков (упражнения, этюды)
  5. Работа над репертуаром
  6. Итоговое занятие

10

25

35

4 год

  1. Вводное занятие
  2. Развитие музыкальной грамотности
  3. Работа над игровыми приемами
  4. Формирование технических навыков (упражнения, гаммы,этюды)
  5. Работа над репертуаром
  6. Итоговое занятие

8

27

35

ИТОГО:

41

102

143

V.  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Содержание программы

Учебно-тематический план

1 год обучения

1 год обучения

п/п№

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Организация игрового аппарата

1

4

5

3

Работа над игровыми приемами, упражнениями

1

3

4

4

Изучение нотной грамоты.

4

2

6

5

Подбор по слуху

-

1

1

6

Ансамблевое музицирование

1

1

2

7

Формирование технических навыков

2

3

6

8

Работа над репертуаром

3

7

10

9

Итоговое занятие

-

1

1

Итого

13

22

35

 Содержание

1. Вводное занятие. 

Знакомство с ребенком, выявление его музыкальных интересов, определение способностей.

Знакомство с правилами поведения в учреждении, правилами по технике безопасности и пожарной безопасности.

Теория - 1 час.

2. Организация игрового аппарата.

Правила посадки за инструментом.

Гимнастика для постановки рук.

«Пальчиковая гимнастика» – упражнения «Вьюги», «Колечки», «Бинокль»,  «Раз, два острова», «Кузнечик», «Лягушка», «Домик», «Висячий мостик».

Подготовительные упражнения: «Качели», «Маятник», «Подъемный кран»,

«Шалтай-болтай».

Упражнения на координацию движений игрового аппарата: упражнения на крышке фортепиано.

Теория – 1 час. Практика – 4 часа.

3. Работа над игровыми приемами, упражнениями.

Принципы звукоизвлечения при игре разными штрихами.

Работа над штрихами: нон легато, легато, стаккато. Упражнения на

освобождение руки, перенос руки через октаву – «Радуга-дуга», «Перелеты», «Парашютист», «Листья падают», «Мячик».

Теория – 1 час. Практика – 3 часа.

4. Изучение нотной грамоты.

Знакомство с клавиатурой. Октавы - их названия и расположение на

клавиатуре.

Запись нот на нотном стане.

Изучение длительностей нот.

Знакомство с метро-ритмом. Знакомство с размером две четверти, три

четверти, четыре четверти.

Знакомство с динамическими оттенками.

Разновидности штрихов: «Елочка пушистая» (нон легато), «Елочка ласковая» (легато), «Елочка колючая» (стаккато).

3 пьески на разные виды штрихов (из сборника А.Артоболевской) «Вальс собачек» (нон легато), «Прыг-скок» (стаккато), «На горах» (легато).

Теория – 4 час. Практика – 2 часа.

5. Подбор по слуху.

Одной из важнейших задач является формирование и развитие

слухового опыта ребенка, в который входят восприятие и воспроизведение

мелодической линии и ритма исполняемых педагогом пьес, определение

динамики, темпа, характера музыкального произведения. Для накопления

этого опыта учащемуся даются несложные упражнения – показать рукой

направление движения мелодии, прохлопать ее ритм.

Важно с первого занятия приучать ребенка переносить (мелодии) в другие октавы.

Подбор по слуху мелодий и простых детских песенок - например:

«Как под горкой», «Василек», «Два кота» и др. - для развития у ребенка ощущения звуковысотности и направления движения мелодии.

Практика – 1 час.

6. Ансамблевое музицирование.

Получение навыков игры в ансамбле. Игра простых ансамблей с педагогом. Развитие чувства ритма, умения слушать себя и партнера. Ощущение гармонической поддержки в аккомпанементе.

Теория – 1 час. Практика – 1 час.

7. Формирование технических навыков.

Упражнения на развитие техники рук. («Перелеты», «Звоночки», «Домики», «Паучки»).

Правила аппликатуры. Игра разными пальцами и разными длительностями. Упражнения на разные ритмические рисунки.

Работа над техникой на примере этюдов (по возможности).

Теория – 2 часа. Практика – 3 часа.

8. Работа над репертуаром.

Изучение детских песенок, разнохарактерных пьес, произведений

разных жанров. Работа над произведениями «программного характера»,

(«Мой конь», «Кукушка», «Белые гуси», «Воробей», «Петушок», «Курочка», «Котик», «Марширующие поросята») – способствует развитию образно-

эмоциональной сферы ребенка.

Теория – 3 час. Практика – 7 часов.

9. Итоговое занятие.

Итоговое занятие проходит в форме классного концерта или занятия в присутствии другого преподавателя.

Практика – 1 час.

Планируемые результаты

1 год обучения

К концу учебного года выполнены следующие задачи:

  • организация игрового аппарата;
  • знакомство с основными приемами игры;
  • умение слушать и эмоционально воспринимать программную музыку;
  • подбор по слуху мелодий и песенок;
  • разучивание пьес.        

Программа для первого года обучения.

10-15 коротких сочинений фортепианного репертуара:

этюды, пьесы различного характера, популярные песенки, ансамбли.

Форма контроля

1 полугодие: классный концерт – 1-2 пьесы различного характера.

Возможно включение ансамбля.

2 полугодие: классный концерт или итоговое занятие – исполнение 1-2 пьес различного характера.

 Критерии подведения итогов 1 года обучения (без оценки):

  1. Правильная посадка, свобода исполнительного «аппарата».
  2. Владение навыками, обозначенными в программе для данного года обучения.
  3. Яркость исполнения.
  4. Количество пройденного материала.
  5. Отношение учащегося к занятиям.

Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону

усложнения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.

Примерный репертуарный список

Пьесы (выражающие конкретный образ):

А. Березняк «Светит солнышко», «Я гуляю», «Листопад», «Петух».

Е. Тиличеева «Восьмое марта», «Лошадка», «Дождь», «Поздравляем».

A.Филлипенко «Снежинки», «По малину в сад пойдем», «Цыплята».

М. Красев «Белые гуси», «Медвежата», «Кукушка», «Ку-ку», «Белочка».

С. Ляховицкая «Про кота», «Петушок», «Зайчик», «Эхо», «Колыбельная».

М. Старокадомский «На зарядку», «Зайчик», «Веселые путешественники».

М. Андреева «Загадка».

М. Раухвергер «Корова», «Вороны».

Ю. Слонов «Кукушка».

Л. Книппер «Раз морозною зимой».

A.Александров «Зима».

B.А. Моцарт «Колыбельная».

A.Островский «Спят усталые игрушки».

B.Витлин «Кошечка».

Б. Берлин «Марширующие поросята».

Народные песни:

Р. Н. П.   «Дин - дон», «Гули», «Соловей», «Сорока», «Идет коза», «Теремок», «Коровушка», «Я на камушке сижу», «Со вьюном я хожу».

Словенская народная песня «Маленькая Юлька», «Вот и солнце поднялось».

Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек», «Бульба».

Украинская народная песня «Осенью»

Чешская народная песня «Яничек».

Армянская народная песня «Ночь».      

Венгерская народная песня «Лошадка».

В. Беркович «Татарская песня».

Польский народный танец «Маленький краковяк» обр. А. Руббаха.

Старинная музыка:

Р. Тюрк «Веселый Ганс».

Ж. Векерлен «Пьеса», «Городские часы».

Авторские пьесы в танцевальных ритмах:

Э. Сигмейстер «Скользя по льду», «Прыг-скок», «Серая лошадка».

К. Лоншан - Друшкевичова «О двух козлах», «На коньках».

Д. Кабалевский «Вроде марша».

Этюды (в танцевальных ритмах):

Ф. Понтен «Этюд».

Учебно-тематический план

2 год обучения

2 год обучения

п/п№

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Организация игрового аппарата

1

3

5

3

Работа над игровыми приемами

1

4

5

4

Развитие музыкальной грамотности

4

3

7

5

Развитие технических навыков

2

6

2

6

Работа над репертуаром

2

8

9

7

Итоговое занятие

-

1

1

Итого

10

25

35

Содержание

1. Вводное занятие.

Составление индивидуального плана работы с учеником.

Подбор репертуара.

Знакомство с правилами поведения в учреждении, правилами по

технике безопасности и пожарной безопасности.

Теория – 1 час.

2. Организация игрового аппарата.

Закрепление полученных навыков организации игрового аппарата: постановка рук, координация движений.

Теория – 1 час. Практика – 3 часа.

3. Работа над игровыми приемами.

Работа над штрихами, звукоизвлечением, артикуляцией пальцев.

Теория – 1 час. Практика – 4 часов.

4. Развитие музыкальной грамотности.

Подбор по слуху одноголосных мелодий, простых детских песенок.

Ансамблевое музицирование. Игра в ансамбле с преподавателем простых пьес.

Теория – 4 час. Практика – 3 часа.

5. Развитие технических навыков.

Игра гамм в прямом движении каждой рукой отдельно или двумя.

Аккорды. Короткие арпеджио каждой рукой отдельно.

Работа над развитием мелкой техники. Игра этюдов.

Теория – 2 час. Практика – 6 часов.

6. Работа над репертуаром.

Работа над пьесами разных жанров, программными произведениями.

Знакомство с подголосочной полифонией. Работа над средствами

музыкальной выразительности (динамика, звуковедение, фразировка).

Теория – 2 часа. Практика – 8 часов.

7. Итоговое занятие.

Итоговое занятие проходит в форме классного концерта.

Практика – 1 час.

Планируемые результаты

2 год обучения

К концу учебного года выполнены следующие задачи:

  • владение штрихами нон легато, легато, стаккато;
  • подбор по слуху мелодий;
  • игра в ансамбле;
  • разучивание пьес, этюдов;
  • знакомство с подголосочной полифонией;
  • игра гамм в прямом движении на две октавы С-а; (G-е).

Программа для второго года обучения.

9-10 сочинений фортепианного репертуара. Этюды, пьесы с элементами полифонии, пьесы различного характера, популярные детские песенки, ансамбли.

Форма контроля

1 полугодие: классный концерт – две пьесы различного характера.

Возможно включение ансамбля.

2 полугодие: классный концерт или итоговое занятие (без оценки) - две пьесы различного характера.

 

Критерии подведения итогов учебного года:

  1. Правильная посадка, свобода исполнительного «аппарата».
  2. Владение навыками обозначенного в программе для данного года обучения.
  3. Яркость исполнения и удовольствие от исполнения.
  4. Количество пройденного материала.
  5. Отношение обучающегося к занятиям.

Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону

усложнения, в зависимости от индивидуальных возможностей обучаемого.

Примерный репертуарный список:

Пьесы (выражающие конкретный образ):

В. Довженко «Кукушка».

Галынин «Зайчик».

Д. Львов - Компанеец «Тик-Так».

И. Гоффе «Канарейка».

Н. Любарский «Курочка».

Э. Сигмейстер «Мотив гор».

Народные песни:

Украинская народная песня «По дороге жук, жук» обр. Любарского.

Немецкая народная песня «Прилетай птичка».

Русская народная песня «Я пойду ли молоденько».

Английская народная песня «Поли чаем угощает», «Джек и Джил».

Испанский народный «Напев».

Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек».

Чешская народная песня «Мимо реченьки».

Словацкая народная песня «Цыганенок».

Финская народная песня «Туку-туку».

Старинная музыка:

Н. Любарский «Старинная французская песня».

И. Гайдн «Анданте».

B.А. Моцарт «Менуэт».

Л. Моцарт «Полонез».

Авторские пьесы (в танцевальных ритмах):

А. Гедике «Песня», «Танец» оп. 36 №21.

B.        Кессельман «Маленький вальс».

Э. Сигмейстер «А ну-ка встряхнись».

Л. Бетховен «Немецкий танец».

Этюды (в танцевальных ритмах):

К. Черни «Пьесы для отдыха», Этюд.

Л. Шитте Этюд оп. 160 №14, №1, №2, №15, №24.

И. Беркович Этюд.

Н. Любарский Этюд.

Сборники для музицирования:

1. «Твой друг - рояль», авторы-составители И. Лаврова, Е. Лантратова, Ж. Касаткина  С.-Петербург, 1999 г.      

2. Ф. Брянский «Ключ к музицированию».

Учебно-тематический план

3 год обучения

3 год обучения

п/п№

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Работа над игровыми приемами

2

5

8

3

Развитие музыкальной грамотности

3

3

7

4

Развитие технических навыков

1

6

7

5

Ансамблевое музицирование

1

2

6

Работа над репертуаром

2

8

12

7

Итоговое занятие

-

1

1

Итого

10

25

35

Содержание

1. Вводное занятие.

Составление индивидуального плана работы с учеником.

 Подбор репертуара.

Знакомство с правилами поведения в учреждении, правилами по технике безопасности и пожарной безопасности.

Теория – 1 час.

2. Работа над игровыми приемами. 

Изучение аппликатурных закономерностей. Работа над упражнениями, направленными на развитие активности и беглости пальцев. Работа над штрихами, звукоизвлечением.

Теория – 2 часа. Практика – 5 часов.

3. Развитие музыкальной грамотности.

Чтение с листа.

Обучение чтению нот с листа ведется с 3 года занятий. Чтение с листа ритмических партитур для одной руки (для 2-х рук).

Постепенно увеличивается объем песенок и мелодий. Чтение мелодий в пределах одной аппликатурной позиции. Мелодии с различным направлением движения звуков.

Гаммообразные и арпеджиообразные последовательности звуков в мелодии.

Знаки альтерации при ключе.

Басовый ключ. Знаки альтерации в басовом ключе, разнообразие штрихов и

длительностей.

Паузы.

Игра аккомпанемента.

Теория – 3 часа. Практика – 3 часа.

4. Развитие технических навыков.

Игра гамм в прямом движении двумя руками.

С-а, G-(е), (F- d). Аккорды. Короткие арпеджио (двумя руками). Длинные

арпеджио отдельно каждой рукой. Работа над развитием мелкой техники.

Игра этюдов на различные виды техники.

Теория – 1 час. Практика – 6 часов.

5.Ансамблевое музицирование.

С 3-го года обучения начинается работа по приобретению навыков

игры аккомпанемента. Знакомство с различными видами аккомпанемента.

Работа над слуховым контролем в

ансамбле. Игра в ансамбле с педагогом или другим учеником.

Подбор по слуху. Учащийся начинает самостоятельно играть мелодии и подбирать их на инструменте. Учащийся слышит окраску (мажор, минор), ступени звукоряда, тонику, устойчивые и неустойчивые звуки.

Теория – 1 час. Практика – 2 часа.

6. Работа над репертуаром.

Игра пьес - настроений, пьес программного характера, например:

Р.Шуман «Смелый наездник», П. Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка», С.Майкапар «Веселый пастушок». Знакомство с имитационной полифонией. Работа над средствами

музыкальной выразительности.

Теория – 2 часа. Практика – 8 часов.

7. Итоговое занятие.

Итоговое занятие проходит в форме классного концерта.

Практика – 1 час.

Планируемые результаты

3 год обучения

К концу учебного года выполнены следующие задачи:

  • подбор по слуху мелодий и чтение с листа;
  • игра в ансамбле;
  • игра аккомпанемента;
  • разучивание пьес, этюдов;
  • знакомство с подголосочной полифонией;
  • игра гамм в прямом движении двумя руками. С-а, G-(е), (F-d);
  • аккорды;
  • короткие и длинные арпеджио.

В репертуаре 8-10 пьес. Продолжение работы по развитию

технических навыков – игра этюдов, гамм, аккордов, арпеджио.

Форма контроля

1 полугодие: классный концерт – две пьесы различного характера.

Возможно включение ансамбля.

2 полугодие: классный концерт или итоговое занятие (без оценки) – две пьесы различного характера.

Критерии подведения итогов учебного года

1.Владение навыками, обозначенными в программе для данного года обучения.

2.Выразительность исполнения.

3.Отношение учащегося к занятиям.

Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону

усложнения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.

Примерный репертуарный список

Пьесы (выражающие конкретный образ):

А. Жилинский «Веселый пастушок», «Веселые ребята».

СвМайкапар «Мотылек», «Маленький командир» оп. 28 №9.

A.        Гречанинов «Верхом на лошадке» оп. 98 №5.

Ч. Остен «Кукушкин вальс».        

Э. Сигмейстер «Кукушка танцует вальс».

Е. Накада «Танец дикарей».

Г. Перселл «Печаль королевы».

Ж. Металлиди «Воробышкам холодно», «Лунная дорожка».

Ф. Рыбицкий «Кот и мышь».

Народные песни:

А. Жилинский «Латышская народная песня».

П. Чайковский «Старинная французская песенка».

Белорусский народный танец «Бульба» обр. Львов – Компанеец.

Словецкая народная песня «На озере».

Югославская народная песня «Далматинская».

Бельгийская народная песня «Жак - Нивель», «Карлуша».

Французская народная песня «Большой олень».

Финская народная песня «Туку-туку».

Белорусская народная песня «Будьте - здоровы».

Чешская народная песня «Что за гусь», «Печь упала».

Эстонская народная песня «Есть у Тома дружный хор».

Грузинская народная песня «Сулико».

Авторские пьесы (в танцевальных ритмах):

Д. Штейбельт «Адажио».

С. Майкапар «Вальс» оп. 33 №1.

А. Гедике «Медленный вальс», «Мазурка».

Р. Шуман «Марш» оп. 68 №2.

А. Гречанинов «Мазурка h-moll»3 «Танец» оп. 98 №10.

Л. Бетховен «Немецкий танец».

Б. Дварионас «Прелюдия».

Крупная форма:

А.Дюбюк «Песня с вариацией».

Учебно-тематический план

4 год обучения

4 год обучения

п/п№

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Развитие музыкальной грамотности

2

5

8

3

Работа над игровыми приемами

-

2

2

4

Развитие технических навыков

2

8

10

5

Работа над репертуаром

3

11

14

6

Итоговое занятие (недифференцированная система)

Выпускной экзамен

(дифференцированная система)

-

1

1

Итого

8

27

35

Содержание

1.Вводное занятие.

Составление индивидуального плана работы с учеником. Выбор

репертуара.

Знакомство с правилами поведения в учреждении, правилами по

технике безопасности и пожарной безопасности.

Теория – 1 час.

2. Развитие музыкальной грамотности.

Подбор по слуху мелодии (с гармонической поддержкой: Т- S - D – Т).

Игра аккомпанемента.

Ансамблевое музицирование. Развитие навыков игры в ансамбле на

более сложном музыкальном материале.

Чтение с листа.

Продолжить обучение чтению с листа на пьесах однородной фактуры.

Теория – 2 часа. Практика – 5 часов.

3.Работа над игровыми приемами.

Развитие навыков самостоятельного разбора произведений. Анализ

особенностей изложения музыкального материала. Работа над более

сложными ритмическими рисунками.

Практика – 2 часа.

4. Развитие технических навыков.

Игра диезных и бемольных гамм (до двух знаков при ключе).

Расходящаяся мажорная гамма. Гармонический и мелодический минор в

прямом движении. Короткие и длинные арпеджио (двумя руками). Ломаные

арпеджио отдельно каждой рукой. Работа над различными видами техники в

этюдах.

Теория – 2 час. Практика – 8 часов.

5. Работа над репертуаром.

Знакомство с крупной формой (сонатина, вариации, рондо). Игра технических пьес и пьес кантиленного характера. Работа над пьесами полифонического склада.

Игра популярной музыки. Работа над музыкальным образом.

Теория – 3 часа. Практика – 11 часов.

6. Итоговое занятие (недифференцированная система)

Итоговое занятие проходит в форме классного концерта.  

Выпускной экзамен (дифференцированная система)

Практика – 1час.

Планируемые результаты

4 года обучения

К концу учебного года выполнены следующие задачи:

  • подбор по слуху мелодий и чтение с листа;
  • игра в ансамбле с педагогом или другим воспитанником;
  • игра аккомпанемента;
  • разучивание пьес, этюдов;
  • самостоятельный разбор нотного текста;
  • игра гамм в прямом движении двумя руками С-а; G-е; F-d, D-(h),
  • аккорды, короткие, ломаные и длинные арпеджио.

В репертуаре 8-10 музыкальных произведений (включая ансамбль и

аккомпанемент, обработки народных песен, ансамбли, популярную музыку). Знакомство с крупной формой (сонатина, рондо, вариации).

Дальнейшее совершенствование технических навыков. Игра гамм до двух знаков при ключе, этюдов.

Форма контроля

1 полугодие: классный концерт – две пьесы различного характера.

Возможно включение ансамбля.

2 полугодие: 

  • итоговое занятие (недифференцированная система)

исполняется: 2 разнохарактерных произведения по выбору (свободная программа, отвечающая возможностям учащегося);

  • выпускной экзамен (дифференцированная система)

Критерии оценки выпускного экзамена:

- Уверенность и правильность исполнения текста.

- Яркость воплощения созданного образа.

- Эмоциональный отклик учащегося на творчество.

Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону усложнения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.

Учащимся, прошедшим обучение по АДООП «Мой мир музыки» (с недифференцированной системой оценивания), выдается справка об обучении или периоде обучения, в соответствии с «Положением о порядке выдачи справки об обучении или периоде обучения».

Учащимся, прошедшим обучение по АДООП «Мой мир музыки» (с дифференцированной системой оценивания), выдается свидетельство об обучении, в соответствии с «Положением о порядке выдачи Свидетельства об обучении лицам, освоившим дополнительные общеразвивающие программы в области искусств».

Примерный репертуарный список

Пьесы, выражающие конкретный образ:

A.Гречанинов «На лужайке» оп. 98 №6.

Э. Сигмейстер «Ковбойская песня».

Б. Тобис «Негритенок грустит», «Негритенок улыбается».

B.        Ребиков «Игра в солдатики».

А. Пирумов «Веселая прогулка».

А. Альперин «Петрушка».

Д. Шостакович «Шарманка».

Н. Чемберджан «Снегурочка» из балета «Сон - дрёмович».

Дж. Россини Фрагмент из оп. «Сивильский цирюльник».

A.Даргомыжский «Душечка-девица».

Ж. Бизе Мелодрама из оп. «Кармен».

Народные песни:

Немецкий народный танец «Старая история», «Поиграем на лужайке».

«Украинская» Ю. Щуровский.

Голландская народная песня «Маленькие птички».

Норвежская народная песня «Путешественник».

Шведская народная песня «Шла девушка к источнику».

Мексиканская народная песня «Попугай».

Алжирская народная песня «Прекрасная Фатима».

Испанская народная песня «Мама чао».

Итальянская народная песня «Санта-Лючия».

Польская народная песня «Матушка моя», «Недалеко от Кракова».

Чешская народная песня «Яничек».

Словенская народная песня «Прачки».

Румынская народная песня «Перед зеркалом».

Венгерская народная песня Плясовая урожайная».

Старинная народная музыка:

Старинный танец «Гальярда».

Г. Гендель «Сарабанда» d-moll, «Чакона», «Менуэт» c-moll.

И. С. Бах «Менуэт», «Волынка D-dur», «Менуэт» d-moll.

B.        А. Моцарт «Менуэт J-dur».

И. Гайдн Два танца, «Менуэт G-dur», А. Корелли - «Сарабанда» d-moll.

Авторские пьесы (в танцевальных ритмах):

С. Майкапар «Полька» оп. 28 №7.

А. Стоянов «Вальс» A-dur.        

А. Гречанинов «Вальс» оп. 98 №15.

М. Глинка «Полька» d-moll.

Д. Львов - Компанеец «Канцонетта».

A.Пирумов «Маленький марш».

Ф. Шуберт 2 немецких танца D-dur и F-dur.  

Т. Хренников «Романс».

B.        Ребиков «Миниатюра».

А. Жилинский «Детская полька».

Этюды (в танцевальных ритмах)

К. Черни - Этюды D-dur, F-dur, d-moll op.139.

C-dur, on. 599 №54 B-dur, №38 C-dur.

Л. Шитте - Этюд on. 108 №17 У-dur, №8 e-moll, №9 C-dur.

Крупная форма:

И. Плейель Сонатина D-dur 1 часть.

Фрагменты из опер и балетов:

П.И.Чайковский. Вальс цветов из балета «Спящая красавица».

Сборники для музицирования:

1. П. О. Булаева, О. Геталова «Учусь импровизировать и сочинять» т. 1,2.

2. «Пушкинский венок» Авторы-составители: Е.Заливако, О. Парфенова Санкт-Петербург, изд. «Лига-плюс», 1998г

VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Методическое обеспечение учебного процесса

Концертно-просветительская деятельность

Публичные выступления в форме классного (тематического, отчетного)

концерта – являются частью учебно-воспитательного процесса и формируют культуру сценического поведения. Продуманный и тщательно подобранный концертный репертуар формирует музыкальную культуру и музыкальный вкус не только исполнителя, но и слушателя.

Воспитательная работа

Основные направления воспитательной работы: воспитание воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интереса к труду и умение работать. Музыкальное воспитание – формирование личности ребенка путем воздействия музыкальных искусств - формирование интереса, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.

Для детей и их родителей организуются посещения филармонии, выставочного зала, театров, музеев, музыкальных конкурсов и концертов. Осуществляемая деятельность направлена на расширение кругозора и позитивного отношения ребёнка к миру, людям его окружающим, к русской культуре, на развитие мотиваций детей к творчеству.

Работа с родителями

На протяжении всего процесса обучения с родителями поддерживается

тесный контакт. Они с самого начала участвуют в воспитательном и учебном процессе. Родители присутствуют на занятиях, с ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания по итогам полугодия и учебного года, по организации домашней подготовки, режима занятий.

Общие рекомендации по работе с детьми с ОВЗ, РАС

  1. Найти контакт с ребенком, в противном случае занятия становятся бессмысленными.
  2. Не ждать быстрого результата.
  3. Уметь радоваться и ценить любые малейшие и даже незначительные успехи ученика.
  4. Постараться почувствовать состояние ребёнка и помочь ему настроиться на рабочий лад.
  5. Обращаться с ребёнком с ОВЗ как с обычным ребёнком.
  6. Помнить, что то, что обычному ребёнку даётся легко дети с ОВЗ, РАС достигают с большим трудом.

Список рекомендуемой нотной литературы

  1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой» – М.,1985г.
  2. Гнесина Е. «Фортепианная азбука» – М.,1972г.
  3. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью» - СПБ, 2002г.
  4. Лешгорн И. «Этюды для фортепиано» – М.,1981г.
  5. Ляховицкая Ф.Ф. "Сборник пьес этюдов и ансамблей» (1,2 ч.) М.,1978г.
  6. Фортепиано 1, 2, 3, (4, 5) классы. Под ред. Б. Милич. – Киев,«Музыкальная Украина» – 1978г.
  7. «Улыбка – мелодии из мультфильмов». Под ред. В. Модель,Музыка – Ленинградское отд.,1991.
  8. «Когда не хватает техники» Фортепианные ансамбли для детей. Сост. Е. Медведовский.
  9. Николаев Н.В. «Школа игры на фортепиано» – М.,1999г.
  10. «Юный пианист». Вып.1, 2, (под ред. Л.М.Ройзмана) – М., 1962.
  11. Тушинок К. «Цветной дождь» – Тверь 2000 г.
  12. Тушинок К.К. «Юному любителю полифонии» –Тверь 2009г.
  13. Тургенева Э., Малюков А. «Пианист-фантазер» – Ленинград «Советский композитор» – 1987г.
  14. Ходош В. «У Лукоморья…» 20 зарисовок для ф-но по мотивам произведений А.С.Пушкина. – Изд. Феникс. – Ростов н /Д ,1999 г.
  15. Черни К. «Избранные фортепианные этюды» 1-2 тетради, 1987г.
  16. Чайковский П.И. «Детский альбом» – М.,1976г.
  17.  С.Барсукова «Веселая гимнастика» - Изд. Феникс. – Ростов н\Д,2011г.

           Методическая литература

  1. Алексеев А.Д. Методика фортепианной игры, изд-во Музыка –

М.,1971 г.

  1.  Алвин Д., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. - М.: Теревинф, 2008  
  2.  Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Никольская О.С., Аутичный ребенок. Пути помощи. М., Теревинф, 2014
  3. Баренбойм Л. «Путь к музицированию» – Ленинград «Советский

композитор» – 1980г.

  1. Данилова О. Н. «Музыкальный мир личности». – М., 1993 г.
  2. Землянский Б.А. «О музыкальной педагогике». - М.,1987 г.
  3. Зимина А.Н. «Основы музыкально-эстетического воспитания и

развития детей младшего возраста» – М., 2000 г.

  1. Иванов А.А., Рудашевская О.В. «Пальчиковая гимнастика» – СПБ

2004 г.

  1. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» – М.,1981г.
  2.  Коэн Ш. Как жить с аутизмом? М: Институт общегуманитарных исследований, 2008
  3. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. — М., 1989.
  4. Левченко И. Ю., Киселев а Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. — М., 2007.
  5. Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия» – М.,

1972 г.

  1. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. Москва: Владос, 200310.
  2. Смирнов М.И. «Эмоциональный мир музыки». – М.,1983г.
  3. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. — Cпб, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» (аккордеон) для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор"

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: аккордеон» составлена в соответствии с приказом Министерства культуры от 12 марта 2012 г. N 166 «Об утверждении федеральных  государственных т...

Программа учебного предмета «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» 5 лет обучения

       Основным содержательным видом деятельности является образовательная деятельность. Одним из важных направлений образовательной деятельности является обучение детей игр...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА по учебному предмету «Ансамбль» (фольклорный)

Программа по данному предмету является частью комплекса предметов общеразвивающей  общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольк...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНаЯ ГРАМОТА

       Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана на основе и с учетом федеральных государственных  требований к дополн...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области муз.искусства "Фортепиано" по учебному предмету" Ансамбль"

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс, с учетом первоначального опыта , полученного в классе по специальности с 1 ...