РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ) «ТВОЯ ЖИЗНЬ — ВЫБИРАЙ» ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ, АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по теме

Смолякова Елена Сергеевна

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в учебном заведении:

  • любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников учебного заведения в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы,

  • просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения, начинаться с первого курса и продолжаться до выпуска,

  • в ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека,

  • информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.

  • необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или "приблизиться" к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач,

  • информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений),

  • родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения,

  • для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шукова Е.С.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ) «ТВОЯ ЖИЗНЬ — ВЫБИРАЙ» ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ, АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        

В переходный период российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.

Переход со школьной скамьи в новое учебное заведение характеризуется  у молодых людей эмоциональной напряжением и тревожностью, что связано с адаптацией к новым условиям обучения, кругу общения, изменением социального статуса (школьник – студент). Стремление преодолеть это стрессовое состояние зачастую приводит к желанию уйти от реальности посредством ПАВ. Поэтому  важно именно в период адаптации, с 1 курса,  вовлекать студентов (учащихся) в социальные практики (клубную, волонтерскую деятельность), проводить адаптационные психологические тренинги для первокурсников.

Колледж, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:

  1. возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением.
  2. влияние на уровень притязаний и самооценку.
  3. свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации.
  4. возможность привлечения специалистов по профилактике.

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в учебном заведении:

  1. любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников учебного заведения в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы,
  2. просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения, начинаться с первого курса и продолжаться до выпуска,
  3. в ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека,
  4. информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.
  5. необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или "приблизиться" к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач,
  6. информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений),
  7. родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения,
  8. для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.

Вот чего не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения:

  1. использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана.
  2. искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия.
  3. разового характера действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам.
  4. ложной информации. Даже после однократной её подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы.
  5. упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков. Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.

Система профилактики включает в себя:

  1. учебно-воспитательную работу с подростками;
  2. выявление детей «группы риска»;
  3. подготовку педагогов к ведению профилактической работы;
  4. работу с семьей;
  5. организацию деятельности педагога с учреждениями по трудоустройству подростков;
  6. организацию педагогом досуга подростков;
  7. реализацию принципов профилактики.

Разработанная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.

Цель программы

Социально-нравственное оздоровление молодежной среды, предотвращение и искоренение вредных привычек студентов, сокращающих человеческую жизнь; пропаганда здорового образа жизни как главное условие сохранения жизни и самоутверждения человека.

Задачи

  1. Повышение уровня профилактической работы с подростками и молодежью, создание психотехнологий, направленных на развитие личностных ресурсов.
  2. Активизация разъяснительной работы с подростками, молодежью и родителями.
  3. Повышение самосознания студентов через разнообразные формы работы.
  4. Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций.
  5. Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска".
  6. Усиление координации предупредительно-профилактической работы всех ведомств решающих данную проблему.
  7. Создание условий для формирования у студентов культуры сохранения собственного здоровья.
  8. Предоставление  учащимся возможности демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья.

Принципы программы: 

  1. доступность: студенты и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов бесплатно;
  2. анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц; 
  3. опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им. 
  4. системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики 

Формы, методы и приемы профилактической работы

1. Изучение физического и психического здоровья студентов, перегрузок в учебной деятельности и их влияния на здоровье.

2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.

3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.

4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.

5. Просвещение студентов в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.

6. Вовлечение студентов в спортивно - оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.

В программе дана характеристика этапов развития вредных привычек у подростков, выступающая обоснованием для профилактических мероприятий; проанализированы и определены неблагоприятные сочетания факторов риска ранней алкоголизации и табакокурения у подростков; раскрыты современные проблемы профилактики вредных привычек; охарактеризована система педагогической профилактики и педагогические условия, способствующие ее эффективной реализации; представлен комплекс информационно-обучающих классных часов, методическое обеспечение для педагогов по программе профилактики вредных привычек у подростков, рекомендации для родителей и педагогов, которые  могут быть использованы в деятельности как педагогов учреждений профессионального образования, так и других работников образования. К программе разработано электронное пособие по предупреждению и профилактике употребления наркотиков, алкоголя, табака и предлагается комплекс мультимедийных презентаций для профилактической работы со студентами.

Как уже было сказано, многие факторы риска в развитии склонности к употреблению алкоголя и никотина носят внутриличностный характер, а внешние обстоятельства в данном случае выступают как «запускающий механизм». Следовательно, педагогическая профилактика должна быть связана с процессом самовоспитания - осознанной и сознательной деятельности человека по совершенствованию своей личности и специально организованного педагогического воздействия, направленного на формирование механизмов социальной адаптации, альтернативных вредным привычкам.

В основе содержания программы профилактики была реализована модель формирования жизненных навыков подростков, предусматривающая развитие социальной и личностной компетенции; становление навыков конструктивного поведения, самозащиты, самоконтроля и другие.

Как активный метод системы профилактики был использован комплекс информационно - обучающих тренингов, активизирующий осознание сущности и последствий собственного поведения, ответственности за сделанный выбор, активации самопознания и самовоспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по профилактике табакокурения, алкоголизма

Работа по профилактике табакокурения, алкоголизма....

Компетентностный подход на уроках иностранного языка в учреждениях профессионального образования

В настоящее время все учебные заведения формируют целостную систему знаний, умений, навыков, а именно: ключевые компетенции....

Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании у детей и подростков из социально-неблагополучных семей

Главным условием для нормального социального развития ребенка является семья. В семье он получает воспитание, психологическую помощь и поддержку, происходит формирование самостоятельной личности ...

Выступление на родительском собрании "Формирование здорового образа жизни подростков. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании"

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения.            Фундамент здоровья и становле...

Проект плана мероприятий («дорожной карты») по реализации технологии «бережливое производство» в бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Урайский политехнический колледж»

Проект плана мероприятий («дорожной карты»)по реализации технологии «бережливое производство» в бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного...

«Профилактика курения, алкоголизма и наркомании»

22 декабря 2022 года в библиотеке правовой и экономической информации прошла беседа для обучающихся 20 группы на тему«Профилактика курения, алкоголизма и наркомании» с целью пропаганды здо...