Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного обучения
статья

Кретова Римма Валентиновна
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние учебных заведений на здоровье подростков. Обучающимся, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, мастера производственного обучения и преподаватели, должны помочь им справиться с этими трудностями и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”. Наблюдения за состоянием здоровья обучающихся показывает стойкую тенденцию ухудшения показателей: уменьшается количество здоровых подростков и увеличивается количество с хроническими заболеваниями. Поэтому здоровье обучающихся, как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Практика показывает, что наилучший результат в воспитании культуры здоровья достигается при непрерывной системе специального образования, рассчитанного на весь период обучения. За последние годы произошло значительное ухудшение здоровья подростков. Основными факторами их образа жизни, негативно влияющими на здоровье, являются: психоэмоциональный стресс, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем, курение, низкая физическая активность, употребление наркотиков. В связи с этим у каждого второго обучающегося выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья подростков стоит очень остро. Анализ причин "подростковых болезней" привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования относятся: - недостаточная освещенность кабинетов и мастерских; - плохое проветривание помещений; - неправильная форма и величина школьных столов; - перегрузка учебными занятиями. Ключевыми проблемами в этом отношении являются: 1) формирование культуры здоровья; 2) повышение престижности здоровья и ответственности за сохранение собственного здоровья. Психолого-педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье обучающихся: -стрессовая тактика авторитарной педагогики; -интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки; -несоответствие технологий обучения возрастным особенностям обучающихся; -несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса; -отсутствие у обучающихся элементарных знаний о том, как стать здоровым. Вопросы здоровья и отношение к здоровью в системе начального образования в настоящее время имеет большое значение. Связано это с возрастающими требованиями не только к уровню профессиональной компетентности выпускников СПО, но и к состоянию их физического и психического здоровья. Здоровьесберегающие технологии в образовании - способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно - нравственного состояния и развития. Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды, условия жизни ребенка и их воздействие на его здоровье. Здоровьесберегающие технологии – предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценностного отношения к своему здоровью. По личным наблюдениям, при приёме учащихся на обучение и изучении медицинских карт, за последние годы произошло значительное ухудшение здоровья учащихся. У каждого второго учащегося выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро. Принципы здоровьясбережения, на мой взгляд, не могут быть реализованы без учета важнейших характеристик образовательной среды и условий, обеспечивающих их выполнение. Эти условия в системе начального профессионального обучения можно сгруппировать следующим образом: Ø условия внешней среды (экологические, экономические, социальные); Ø условия в сфере охраны труда и техники безопасности при обучении рабочим профессиям; Ø условия, обеспечивающие образовательный процесс с позиций здоровьясбережения (санитарно-техническое, медицинское, спортивное оборудование и оснащение училища); Ø организация системы питания обучающихся; Ø рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки; Ø разработка и использование педагогических технологий, ориентированных на укрепление здоровья обучающихся; Ø организация физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы; Ø условия, обеспечивающие систему работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; Ø условия, способствующие воспитанию духовности и развитию личности. Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного обучения – задача особой важности для мастеров производственного обучения. Известно, что урок производственного обучения оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся. Специалистами выявлено, что у обучающихся, заканчивающих занятия с сольно выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса производственной практики, мы можем способствовать здоровьесбережению. Создание благоприятного психологического климата на уроке производственного обучения является, пожалуй, одним из важнейших аспектов именно психологического комфорта ребят во время практики. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. На уроках производственного обучения, прежде всего, должны создаваться условия для здоровьесберегающего развития учащегося: 1. Это физиологические основы учебно-воспитательного режима: время трудоспособности, утомляемости учащихся, производственная нагрузка. 2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения: воздушно-тепловой и световой режим; режим и организация учебно-воспитательного процесса. 3. Формируется здоровый образ жизни. Для рациональной организации производственного обучения на уроках производственной практики я использую: видеоматериалы, индивидуальный и дифференцированный подход, УМК; в ходе урока выделяю мотивационные линии. Большое значение на уроках производственного обучения имеет соблюдение правил техники безопасности, пожарной безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся. Уроки производственного обучения дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную, что само по себе является одним из способов здоровьясбережения. Важно отметить, что комплекс здоровьесберегающих мероприятий приводит в порядок не только физическое, но и психологическое состояние обучающегося. Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс учреждений СПО позволяет сохранять и укреплять здоровье обучающихся, создать условия для успешной подготовки рабочих кадров, востребованных городом, областью, регионом. Заключение Доказано, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, ключевой компетенцией преподавателя и мастера производственного обучения, является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Липецкий индустриально-строительный колледж»

Подготовила: мастер п/о Кретова Р.В.

Липецк-2017

Тема доклада: Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного обучения 

Здоровье – это не всё,

но всё без здоровья – ничто!

(Сократ)

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние учебных заведений на здоровье подростков. Обучающимся, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, мастера производственного обучения и преподаватели, должны помочь им справиться с этими трудностями и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.

Наблюдения за состоянием здоровья обучающихся показывает стойкую тенденцию ухудшения показателей: уменьшается количество здоровых подростков и увеличивается количество с хроническими заболеваниями. Поэтому здоровье обучающихся, как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Практика показывает, что наилучший результат в воспитании культуры здоровья достигается при непрерывной системе специального образования, рассчитанного на весь период обучения.

За последние годы произошло значительное ухудшение здоровья подростков. Основными факторами их образа жизни, негативно влияющими на здоровье, являются: психоэмоциональный стресс, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем, курение, низкая физическая активность, употребление наркотиков.

В связи с этим у каждого второго обучающегося выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья подростков стоит очень остро.

Анализ причин "подростковых болезней" привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья.

К этим недостаткам образования относятся:

- недостаточная освещенность кабинетов и мастерских;

- плохое проветривание помещений;

- неправильная форма и величина школьных столов;

- перегрузка учебными занятиями.

Ключевыми проблемами в этом отношении являются: 
1) формирование культуры здоровья; 
2) повышение престижности здоровья и ответственности за сохранение собственного здоровья.

Психолого-педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье обучающихся:

-стрессовая тактика авторитарной педагогики;

-интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;

-несоответствие технологий обучения возрастным особенностям обучающихся;

-несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;

-отсутствие у обучающихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

Вопросы здоровья и отношение к здоровью в системе начального образования в настоящее время имеет большое значение. Связано это с возрастающими требованиями не только к уровню профессиональной компетентности выпускников СПО, но и к состоянию их физического и психического здоровья.

 Здоровьесберегающие технологии в образовании - способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно - нравственного состояния и развития.

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды, условия жизни ребенка и их воздействие на его здоровье.

Здоровьесберегающие технологии – предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценностного отношения к своему здоровью. По личным наблюдениям, при приёме учащихся на обучение и изучении медицинских карт,  за последние годы произошло значительное ухудшение здоровья учащихся. У каждого второго учащегося выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро.

 Принципы здоровьясбережения, на мой взгляд, не могут быть реализованы без учета важнейших характеристик образовательной среды и условий, обеспечивающих их выполнение. Эти условия в системе начального профессионального обучения можно сгруппировать следующим образом:

Ø  условия внешней среды (экологические, экономические, социальные);

Ø  условия в сфере охраны труда и техники безопасности при обучении рабочим профессиям;

Ø  условия, обеспечивающие образовательный процесс с позиций здоровьясбережения (санитарно-техническое, медицинское, спортивное оборудование и оснащение училища);

Ø  организация системы питания обучающихся;

Ø  рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки;

Ø  разработка и использование педагогических технологий, ориентированных на укрепление здоровья обучающихся;

Ø  организация физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;

Ø  условия, обеспечивающие систему работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

Ø  условия, способствующие воспитанию духовности и развитию личности.

Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного обучения – задача особой важности для мастеров производственного обучения. Известно, что урок производственного обучения оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся. Специалистами выявлено, что у обучающихся, заканчивающих занятия с сольно выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса производственной практики, мы можем способствовать здоровьесбережению.

Создание благоприятного психологического климата на уроке производственного обучения является, пожалуй, одним из важнейших аспектов именно психологического комфорта ребят во время практики. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

На уроках производственного обучения, прежде всего, должны создаваться

 условия для здоровьесберегающего  развития учащегося:

 1. Это физиологические основы учебно-воспитательного режима:

время трудоспособности, утомляемости учащихся, производственная нагрузка.

2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:

воздушно-тепловой и световой режим; режим и организация учебно-воспитательного процесса.

3. Формируется здоровый образ жизни.

Для рациональной организации производственного обучения на уроках производственной практики я использую: видеоматериалы,  индивидуальный и дифференцированный подход, УМК; в ходе урока выделяю мотивационные линии.

Большое значение на уроках производственного обучения имеет соблюдение правил техники безопасности, пожарной безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.

Уроки производственного обучения дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную, что само по себе является одним из способов здоровьясбережения.

Важно отметить, что комплекс здоровьесберегающих мероприятий приводит в порядок не только физическое, но и психологическое состояние обучающегося.

         Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс учреждений СПО позволяет сохранять и укреплять здоровье обучающихся, создать условия для успешной подготовки рабочих кадров, востребованных городом, областью, регионом.

Заключение

Доказано, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, ключевой компетенцией преподавателя и мастера производственного обучения, является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему" Использование инновационных технологий на уроках производственного обучения"

В работе предоставлен  материал использование различных способов и требований к уроку производственного обучения, на примере русской и национальной кухни....

доклад на тему"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ"

Перед  профессиональным  образованием  стоят  сложные  задачи - не  только  подготовка   грамотного  специалиста,  но  и  формирование...

«Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках производственного обучения»

Согласно Концепции модернизации российского образования одним из приоритетных направлений является проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки и создание в образовательных уч...

Игровые технологии на уроках производственного обучения

Игровые технологииОбучение - это передача информации ученику. По определению, информа­ционные технологии - процессы, связанные с переработкой информации, следо­вательно, в обучении инфор...

Методическая разработка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного обучения"

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных каче...

Презентация к выступлению на тему : " Применение новых педагогических технологий на уроках производственного обучения"

В презентации перечислены и раскрыты новые педагогические технологии по Я.А. Коменскому....