Педагогический проект Профессионально-прикладная физическая подготовка в учреждении начального профессионального образования
презентация к уроку на тему

Кузьминская Лариса Анатольевна

 

. В настоящее время в производственной и социальной сфере трудится около 20 млн. человек с начальным профессиональным образованием - это почти 30% занятого населения России. Именно профессиональные училища на разных этапах истории нашей страны играли важную роль в становлении и развитии инженерно-технического потенциала предприятий, в развитии производительных сил общества. Велик потенциал системы начального профессионального образования и сегодня. Это 2700 колледжей, техникумов и училищ, из которых более половины расположены в малых городах; это 2,5 млн. студентов и 180 тыс. преподавателей; это десятки миллионов граждан нашего общества - родители, работодатели, социальные партнеры. Средняя профессиональная школа продолжает обеспечивать не только подготовку кадров, формируя массовый средний класс России, но и является важнейшим средством реализации молодежной политики государства, обеспечения занятости молодежи и стабильности российского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_pokach_2.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Покачевское профессиональное училище»

Педагогический проект

Профессионально-прикладная физическая подготовка

в учреждении  начального профессионального образования

Кузьминская  Лариса Анатольевна

Преподаватель физической культуры

2010 г.

Содержание

1.Аннотация проекта                                                                          

2.Обоснование проекта                                                                    

3.Цели и задачи проекта                                                                  

4.Основное содержание проекта                                                  

5.Ресурсное обеспечение Проекта                                              

6.Партнеры                                                                                        

7.Целевая  аудитория                                                                        

8.План реализация проекта                                                          

9.Направления реализации проекта                                            

10.Ожидаемые результаты                                                            

11.Перспективы дальнейшего развития      проекта                                            

12.Литература                                                                                  

2

3-4

4-5

5-13

14-15

15

16

16-21

21-23

    23

    24

                              25-26

  Аннотация проекта. В настоящее время в производственной и социальной сфере трудится около 20 млн. человек с начальным профессиональным образованием - это почти 30% занятого населения России. Именно профессиональные училища на разных этапах истории нашей страны играли важную роль в становлении и развитии инженерно-технического потенциала предприятий, в развитии производительных сил общества. Велик потенциал системы начального профессионального образования и сегодня. Это 2700 колледжей, техникумов и училищ, из которых более половины расположены в малых городах; это 2,5 млн. студентов и 180 тыс. преподавателей; это десятки миллионов граждан нашего общества - родители, работодатели, социальные партнеры. Средняя профессиональная школа продолжает обеспечивать не только подготовку кадров, формируя массовый средний класс России, но и является важнейшим средством реализации молодежной политики государства, обеспечения занятости молодежи и стабильности российского общества.

2. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).

 Актуальны в настоящий момент проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление тенденций развития этих факторов, их сущности и способов реализации; прогнозирование возможных направлений развития и определение мер по повышению качества подготовки специалистов в целом; разработка адаптирующих средств и методов, способствующих совершенствованию качества учебного процесса в специальном учебном заведении  [Гериш Т. В. 2003 , Зуев В. М.  2002].

Подготовка специалистов  является отражением динамики изменения общества. Учащийся  в процессе обучения должен обладать способностью к концентрации и переключению внимания, переработки значительных объемов информации, уметь быстро и адекватно реагировать на изменения различных ситуаций, иметь достаточную устойчивость к психоэмоциональным стрессам, гипокинезии и неблагоприятным факторам окружающей среды. При этом ускорение темпов жизни, уплотнение суточного режима, возрастание потока информации, нерациональное питание, вредные привычки, пассивные формы отдыха и другие факторы создают особую психоэмоциональную напряженность у учащихся  [Кабачков В. А. 2009]. Усугубляет положение снижение объема двигательной активности, что отрицательно сказывается на состоянии физических и психических возможностей , ведет к ухудшению здоровья и снижает показатели физического развития, неблагоприятно сказывается на их работоспособности. К тому же поступающие на первый курс Учащиеся уже имеют различные отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовленность [Малиновский С. В. 1989 и др.].

Одним из средств, способствующих эффективной адаптации к условиям учебной деятельности в учреждении НПО, может являться физическая культура, которая выступает как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи.

Вместе с тем, анализ практики физического воспитания в учреждениях НПО, свидетельствует о негативном отношении учащихся  к физическому воспитанию и самовоспитанию. Ежегодно наблюдается снижение уровня физической подготовленности и адаптивных возможностей, отклонения в физическом развитии , возрастает количество хронических заболеваний [Ильинич В. И. 1995]. Катастрофически падает интерес к занятиям физическими упражнениями из-за устаревших методологических подходов. Средства физической культуры не используются в повседневной жизнедеятельности , в результате чего снижается общая и профессиональная культура будущего специалиста. Гиподинамия становится серьезным фактором риска для здоровья как неотвратимого последствия образовательного процесса [Кабачков В.А.2009 и др.].

Существующие противоречия между возможностями физкультурно-спортивной деятельности в формировании адаптивных способностей личности студентов и их реальным использованием определило проблему: какова совокупность факторов и психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность адаптационных процессов студентов в процессе занятий физической культурой в сочетании с профессионально-прикладными (оздоровительными) технологиями.

От того, как построена технология этих занятий, зависит эффективность учебно-профессионального труда учащихся. Поэтому остро стоят вопросы  развития и внедрения таких технологий проведения учебных занятий, которые могут заинтересовать и привлечь , носят оздоровительно-профилактическую направленность, способствуют их адаптации в условиях непрерывности образования к влиянию различных факторов окружающей среды, наиболее эффективно воздействуют на функциональные возможности организма занимающихся.

3. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).

Цель проекта: На основе профессиограмы разработать педагогическую технологию профессионально-прикладной физической подготовки для будущих электромонтеров в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

  1. Изучить требования, предъявляемые профессиональной деятельностью электромонтеров к психофизиологическим и физическим качествам человека.
  2. Выявить уровень физических, функциональных и психомоторных показателей у  электромонтеров  и учащихся  избравших данную профессию.
  3. Экспериментально обосновать  средства по физической подготовке способствующей более эффективному развитию физических и психофизиологических качеств, необходимых в профессиональной деятельности  будущих электромонтеров.
  4. Разработать педагогическую технологию профессионально-прикладной физической подготовки для  будущих электромонтеров в  учебном заведении  НПО.

4.Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. д.).

Постановка проблемы и формулирование цели исследования способствовало изучение документальных материалов. В ходе исследования проанализированы:

  1. учебные планы подготовки учащихся НПО  по различным специальностям;
  2. рабочие программы по дисциплине «Физическая культура» в учреждениях НПО ;
  3. квалификационные характеристики и профессиограммы  специалистов электромонтеров.

Анкетирование

С целью оценки значимости психофизиологических характеристик и
личностных особенностей, лимитирующих успешность деятельности электромонтеров, будет применена специальная анкета (опросной лист), в которой необходимо дать ответ на 50 вопросов (В.А. Бодров с соавт., 1984), что позволит установить потребность в
уровне развития определенных качеств человека. В качестве экспертов
выступят специалисты электромонтеры со стажем
работы до 5 лет, имеющие удовлетворенность работой и студенты 1-2
курсов, избравшие эту профессию.

Педагогическое наблюдение

Педагогические наблюдения будут проведены с целью определения характера «включенности» учащихся  в решение практических задач, определения качества их освоения в процессе  внедрения разработанной педагогической технологии профессионально-прикладной физической подготовки. Они будут  проводиться  на учебных занятиях и в перерывах между ними. Наблюдению подвергнутся   учащиеся  специальности электромонтеры первого и второго года обучения.

                    Педагогическое тестирование 

Педагогическое тестирование позволит определить уровень физической подготовленности учащихся и  его динамику в процессе  реализации проекта. Были отобраны тестовые задания, отражающие уровень фи зического развития  учащихся  по таким физическим качествам, как скорость, быстрота, выносливость, гибкость, координация.

Отобраны дополненные специфические упражнения из спортивных игр (баскетбол, бадминтон), а также корригирующей гимнастики в соответствии с требованиями, предъявляемыми ППФП для  будущих электромонтеров.

Тест № 1. Бег 30 м. Тест предназначен для определения скоростных качеств испытуемых.

Тест № 2. Челночный бег 10 по 5 м. Тест позволяет определить быстроту и ловкость, связанные с изменением направления движения и чередований ускорения и торможения.

Тест № 3. Кросс 1000 м. Тест предназначен для определения общей выносливости.

Тест № 4. Обводка стоек баскетбольным мячом. Тест предназначен для определения качества игровых умений и навыков в сочетании со скоростными возможностями, координационных действий занимающихся.

Тест № 5. Штрафной бросок. Тест предназначен для определения координационных способностей и силовых качеств.

Тест № 6. Броски в движении. Тест предназначен для определения координационных движений в сочетании с силовыми качествами и прыгучестью.

Тест № 7. Тестирование двигательных качеств,  средствами бадминтона. Предназначено для определения игровых умений и навыков в сочетании со скоростными возможностями, координационных действий тестируемых.

Подача в бадминтоне. Тест направлен на определение координацион ных способностей. Участник получает 6 воланов, размещается в зоне подачи. Считаются количество попаданий в зону.

Удары по волану. Тест направлен на общую выносливость, быстроту, ловкость. Участники располагаются друг против друга и выполняют удары только справа и слева.

Тест № 8. Метание гранаты. Весом 700 гр. на дальность,  с разбега. Тест предназначен для определения скоростно-силовых качеств.

Тест № 9. Прыжок в длину с места. Тест предназначен для определения динамической (взрывной) силы мышц ног.

Тест №10. Прыжки через скакалку. Тест предназначен для определения выносливости в сочетании с координационными способностями.

Тест №11. Сгибание, разгибание рук в упоре лежа на полу. Тест оценивает силовую выносливость мышц рук и плечевого пояса.

Тест № 12. Подъем туловища за 30 сек (фиксируется количество подъемов). Тест предназначен для измерения силы мышц-сгибателей туловища.

Тест № 13. Гибкость позвоночника. Тест предназначен для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов.

Тест № 14. Метание в цель. Тест предназначен для определения координационных способностей студента.

Антропометрические измерения используется  с целью характери стики морфологического статуса испытуемых и его изменения в процессе физических занятий. Измеряется  рост (см) и вес (г).

Физиологические методы применяются  для оценки функционального состояния испытуемых. Регистрируются показатели систолического и диастолического давлений, частоты сердечных сокращений (ЧСС) в разные периоды занятий. Измерения ЧСС проводится  в состоянии покоя, на пике физической нагрузки и в процессе восстановления методом пальпации. Артериальное давление в состоянии покоя измеряется  на плечевой артерии по звуковому методу А.С. Короткова.

Динамика умственной работоспособности изучаться  по результатам тестирования кратковременной памяти, внимания, психомоторных показателей (сложная реакция с выбором).

Для оценки кратковременной памяти применятся  задания на запоминание и непосредственное письменное повторение слов и чисел. Испытуемым предъявляться  10 слов и 10 чисел.

Методика оценки внимания по «корректурной пробе» (буквенный вариант) предназначается  для диагностики устойчивости и концентрации внимания испытуемых. Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время работы 5 мин. Объем внимания (ОВ) оценивается по ко-личеству просмотренных букв. Норма - 850 знаков и выше. Концентрация внимания (KB) оценивается по количеству сделанных ошибок.

6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).

Кадровое обеспечение Проекта

        Недостаточен уровень подготовки педагогов в области развития  компетентности, владеющих современными подходами, методиками, технологиями профессионально-прикладной физической подготовкой будущих электромонтеров в  специальном учебном заведении.

Особого внимания заслуживает проблема подготовки педагогов – их квалификация не соответствует современным требованиям, а система их подготовки практически полностью разрушена.

Источник получения ресурса - бюджет  профессионального училища.

Программно-методическое обеспечение Проекта.

  1.  Федеральный закон “Об образовании” № 3266-1 от 10.07.1992. (новая редакция 2004г.)

     2. Типовое положение об образовательном учреждении.

     3. Устав

     4. ФГОС начального профессионального образования.

      5. Примерная программа по дисциплине «Физическая культура»

     6.Положение о спортивных соревнованиях.

     7. Положения о проведении выставок и конкурсов.

Источник получения ресурса  собственные средства профессионального училища.

Материально-техническое обеспечение Проекта.

Источник получения ресурса  собственные ресурсы профессионального училища.

Информационное обеспечение.

Информационное обеспечение Проекта осуществляется посредством:

  1. собственной издательской деятельности профессионального училища; 
  2. информирования общественности города о деятельности и мероприятиях профессионального училища в рамках Проекта;
  3. рекламы; осуществление рекламной деятельности планируется традиционно через средства массовой информации: телевидение, радио, печать и собственную рекламную деятельность (дни открытых дверей, презентации проекта);

Источник получения ресурса  собственные ресурсы профессионального училища.

7.Партнеры. 

ООО «Югорская территориальная энергетическая компания-Покачи», ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» Покачевская база производственного обслуживания средств автоматизации ТПУ «Забсибнефтеавтоматика» филиала ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» в г. Королев, Муниципальное  учреждение дополнительного образования детей ДЮСШ – г. Покачи, Муниципальное бюджетное учреждение спортивно-оздоровительный комплекс «Звездный».

           

8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).

В  Реализации проекта участвуют 27  учащихся   первого и второго годов обучения,  специальности 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 220703.02 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматики.

Проект будет реализовываться в учебное время с выделением времени на корригирующие упражнения.

 Проект будет реализовываться два этапа. На первом этапе реализации проекта будут решаться  следующие задачи: определение исходного уровня физического развития и физической подготовленности студентов, пилотажная проверка эффективности влияния занятий по разработанной методике на организм занимающихся, уточнение объема и интенсивности нагрузок.

На втором этапе реализации проекта на основе полученных данных  будет  сформирована экспериментальная программа - педагогическая технология профессионально-прикладной физической подготовки, обеспечивающая оптимальную динамику физической подготовленности, психофизического состояния учащихся  и успешную их адаптацию к учебному процессу в учреждении начального профессионального образования.

Разработанная педагогическая технология профессионально-прикладной  физической  подготовки,  включающая учебную и внеучебную физкультурно-спортивную деятельность учащихся  специальности электромонтер, будет состоять из:

-        физических упражнений для мышц, несущих основную физическую нагрузку при выполнении профессиональных операций;

  1. самомассажа и гимнастики;
  2. аутотренинга.

9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).

План деятельности по реализации проекта училища на 2010-2013 год

Содержание

Сроки

Ответственные

1

Разработка правового обеспечения реализации проекта, создание в  профессиональном училище необходимой нормативно - правовой документации

Август-

сентябрь

Кузьминская Л.А., руководитель физического воспитания

2

Сбор информации об участниках проекта. Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем педагогики, психологии, дидактики,  профессионально-прикладной физической культуры и научно -методического материала о состоянии работы в реализации проекта.

Сентябрь

Кузьминская Л.А., руководитель физического воспитания

3

Разработка реализации проекта «Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих электромонтеров в  специальном учебном заведении».

Сентябрь

Кузьминская Л.А., руководитель физического воспитания

4

5.

Разработка плана спортивно - массовых мероприятий профессионального училища и учреждений дополнительного образования.

 Партнерство и сотрудничество Муниципальное  учреждение дополнительного образования детей ДЮСШ – г. Покачи, Муниципальное бюджетное учреждение спортивно-оздоровительный комплекс «Звездный».

В течение 2011-2013г.

Кузьминская Л.А., руководитель физического воспитания

6

Участие в городских и окружных мероприятиях: конференции, семинары, мастер классы  для педагогов.  

 

Ежегодно

Кузьминская Л.А., руководитель физического воспитания

7

Консультации по реализации проекта

Апрель-май

8

  Направление развития инфраструктуры.

Создание  экспериментальной площадки социального сотрудничества профессионального училища и спортивных школ  г. Покачи.

 

2011-2013г.

  Муниципальное  учреждение дополнительного образования детей ДЮСШ - г. Покачи, Муниципальное бюджетное учреждение спортивно-оздоровительный комплекс «Звездный».

 

 

9

Разработать программы методических семинаров по темам:

1.Индивидуальный мониторинг физическое развития и физической подготовленности студентов.

2.Использование новых  технологий и методик профессионально-прикладной физической культуры

2011-2013г.

Мельник О.И., методист

Кузьминская Л.А., руководитель физического воспитания

10

Проведение мониторинга физического развития и физической подготовленности  студентов

2010-2013

Руководитель физического воспитания

11

Конкурс «Спортсмен года»

В течение года

Кузьминская Л.А., руководитель физического воспитания

12

Подготовка и проведение выставки, техническое конструирование и моделирование в объектах трудовой деятельности.

Ежегодно

Габдуллина И.М., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Кузьминская Л.А., руководитель физического воспитания

13

Разработать пакет документов психофизиологических характеристик и
личностных особенностей, лимитирующих успешность деятельности электромонтеров

Ежегодно

Гамерник Л.М., социальный педагог

14

Обобщение распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества: открытые уроки, мастер классы, выступление семинарах, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, публикации в рамках проекта.

Ежегодно

Кузьминская Л.А., руководитель физического воспитания

10. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты, т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. Д.) И/или результаты-эффекты, т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта).

Опыт работы специалистов по профессиональной ориентации и подготовке убедительно доказывает необходимость располагать сведениями об особенностях профессии, о характере воздействия факторов труда на организм работающего, о характере требований, предъявляемых тем или иным видом труда к функциональному состоянию как всего организма в целом, так и к отдельным органам и системам. Только в этом случае специалист в состоянии провести правильную ориентацию молодого человека на ту профессию, которая бы полностью соответствовала его анатомо-физиологическим и психологическим особенностям.

Электромонтеру часто приходится вместе участвовать в ремонте и испытаниях сложного электрооборудования. Для этой работы характерно восприятие и переработка большого объема зрительной и слуховой информации, большой объем разнообразных двигательных действий, включающих более 2/3 мышц и     отличающихся     частой     изменчивостью     двигательных     задач     и вариативностью   состава   действий,   вынужденными   позами   стоя,   сидя, присев.

Электротехнический персонал, обеспечивающий бесперебойную работу, правильную эксплуатацию, ремонт и модернизацию электрооборудования, электрических и тепловых сетей,  воздухо - и газопроводов может, а чаще должен, при отсутствии подъемных механизмов снимать электроустановки весом 16 кг и более, спускать и поднимать вручную предметы весом до 32 кг, переносить тяжести на руках до 50 кг, на спине - до 80 кг.

 Электромонтер должен обладать хорошим зрением, правильным цветовосприятием, отличным слухом, позволяющим ему при испытаниях электрических машин и аппаратов выявлять по характеру шума их неисправность. Важно иметь хороший вестибулярный аппарат, обеспечивающий высокую координацию и точность движения рук. Неотъемлемыми качествами должны быть ловкость, быстрая реакция, хорошая долговременная память, наглядно-образное мышление, умение сосредоточиться, внимательность. Необходимы также статическая выносливость мышц рук, спины, ног, навыки переноски и передвижения грузов. В эмоциональном плане - это работа с повышенной ответственностью, часто в условиях дефицита времени в связи с тем, что энергообеспечение должно быть бесперебойным. В интеллектуальном плане - она связана с решением сложных задач по выполнению правил ТЭ и ТБ при работе обслуживающего персонала с электроустановками. По степени напряженности органа зрения - это точная работа (замеры тока, напряжения при включенных электроустановках). В связи с большим количеством объектов обслуживания на значительной территории, необходим значительный объем оперативной памяти. Предъявляются   высокие  требования   и   к  слуху:   прослушивание   шумов двигателя, определение мест повреждения кабеля с помощью ИКЛ (искателя    кабельных линий).

Характеризуя микроклимат производственной деятельности, отметим широкий ее диапазон в течение рабочего дня и года: от благоприятных условий кабинета до неблагоприятных на открытом воздухе или запыленных, загазованных и влажных помещений.

 В требованиях к индивидуальным особенностям специалиста 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования отмечается, что  он должен обладать высоким чувством ответственности, быть осторожным, предусмотрительным и наблюдательным. Ему необходима хорошая зрительная память, хорошее зрение, слух и обоняние, хладнокровие, ясность мысли, способность к логическому мышлению, настойчивость и твердость характера, хорошая координация движений и ловкость рук, дисциплинированность и организованность.

При поступлении на работу в первую очередь оценят физическую форму, выносливость и развитое чувство равновесия будущего электромонтера. Эти качества необходимы в опасных условиях работы (высота, работа на открытом воздухе и в любое время суток). Специфика их деятельности требует от них гибкость, координацию движений кистей и пальцев рук, хорошее зрение и цветоразличение, высокий уровень развития образного и наглядно-действенного мышления. Нередки в работе специалиста этой области внештатные ситуации, где необходимо принимать быстрые и эффективные решения.

В зависимости от профессиограммы, сегментов тела, участвующих в выполнении профессиональных операций, учащимся  будут рекомендованы соответствующие комплексы физических упражнений и элементы видов спорта.

Учащимся, овладевающим названной профессии,  будут поставлены  задачи развития общей выносливости, силы мышц плечевого пояса, спины и рук, туловища, совершенствования координации и точности движений.

Для развития мышц всего туловища будет рекомендована спортивная гимнастика: различные упражнения на перекладине, брусьях, упражнения с отягощениями (гантели, штанга, эспандеры, набивные мячи, резиновые амортизаторы). Также упражнения в парах с сопротивлением партнера, гимнастическая полоса препятствий, лазание по канату с помощью ног и на одних руках. Для формирования навыков в координации движений рук и туловища достаточно эффективным средством решения поставленных задач являлись развивающие упражнения, как без предметов, так и с помощью них. Особое место для координации движений занимают спортивные игры - волейбол, баскетбол, бадминтон.

В баскетболе выделены упражнения, эффективно влияющие на координацию: передачи мяча в парах, на точность передач и быстроту приема, ведение мяча с изменением направления и скорости, броски в кольцо с различных точек одной и двумя руками, да и сама игра в целом очень положи тельно влияет на координацию движений.

Из волейбола  будут рекомендованы сочетания различных перемещений с передачей мяча сверху и приемом снизу, передачу мяча у сетки и в прыжке через сетку, передачу мяча сверху стоя спиной к цепи, нападающий удар, а сама игра в волейбол послужит совершенствованию зрительной чувствительности учащихся.

Из раздела легкой атлетики для этих целей использовался бег на средние и длинные дистанции, всевозможные беговые упражнения и эстафеты с предметами и без них.

Самомассаж и корригирующая гимнастика

Для сегментов тела, несущих основную нагрузку при выполнении профессиональных действий,  будут выделены основные приемы самомассажа, с помощью которых мышцы, участвующие в работе, или подготавливались к работе, или восстанавливались после выполнения производственных операций.

Исходя из специфики  профессии будут определены приемы самомассажа - поглаживание, разминание, растирание, движения, потряхивания, - с помощью которых учащиеся  воздействовали на мышцы, несущие наибольшую нагрузку при выполнении профессиональных операций: дельтовидную плеча, мышцы предплечья, кисти и шеи, мышцы ног.

Самомассаж рекомендуется в следующей последовательности:

  1. большеберцовой мышцы, затем - круговые движения в голеностоп ном суставе;
  2. икроножной мышцы, затем - сгибание и разгибание ноги в коленном суставе;
  1. пояснично-крестцового отдела, затем - приседания;
  1. кисти, затем - сгибание и разгибание пальцев рук и вращения в луче-запястном суставе;
  1. предплечья, затем - разведение пальцев;
  2. дельтовидной мышцы, затем - вращение рукой в плечевом суставе;
  1. шеи спереди и сзади, затем - 3-4 раза наклоны головы вперед-назад, влево-вправо.

Самомассаж большеберцовой и дельтовидной мышц, а также предплечья, кисти и шеи включал поглаживание, разминание, растирание. При самомассаже икроножной мышцы применялось еще и потряхивание.

Для профилактики утомления глаз будут разработаны комплексы  гимнастики и самомассажа.

Одним из лучших упражнений для глаз, значительно ускоряющим про цесс расслабления глазных мышц и улучшающим кровообращение, восста навливающим функциональные свойства сетчатки глаза, являлся двухминут ный «пальминг» - искусственное затемнение руками.

 Аутотренинг (мотивационные тексты)

Внедрение в педагогический процесс мотивационных текстов позволит совершенствовать исполнительный компонент адаптивного регулирования, который заключается в овладении приемами самопринуждения к принятию трудных решений и их исполнению. Эти приемы, выраженные в словесной форме, явились мощным стимулом поведения и приобрели реальную силу в двигательной деятельности. На учебно-тренировочных занятиях выполнение двигательных действий, связанных с преодолением препятствий, предварялось словесными самоуказаниями и самоприказами: «Будь увереннее, смелее!», «Будь внимательнее!», «Не ошибиться!», «Настройся!», «Войди в состояние готовности!», «Терпи!», «Повысить темп!» и т.п.

В процессе занятий учащиеся овладеют методами психической настройки в определенной последовательности для стимуляции эмоции  радости, удивления и удовлетворения, что проявляется в психическом феномене «хочу». Мотивационная постановка целей занятий: осознание цели - ее анализ - выбор цели - целевая программа. Все это определило совокупность перспективных целей, направленных на формирование у них удовлетворенности занятием и хорошего настроения, создание условий для быстрого восстановления систем организма, для успешного выполнения предстоящей деятельности: учебных занятий, важнейших дел дня и т.д.

Качественные показатели

1.Повышение конкурентоспособности выпускников начального профессионального образования;

2.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

3. Положительная динамика показателей физического развития и физической подготовленности будущих электромонтеров в специальном учебном заведении.

4. Разработка педагогической технологии профессионально-прикладной физической подготовки для будущих электромонтеров в специальном учебном заведении.


11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.

Учебная программа по профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) должна отражать особенности трудовой деятельности каждой профессии, изучаемой  в училище. Зная, на какие профессии ориентирует училище своих учащихся, преподаватель физической культуры должен строить ППФП юношей и девушек, обращая особое внимание на требования, которые предъявляет профессия к физическим качествам, двигательным навыкам и психофизическим функциям, выделяя из них те, которые являются профессионально необходимыми.

Прикладная роль физического воспитания базируется на так называемой профессиографии - всестороннем глубоком изучении вида профессии и требований, предъявляемых профессией к организму и личности специалиста. На основе «ключевых» функций, к которым профессия предъявляет повышенные требования, производится отбор соответствующих и наиболее эффективных средств и методов физического воспитания, в том числе видов спорта и их элементов. При этом «ключевые» системы и функции определяются по степени функциональной нагрузки и прогнозированию утомляемости в трудовом процессе.

Таким образом,  будут разработана педагогическая технология профессионально-прикладной физической подготовки, включающая учебную и внеучебную физкультурно-спортивную деятельность учащихся  специальностей: 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования .

Разработке и внедрение педагогической технологии профессионально-прикладной физической подготовки, направленной на улучшение физического развития, физической подготовленности, функционального     и     психофизического     состояния     учащихся    специально по
добранные физические упражнения для определенных мышц, самомассаж и
аутотренинг - способствует более эффективной адаптации учащихся к условиям  будущей профессии.

 Литература.

1.Гериш Т. В. Перспективы развития среднего технического образования и его роль в модернизации экономики / Т. В. Гериш, П. И. Самойленко // Среднее техническое образование. - 2003. - №4. - С. 10-14.

2. Зуев В. М. Опережающее развитие среднего технического образования для высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности / В. М. Зуев, П. И. Самойленко, Т. В. Гериш // Среднее техническое образова ние. - 2002. - №4. - С. 9-12.

3. Кабачков В. А. Профессиональная направленность физического воспита ния в ПТУ: Методическое пособие / В. А. Кабачков. -М.: Высшая школа,2009. - 222 с.

4. Малиновский С. В. Исследование психофизических возможностей сту дентов с целью совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию / С. В. Малиновский, Л. П. Толстикова, Л. И. Додонова // Физическая культура личности студентов. - М., 1989. - С.75-76.

5. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для сту дентов высших учебных заведений / В. И. Ильинич. - М.: Аспект Пресс, 1995.-144 с.

6. Примерная программа по дисциплине «Физическая культура» // Вестник. -2010. -№№7-8.

7.Федеральный закон “Об образовании” № 3266-1 от 10.07.1992. (новая редакция 2004г.)

8.Федеральный закон “О санитарно-гигиеническом благополучии населения” от 30.03.1999 № 52-ФЗ.

9. ФГОС начального профессионального образования 2009г.

10. Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков СанПиН 2.4.6.664-97 от 04.04.1997

11. Закон Российской Федерации «о физической культуре и спорте» // Физическая культура в школе.- 2009.-№ 5-6.

12. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебник / Т.Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, том 1. - 423с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного профессионального образования

В статье "Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного  профессионального образования" рассказывается об  ообоснованном выборе   возд...

О проблемах математической подготовки учащихся среднего профессионального образования

В статье указаны основные проблемы математической подготовки учащихся среднего профессионального образования. Те аспекты, на которые нужно обратить внимание преподавателю учреждения СПО при подборе эф...

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Осмысление опыта отечественной педагоги с целью определения значимости самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями  ФГОС СПО....