Методическая разработка. Технологическая карта урока. Красочные кубы. Арт объекты и искусство бумажной пластики.
методическая разработка

Михайловская Мария Михайловна

Технологическая карта урока "Красочные кубы. Арт объекты и искусство бумажной пластики" 3 класс ИЗО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Михайловская М.М.

ГБОУ школа №118 Выборгского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока

Предмет:

Изобразительное искусство. Внеурочная деятельность

Класс:

3 класс

Тема урока:

Красочные кубы. Арт объекты и искусство бумажной пластики

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Цель:

Создание условий для формирования представления об искусстве бумажной пластики и арт объектах, закреплению знаний на практике. Создание арт-объекта «Красочные кубы» из бумаги (конструирование).

Задачи:

Образовательные:

-закреплять и расширять знания, полученные на уроках изобразительного искусства;

-формирование знаний об искусстве бумажной пластики;

-узнавать и понимать основные бумажные техники;

-познакомить с одним из видов современного искусства – Арт объект(инсталляция);

-узнать и закрепить основы цветоведения, колористики;

-пополнить словарь учащихся новыми терминами.

Воспитательные:

-воспитывать в детях любовь к своей родине, к искусству;

-воспитывать эстетический вкус;

-воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду;

-воспитывать знание культуры своего народа, культуры разных стран мира;

-воспитывать знание современного зарубежного искусства;

-развивать внимание, наблюдательность и творческое воображение;

-вовлечь в активную практическую деятельность.

Развивающие:

-вызвать интерес к работе;

-развитие фантазии и образного мышления;

-развивать индивидуальные творческие способности учащегося;

-развитие пространственного воображения;

-развивать чувство композиции, формата работы, цветоощущения;

-развивать нестандартное мышление, внимание;

-формировать творческие способности;

-развивать умение детей взаимодействовать со сверстниками и доброжелательно относиться друг к другу.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

-развитие эстетических потребностей, чувства цветовой гармонии;

-умения продумывать свои действия в соответствии с поставленными задачами и в соответствии с намеченым планом вести работу;

-умение добиваться намеченной цели;

-развитие умения руководствоваться в практической деятельности комплексом теоретических знаний;

-развитие памяти и внимания, сосредоточенности на выполнение учебной работы, аккуратности и прилежания;

-развитие творческого, осмысленного подхода к выполнению работы;

-развитие умения рассуждать, используя свой жизненный опыт и ранее полученные знания, выходить самостоятельно на новый уровень знаний;

-развитие умения сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Метапредметные:

-освоение метода анализа художественных произведений, учебных работ одноклассников, самоанализа;

-умение сравнивать работы, искать причинно-следственные связи в случае успеха-неуспеха, делать выводы, искать пути исправления ошибок;

-формирование умения представлять окончательный вариант работы, варианты решения поставленной задачи;

-умение добиваться намеченного результата в практической работе;

-развитие умения осознанного применения теории на практике;

-умение воспользоваться ранее полученными знаниями и на их основе выйти на новое понимание предмета.

Предметные:

-знакомство с понятиями цветовой круг, ахроматические, хроматические, монохромные цвета;

-формирование знаний о гармоничных сочетаниях и умений их использовать в практической работе;

-формирование навыка выделения главного в работе тоновым контрастом и цветом;

-наличие творческого подхода к выполнению работы;

-умение выполнять работу осмысленно;

-знакомство с творчеством художников – Сью Блеквелл, Хелен Масселлвайт, Диана Херера, Юлия Бродская, Ингрид Силиакус, Азеведо Неле, Джоанна Васконселос.

Основные понятия и термины:

Арт объекты, искусство бумажной пластики, оригами, бумажное моделирование, модульное конструирование, ажурное вырезание, квиллинг, плетение из бумаги, макетирование, рельефные композиции, папье-маше, ахроматические, хроматические, монохромные цвета.

Оборудование:

Доска меловая, компьютер(презентация), краски (гуашь/акварель), раздаточный материал – заготовки из бумаги (шаблоны), магниты

Материалы:

Гуашь, акварель, кисти, баночка для воды, палитра, скотч, клей, простой карандаш, ластик.

Наглядно-демонстрационный материал:

Презентация, пример готовой работы (объемный куб), выполненный педагогом, репродукии работ зарубежных художников(Сью Блеквелл, Хелен Масселлвайт, Диана Херера, Юлия Бродская, Ингрид Силиакус, Азеведо Неле, Джоанна Васконселос) и репродукции различных техник работы с бумагой (Оригами, Бумажное моделирование, Модульное конструирование,Ажурное вырезание,Квиллинг,Плетение из бумаги,Макетирование,Рельефные композиции,Папье-маше), раздаточный материал - шаблоны заготовки куба, фотографии по темам для определенной команды.

Образовательные ресурсы:

1.Изобразительное искусство. 3 класс. Горяева Н.А., Неменская Л.А. Школа России, 2020.

2.Г.Н. Давыдова Бумагопластика цветочные мотивы Издательство: Скрипторий 2003, 2007.- 38 с.

3.Лаврентьев Максим Дизайн в пространстве культуры: От арт-объекта до эклектики. Издательство: Альпина Диджитал 2018.- 152 с.

4.Божко Ю.Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования: Учеб. для вузов. Киев: Выща школа, 1991. - 245 с.

5.Терминологический справочник: Формы геометрических тел/ М.: Недра, 1977. - 246 с.

6.Устин В. Б. Композиция в дизайне/ М. : Астрель, 2007. - 240 с.

7.Голубева О.Л. Основы композиции/-М.: Изобразительное искусство, 2001.- 117с.

8.Степанов A.B., Мальгин В.И., Иванова Г.И. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов/ М.: Издательство «Архитектура-С», 2003. - 256 с.

9.Волкотруб И. Т. Основы художественного проектирования/ Киев: Высшая школа, 1988. - 191 с.

10.Михайлов С.М. История дизайна. Учеб. для вузов/ 2-е изд. исправл. и доп. Т. 2/ М.: Союз дизайнеров России, 2003. - 393 с.

11.Ахмедова, Е.А. Эстетика архитектуры и дизайна: учебное пособие / Е.А. Ахмедова; Самарск. гос. арх. - строит. ун - т. - Самара, 2007. - 432с.

12.Быстрова, Т.Ю. Философские проблемы творчества в искусстве и дизайне: учеб. пособие / Т.Ю.Быстрова. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. - С.34.

13.Дуцев, М.В. Современные авторские концепции архитектурно-художественного синтеза / М.В. Дуцев // Известия КГАСУ. - Казань, 2012 (январь).

14.Ли, Дж. Трехмерная графика и анимация / Дж. Ли, Б. Уэр. - 2-е изд. - М.: Вильямс, 2002. - 168 с.

15.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.

16.Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Техносфера, 2005. 250 с.

17.Мелодинский Д.Л. Школа архитектурного дизайнерского формообразования. М., 2001. 310 с.

https://museum-design.ru/category/modern-art/art-obekti/

https://www.interior.ru/design/9953-art-obiekt-ot-interiernoi-skulipturi-do-gorodskogo-pablik-arta.html

https://designic.com/blog/zhiraf-rozovyy-royal-br-i-installyatsiya-iz-knig-kak-i-zachem-my-ispolzuem-art-obekty-v-svoih-dizayn-proektah/

https://artstonegroup.ru/art/art-skulptura-v-interere-i-landshafte/

https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/155321/chto-takoe-art-obyektyi

https://kulturologia.ru/blogs/180621/50160/

https://www.infoniac.ru/news/10-udivitel-nyh-hudozhnikov-rabotayushih-s-bumagoi.html

Этапы занятия

  1. Организационный этап – 1 минут
  2. Подводка к новому знанию – 5 минут
  3. Изучение и представление нового материала – 11 минут
  4. Практическая работа –  15 минут
  5. Завершающий этап – самоанализ работ учащимися – 2 минут
  6. Подведение итогов – 1 минута
  7. Уборка рабочего места – 2 минуты

Этап урока

Виды работы, формы, приемы, методы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Словесное приветствие.

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

 

Учитель: Добрый день! Тема нашего урока «Красочные кубы. Арт объекты и искусство бумажной пластики».

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

2.Этап

актуализации и пробного учебного действия.

Изучение нового материала

Слайд 2

Бумага - наш тайный друг. Ей мы доверяем сокровенные мысли, ведя дневник.  Она помогает нам общаться между собой, когда мы пишем письма друг другу или родителям. Бумага делает нас умнее, но не сама по себе, а те книги, которые печатаются на бумаге и которые мы читаем. Бумага – незаменимый атрибут нашей повседневной жизни: тетради, журналы, конфетные фантики, пакеты для молока и соков, деньги, которыми мы производим взаимные расчеты и многое, многое другое – все это бумага.

Слайд 3

История оставила нам его имя - Цай Лунь. Его так высоко оценили его изобретения. Он использовал растительное сырье: ива, бамбук, солома, трава, водоросли, и всякие отходы, тряпьё. Итак из этого мы делаем вывод, что родина бумаги – Китай, а дата выпуска – 105 год нашей эры.      Двадцать столетий пролетело с момента изготовления первого листа бумаги Цай Лунем.

Слайд 4

Одно из волшебных свойств бумаги состоит в том, что обыкновенный плоский лист может превратиться в скульптуру.  Бумажная пластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой, при освоении которого вы получаете возможность проявлять свои творческие способности.
Бумага один из важнейших материалов художника. На ней можно рисовать, ее можно резать, складывать, сминать.

Слайд 5-13

Давайте посмотрим, что же можно изготовить из бумаги?
Оригами

Бумажное моделирование

Модульное(деталь) конструирование

Ажурное вырезание

Квиллинг

Плетение из бумаги

Макетирование

Рельефные композиции

папье-маше

Слайд 14

В качестве основного материала в бумажной пластике используется разнообразная бумага различной фактуры и цвета: какие материалы используются?
-Салфетки
-Картон
-Глянцевая бумага из журналов
-Газетная,
-обёрточная бумага

Слайд 15

Бумагопластика. Что же это такое? Скульптура из бумаги? Архитектура? Может быть, дизайн?

Данный вид художественной деятельности в равной степени относится ко всем названным направлениям, так как бумагу широко используют и художники, и архитекторы, и дизайнеры. Из листа ватмана с помощью обычного резака, ножниц и клея можно быстро выполнить какое-нибудь изделие и даже несложную пластическую композицию. Бумагопластика по своей сути является начальным этапом дизайнерского проектирования, так как объектами изображения являются по сути те же самые, что и в дизайне, игрушки, различные виды техники, фигурки животных, элементы архитектуры.

Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмертных бумажных скульптур.

Трехмерные модели - представляют собой физическое тело или модель, которая имеет три измерения – длину, ширину, и высоту. И называется трехмерным. Так же мы живём в трехмерном пространстве, это геометрическая модель материального мира.

Двумерное пространство. Примером двумерного пространства является плоскость (двумерное пространство). Имеет длину и ширину. В двумерном мире мы видим фигуры, изображение плоским. В трехмерном мире мы видим мир объемным.

Квадрат – плоская фигура

Куб- геометрическое тело, или объемная фигура.

Слайд 16

Яркие представители творческого направления – бумагопластика.

Сью Блеквелл (Su Blackwell). Британская художница, оживляющая старые, давно прочитанные книги. В них она черпает вдохновение, а из печатных страниц создает свои изящные инсталляции.

Хелен Масселвайт (Helen Musselwhite), тоже англичанка. Она создает трехмерные картины из цветной бумаги разных типов и фактур, населяя свои фантазийные миры замысловатыми персонажами. Все ее работы неповторимы.

Диана Белтран Херрера

Скульптор по бумаге Диана Белтран Херрера из Колумбии использует свой невероятный талант для создания красочных 3-х мерных птиц из бумаги.

Юлия Бродская

Русская художница, которая сегодня живет в Англии, Юлия Бродская, умеет "рисовать" свои картины с помощью… цветной бумаги. Она делает поразительные портреты, а также стилизованное оформление для книг, используя богатую цветом палитру.

Техника, которую использует Юлия, называется бумагокручение или квиллинг - искусство изготавливать из скрученных полосок бумаги удивительные картины.

Ингрид Силиакус

Ингрид Силиакус живет и работает в Нидерландах и создает удивительные архитектурные ландшафты с помощью бумаги. Трехмерные изображения городов из серии "Бумажная архитектура" отличаются великим множеством деталей.

Слайд 23-24

Художники и их Арт объекты:

Азеведо Неле бразильский художник сделал 5 тысяч ледяных фигурок людей.

Джоанна Васконселос португальская художница создала гиганские туфли из кастрюль и крышек.

Изучение материала.

Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные:

Слушать педагога и отвечать на поставленный вопрос

Проведение анализа художественного произведения

Предметные:

Знать понятие арт-объект, бумажная пластика и её виды.

Знать творчество художников – Сью Блеквелл, Хелен Масселлвайт, Диана Херера, Юлия Бродская, Ингрид Силиакус, Азеведо Неле, Джоанна Васконселос.

Позитивный настрой на начало работы

Учащиеся анализируют художественные работы по установленному критерию.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Формулировка темы и цели урока (фронтально)

Слайд 4

Но для нас как для художников актуален вопрос: кто же был тот первый художник, который догадался из листа бумаги сделать бумажную скульптуру? Его имя неизвестно, но этот человек во время своего открытия несомненно попал в интересную проблемную ситуацию, как вы думаете – почему? В чем была трудность создания бумажной скульптуры?  

 Дети:

- он не знал, как складывать бумагу;          

 - бумага была плохая;          

 - не было ножниц, инструментов.  

Учитель: Это тоже существенные проблемы, но основная проблема была в другом. Мы знаем, что основной характеристикой скульптуры является объем и форма, а лист перед тем художником был абсолютно плоским. Как превратить плоское в объемное - вот о чем он задумался!  

И мне бы хотелось, чтобы вы сейчас тоже погрузились в решение этой проблемы- как плоский лист сделать объемным? Для того, чтобы решить эту задачу предлагаю соседям по парте объединиться и подумать вместе над этой проблемой. Что нужно сделать? Перед вами шаблоны бумаги и за 5-10 минут вы должны превратить их в объемные конструкции. Мы будем создавать куб. Какой способ нам подойдёт, чтобы создать куб? Что мы должны сделать с бумагой?

Как строится арт-объект (ответ на вопрос)

Освоить знания по цветоведению, колористике.

Узнать, что нужно сделать с бумагой, чтобы получился куб «Арт объект» (ответ на вопрос)

Личностные:

Развитие умения рассуждать, используя свой жизненный опыт Метапредметные:

Анализировать изображение в соответствии с поставленной задачей

Предметные:

Знать понятия цвета

Личностные:

Развитие памяти и внимания, сосредоточенности на выполнение учебной работы Метапредметные:

Умение четко формулировать свои мысли

Предметные:

Постановка темы и цели урока

Формулировка темы урока

Формулировка цели урока

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Формулирование плана урока (фронтально)

Слайд 14

Сгибая лист бумаги, создаём систему ребер жесткости для конструкции.

Какие действия мы можем совершить с бумагой? Изгибание бумаги, комканье, разрезывание и разрывание, скручивание.

Из бумаги можно делать кульки, коробки, корзинки, ёлочные игрушки, костюмы и украшения. Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно придумать.

Научиться применять полученные знания о способе работы с бумагой, цвете в практической работе (учащиеся выстраивают план урока)

Личностные:

Развитие памяти и внимания.

Метапредметные:

Умение четко формулировать свои мысли

Предметные:

Составление плана на урок

Сформулирован учащимися план на урок

5.Этап реализации построенного проекта.

Изучение наглядного материала;

Анализ картин

Слайд 25

Колористика. Цветовой круг

Что мы знаем о цвете?

Цвет - это главное выразительное средство в живописи. Все цвета, существующие в природе, можно разделить на 2 группы:

1.Ахроматические (это белый, чёрный и все оттенки серого)

2.Хроматические (цветные, без белого, чёрного и всех оттенков серого.)

Перед вами цветовой круг. Здесь мы видим основные цвета: синий, жёлтый, красный. И дополнительные цвета: зелёный, фиолетовый, оранжевый. Бывают холодные и тёплые цвета.

Есть монохромные цвета, соответствует одному цвету и всем его оттенкам. Оттенки достигаются добавлением белого, более темного цвета и чёрного.

Учащиеся внимательно рассматривают слайд

Учащиеся внимательно изучают слайд.

Учащиеся высказывают свое мнение исходя из впечатлений. Учащиеся высказывают свои предположения.

Личностные:

Развитие эстетических потребностей, чувства цветовой гармонии;

Развитие памяти и внимания, сосредоточенности на выполнение учебной работы, аккуратности и прилежания;

Развитие умения рассуждать, используя свой жизненный опыт и ранее полученные знания, выходить самостоятельно на новый уровень знаний;

Метапредметные:

Освоение метода анализа художественных произведений.

Умение воспользоваться ранее полученными знаниями и на их основе выйти на новое понимание предмета.

Предметные:

Знакомство с понятиями: цветовой круг, ахроматические, хроматические, монохромные цвета. Знакомство с

творчеством художников – Сью Блеквелл, Хелен Масселлвайт, Диана Херера, Юлия Бродская, Ингрид Силиакус, Азеведо Неле, Джоанна Васконселос.

Развитие внимательности учащихся, умение формулировать свои мысли и делать логические выводы.

Умение изучать схемы, получать информацию из них и использовать в построении выводов

Умение анализировать работы художников и используя новые знания отвечать на вопросы, проводить сравнительный анализ.

Умение учащихся выражать свои чувства в форме логично-построенной речи

Проведение мыслительного анализа и выдвижение предположений на основе своих выводов.

Подведение основных выводов

6.Этап самостоятельной работы

Начало самостоятельной практической работы учащихся.

Самостоятельная практическая работа учащихся.

Текущий контроль практической работы

Слайд 26

Создать в команде «Арт объект». Разделиться на 5-6 команд.
Из бумажного макета (картона) создать куб и создать на кубе рисунок на определенную тему:
1. Полевые цветы; 2. Морской бриз;  3.Пузырики лимонада; 4. Утреннее солнце; 5. Яркие перья; 6. Радуга.

Проходя по рядам, педагог проверяет ход выполнения работы и дает дополнительную консультацию.

Учащиеся внимательно слушают задание на урок, получают раздаточный материал.

Учащиеся выполняют практическую работу

.

Личностные:

Умение добиваться намеченной цели;

Умение руководствоваться в практической деятельности комплексом теоретических знаний;

Развитие творческого, подхода к выполнению работы.

Метапредметные:

Умение добиваться намеченного результата в практической работе;

Развитие умения осознанного применения теории на практике;

Формирование умения представлять окончательный вариант работы;

Предметные:

Формирование навыка создания новых оттенков путем смешивания цветов;

Наличие творческого подхода к выполнению работы;

Умение выполнять работу осмысленно;

Восприятие информации и постановки учебной задачи с четким ее выполнением.

Выполнение практической работы на основе поставленной задачи учителем.

Работа в команде.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Метод самоконтроля, метод сравнения

Слайд 26

За 5 минут до окончания урока выставляются последние работы, и все видят законченную композицию на столе.

Когда учащихся заканчивает работу, он встает и ставит на стол, ребята голосуют при помощи сердец, выбирают победителя.

Что вам запомнилось, понравилось?

Как вы оцениваете свои работы? Довольны ли результатом?

Мы с вами успешно выполнили задание и вышли замечательные арт объекты.

Учащиеся отвечают о том, что понравилось, что нет, как они выполнили работу, нравится ли им итог, довольны ли они результатом.

Личностные:

Развитие эстетических потребностей, чувства цветовой гармонии;

Развитие умения сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Метапредметные:

Освоение метода анализа учебных работ одноклассников, самоанализа;

Умение сравнивать работы, искать причинно-следственные связи в случае успеха-неуспеха, делать выводы;

Предметные:

Наличие творческого подхода к выполнению работы;

Проведение зрительного анализа выполненной работы с образцом педагога и работами других учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка, технологическая карта, фотографии открытого урока истории по теме: "Пореформенная Россия".

Методическая разработка урока по теме: «Пореформенная Россия» включает в себя три составляющие.Во-первых, это разработка занятия, проводимого с использованием интерактивных методов обучения и информац...

Методическая разработка Технологическая карта уроков: «Опиливание», «Разметка плоскостная», «Сверление»

Методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии "Слесарь". Цели урока: обучения: систематизация приемов, навыков обращения с инструментами;развития: уметь анализировать, ф...

Методическая разработка технологической карты урока по истории России

Технологическая карта урока истории России по теме Начало Великой Отечественной войны...

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

Методическая разработка. Технологическая карта урока. Мамин платок

Технологическая карта урока "Мамин платок" 3 класс ИЗО...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА Тема «Техника выполнения пиления древесины»Дисциплина «Технология выполнения простейших столярных работ»Для обучающимися с н...