Методы производственного обучения
методическая разработка по теме

Мельник Оксана Ивановна

В этом пособии дан перечень методических приемов, используемых на уроках; краткая характеристика ряда методов и компоненты процесса производственного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_metody_proizv.obucheniya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение начального профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Покачевское профессиональное училище»

МЕТОДЫ

  ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

(методическое пособие

 для мастеров производственного обучения)

Составитель Мельник О.И.,

методист БУ «Покачевское

профессиональное училище»

Покачи

2012

МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

        Способы совместной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается овладение учащимися практическими знаниями, умениями и навыками, формируются основы их профессионального мастерства, воспитываются убеждения, взгляды, отношения к труду, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.

Условия обучения, учебной деятельности

Современные требования

Традиционные условия

Структурированность содержания

Научная обоснованность, определяется иерархией целей

Определяется программой ПО

Роль учащегося

Активная (субъект учебного процесса)

Исполнитель

Роль мастера, преподавателя

Помощник, координатор, консультант, контролер

Организатор, руководитель

Подход к формированию содержания обучения

Ориентированный на усвоение способов деятельности (системный, деятельностный, целостный)

Ориентированный на усвоение ЗУН

Межпредметные связи

Теоретическое обучение дает ЗУНы, необходимые и достаточные для реализации учебной деятельности

Зависят от методической подготовленности мастера ПО, преподавателя ТО

Организация обучения и учебной деятельности, управление учебной деятельностью

Обеспечивается проектированием учебного процесса, применением адекватных форм, методов и средств обучения

Зависят от методической подготовленности мастера ПО

Самостоятельность учащегося

Организационная и исполнительская

Исполнительская

Наличие методик проектирования, реализации

Имеются в наличии, доступны мастеру, преподавателю в подготовительном периоде

Зависит от методической подготовленности мастера ПО, преподавателя ТО

  

 Перечень методических приемов, используемых на уроках (занятиях) производственного обучения

        Любой метод обучения реализуется мастером производственного обучения на уроке (занятии) через применение методических приемов.

1. Словесный метод обучения

        Методические приемы:

        ◘  диалог, монолог;

        ◘ беседа (фронтальная, информационная, инструкционная, объяснительная, эвристическая …);

        ◘  подсказки;

        ◘  рассказ;

        ◘  анализ учащимися цели урока;

        ◘  терминологическая россыпь;

        ◘  устное рецензирование ответа, оценки;

        ◘  комментированное чтение;

        ◘  мини-рассказ, сказка, басня, стихотворение;

        ◘  парадокс, фантастическая история;

        ◘  выделение существенных признаков;

        ◘  размышление;

◘  аналогия;

◘  кроссворды;

        ◘  технический диктант;

◘  классификация;

◘  абстрагирование;

◘  аннотация;

◘  определение соответствия;

◘  погружение в тему;

◘  контекстное объяснение;

◘  ситуационные задания;

◘  доказательство;

◘  подражание;

◘  рассуждение;

◘  инструктирование;

◘  учебная интерпретация;

◘  учебное экспериментирование и т.д.

2. Наглядно-демонстрационный метод обучения

Методические приемы:

◘  получение информации через ТСО;

◘  упражнения;

◘  использование наглядных средств, изделий, приборов, макетов, образцов;

◘  показательный;

◘  ЛОС (листы опросных сигналов);

◘  опорные конспекты, плакаты;

◘  работы с чертежами, технологическими маршрутными картами;

◘  работа с документами, периодической литературой;

◘  работа с иллюстрациями, картами, схемами;

◘  демонстрация изделий, образцов…;

◘  меловая информация;

◘  использование наглядных таблиц, плакатов;

◘  «делай как я»;

◘  работа со справочной литературой;

◘  логические цепочки;

◘  обобщающие таблицы.  

3. Практический метод обучения

Методические приемы:

◘  рецензирование;

◘  игры, викторины, кроссворды;

◘  карточки-задания;

◘  текстовый контроль;

◘  алгоритм техпроцесса;

◘  программированный опрос;

◘  ЛОС (листы опросных сигналов);

◘  магнитофонный опрос;

◘  метоплан (учебная проблема, каждый учащийся – идею);

◘  вычисление главного или второстепенного;

◘  опережающее домашнее задание;

◘  опорные конспекты;

◘  исследование, поиск;

◘  упражнения на тренажерах, по образцам;

◘  операционное обучение;

◘  практическое наблюдение;

◘  разделение труда;

◘  производственные задания;

◘  использование в практике «жизненного опыта»;

◘  конспектирование;

◘  экспериментальные задания;

◘  работа с техническими терминами;

◘  деловая игра, ролевая игра;

◘  текстовые задания, текстовый контроль;

◘  письменное конструирование, проектирование;

◘  работа с экспертами-учащимися;

◘  работа с консультантом;

◘  заочная производственная экскурсия;

◘  неполная информация, незавершенная информация;

◘  использование эталонов ответов;

◘  использование критериев оценок;

◘  работа со словарем;

◘  работа с учебником;

◘  игровое обучение;

◘  ученический инструктаж;

◘  обучение на опыте новаторов производства;

◘  решение производственных задач;

◘   показ трудовых приемов;

◘  работа с алгоритмом трудовых действий, приемов;

◘  групповое, индивидуальное исследование;

◘  конспекты-тезисы, графические конспекты;

◘  творческие работы;

◘  технологические карты;

◘  альтернативные ситуации;

◘  тупиковые ситуации;

◘  взаимоконтроль, самоконтроль;

◘  работа по техминимуму;

◘  упражнения, практические задания, производственные ситуации;

◘  инструкционные карты;

◘  связи с производством;

◘  связи с профессией;

◘  проблемно-производственные ситуации, проблемные задания;

◘  профессиональные приемы;

◘  инструкционно-маршрутные карты;

◘  инструкционно-технологические карты;

◘  разноуровневые задания, разноуровневый контроль;

◘  наблюдение;

◘  временное ограничение;

◘  работа с дефектами;

◘  работа с чертежом, документацией;

◘  коллективная деятельность;

◘  соревнование;

◘  компьютерный контроль и обучение;

◘  работа ученического ОТК;

◘  обобщающая таблица;

◘  работа с документально-методическим комплексом (учебно-дидактическим комплексом);

◘  комплексный контроль;

◘  работа с тренажером;

◘  рейтинговый контроль;

◘  работа с учетно-контрольной документацией, «Листом контроля…», «Ведомостью…»;

◘  практические задания;

◘  работа по выполнению ТБ;

◘  выполнение расчетных работ;

◘  самонаучение, взаимонаучение;

◘  самокоррекция;

◘  планирование;

◘  инструктирование…

Краткая характеристика ряда методов

Рассказ – изложение информации, которое носит характер повествования о предметах, явлениях и т.д.

Объяснение – изложение информации, имеющее характер рассуждений, доказательств.

Беседа – словесный метод, имеющий вопросно-ответный характер приобретения и закрепления знаний.

Работа с литературой – через печатное слово реализуются те же задачи, что и рассказ, объяснение, беседа.

Письменное инструктирование – через печатное слово обеспечивается восприятие конкретных действий при выполнении конкретных практических работ.

Показ мастером производственного обучения трудового процесса – способствует созданию у обучаемых четкого представления о выполнении отдельных элементов трудового процесса (движения, приемы, действия, операции).

Демонстрация наглядных пособий – обеспечивает наглядно-чувственное ознакомление обучаемых с различными предметами, явлениями, процессами.

Самостоятельные наблюдения обучаемых – как метод позволяет понять и запомнить структуру трудового процесса или элементов практических работ. А также сделать выводы и принять правильные решения.

Упражнения обучаемых – основной метод практического (производственного) обучения, позволяющий осуществить целенаправленное и многократное повторение изучаемых трудовых действий и приемов.

Лабораторно-практические работы – метод первичного изучения практических умений, переход от теоретических знаний к умениям. Устанавливают тесную взаимосвязь теории и практики.

Деловые игры в практическом обучении – метод группового обучения совместной деятельности обучаемых в процессе решения общих и конкретных практических задач.

Учебные фирмы – метод имитации работы реальной производственной фирмы в конкретных производственных условиях.

КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Список использованной литературы

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

  1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.
  2. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2004.
  3. Организация и методика производственного обучения 2004г.

Учебные пособия для учащихся: учебники, справочники, таблицы стандартов и нормативов, руководства по выполнению лабораторно-практических работ, источники научно-технической информации и т.д.

Учебно-материаль

ное оснащение:

станки, верстаки, учебно-производственное оборудование учебные кабинеты, тренажеры, машины, контрольно-измеритель

ные приборы, инструменты, сырье, материалы, заготовки и т.д.

Методические пособия для мастера:

пособия и руководства по организа

ции и методике п/о, частные методики, методические разработки, справочные пособия, методические рекомендации и т.д.

Учебно-техническая документа

ция:

паспорта оборудова

ния, рабочие чертежи, принципиальные и монтажные схемы, технологические карты, технические требования к качеству, производст

венные инструкции и т.д.

Дидакти

ческие средства обучения: инструкционные и  инструкционно-технологические карты, таблицы типичных ошибок и способов их предупреждения, наглядные пособия, ТСО, образцы материа

лов и готовой продукции и т.д. 

СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядные методы производственного обучения.

Подымается вопрос о наглядности обучения....

Кейс-метод при изучении спецдисциплин и проведении производственного обучения и производственной практики

Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истиннос...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

Формы и методы производственного обучения, стимулирующие творческую активность обучающихся

Тема: «Использование электронных образовательных ресурсов для развития творческого профессионального мышления в условиях организации учебно-производственной деятельности обучающихся в процессе подгото...

Доклад: методы производственного обучения

В связи с быстрыми темпами развития технологий и существующей неопределенностью рынка труда человек встает перед необходимостью приобретать новые умения и квалификации в течение всей свой жизни. И эти...

Методы производственного обучения

Методы производственного обучения ...