Курсовая работа по итогам обучения
проект на тему

Защита проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota_dlya_chrio.doc105 КБ
Office presentation icon kursovaya_rabota_prezentatsiya.ppt197.5 КБ

Предварительный просмотр:

   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ 

                                  ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

       ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

               Чувашский Республиканский институт образования

КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

            КУРСОВАЯ   РАБОТА

«Формирование информационной компетенции у обучающихся системы НПО на уроках спецтехнологии»

                                                           Выполнил:

                                                           Преподаватель спецдисциплин РГОУ     НПО ПУ № 16 Иванов Евгений Иванович

                                                           Проверил:

                                                 г. Чебоксары

                                                     2010 год    


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
  2. ПРОТИВОРЕЧИЯ
  3. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
  4. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  5. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  6. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
  7. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
  8. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  9. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  10. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
  11. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕ-ДОВАНИЯ
  12. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
  13. ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕ-ДОВАНИЯ
  14. АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  15. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  16. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

                                         ВВЕДЕНИЕ

Основой изменений во всех сферах общественной жизни, происходя-щих в настоящее время в России, является представление об информацион-ном обществе, основанном на создании, распределении и потреблении ог-ромных по своим объёмам информационных ресурсов, накопленных чело-вечеством.

Превращение современной цивилизации в информационное общество актуализирует, прежде всего,  проблему формирования информационной компетентности личности, которая становится определяющим фактором эф-фективности её трудовой деятельности и повседневной жизни.

Информационная компетентность личности является системообразую-щей, поскольку именно от уровня овладения этой компетентностью зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетентностями.

Главная задача системы профессионального образования – заложить основы информационной компетентности личности, т.е. помочь обучающе-муся овладеть методами сбора и накопления информации, а также техноло-гией её осмысления, обработки и практического применения. При этом ин-формационная компетентность понимается нами как интегративное качество личности, представляющее собой единство мотивационной, теоретической и практической готовности и способности обучающегося к осуществлению ин-формационной деятельности, основанной на усвоении способов приобрете-ния знаний из различных источников информации. К таким источникам ин-формации мы относим: устные, письменные, технические (компьютер, муль-тимедийные установки, видео - аудио техника), артефакты.

Процесс освоения обучающимися новых информационных технологий и эффективное их применение в учебном процессе ведет к гармоничному ра-звитию познавательной сферы обучающегося, через освоение новых инстру-ментов учения обеспечивается формирование информационно-коммуникаци-онной компетентности, которая становится фундаментом  при создании це-лостного информационного пространства знаний обучающихся.

Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компью-тера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

Информационно-коммуникационную компетентность можно рассмат-ривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную ин-формацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; мо-делировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ.

Принципиальным является то, что информационно-коммуникационная компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуаль-ный характер.

Таким образом, ИКК можно определить как способность индивида ре-шать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием ин-формационных и коммуникационных технологий.

Информационная компетентность – одна из ключевых компетентностей. Она имеет свою структуру и выполняет следующие функции:   

  • познавательную, направленную на систематизацию знаний, познание и са-мопознание;
  • коммуникативную, направленную на передачу информации с использова-нием различных носителей;
  • адаптивную, позволяющую адаптироваться к условиям жизни и деятель-ности в информационном обществе;
  • нормативную, включающую систему норм, правил и требований в инфор-мационном обществе;
  • оценочную, заключающуюся в умении ориентироваться в потоках разно-образной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оцени-вать значимую и второстепенную информацию;
  • развивающую, способствующую формированию активной и творческой позиции личности.

Все функции тесно взаимодействуют между собой, переходят одна в другую и фактически представляют единый процесс.

Информационную компетентность рассматривают, с одной стороны, как составляющую профессиональной компетентности, а с другой стороны, как составляющую информационной культуры личности.

Адекватным для формирования информационной компетентности спе-циалиста представляется структурирование процесса обучения, направленное на развитие в личности потребности в самостоятельной переработке инфор-мации, формирования навыков поиска, отбора, творческого переосмысления необходимой информации, что позволит обучающемуся в дальнейшем эф-фективно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Формирование информационно-коммуникационных компетенций яв-ляется одной из приоритетных целей  методической системы профес-сиональной подготовки будущих специалистов.

Данная методическая система определяется профессионально-лич-ностной  ориентировкой будущего специалиста в сфере информации и взаи-модействия и предполагает  осознанную мотивацию информационной дея-тельности, эффективное, творческое и ответственное применение инфор-мационных технологий в нестандартных профессиональных ситуациях, готовность к конструктивному сотрудничеству и межличностному диалогу в профессионально-информационной сфере.

          1. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

В современных условиях общество предъявляет повышенные требова-ния к качеству подготовки специалистов различного профиля  и  уровня,  ко-торые  должны  обладать  необходимыми  знаниями  в  своей  профессио-нальной области и владеть умениями их комплексного применения, то есть быть профессионально-компетентными. Одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является  информационная  компетент-ность,  которая  предполагает  умение  работать с компьютерной техникой, использовать современные программные продукты, привлекать  средства  ин-формационных  технологий  для  выполнения  математических расчетов,  об-работки  данных  экспериментов,  поиска  необходимой  информации, осу-ществления деловой переписки и коммуникаций, а также подразумевает ра-циональную  деятельность  в  области  освоения и использования  средств информационных технологий.

Между тем анализ действительной способности обучающихся исполь-зовать компьютерную технику в процессе выполнения курсовых работ и про-ектов, выпускной квалификационной работы, а также самооценка студентами своей подготовки в области освоения средств информационных технологий показывают, что уровень информационной  компетентности  не  вполне  со-ответствует  требованиям  Государственного образовательного стандарта профессионального образования.

В связи с этим развитие информационной компетентности как одной из профессионально значимых характеристик будущего специалиста является важнейшей задачей профессионального образования.

Уровень  развития  любого  государства  тесно  связан  с  развитием  и  применением  информационных технологий, поэтому важнейшей становится  задача по  эффективному их использованию во всех сферах человеческой де-ятельности. Связанное  не  только  с  профессиональной  деятельностью,  но  и  с широкими потребностями общества формирование информационной компетентности обучающегося призвано решить общекультурную и социаль-ную задачу - развитие личности  с  активным отношением к действительнос-ти, способной  к  самореализации,  специалиста,  обладающего  не  только оп-ределёнными знаниями и умениями, но и богатым личностным потенциалом, способствующим его дальнейшему саморазвитию.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации.  

Для учреждений НПО это означает  смену приоритетов  в расстановке целей образования.

Одним из результатов обучения и воспитания обучающихся должна стать готовность их к овладению современными компьютерными техноло-гиями и способность актуализировать полученную с их помощью информа-цию для дальнейшего самообразования.

Умения и навыки, формирующиеся при использовании ИКТ в современ-ных условиях принимают общеобразовательный и общеинтеллектуальный характер и могут быть перенесены на изучение учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Это послужит достижению информационной компетентности учащихся.

Таким образом,  организовав грамотно и вдумчиво деятельность на уро-ке (серии уроков), разнообразив внеклассную деятельность совместно с ад-министрацией школы, учителями-предметниками, классными руководите-лями  весь педагогический состав  может способствовать более целена-правленному формированию информационно-коммуникативной компетент-ности обучающихся, обучающиеся познакомятся с новыми возможностями использования компьютера для работы с информацией, они будут  обеспе-чены возможностью:

  • успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получе-ние образовательных услуг с использованием Интернет);
  • подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
  • жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Сегодня педагог и обучающийся проходят общий путь становления компетентности (в сфере информационно-аналитической, технологической, коммуникативной), становятся партнёрами, что, в свою очередь находит от-ражение в преемственности поколений в образовательном, культурном и ин-формационном плане.

 

 

 

                                 2. ПРОТИВОРЕЧИЯ

Вместе с тем недостаточно разработаны научно-методические подходы к развитию информационной компетентности в высшей технической школе с учетом направления подготовки.

Решение этой задачи связано с необходимостью преодоления противо-речий:  

  1. между  необходимостью  системной  подготовки  будущих  специалистов

в области информационных технологий и неразработанностью технологии ее реализации в учреждениях начального профессионального образования

  1. между  сложившейся  системой  подготовки  обучающихся  общестрои-тельных  специальностей  в  области  информационных  технологий,  не  учитывающей  компетентностную парадигму образования, с одной сто-роны, и требованиями государственных образовательных  стандартов  в период перехода  к  компетентностной модели образования, с другой сто-роны;
  2. между  актуальностью  усиления  информационной  составляющей  в  структуре профессиональной компетентности будущего рабочего с учетом профиля его подготовки и немногочисленностью исследований этой про-блемы.
  3. между потребностью  регионального  рынка  в  разносторонне  подготов-

     ленных выпускниках общестроительного профиля, отвечающих запросам

     современного  рынка  и  существующим  государственным  образователь-   ным стандартом НПО, не учитывающим региональные условия;

  1. между изменившимися требованиями к подготовке социально и профес-

     сионально  мобильных  рабочих  кадров  общестроительного  профиля, об-

     ладающих  базовой  профессией  и  дополнительной  смежной профес-  сией, дающей возможность осваивать новые виды деятельности и отсут-ствием научно-обоснованной технологии их профессиональной подготов-ки;

  1. традиционной  системой  подготовки  обучающегося  общестроительного

     профиля и необходимостью применения системы интегрированного

     подхода, основанного на проектном методе, последовательно наращива-  ющий уровень самостоятельности и активности обучающихся;

  1. необходимостью  подготовки  рабочих  высокой  квалификации  с учетом  их  деятельности  и  отсутствием  научно-обоснованной  учебно-програм-мной документации для их подготовки.


                           3.ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выявление и обоснование возможностей формирования  информаци-онной  компетентности обучающихся в условиях информационно-обогащен-ной среды училища, применения   в образовательном процессе современных педагогических технологий, навыков деятельности по отношению к инфор-мации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружа-ющем мире,  владение современными  средствами  информации  (телевизор,  магнитофон,  телефон, факс,  компьютер,  принтер,  модем, копир и т.п.) и  информационными технологиями   (аудио-  видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), поиск,  анализ и отбор необходимой информации, её пре-образование, сохранение и передача, разработки и научное обоснование тех-нологии, обеспечивающей системное развитие информационной компетент-ности обучающихся профтехучилища по направлению подготовки, и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность, разработки, теоре-тического  обоснования  и  экспериментальной проверки эффективности ор-ганизационно-дидактических условий формирования профессиональных компетенций обучающихся общестроительного профиля.

А также теоретическое обоснование и практическая разработка педа-гогической системы формирования информационно-технологической компе-тентности педагога профессионального обучения.


                     4. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Процесс профессиональной подготовки рабочих общестроительного профиля, системного развития информационной компетентности обучаю-щихся общестроительных специальностей. Под  общестроительными спе-циальностями  в исследовании понимаются  все  направления  подготовки рабочих,  связанные с их будущей профессиональной деятельностью, про-цесс  формирования  информационной компетентности обучающихся учи-лища.


               5. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Специфика  и  способы  применения развивающих  возможностей новых информационных технологий в образовательном процессе, направленном на формирование информационной компетентности, организационно-дидак-тические  условия формирования  профессиональных  компетенций  обуча-ющихся  НПО  общестроительного профиля.


                6. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

  Использование  подхода позволит наиболее полно реализовать про-цесс формирования информационной компетентности  у обучающихся, если:

-  информационная  компетентность,  определяемая  когнитивно-содержа-тельным,  социально-коммуникативным  и  ценностно-мотивационным ком-понентами,  в  контексте логики  ее формирования дифференцирована по уровням. На каждом уровне формирования компетенций, у каждого  обучаю-щегося  определяются  виды  учебно-познавательной деятельности, способы обучения, формы педагогического взаимодействия, методы и средства оцен-ки сформированности информационной компетентности и коррекции образо-вательного процесса;

-  процесс формирования  информационной  компетентности  проходит  в  рамках  реализации  индивидуальных  образовательных  траекторий. Обучающимся  предоставлена  возможность  активно  участвовать  в их про-ектировании и дальнейшей актуализации на каждом уровне, что создает ус-ловия для мотивации к активной самостоятельной деятельности и самореа-лизации. Критерии и показатели достижения уровней информационной ком-петентности служат основой для оценки личных достижений обучающихся и качества обучения;

-  использование  развивающих  возможностей  информационных техноло-гий  является  основным  педагогическим  инструментом  и  направлено на  развитие: 1)  конструктивного  алгоритмического мышления при погружении  в  среду,  требующую  четкого планирования  любых  видов  деятельности,  результат  которой  детерминирован  действиями  обучаемого,  при  работе  с  компьютерными  программами,  предоставляющими  четко  структурирован-ные  знания; 2)  творческого мышления за счет изменения содержания репро-дуктивной деятельности,  активизации  познавательного  интереса,  выполне-ния  заданий  эвристического,  исследовательского  характера  в  среде  ин-теллектуальных  обучающих  систем  и  моделирующих  программ;               3)  коммуникативных  способностей  в  ходе  выполнения  совместных  проектов,  проведения  компьютерных  деловых  игр  благодаря  расширению  возможностей взаимодействия с помощью таких технологий, как электрон-ная почта и электронные конференции.


                          7. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.  Выявить  в научно-педагогической  литературе проблему профессиональ-ного  образования  учащихся НПО  общестроительного  профиля  в связи с изменившимися потребностями отрасли.

2.  Определить  организационно-дидактические  условия  формирования про-фессиональных компетенций учащихся НПО  общестроительного профиля (на примере профессии «Мастер общестроительных работ»);

3.  Обосновать  специфику  и  необходимость  введения  в  систему профес-сионального образования ряда дополнительных образовательных программ, способствующих формированию надпрофессиональных компетенций уча-щихся;

4.  Экспериментально проверить эффективность реализации организационно-дидактических  условий  формирования  профессиональных  компетенций учащихся НПО общестроительного профиля.

5.  Выявить составляющие и обосновать классификацию видов информаци-онной компетентности обучающихся строительных специальностей;  

6.  Разработать  технологию  управления  развитием  информационной ком-петентности обучающихся строительных специальностей;

7.  Создать адаптированное методическое обеспечение процесса обучения информационным технологиям по направлению подготовки.


     8. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологической  основой  исследования  являются:  системный  под-ход,  основанный  на  определении  целостных  характеристик  изучаемых пе-дагогических объектов;  концепция  личностно-ориентированного  подхода  к  процессу  обучения;

кибернетический  подход,  рассматривающий  процесс  обучения  как  регу-лирование развития личности путем целенаправленного управления её дея-тельностью.


                             9. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез научных ис-точников,  позволяющих  системно  характеризовать  ситуацию  в  области  личностно-ориентированного  обучения,  информационных  технологий,  специальной литературы в области программного обеспечения  и  програм-мирования, моделирование,  обобщение  и  систематизация информации;  экспериментально-аналитический метод оценки  качества организации раз-личных  типов  активного обучения; проектирование образовательного про-цесса в условиях формирования информационной компетентности), эмпи-рические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа), математическая и компьютерная обработка данных.


10. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Базой исследования является РГОУ НПО ПУ № 16, группы 3, 5, 6, 7, 8, 4, 14. Исследования проводятся на уроке информатики.


11. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.  Выявлены и обоснованы организационно-дидактические условия, обеспе-чивающие  формирование  профессиональных  компетенций обучающих-ся общестроительного профиля с учетом региональных особенностей.

2.  Предложена  теоретически  обоснованная  структура  профессиональных и личностных  качеств рабочего  общестроительного профиля и модель вы-пускника, содержащая требования к профессиональным и надпрофессио-нальным компетенциям.

3.  Обоснованы  принципы  интеграции  новых педагогических  технологий.


      12. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Созданы  и  используются  в  образовательной практике учебно-мето-дические и дидактические материалы для обеспечения  профессионального  образования  обучающихся  общестроительного  профиля;

 Разработаны учебные планы профессиональной подготовки;

 Создана модель выпускника на основе компетентностного подхода. Материалы исследования используются  в РГОУ НПО ПУ № 16.


13. ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ  ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате проведенного исследования и проведения определенной работы:

  • в группе № 3 обучающимися был систематизирован и обобщён материал о своей группе и подготовлен проект-презентация «Моя группа»;
  • в группе № 7 был реализован проект «Составление технологической карты изготовления каркаса стропильной фермы»;
  • в группе № 6 был составлен проект «Электроды сварочные для ручной дуговой сварки»;

Анализ деятельности обучающихся показал, что обучающиеся с интересом выполняют работу по созданию проектов с применением возможностей компьютерных технологий.


        14. АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Апробация проектной деятельности обучающихся в плане развития у них информационно-коммуникативной деятельности на предметах специального цикла подтвердила актуальность внедрения информационных технологий в учебный процесс практически во все образовательные предметы.

Дальнейшим направлением следует, по-видимому, считать создание единого информационного пространства в училище, путем размещения в компьюте-рах электронных учебников, справочной и методической литературы. В перспективе – создание виртуального сервера с развитием локальных сетей.


                                     15. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование  возможностей ИП, Интернета,  электронной  почты, акцен-тирование внимания на составляющие того или иного уровня ИК  в  образо-вательном  процессе  позволит: 1) осознать  профессиональную  и  личност-ную  значимость  той  или  иной  специальности  для личностного  самооп-ределения  обучающихся,  значимости  самих  дисциплин; 2) реализовать модернизацию  электронных  курсов,  и  ориентировать их  на  раскрытие  сущности  профессионально-значимых  качеств; 3) расширить  возможности  индивидуального  консультирования  обучающихся по вопросам  профессио-нального  и  личностного  самоопределения; 4) согласованно применять раз-личные методы обучения; формировать  ИОТ  развития  на  основе  разно-уровневых  заданий  и включения в лабораторные работы вариативных сос-тавляющих содержания и видов деятельности; 6) организовать групповое взаимодействие посредством использования форума, групп по интересам, ме-тода проектов.


                        16. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Плотоненко  Ю.А.  Формирование  информационной  компетентности

студентов  в  процессе  обучения  информатике // Новые  технологии  в  образовании: научно-технический журнал. Воронеж, 2005. С. 13-15.

2. Хворенков, В.В. Методика формирования и диагностики уровня информа-

ционной компетентности выпускника направления «Телекоммуникации» в системе  высшего  профессионального  образования /  В.В.  Хворенков,  Е.М.  Зайцева, В.А. Сидорина. – Ижевск : Изд-во ИжГТУ, 2007. – 52 с. (авт. 1/3).

3. Тульбович  И.В.  Формирование  профессиональной  компетенции уча-щихся начального профессионального образования. // Человек и мир: со-

циальное  поведение  личности  в  изменяющемся  мире. Материалы  Всеросс. науч.-практ. конф. Ижевск: Изд-во дом «Ergo», 2007. – С. 127-129.

4. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10—11 классов / Н. Д. Угринович. — 4-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 511 с.: ил.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КУРСОВАЯ РАБОТА «Формирование информационной компетенции у обучающихся системы НПО на уроках спецтехнологии»

Слайд 2

Информационные компетенции При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), развиваются умения самостоятельно искать, анализировать, воспринимать, понимать, отбирать, организовывать, систематизировать, обрабатывать, преобразовывать, сохранять, моделировать, проектировать, передавать необходимую информацию. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности учащегося по отношению к информации , содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Слайд 3

Информационная компетентность Информационная компетентность мы понимаем как владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, перевода из одной знаковой системы в другую (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), участия в обсуждении проблем, в том числе определения узловых моментов дискуссии, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам и использования сведений для ее аргументации, умение публично презентовать результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации.

Слайд 4

Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека в современном обществе.

Слайд 5

умения, связанные с использованием новых информационных технологий в профессиональной деятельности Информационная компетентность Блок базовых компонентов Блок специальных компонентов умения, связанные с выполнением различных видов информационной деятельности с целью расширения профессионального кругозора и самообразования, создания нового знания и его передачи профессиональному сообществу

Слайд 6

Развитие ИКТ компетенций Использование в образовательном процессе традиционных источников информации (книги, журналы, газеты и др.) должно непременно сочетаться с активным привлечением электронных ресурсов с целью развития информационных компетенций учащихся в сфере поиска и переработки информации. Развитие информационных компетенций учащихся связано с умениями самостоятельно ориентироваться в информационном поле, накапливать свои знания, применять их для решения конкретных практических задач , привлекая для этого знания из разных областей. Обретение целостности и полноты представлений об эффективных способах решения информационных задач возможно при введении в учебную деятельность учащихся задач межпредметного плана. Активное включение учащихся в проектную деятельность , результатом которой является создание информационного продукта — компьютерной презентации, способствует возможности самовыражения, и положительной мотивации учащихся к выполнению самостоятельной работы и использованию компьютера.

Слайд 7

Классификация базовых информационных компетенций компетенции в сфере информационного поиска: самостоятельно находить информацию в информационном поле; выделять ключевые слова для информационного поиска; грамотно и точно составлять запрос к информационным источникам; организовать поиск в сети Интернет, в базах данных, электронных энциклопедиях и др. технологические компетенции предметно-аналитические компетенции операционно-деятельностные компетенции коммуникативные компетенции компетенции в сфере информационного поиска технологические компетенции: Умение пользоваться систематическими и предметными каталогами; Преобразовывать, переводить информацию из одной формы представления в другую (из текстовой в табличную, графическую); владеть технологическими навыками работы с пакетом Microsoft Office ( Word, Excel, PowerPoint) ; владеть технологией работы в в сети Интернет, использовать базовые и расширенные возможности информационного поиска; Умение сохранять и хранить информацию (посредством информационно-технических устройств); владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; предметно-аналитические компетенции : адекватно и осознано воспринимать, понимать, оценивать информацию; отбирать нужную информацию; анализировать информацию (выделять главное, сравнивать, сопоставлять, проводить диалектическое исследование, видеть плюсы и минусы); систематизировать, классифицировать информацию; умение обобщать (делать выводы, определять теоретическое и практическое значение); Умение абстрагировать : отвлекаться от частных свойств предметов и явлений; выделять существенные признаки; операционно-деятельностные компетенции: моделировать, проектировать; подготовить доклад, составлять тезисы выступления; использовать различные средства наглядности при выступлении; подбирать соответствующий материал для создания информационного продукта, представленного в различных видах; оформлять информационный продукт в виде компьютерной презентации средствами программы Microsoft Power Point; коммуникативные компетенции: представлять собственный информационный продукт; доступно преподносить, передавать информацию (в т.ч. посредством электронной почты); умение презентовать себя, отстаивать собственную точку зрения., умение вести беседу, участвовать в обсуждении (в т.ч. на форумах и Интернет-конференциях)

Слайд 8

Информационное общество Основой изменений во всех сферах общественной жизни, происходящих в настоящее время в России, является представление об информационном обществе, основанном на создании, распределении и потреблении огромных по своим объёмам информационных ресурсов, накопленных человечеством.

Слайд 9

Превращение современной цивилизации в информационное общество актуализирует, прежде всего, проблему формирования информационной компетентности личности, которая становится определяющим фактором эф-фективности её трудовой деятельности и повседневной жизни.

Слайд 10

Главная задача системы профессионального образования – заложить основы информационной компетентности личности, т.е. помочь обучающемуся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией её осмысления, обработки и практического применения.

Слайд 11

Информационная компетентность – одна из ключевых компетентностей . Она имеет свою структуру и выполняет следующие функции: познавательную, направленную на систематизацию знаний, познание и самопознание; коммуникативную, направленную на передачу информации с использованием различных носителей; адаптивную, позволяющую адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе; нормативную, включающую систему норм, правил и требований в информационном обществе; оценочную, заключающуюся в умении ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную информацию; развивающую, способствующую формированию активной и творческой позиции личности.

Слайд 12

Формирование информационно-коммуникационных компетенций является одной из приоритетных целей методической системы профессиональной подготовки будущих специалистов.

Слайд 13

Уровень развития любого государства тесно связан с развитием и применением информационных технологий, поэтому важнейшей становится задача по эффективному их использованию во всех сферах человеческой деятельности.

Слайд 14

Связанное не только с профессиональной деятельностью, но и с широкими потребностями общества формирование информационной компетентности обучающегося призвано решить общекультурную и социальную задачу - развитие личности с активным отношением к действительности, способной к самореализации, специалиста, обладающего не только определёнными знаниями и умениями, но и богатым личностным потенциалом, способствующим его дальнейшему саморазвитию.

Слайд 15

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации.

Слайд 16

Таким образом, организовав грамотно и вдум-чиво деятельность на уроке (серии уроков), разнообразив внеклассную деятельность сов-местно с администрацией ПУ, педагогами-предметниками, классными руководителя-ми весь педагогический состав может способствовать более целенаправленному формированию информационно-коммуни-кативной компетентности обучающихся, обучающиеся познакомятся с новыми воз-можностями использования компьютера для работы с информацией, они будут обеспе-чены возможностью:

Слайд 17

-успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая полу-чение образовательных услуг с ис--пользованием Интернет); -подготовиться к выбранной профес-сиональной деятельности; -жить и трудиться в информацион-ном обществе, в условиях экономи-ки, которая основана на знаниях.

Слайд 18

Сегодня педагог и обучающийся проходят общий путь становления компетентности (в сфере информационно-аналитической, технологической, коммуникативной), становятся партнёрами, что, в свою очередь находит отражение в преемственности поколений в образовательном, культурном и ин-формационном плане.

Слайд 19

Курсовая работа разработана: Преподавателем спецдисциплин РГОУ НПО ПУ № 16 Ивановым Евгением Ивановичем БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»

Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»...

Методические указания по выполнению курсовой работы по МДК.03.01 Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции для студентов очной формы обучения по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по МДК.03.01. Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции. Методичес...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО МДК 02.01.02 ВЕТЕРИНАРНАЯ ХИРУРГИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 36.02.01 ВЕТЕРИНАРИЯ

Методические рекомендации составлены в помощь студентам для подготовки и выполнения курсовой работы по выполнению курсовой работы по МДК 02.01.02 Ветеринарная хирургия по специальности 36.02.01 Ветери...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ПМ. 01. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗООГИГИЕНИЧЕСКИХ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 36.02.01 ВЕТЕРИНАРИЯ

Методические рекомендации составлены в помощь студентам для подготовки и выполнения курсовой работы по ПМ. 01. Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий по ...

Вопросы по итогам обучения в 4-м семестре (2019 - 2020 уч.гг.) по учебной дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Вопросы по итогам обучения в 4-м семестре (2019 - 2020 уч.гг.) по учебной дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство ви...

Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности. Методические указания по выполнению курсовой работы для обучающихся СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) всех форм обучения

В методических указаниях повыполнению курсовой работы по МДК "Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности" предложена примерная тематика курсовых работ; приведены планы по отдельным...

Методическое пособие по выполнению курсовой работы очной и заочной формы обучения учебной дисциплины ПМ 01. Предоставление турагентских услуг основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 43.02.10 Туризм.

Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности СПО 43.02.10  Туризм и соответствует Государст...