МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУП.01 «РУССКИЙ ЯЗЫК»
методическая разработка

В настоящих методических рекомендациях краткой форме изложен теоретический материал по темам, вынесенным на самостоятельное изучение, рассмотрены примеры упражнений и других видов самостоятельной деятельности обучающихся (или предусмотрены задания по формированию практических умений и навыков составления схем, конспектирования текста, работа со словарями, тестовые задания, работа с текстом), цели и задачи, порядок выполнения индивидуального проекта; требования к лингвистическому и техническому оформлению работы; практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты; критерии оценки индивидуального проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_k_vsr.docx85.38 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОУП.01 «РУССКИЙ ЯЗЫК»

по профессии: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

                13.01.10 Электромонтер по ремонту  и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Срок обучения 2 года 10 месяцев

Белгород, 2021

Аннотация

              Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Русский язык» где 52 часа по профессии:

 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) занимает внеаудиторная самостоятельная работа, в которую входит разработка и защита индивидуального проекта обучающимися (10 часов);

13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) .

Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося.

        В настоящих методических рекомендациях краткой форме изложен теоретический материал по темам, вынесенным на самостоятельное изучение, рассмотрены примеры упражнений и других видов самостоятельной деятельности обучающихся (или предусмотрены задания по формированию практических умений и навыков составления схем, конспектирования текста, работа со словарями, тестовые задания, работа с текстом), цели и задачи, порядок выполнения индивидуального проекта; требования к лингвистическому и техническому оформлению работы; практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты; критерии оценки индивидуального проекта.

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ        6

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ        7

ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ        9

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ        9

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ        11

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ        24

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ        24

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА        25

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА        28

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА        28

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ по дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК»        29

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» предназначены для обучающихся по профессии: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки); 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) .

        Всего на внеурочную самостоятельную работу по учебному плану предусмотрено 57 часов. Из них 10 часов для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) занимает внеаудиторная самостоятельная работа, в которую входит разработка и защита индивидуального проекта обучающимися.

Работа во внеурочное время оказывает значительную помощь в осуществлении некоторых учебно-воспитательных задач и в достижении дидактических целей:

  • закрепление и систематизация знаний, получаемых на аудиторных занятиях, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
  • формирование умений и навыков умственного труда;
  • мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
  • развитие самостоятельности мышления;
  • формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
  • овладение технологией самообразования;

 знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • Развивать навыки устной и письменной речи.

в области аудирования и чтения

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

в области говорения и письма

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
  2. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
  3. Работа со словарями и справочной литературой.
  4. Поиск необходимой информации через Интернет.
  5. Конспектирование источников.
  6. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, диктанту, контрольной работе, зачету, экзамену).
  7. Выполнение домашних контрольных работ.
  8. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы,  тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).
  9. Выполнение творческих заданий и творческих работ (доклад, сообщение, сочинение)
  10. Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.
  11. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
  12. Выполнение заданий по образцу
  13. Выполнение экзаменационных вариантов
  14. Составление теста и эталона к нему
  15. Составление или решение  кроссворда на  различные  понятия, определения и т.п.;
  16. Составление и заполнение таблиц для систематизации учебного материала
  17. Ответы на контрольные вопросы.

ФОРМА  КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
  2. Самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе.
  3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
  4. Тестирование.
  5. Письменный опрос.
  6. Устный опрос.
  7. Индивидуальное собеседование, собеседование с группой.
  8. Выполнение контрольной работы (диктанта), контрольного тестирования по разделам.
  9. Отчет о проделанной работе.
  10. Творческий конкурс.
  11. Олимпиада.
  12. Экзамен.

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

• Русский язык среди других языков мира.

• Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.

• Языковой портрет современника.

• Молодежный сленг и жаргон.

• Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.

• А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.

• Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.

• Формы существования национального русского языка: русский литературныйязык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.

• Язык и культура.

• Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русскойустной речи.

• Вопросы экологии русского языка.

• Виды делового общения, их языковые особенности.

• Языковые особенности научного стиля речи.

• Особенности художественного стиля.

• Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.

• Экспрессивные средства языка в художественном тексте.

• СМИ и культура речи.

• Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.

• Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексикив произведениях художественной литературы.

• Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.

• Русское письмо и его эволюция.

• Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

• Антонимы и их роль в речи.

• Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организацииречи.

• Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.

• Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.

• В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».

• Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

• Исторические изменения в структуре слова.

• Учение о частях речи в русской грамматике.

• Грамматические нормы русского языка.

• Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).

• Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции,употребление.

• Слова-омонимы в морфологии русского языка.

• Роль словосочетания в построении предложения.

• Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.

• Синтаксическая роль инфинитива.

• Предложения с однородными членами и их функции в речи.

• Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.

• Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.

• Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.

• Синонимика простых предложений.

• Синонимика сложных предложений.

• Использование сложных предложений в речи.

• Способы введения чужой речи в текст.

• Русская пунктуация и ее назначение.

• Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

При оценке внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося следует  руководствоваться следующими критериями:

1) полноту и правильность выполненного задания;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка;

4) представляет материал, оформленный с требованиями.

Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого, а также в оформлении работы или отчета.

Отметка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого;

4) материал оформлен неаккуратно или не в соответствии с требованиями.

Отметка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнаниебольшей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Наименование разделов и тем

Содержание самостоятельной работы обучающихся.

Объем часов

1

2

3

Раздел 1.

Самостоятельная работа обучающихся.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

Лингвостилистический анализ текста.

6

Раздел 2

Самостоятельная работа обучающихся.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

6

Самостоятельная работа обучающихся.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Решение содержательных задач из различных областей науки и практики.

6

Раздел 3

Самостоятельная работа обучающихся.

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

7

Самостоятельная работа обучающихся.

Употребление форм имен существительных в речи.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Употребление форм имен прилагательных в речи.        

2

Раздел 4.

Самостоятельная работа обучающихся.

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

6

Самостоятельная работа обучающихся.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

4

Самостоятельная работа обучающихся. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

4

Раздел 5.

Самостоятельная работа обучающихся

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

6

Самостоятельная работа обучающихся

Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

4

                                                                                                               Всего:

57

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Введение.

Тема. Роль языка в обществе и в жизни каждого человека.

Подготовка к контрольнойработе.

Цель самостоятельной работы:

1. Проверить уровень знаний, умений и навыков по вопросу составления тестов по изученному материалу. Например: «Основные правила орфографии».

2. Повторить материал для проведения контрольного диктанта (входной контроль).

3. Выявить пробелы в знаниях студентов.

Задания для обучающихся:

1. Составить тест по основным правилам русского  языка

2. Подготовиться к контрольному диктанту (повторить основные правила правила).

Рекомендации по составлению теста:

  1. Заданий теста не должно превышать 10-15;
  2. Вариантов ответов не менее 4;
  3. Можно воспользоваться КИМами по подготовке к ЕГЭ.
  4. Оформить работу на листе формата А-4;
  5. Приложить эталоны ответов.

Тест № 1

Тема «Словообразование. Орфография»

  1. Найдите строчку, где все слова образованы приставочным способом:
  1. застроить, пояснить
  2. слепой, подкинуть
  3. пришкольный, переехать
  4. самолет, прадедушка
  1. Найдите строчку, где все слова образованы суффиксальным способом:
  1. желтизна, обедать
  2. правнук, правобережный
  3. неприятный, школа-интернат
  4. серебристый, наручный
  1. Найдите строчку, где пропущена одна и та же буква:
  1. пр…скверный, пр…брежный, пр…ход
  2. пр…кратить, пр…зирать, пр…рвать
  3. пр…крыть, пр…крикнуть, пр…ступление
  4. пр…следовать, пр…винтить, пр…шел
  1. Найдите строчку, где все слова пишутся через дефис:
  1. пол(листа), русско(немецкий), стен(газета)
  2. вагон(салон), пол(шага), полу(круг)
  3. био(логия), кресло(кровать), само(кат)
  4. пол(Белгорода), летчик(космонавт), добрый(предобрый)
  1. Найдите строчку, где все слова с чередующейся гласной в корне слова:
  1. выр…сла, к…сой взгляд, прил…гать
  2. зам…реть, выд…рать, к…саться
  3. р…ждается, изл…жение, отр…сль
  4. н…циональные, ц…лина, заг…реть

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  

Тема: Язык и речь.

Подготовить связное выступление о стилях языка и речи

Цель самостоятельной работы:

1. Проверить умения и навыки студентов по подготовке связного выступления (сообщения);

2. Проверить умения обучающихся находить учебный и познавательный материал по теме в разных источниках;

3. Дать возможность проявить творческую инициативу и смекалку при выполнении работы.

Задание для обучающихся:   Подготовить связное выступление о стилях языка и речи.

Рекомендации поподготовке связного выступления

Связное выступление (сообщение) – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами, 1–2 самыми яркими и в то же время краткими примерами.

Сообщение составляется по одному источнику, чтобы четко определить важность тех или иных сведений. Вначале изучается тот источник, в котором данная тема изложена наиболее полно и на современном уровне научных и практических достижений. Записанное сообщение  дополняется материалом других источников.

Этапы подготовки сообщения:

1. Прочитайте текст и составьте его развернутый план.

3. Продумайте, какие части можно сократить так, чтобы содержание было правильно понято слушателями.

4. Зафиксируйте наиболее интересные по смыслу аргументы и факты.

5. В каждой части выделите главное и второстепенное, которое может быть сокращено при конспектировании.

6. При записи старайтесь сложные предложения заменить простыми. Тематическое и смысловое единство сообщения  выражается в том, что все его компоненты связаны с темой первоисточника.

Выступление  должно  быть рассчитано на 3-5 мин.  и сопровождаться презентацией, схемами, рисунками, таблицами и т.д.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Тема:  Функциональные стили речи.

Задание для студентов: Выполнить сочинение на лингвистическую или  нравственно-этическую тему. Например: «Для чего в русском языке применяются знаки препинания – запятая и тире?»

Цель самостоятельной работы:

1. Проверить умения и навыки студентов по выполнению письменной работы по единым требованиям и критериям (в соответствии с требованиями ЕГЭ);

2. Формировать навыки грамотной литературной речи.

Задание для обучающихся:  

1. Выполнить сочинение на лингвистическую или  нравственно-этическую тему.

ПАМЯТКА

по выполнению сочинения

Основные части сочинения:

1 часть – вступление (тезис)

Может содержать риторический вопрос или постановку проблемы, которая будет решена в основной части.

Например: Для чего нужно знать основные правила орфографии?

2 часть – основное содержание сочинения – содержит не менее 2 аргументов, к каждому из которых приводится по 2 доказательства.

1-й аргумент – Для формирования навыков грамотного письма.

2-й аргумент – Для того, чтобы легко общаться с представителями разных профессий и социальных групп.

Доказательством могут служить примеры из художественной литературы или знания правил правописания. Примеры приводятся как прямая речь, в кавычках.

Аргументы – это неоспоримые утверждения, которые не могут быть опровергнуты.

Доказательства – это примеры к аргументам, которые являются подтверждением каждого утверждения.

3 часть – вывод – является логическим завершением размышлений автора сочинения. Вывод может начинаться словами: «таким образом», «я считаю», «значит», «итак».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  

Тема: Лексика и фразеология

Задание студентам: Составить тест на тему многозначности лексики.

Цель самостоятельной работы:

1. Проверить умения и навыки студентов по составлению теста по определенной теме программного материала;

2. Систематизировать накопленный «опыт» студентов по данному вопросу;

3. Стимулировать самостоятельную работу студентов на результативную деятельность в процессе подготовки к контрольным работам.

Задание для обучающихся:  

1. Составить тест на тему многозначности лексики.

Рекомендации по составлению теста:

  1. Количество заданий теста не должно превышать 15-20;
  2. Вариантов ответов не менее 4;
  3. Постарайтесь не обращаться к КИМам по подготовке к ЕГЭ.
  4. Оформить работу на листе формата А-4;
  5. Приложить эталоны ответов.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  

Тема: Лексика и фразеология

Цель самостоятельной работы:

1. Проверить умения и навыки студентов работы с различными справочными материалами;

2. Систематизировать материал для дальнейшего выступления;

3. Стимулировать самостоятельную работу студентов на результативную деятельность в процессе подготовки к контрольному диктанту с лексико-грамматическим заданием.

Задание для обучающихся:

Подготовить устное сообщение о происхождении и значении фразеологизмов.

Рекомендации по подготовке устного сообщения

Устное сообщение (выступление) – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами, 1–2 самыми яркими и в то же время краткими примерами.

Сообщение составляется по нескольким источникам, чтобы донести до слушателей интересные сведения. Вначале изучается тот источник, в котором данная тема изложена наиболее полно, затем привлекаются дополнительные справочники и фразеологические словари. Материал систематизируется.

Этапы подготовки сообщения:

1. Прочитайте текст и составьте его развернутый план.

3. Продумайте, какие части можно сократить так, чтобы содержание было правильно понято слушателями.

4. Зафиксируйте наиболее интересные по смыслу аргументы и факты.

5. В каждой части выделите главное и второстепенное, которое может быть сокращено при конспектировании.

6. При записи старайтесь сложные предложения заменить простыми. Тематическое и смысловое единство сообщения  выражается в том, что все его компоненты связаны с темой первоисточника.

Выступление  должно  быть рассчитано на 3-5 мин., эмоциональным и интересным с точки зрения его применения, может сопровождаться презентацией, рисунками и т.д.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Цель самостоятельной работы:

1. Проверить умения и навыки студентов по составлению теста по определенной теме программного материала;

2. Систематизировать накопленный «опыт» студентов по данному вопросу;

3. Стимулировать самостоятельную деятельность студентов на результат в процессе подготовки к контрольной работе.

Задания для обучающихся:

1. Составить тест по разделам русского языка.

2. Выполнить упр. по учебнику.

Рекомендации по составлению теста

  1. Количество заданий теста не должно превышать 15-20;
  2. Вариантов ответов не менее 4;
  3. Постарайтесь не обращаться к КИМам по подготовке к ЕГЭ.
  4. Оформить работу на листе формата А-4;
  5. Приложить эталоны ответов.

Рекомендации по выполнению упражнения

1. При выполнении упражнения старайтесь в первую очередь сделать задания к нему, которые вызывают у вас затруднения;

2. Повторите теоретический материал по учебнику;

3. Проверьте себя на понимание данного материала методом подбора или сопоставления с тем, что выполняли на занятиях.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  

Тема: Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Цель самостоятельной работы:

1. Проверить знания обучающихся в тетовой форме по определенной теме программного материала;

2. Систематизировать умения правильно и грамотно оформлять ответы на тестовые вопросы;

3. Стимулировать самостоятельную работу студентов в процессе проектной деятельности.

Задания для обучающихся:

1. Подготовить презентацию по теме.

2. Выполнить тест по пройденному материалу.

Рекомендации по подготовке презентации

1. Презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.

2. Не делать слишком много слайдов. Нормальное время выступления –  5- 7 минут.   Исходя из этой цифры, рекомендуется делать не более 10 слайдов.
3. В презентации Power Point недопустим мелкий шрифт. Оставляйте только главные тезисы. Делайте их крупным шрифтом. Не рекомендуется  смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

4. При подготовке презентации необходимо учитывать такие факторы, как во время демонстрации теряется цветопередача и ухудшается контрастность, поэтому одним из лучших решений является темный шрифт и светлый фон. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
5. Ищите разумный баланс  между текстом, графикой и анимацией.

6. Общие правила оформления текста:

- выравнивание текста;

- горизонтальное расположение текстовой информации;

- каждому положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста;

- основную идею абзаца располагать в самом начале - в первой строке абзаца (это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца).
Правила  представления презентации

1. Произносите слова громко и четко.

2. Не поворачивайтесь  к аудитории спиной.
4. Рекомендуется  предварительно проверить время представления и демонстрация перед тем,  как идти выступать.

5. Постарайтесь не волноваться.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Морфемика, словообразование, орфография

Цель самостоятельной работы:

1. Проверить знания студентов по по определенной теме программного материала;

2. формировать навыки по работе с различными источниками информации, в том числе Интернет;

3. Стимулировать самостоятельную деятельность студентов на результат в процессе подготовки к контрольному диктанту.

Задания для обучающихся:

1. Подготовить сообщение о принципах русской орфографии.

2. Выполнить тест по пройденному материалу.

Рекомендации по подготовке сообщения

Сообщение (выступление) – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами, 1–2 самыми яркими и в то же время конкретными примерами.

Сообщение составляется по нескольким источникам, чтобы донести до слушателей интересные сведения. Вначале изучается тот источник, в котором данная тема изложена наиболее полно, затем привлекаются дополнительные справочники и фразеологические словари. Материал систематизируется.

Этапы подготовки сообщения:

1. Прочитайте текст и составьте его тезисный план.

3. Продумайте, какие части можно сократить так, чтобы содержание было правильно понято слушателями.

4. Зафиксируйте наиболее интересные по смыслу аргументы и факты.

5. В каждой части выделите главное и второстепенное, которое может быть сокращено при конспектировании.

6. При записи старайтесь сложные предложения заменить простыми. Тематическое и смысловое единство сообщения  выражается в том, что все его компоненты связаны с темой первоисточника.

Выступление  должно  быть рассчитано на 3-5 мин., эмоциональным и интересным с точки зрения его применения, может сопровождаться презентацией.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  

Тема: Морфология и орфография

Цель самостоятельной работы:

1. Проверить знания студентов по по определенной теме программного материала;

2. формировать навыки работы над подготовкой к контрольному тестированию и изложению с элементами сочинения;

3. Стимулировать самостоятельную деятельность студентов на результат в процессе подготовки к контрольному тестированию и изложению с элементами сочинения.

Задания для обучающихся:

1. Подготовить мини-доклад об особенностях русской морфологии.

2. Выполнить тест по пройденному материалу.

Рекомендации по составлению мини-доклада

Мини-доклад – это краткое изложение содержания научного труда специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен давать читателю представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности.

Доклад – вид самостоятельной исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом

1. Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

2. Составление плана доклада.

3. Обработка и систематизация информации.

4. Составление списка использованных источников.

5. Написание доклада.

6. Публичное выступление с результатами исследования.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  

Тема: Морфология и орфография

Цель самостоятельной работы:

1. Проверить знания студентов по определенной теме программного материала;

2. формировать навыки работы над подготовкой к контрольному тестированию и изложению с элементами сочинения;

3. Стимулировать самостоятельную деятельность студентов на результат в процессе подготовки к контрольному тестированию и изложению с элементами сочинения.

Задания для обучающихся:

1. Выполнить  практические упражнения при подготовке к контрольному тестированию и изложению с элементами сочинения.

2. Изучить особенности правописания  частей речи.

ПАМЯТКА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИЗЛОЖЕНИЯ

  1. Теоретическая часть.

Подробное изложение

Сжатое изложение

Различаются по отношению к объему исходного текста

 (степень сжатия текста может быть различной – ½, 2/3, ¾ …)

Максимальное воспроизведение

исходного текста

Краткое изложение исходного текста

Сохранение стилистических особенностей

Сохранение стилистических особенностей не обязательно

  1. Последовательность работы над изложением:
  1. Прослушивание текста, параллельная запись фактов, цифр, названий и т.д. Концентрация внимания на «трудных» словах и случаях пунктуации.
  2. Обязательный пересказ текста (письменно или устно).
  3. Определение темы и основной мысли текста.
  4. Определение стиля и жанра текста.
  5.  Составление плана.
  6.  Определение выразительных средств, используемых в тексте.
  7.  Продумывание замеченных орфограмм и случаев пунктуации. Работа по подбору слов-синонимов и синонимичных конструкций к «трудным» случаям.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  

Тема: Служебные части речи

Цель самостоятельной работы:

1. Проверить знания студентов по определенной теме программного материала;

2. формировать навыки работы употребления предлогов и наречных выражений в письменной и устной форме;

3. Стимулировать самостоятельную деятельность студентов на результат в процессе подготовки к контрольной работе.

Задания для обучающихся:

1. Подготовить мини-доклад об особенностях употребления союзов и предлогов в русской речи.

2. Изучить особенности правописания союзов и наречных предлогов.

Рекомендации по составлению мини-доклада

Мини-доклад – это краткое изложение содержания научного труда специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен давать читателю представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности.

Доклад – вид самостоятельной исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом

1. Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

2. Составление плана доклада.

3. Обработка и систематизация информации.

4. Составление списка использованных источников.

5. Написание доклада.

6. Публичное выступление с результатами исследования.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Служебные части речи

Цель самостоятельной работы:

1. Проверить знания студентов по определенной теме программного материала;

2. формировать навыки работы употребления предлогов и наречных выражений в письменной и устной форме;

3. Стимулировать самостоятельную деятельность студентов на результат в процессе подготовки к контрольной работе.

Задания для обучающихся:

Подготовить кроссворд  по теме.

Методические рекомендации по составлению кроссвордов

В процессе работы обучающиеся:

  • просматривают и изучают необходимый материал, как в лекциях, так и в дополнительных источниках информации;
  • составляют список слов раздельно по направлениям;
  • составляют вопросы к отобранным словам;
  • проверяют орфографию текста, соответствие нумерации;
  • оформляют готовый кроссворд.

Общие требования при составлении кроссвордов:

  1. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда;

      2) Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения;

  1. Загаданные слова должны быть именами существительными в   именительном падеже единственного числа;
  2. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения;
  3. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений;
  4. Не допускаются аббревиатуры (МВДи т.д.), сокращения (детдом и др.);
  5. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

Требования к оформлению:

  • На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда;
  • Рисунок кроссворда должен быть четким;
  • Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:

1-й экз. - с заполненными словами;

2-й экз. - только с цифрами позиций.

Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.

Критерии оценивания составленных кроссвордов:

  1. Четкость изложения материала, полнота исследования темы;
  2. Оригинальность составления кроссворда;
  3. Практическая значимость работы;
  4. Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок;
  5. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;
  6. Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Синтаксис и пунктуация

Цель самостоятельной работы:

1. Проверить знания студентов по определенной теме программного материала;

2. формировать навыки работы правильно употребления союзов и союзных слов в простом и сложном предложениях;

3. Систематизировать работу над синтаксическим разбором простого и сложного предложения.

4. Стимулировать самостоятельную деятельность студентов на результат в процессе подготовки к контрольной работе.

Задания для обучающихся:

1. Подготовить презентацию по теме.

2. Устное сообщение о великих ученых-русистах.

3. Пройти тест на знание синтаксического разбора словосочетания и простого предложения.

Рекомендации по подготовке презентации

1. Презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.

2. Не делать слишком много слайдов. Нормальное время выступления –  5- 7 минут.   Исходя из этой цифры, рекомендуется делать не более 10 слайдов.
3. В презентации Power Point недопустим мелкий шрифт. Оставляйте только главные тезисы. Делайте их крупным шрифтом. Не рекомендуется  смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

4. При подготовке презентации необходимо учитывать такие факторы, как во время демонстрации теряется цветопередача и ухудшается контрастность, поэтому одним из лучших решений является темный шрифт и светлый фон. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
5. Ищите разумный баланс  между текстом, графикой и анимацией.

6. Общие правила оформления текста:

- выравнивание текста;

- горизонтальное расположение текстовой информации;

- каждому положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста;

- основную идею абзаца располагать в самом начале - в первой строке абзаца (это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца).
Правила  представления презентации

1. Произносите слова громко и четко.

2. Не поворачивайтесь  к аудитории спиной.
4. Рекомендуется  предварительно проверить время представления и демонстрация перед тем,  как идти выступать.

5. Постарайтесь не волноваться.

Рекомендации по подготовке устного сообщения

Устное сообщение (выступление) – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами, 1–2 самыми яркими и в то же время краткими примерами.

Сообщение составляется по нескольким источникам, чтобы донести до слушателей интересные сведения. Вначале изучается тот источник, в котором данная тема изложена наиболее полно, затем привлекаются дополнительные справочники и фразеологические словари. Материал систематизируется.

Этапы подготовки сообщения:

1. Прочитайте текст и составьте его развернутый план.

3. Продумайте, какие части можно сократить так, чтобы содержание было правильно понято слушателями.

4. Зафиксируйте наиболее интересные по смыслу аргументы и факты.

5. В каждой части выделите главное и второстепенное, которое может быть сокращено при конспектировании.

6. При записи старайтесь сложные предложения заменить простыми. Тематическое и смысловое единство сообщения  выражается в том, что все его компоненты связаны с темой первоисточника.

Выступление  должно  быть рассчитано на 3-5 мин., эмоциональным и интересным с точки зрения его применения, может сопровождаться презентацией, рисунками и т.д.

Выполните тест

Тест № 2

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Леса стояли сухие, (1) как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него,(2) но промахнулся,(3) и заяц удрал.

  1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Стреляли отовсюду, (1) дробь сыпалась на воду рядом с нашей лодкой, (2) и мы шарахались от любого шевелящегося куста, (3) рискуя попасть под дула оголтелых людей.

  1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Он и так уже стоит здесь,(1) наверно,(2) полчаса,(3) поэтому все,(4) конечно,(5) догадались о его завороженности... Кинтель попятился,(6) чувствуя,(7) как наливаются теплотой уши и щеки.

  1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Прав ли я, (1) что взялся рассказать людям о Селигере, (2) тем самым отдав его в чужие, (3) многие руки.

  1. Замените словосочетаниеИГРАЛА ВОСХИТИТЕЛЬНО, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  2.  Замените словосочетаниеСТОЛИЧНЫМИ ЛЮДЬМИ, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  3. Замените словосочетаниеКОЖАНАЯ СУМКА, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  4. Замените словосочетаниеРЕЧНАЯ ТИНА, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  5. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.
  6.  Какой частью речи являются слова: ПЕРЕШИТА, СЖАТА?
  7.  Каким способом образовано слово ПО-НАСТОЯЩЕМУ?
  8. Замените словосочетание В РОДИТЕЛЬСКОМ ДОМЕ, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  9. Замените словосочетаниеДЕДОВ ЛЮБИМЕЦ, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Синтаксис и пунктуация

Цель самостоятельной работы:

1. Проверить знания студентов по определенной теме программного материала;

2. Систематизировать работу над синтаксическим разбором простого и сложного предложения.

3. Стимулировать самостоятельную деятельность студентов на результат в процессе подготовки к контрольному диктанту.

Задания для обучающихся:

1. Выполнить тест по пройденному материалу

2. Пройти тест на знание синтаксического разбора простого и сложного предложения (по материалам КИМов к ЕГЭ)

Выполните тестирование

1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» утверждал преимущество живописи перед поэзией ( ) и многие современники разделяли его точку зрения.

1)

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2)

Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3)

Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4)

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.

1)

1

2)

2, 4

3)

1, 4

4)

1, 3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Великий Новгород. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.

1)

1, 2, 3, 4, 5

2)

1, 2

3)

3, 4, 5

4)

1, 3

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)

В Средневековье появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.

2)

Одинокие рыцари либо присоединялись к сложившимся группам либо образовывали свою собственную.

3)

Футбольный матч или премьера нового спектакля или происшествие в городе могут занимать умы и сердца огромного количества людей.

4)

У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран.

5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Писатель – не сочинитель: первый пишет, чтобы изложить свои мысли, второй сочиняет, чтобы что-нибудь написать.

1)

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2)

Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)

Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4)

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  

Тема: Синтаксис и пунктуация

Цель самостоятельной работы:

1. Проверить знания студентов по определенной теме программного материала;

2. формировать навыки работы правильно употребления союзов и союзных слов в простом и сложном предложениях;

3. Систематизировать работу над синтаксическим разбором простого и сложного предложения.

4. Стимулировать самостоятельную деятельность студентов на результат в процессе подготовки к итоговому тестированию.

Задания для обучающихся:

1. Выполнить практические задания по теме употребления главных и второстепенных членов предложения.

2. Выполнить практические упражнения на определение типов простых предложений по наличию главных членов предложения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  

Тема: Культура речи и произносительные нормы русского языка.

Цель самостоятельной работы:

1. Проверить знания студентов по употреблению орфографических и орфоэпических литературных норм русского языка;

2. формировать навыки работы правильно употребления союзов и союзных слов в простом и сложном предложениях;

3. Систематизировать работу над синтаксическим разбором простого и сложного предложения.

4. Стимулировать самостоятельную деятельность студентов на результат в процессе подготовки к итоговой аттестации по дисциплине.

Задания для обучающихся:

1. Выполнить доклад по темам раздела учебника.

2. Выполнить тест по пройденному материалу.

Рекомендации по составлению доклада

Доклад – это краткое изложение содержания научного труда специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен давать читателю представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности.

Доклад – вид самостоятельной исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

1. Этапы работы над докладом

1. Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

2. Составление плана доклада.

3. Обработка и систематизация информации.

4. Составление списка использованных источников.

5. Написание доклада.

6. Публичное выступление с результатами исследования.

2. Структура доклада:

- титульный лист (См. Приложение 1)

- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);

- введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);

- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);

- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации);

- список использованных источников.

 3.  Структура и содержание доклада

 1. Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.

2. Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада.

Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов.

В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора.

3. В заключение содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам.

4. Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.

5. Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1».

 

4. Требования к оформлению доклада

1. Объем доклада может быть в пределах 5-10 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.

2. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.

3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

4. Библиографический список составляется в соответствии с требованиями (вначале справочные издания и словари, потом научные работы, статьи и т.д.)

5. Критерии оценки доклада

- актуальность темы исследования;

- соответствие теме доклада;

- глубина проработки материала, правильность и полнота использования источников;

- соответствие оформления доклада стандартам.

По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

Оформление доклада/реферата

Общие требования

Доклад/реферат выполняется на листах бумаги формата А-4 в MicrosoftWord;

объем: 5-10 страниц текста для доклада, 10-15 страниц текста для реферата (приложения к работе не входят в ее объем).

Размер шрифта – 14; интервал – 1,5; с нумерацией страниц сверху страницы посередине, абзацный отступ на расстоянии 2,25 см от левой границы поля.

В тексте обязательны ссылки на первоисточники.

Количество источников: не менее 5-8 различных источников для доклада, не менее 8-10 для реферата.При оформлении работы соблюдаются поля: левое – 30 мм; правое – 15 мм; нижнее  и верхнее – 20 мм.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стандарты Российской Федерации по специальностям

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.       М.: «Просвещение», 2010.

3. Голуб И.Б., ЕГЭ сдаём без проблем. Русский язык без репетитора.  -М.: Эксмо, 2006.

4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов.- М.:- Вербум-М, 2005

5. Кравцова М.Ю. Теория и история русского языка. Информатика и информационно-коммуникативные технологии (для учащихся 5-11 классов) / Образование в современной школе, №3, 2007, с. 17-19.

6. Опришко А.Я., Современный русский литературный язык. Орфография. Издание 2-е, дополненное и переработанное. Издательское объединение «Вища школа», Харьков: 1974 – 152

Словари и справочники

1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Любое издание.                                                                                                        2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 2000         3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 1994                                                                                                                            4. Большой орфографический словарь русского языка. Ред. С.Г.Бархударов и др. М., 1999

5. Толковые и специальные словари по отраслям.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Индивидуальный проект выполняется Вами самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках учебной дисциплины.

Результатом данной работы должен стать индивидуальный проект, выполненный и оформленный в соответствии с установленными требованиями. Индивидуальный проект подлежит обязательной защите.

Подробное изучение рекомендаций и следование им позволит Вам избежать ошибок, сократит время и поможет качественно выполнить проект.

Обращаем Ваше внимание, что если Вы получите неудовлетворительную оценку по индивидуальному проекту, то Вы не будете допущены к итоговой аттестации по дисциплине.

Вместе с тем, внимательное изучение рекомендаций, следование им и своевременное консультирование у Вашего руководителя, поможет Вам без проблем подготовить, защитить индивидуальный проект и получить положительную оценку.

Консультации по выполнению индивидуального проекта проводятся как в рамках учебных часов в ходе изучения дисциплины, так и по индивидуальному графику.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

I этап. Выбор темы и её согласование с преподавателем.

Вы имеете право выбора той или иной темы из предложенного преподавателем списка. Документальное закрепление тем производится преподавателем посредством внесения Вашей фамилии в утвержденный директором колледжа перечень тем проектных работ. Данный перечень тем проектов с конкретными фамилиями студентов хранится у преподавателя. Самостоятельно изменить тему Вы не можете.

II этап. Составление плана подготовки индивидуального проекта.

В самом начале работы очень важно вместе с руководителем составить план выполнения индивидуального проекта. При составлении плана Вы должны вместе уточнить круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки её выполнения, определить источники информации, изучить необходимую литературу.

ОБЯЗАТЕЛЬНО составить рабочую версию содержания работы (проекта) по разделам и подразделам.

III этап.  Работа с источниками информации.

Непосредственное изучение выявленных материалов-источников и опубликованной литературы по теме. Анализ выявленных материалов позволяет определить степень изученности темы, необходимость более детального исследования её отдельных аспектов. При работе с источниками и литературой целесообразно делать выписки (или копии), обязательно указывая источник полученных сведений (автора и название издания, место и год публикации, страницу, с которой взяты нужные сведения; ссылку на сайт в Интернете).

Завершив изучение выявленной литературы, следует произвести систематизацию полученной информации, сопоставить её, выявить возможные противоречия, проанализировать их происхождение с точки зрения современной науки. Необходимо учитывать время создания той или иной книги, или статьи, особенности авторской концепции рассмотрения темы. Не следует забывать, что полученные материалы следует использовать критически: неполнота источников, ограниченность данных или особенности их интерпретации, идеологические стереотипы и догмы, политическая ситуация могли привести авторов изученных книг или статей к сознательному или бессознательному искажению реальности, и автору проектной работы необходимо выявить и отметить такие искажения.

Систематизация выявленных материалов позволяет перейти к четвертому этапу.

IV этап. Написание текста работы по составленному плану.

Содержание индивидуального проекта включает в себя следующие элементы:

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список используемой литературы;

- приложения.

V этап. Оформление текста индивидуального проекта, приложений к нему (схемы, таблицы, опросники, анкеты, фото, видео материалы, презентации)

Запомните! Своевременное выполнение каждого этапа работы над проектом - залог Вашей успешной защиты и гарантия допуска к промежуточной аттестации по дисциплине.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

1. Структура индивидуального проекта включает в себя следующие элементы:

- титульный лист (1 стр.);

- содержание (1 стр.);

- введение (1-2 стр.);

- основная часть (7-15 стр.);

- заключение (1 стр.);

- список используемой литературы (1 стр.);

- приложения (не более 5 стр.).

ВВЕДЕНИЕ - первый раздел проекта, располагается на третьем листе после Содержания исследовательской работы.

Структура введения:

1)      Обоснование выбора темы, её актуальность, степень изученности, новизна (при наличии);

2)      Цель и задачи проекта;

3)      Объект и предмет исследования;

4)      Методы исследования;

5)      Теоретическая и практическая значимость работы.

 

1)    Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.

Обоснование актуальности исследовательской работы доказывает теоретическую значимость и практическая целесообразность темы (проблемы), коротко характеризует современное состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах;

2)    Далее формулируется цель исследовательской работы – модель желаемого конечного результата исследования. Грамотная формулировка цели в проекте очень важна. Цель исследовательской работы – это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы. Цель описывается простыми словами и одним-двумя предложениями.

Схема составления цели исследовательской работы (проекта):

1. Выберите одно из слов типа: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

2. Добавьте название объекта исследования.

Примеры формулировок цели исследовательской работы:

· Исследовать влияние Интернет-сленга на речевую культуру подростков.

·Исследовать литературное наследие преподавателей Детчинского аграрного колледжа.

·Изучить использование чисел в русских пословицах и поговорках.

·Изучение истории возникновения русских имён.

·Выявить утерянные буквы русского языка.

·Определить роль заимствованных слов в современном русском языке.

·Узнать происхождение фамилий людей.

· Выяснить роль фразеологизмов в современном русском языке.

· Выяснить, кто из русских литераторов был удостоен Нобелевской премии.

После формулировки цели указываем конкретные задачи индивидуального проекта, которые предстоит решать в процессе исследования.

Задачи исследовательской работы –это все последовательные этапы теоретической и (или) эксперементальной (практической) работы с начало до конца.

Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?» 

5)    После формулировки цели и задач исследования во введении исследовательской работы записывают объект и предмет исследования.

Объект исследования –это то, что будет взято вами для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: «Что рассматривается?»

Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: «Что изучается?

6)    Далее следует представить методы исследования.

Методы исследования – это способы достижения цели исследовательской работы. Иногда используют формулировку «методы исследовательской работы или проекта».

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:

- методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;

- желательно пояснить Ваш выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Виды методов исследования.

Методы эмпирического уровня. С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы:

- наблюдение

- интервью

- анкетирование

- опрос

- собеседование

- тестирование

- фотографирование

- счет

- измерение

- сравнение

Методы экспериментально-теоретического уровня. Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия:

- эксперимент

- лабораторный опыт

- анализ

- моделирование

- исторический

- логический

- синтез

- индукция

- дедукция

- гипотетический.

Методы теоретического уровня. Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения:

- изучение и обобщение

- абстрагирование

- идеализация

- формализация

- анализ и синтез

- индукция и дедукция

- аксиоматика. 

Во Введении исследовательской работы можно также указать степень разработанности данной темы в литературе, сформулировать планируемый результат исследования

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Основная часть проекта должна строго соответствовать выбранной теме, а содержание глав – их названиям. Структура основной части проектной работы зависит от конкретных особенностей рассматриваемой темы. Содержание этой части – изложение результатов исследования, проведенного автором проектной работы.

В соответствии с логикой исследования основная часть работы должна быть разделена на главы. Обычно рекомендуется делить текст основной части проектной работы на 2 главы. Большее число глав показывает прежде всего неумение автора индивидуального проекта выделить главное в содержании работы и структурировать работу в соответствии с ним. При необходимости главы могут быть разделены на параграфы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключительная часть проектной работы служит для подведения итогов работы и для изложения основных результатов исследования. В заключении не следует пересказывать содержание работы. Здесь необходимо кратко подвести итоги исследования, включая выводы отдельных глав, сформулировать общие итоги работы. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи. Они должны соответствовать сформулированным во введении цели и задачам проектной работы. В заключении важно подчеркнуть, что нового автор проектной работы сумел выявить в ходе исследования, чем его работа отличается от работ его предшественников. Каждый вывод рекомендуется выделить в отдельный абзац.

.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ по алфавиту авторов работ и названий.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

• Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman №14 с интервалом между строк – 1,5. В отдельных местах работы могут применяться межстрочные интервалы от одинарного до двойного.

Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 2 см., левое – 2,5 см., правое – 1,5 см.

• Основной текст следует набирать выровненным по ширине страницы. Абзацный отступ рекомендуется выбирать равным 1,25 см.

• Заголовки оформляются выровненными по центру страницы. Точка в конце заголовка не ставится. Для оформления заголовков можно использовать полужирные и/или курсивные шрифты, а также шрифты с подчеркиванием, размер которых может превышать размер основного шрифта на 2-4 пункта

• При оформлении таблиц, схем, подписей к рисункам для улучшения восприятия размер шрифта может быть уменьшен на 2-4 пункта.

• Основной текст работы и страницы приложений нумеруется арабскими цифрами в правом углу нижнего колонтитула. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

• Все разделы работы (введение, названия глав и параграфов, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.

• Для наглядности в работу включаются различные схемы, диаграммы, чертежи, таблицы и т.п., ссылки на которые обязательно должны быть сделаны непосредственно перед или сразу после их появления в тексте.

• Все рисунки (диаграммы, схемы, чертежи) должны быть пронумерованы и иметь подрисуночные подписи, расположенные по центру под рисунком. После названия точка не ставится. Если во всей работе имеется только один рисунок, его можно не нумеровать.

• Все таблицы должны быть пронумерованы. Некоторые таблицы также могут быть озаглавлены. Единственная таблица может не нумероваться. Номера и названия таблиц пишутся в правом верхнем углу. После подписи таблицы точка не ставится. Ширина таблицы не может превышать ширину полосы набора текста на странице.

• Список использованных источников нумеруется арабскими цифрами. В списке следует указать не менее 3-х источников (список использованной литературы оформляется по ГОСТу)

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Закончив написание и оформление индивидуального проекта, его основные положения надо обсудить с руководителем.

После просмотра и одобрения индивидуального проекта руководитель его подписывает и составляет отзыв. В отзыве руководитель характеризует проделанную работу по всем разделам.

Подготовив индивидуальный проект к защите, обучающийся готовит выступление, наглядную информацию (схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал) для использования во время защиты.

Для получения хорошей и отличной оценки обязательно наличие презентации.

Для выступления основных положений индивидуального проекта, обоснования выводов и предложений отводится не более 15 минут.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст выступления. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме: 1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

После выступления обучающийся отвечает на заданные вопросы по теме. Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Результаты защиты индивидуальных проектов оформляются протоколами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Проект оценивается по 2-м группам критериев:

1) критерии оценки содержания проекта;

2) критерии оценки защиты проекта.

Критерии оценки содержания проекта (максимальное количество баллов – 25):

• Выбор темы: обоснование выбора, актуальность и новизна (0 – 3 б).

• Целеполагание: формулировка целей и задач, которые следует решить (0 – 3 б.).

• Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям (0 – 2 б.).

• Планирование, определение последовательности и сроков работ, их соблюдение при выполнении проекта (0 – 2 б.).

• Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность (0 – 2б.).

• Собранность, целеустремленность, высокая мотивация (0 – 2 б.).

• Личный вклад автора проекта, его самостоятельность (0 – 3 б.).

• Содержательность работы, логичность и стиль изложения, научность, лаконичность, аргументированность (0 – 5 б.).

• Оформление индивидуального проекта: аккуратность, грамотность, соответствие методическим рекомендациям (до 3 б.).

Руководитель проекта выставляет средний балл за каждый из девяти представленных выше критериев:

Критерии оценки защиты проекта (максимальное количество баллов – 20):

• Качество доклада

- доклад зачитывается (1б.);

- доклад пересказывается, но не объяснена суть работы (2б.);

- доклад пересказывается, суть работы объяснена (3б.);

- кроме хорошего доклада владение иллюстративным материалом (4б.);

- доклад производит очень хорошее впечатление (5б.).

• Качество ответов на вопросы

- нет четкости ответов на большинство вопросов (3б.)

- ответы на большинство вопросов (4б.);

- ответы на все вопросы убедительны, аргументированы (5б.).

• Использование демонстрационного материала

- представленный демонстрационный материал не используется в докладе (0б.);

- представленный демонстрационный материал используется в докладе (3б.);

- представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется (5б.);

• Оформление демонстрационного материала

- представлен плохо оформленный демонстрационный материал (3б.);

- демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии (4б.);

- к демонстрационному материалу нет претензий (5б.).

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ по дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК»

1.      Язык как способ существования культуры.

2.      Вклад А.С. Пушкина в развитие современного русского языка.

3.      Владимир Иванович Даль и его работы.

4.      Вопрос о происхождении терминов «Русь», «Россия», «русский».

5.      Грамотность - залог профессиональной карьеры.

6.      За чистоту русского языка!

7.      Зачем нужно изучать русский язык?

8.      Влияние СМИ на речь современного студента.

9.      Для чего нужны правила?

10.   История письма.

11.   Как Интернет влияет на язык?

12.   Богатство русского фразеологизма.

13.   Лингвистические ошибки в рекламе: причины и цели.

14.  Особенности языка СМС сообщений.

15.   Самое распространённое слово в русском языке.

16.   Источник пополнения словарного запаса русского языка.

17.   Особенности использования фразеологизмов в речи современного человека.

18.   Отражение особенностей национального характера в пословицах и поговорках.

19.   Слова-паразиты в речи учителей и учащихся

20.   Соблюдение орфоэпических норм студентами.

21.   Языковые особенности рекламных текстов.

22.   Деловой русский язык.

23.   Жаргонизмы в нашей речи.

24.   Обращения в русском речевом этикете.

25.   Русский речевой этикет - приветствия.

Прим. обучающийся может сам предложить тему проекта на рассмотрение

Список литературы

  1. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117.
  2. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23.
  3. Городилова О.Б. Проектная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе. Пикалёво, 2015.
  4. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24.
  5. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41.
  6. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6.
  7. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине общеобразовательного цикла «ИНОСТРАННЫЙ (английский) ЯЗЫК»

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для студентов СПб ГБПОУ «Техникум «Приморский», осваивающих основную профессиональную образоват...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ОП.17 Русский язык и культура речи

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине «Русский язык»

Министерство образования и науки Республики БурятияГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждениеРеспублики Бурятия«Техникум строительства и городского хозяйства»МЕ...

Методические указания по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине "Русский язык"

Методические указания предназначены для обучающихся по профессии среднего профессионального образования  технического и социально-экономического профилей изучающих учебную дисциплинуУД.01 Русский...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Основы технической механики и слесарных работ

Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся  в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Основы технической механики и слесарных работ».Настоящие методические указа...