Графический прием РАСТР. Методическая разработка урока
план-конспект урока

Кострыгина Жанна Сергеевна

РАСТР. Техника довольно новая, она была создана на основе картин Джорджио Моранди (это итальянский художник, живописец и график, предвестник минимализма, прошедший в художественном поиске этапы футуризма, кубизма, абстракционизма, мистической живописи.). Особенности творчества Джорджо Моранди: художник, всю жизнь писавший натюрморты и пейзажи, собиравший в мастерской предметы разной формы и изображавший их десятки раз в различных комбинациях. Все предметы Моранди освобождал от наклеек, рисунков и этикеток, оставляя чистую форму. Композиционные решения, колористическая гамма, монументальность и осязаемость предметов на его картинах – это и влияние Сезанна, и мощная связь с художниками-итальянцами эпохи Возрождения, Джотто, Мазаччо, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, и с Караваджо. Он отдавал предпочтение неброскому колориту, что шло вразрез с основными течениями, существовавшими в то время. Но в то же время художник по-своему поддерживал тенденцию упрощения сюжета картины – в основе его работ лежат простые композиционные решения.

ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/i/5b64MHnj5HtX5Q

конспект урока прикреплен

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rastr.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Баргузинская ДШИ»

План-конспект

открытого урока по дополнительной предпрофессиональной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Живопись»

Преподаватель: Кострыгина Ж.С.

Дата проведения: ______________

Предмет: рисунок

Тема урока: «Изучение графического приема РАСТР  в графике».

Срок выполнения – 3 часа (3 учебных часа – 1 раз в неделю).

Класс: 5

Тип занятия: комбинированный.

На первом занятии повторяем основные элементы в графике, знакомимся с новой техникой рисования «Растр», выполняем упражнения для отработки навыков техники.

На втором занятии – повторяем теорию и выполняем компоновку натюрморта, анализ формы предметов, находим пропорциональные отношения, конструктивное построение.

На третьем занятии -  прокладка основных тоновых отношений в новой технике, более частная работа с предметами, тональная проработка натюрморта, обобщение, просмотр.

Оборудование:

Для учителя:

  1. Натюрморт из трех предметов быта простой формы и контрастных по тону. Предметы расположены ниже уровня глаз. Освещение верхнее боковое.
  2. Примеры работ, выполненных чернилами, маркером.
  3. Бумага (формат – А-3). Материал – карандаш простой, ластик, маркер, линер, кисть с резервуаром и чернила, салфетки.
  4. Раздаточный материал (шаблоны для отработки упражнений)

Для учащихся:

  1. Бумага (формат – А-3). Материал – карандаш простой, ластик, маркер, линер, кисть с резервуаром и чернила (тушь), салфетки.

Цель урока:

Вторичное осмысление уже известных знаний; восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения; практическая отработка приемов и техник.

Задачи урока:

Обеспечить формирование следующих метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

-уметь совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии

Коммуникативные УУД:

- уметь высказывать свои мысли, вступать в беседу

- совершенствовать навыки групповой работы учащихся

Познавательные УУД:

- отличать новое от уже пройденного

-добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную нам уроке

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

- создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении поставленных задач

- анализировать объекты с целью выделения признаков

- находить более эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Обеспечить формирование предметных результатов:

  1. Композиционное решение;
  2. Передача в рисунке пропорций предметов;
  3. Закрытие листа, основные тоновые отношения;
  4. Тональное восприятие натюрморта, объем.
  5. Обобщение, воздушная перспектива.

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
  3. Повторение пройденного материала.
  4. Изучение нового материала
  5. Практическая работа. Этапы работы.
  6. Просмотр работ учащихся.
  7. Подведение итогов.

Технологическая карта

Ход 1  занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап-2мин

Вступительная беседа

Приветствие друг друга. Проверяют готовность к уроку

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Смыслообразование. Мотивация к сотрудничеству и совместной работе.

Ознакомление учащихся с темой,  целями и задачами урока- 2 мин

Подводим к теме урока, формируем задачи и цель урока вместе

Определяют предмет разговора и тему урока с опорой на иллюстрации. Ставят задачи, обеспечивающие реализацию поставленной задачи

Смыслообразование. Самоопределение, выдвижение гипотез и их обоснование, формулирование познавательной цели

Повторение ранее пройденного материала- 5 мин

Прежде чем начать, вспомним, что любая работа всегда начинается с ….выбора формата (вертикаль – горизонталь). После того как формат выбран, нужно определиться с композицией в листе. Это, пожалуй, самый сложный и самый ответственный момент во всей работе. Верная композиция – основа грамотной работы. Для начала мы поработаем по представлению, чтобы научиться распределять тональность и аккуратно наносить слои до итогового варианта.

Даются наводящие вопросы на повторение уже известных знаний в работе над композицией

Осмысливают вопросы, участвуют в диалоге, дают ответы

Изучение нового материала- 10 мин

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новой для нас техникой графической работы под названием РАСТР. Техника довольно новая, она была создана на основе картин Джорджио Моранди (это итальянский художник, живописец и график, предвестник минимализма, прошедший в художественном поиске этапы футуризма, кубизма, абстракционизма, мистической живописи.). Особенности творчества Джорджо Моранди: художник, всю жизнь писавший натюрморты и пейзажи, собиравший в мастерской предметы разной формы и изображавший их десятки раз в различных комбинациях. Все предметы Моранди освобождал от наклеек, рисунков и этикеток, оставляя чистую форму. Композиционные решения, колористическая гамма, монументальность и осязаемость предметов на его картинах – это и влияние Сезанна, и мощная связь с художниками-итальянцами эпохи Возрождения, Джотто, Мазаччо, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, и с Караваджо. Он отдавал предпочтение неброскому колориту, что шло вразрез с основными течениями, существовавшими в то время. Но в то же время художник по-своему поддерживал тенденцию упрощения сюжета картины – в основе его работ лежат простые композиционные решения.

Моранди не только сам создавал шедевры, но и обучал художественному мастерству начинающих живописцев. . Моранди заслуженно считается одним из лучших европейских мастеров гравюры. Он самостоятельно научился этой технике в академии; работая «черным по белому», применял сложную технику вытравливания по плотной поверхности с использованием кислоты и грунта, который готовил самостоятельно. Эпиграфом к первому каталогу его графических работ стала фраза Одилона Редона «Черный цвет достоин уважения», что действительно является признанием высочайших достижений художника. Указание на сходство Моранди с Рембрандтом — как в сюжетах, так и в технике — также вполне уместно. В своих сельских и городских пейзажах (в том числе в самой первой гравюре «Мост через реку Савена в Болонье», 1912), равно как и в натюрмортах, Моранди демонстрирует мастерство поперечной штриховки, с помощью которой ему удалось передать 12 различных оттенков серого и черного. Сейчас мы рассмотрим его работы поближе. Просмотр экспозиций и их анализ. Его  техника работы в графике  очень схожа с растровым  изображением  и  поэтом свойственно

Растровая техника построена на основе графических редакторов. Растровое изображение (лат. rastrum — скребок, грабли) — изображение, представляющее собой сетку (мозаику) пикселей — цветных точек (обычно прямоугольных) на мониторе, и других отображающих устройствах.

В графике (на уроке рисунка) данная техника будет осваиваться как раз за счет наложения сетки, которая в последствии должна будет передать ощущение глубины пространства, объем предметов, перспективу как линейную так и воздушную.

Слушают. Выполняют упражнения по контролем учителя

Умение анализировать и синтезировать новые знания, выделять главное, соотношение с практической деятельностью.

Практическая работа. Этап работы -15  мин

Первым делом мы должны с вами познакомиться:

- с графическими материалами и их особенностями; при работе каким-либо материалом необходимо держать ритм, одинаковость штрихов -линий, которые в последствии превращаются в пятно, тон

- с упражнениями по заполнению тоновой таблицы в 2, 3 и 6 слоев

- с всевозможным направлением линий штриха

Сейчас мы выполним  небольшую практическую работу по уже готовому шаблону. Задача:

  1. Разобрать логично по тону  каждый элемент наброска
  2. Отработать направление штрихов

Самостоятельно выполняют практическое задание по готовому шаблону.

Умение применять полученные знания на практике. Анализировать свои действия.

Просмотр работ и подведение итогов – 5 мин

Подводим анализ своих работ в новой для себя технике

Дают анализ своим работам. Подмечают удачные и не удачные моменты. Сложность и легкость выполнения. Добывают новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Умение вступать в диалог, давать анализ работе, субъективное мнение как к своей работе, так и своих одноклассников.

Ход 2  занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Повторение уже изученного материала -7 мин

Прежде чем начать, вспомним, что любая работа всегда начинается с…

 КОМПОНОВКА И ПОСТРОЕНИЕ

 выбора формата (вертикаль – горизонталь). После того как формат выбран, нужно определиться с композицией в листе. Это, пожалуй, самый сложный и самый ответственный момент во всей работе. Верная композиция – основа грамотной работы. Работать будем с натуры. Постановка простая из 3 предметов разной формы.

Даются наводящие вопросы на повторение уже известных знаний в работе над композицией

Осмысливают вопросы, участвуют в диалоге, дают ответы

Выполнение итогового практического задания – 30 мин

Сейчас мы с вами перейдем уже к выполнению итоговой практической работе в новой для нас технике.

Выполнение итоговой практической работы с натуры поэтапно:

  • Выбор формата.

Для начала, давайте рассмотрим натюрморт и определим, необходимый формат.

  • Композиционное решение листа.

После того, как вы определились с форматом (вертикальный, горизонтальный или квадрат), попробуйте, скомпоновать натюрморт в выбранный вами формат. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги заполнен был равномерно. Для этого надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их размещение в соответствии с форматом листа бумаги. Существует понятие «крайние точки» - самая верхняя, самая нижняя, самая правая и самая левая. Эти точки позволяют измерить натюрморт в целом и определить его пропорции. После того как мы измерили пропорции всего натюрморта, разбираем место каждого предмета, занимаемого в данном натюрморте.

  • Передача характера формы предметов, их пропорций.

Важно вести работу по принципу «от общего к частному». Часто ребята начинают работу с понравившегося предмета, а уже все остальное «пририсовывают» к нему. Такая работа крайне неверна.

Легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции. Вырисовывать и уточнять контуры сразу не следует. Стоит воспользоваться методом конструктивного изображения предмета. Сравнить отношения одного предмета по отношению к другому, уточнить пропорции предметов по высоте, ширине. Предметы не должны быть больше натурального размера. Определить уровень горизонта (уровень глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов. Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены. Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Предметы в натюрморте должны частично перекрывать друг друга, либо находиться на расстоянии друг от друга, но только не касаться друг друга своими контурами.

Приступают к выполнению под контролем учителя

Умение анализировать и синтезировать новые знания, выделять главное, соотношение с практической деятельностью.

Просмотр работ– 3 мин

Делаем небольшой анализ работ

Дают анализ своим работам. Подмечают удачные и не удачные моменты.

Умение вступать в диалог, давать анализ работе, субъективное мнение как к своей работе, так и своих одноклассников.

Ход 3 занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Повторение уже изученного материала -7 мин

Прежде чем начать, вспомним …

ГРАДАЦИЯ СВЕТОТЕНИ

Даются наводящие вопросы на повторение уже известных знаний в работе над композицией

Осмысливают вопросы, участвуют в диалоге, дают ответы

Выполнение итогового практического задания – 30 мин.

Сейчас мы с вами перейдем уже к работе в тоне

  • Тоновые отношения в натюрморте.

Начинать работу в тоне необходимо в отношении принципа «от целого к частному». Прокладываем большие цветовые массы самого светлого тона. Затем переходим к серым тонам, а позже к самым темным.

  • Тональное решение натюрморта.

Когда основные тоновые отношения решены, переходим к более детальному прорабатыванию всего натюрморта в целом. Определяем самый светлый момент и самый темный. Так как мы привыкли думать, что тени обязательно темные, многие начинают делать их слишком насыщенными по тону. Такой подход к работе неверен. Если внимательно посмотреть на предмет и разобрать его в тоне, то можно заметить интересную последовательность. Самое тёмное место в любом предмете и в любой драпировке – это вовсе не тень, а место перехода от света к тени собственной. Относительно этого перехода (точнее его тона), тени уже не кажутся столь тёмными. Так же, именно за счет выделения тона и цвета в месте перехода от света к тени собственной, появляется и объем предмета или драпировки.  

  • Передача объёма предметов.

В любом объемном предмете существует тональная и цветовая раскладка. Это блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая. Все предметы и складки на драпировках, которые расположены ближе к нам, выделяются более жесткими контрастами.

  • Обобщение натюрморта.

Рассматриваем работу издали и определяем места, которые надо доработать по тону.

Приступают к выполнению под контролем учителя

Умение анализировать и синтезировать новые знания, выделять главное, соотношение с практической деятельностью.

Просмотр работ– 3 мин и подведение итогов

Делаем небольшой анализ работ.

Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим критериям:

1.        Композиция в листе.

2.        Пропорции и характер предметов.

3.        Тоновые отношения.

4.        Аккуратность линий

5.        Общее тоновое решение натюрморта.

Дают анализ своим работам. Подмечают удачные и не удачные моменты.

Умение вступать в диалог, давать анализ работе, субъективное мнение как к своей работе, так и своих одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

методическая разработка урока по теме "Решение графического образа упаковки со шрифтом"

Тема практической работы: Решение графического образа упаковки со шрифтом рассчитанное на 8 часов. Представленная работа посвящена первым двум часам практического занятия. В работе представлены цели и...

Методическая разработка урока " Практическое занятие по информатике. Кодирование графической информации"

Методическая разработка урока " Практическое занятие по информатике. Кодирование графической информации"...

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...