Доклад "Формы и методы производственного обучения" октябрь 2017
материал на тему

Абаева Елена Федоровна

Доклад на заседание ЦК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_zasedanie_tsk.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Абаева Е.Ф.,

мастер производственного обучения

Формы и методы производственного обучения

Главное место в системе формирования квалифицированного рабочего в профессиональном учебном заведении занимает производственное обучение.

Основными направлениями совершенствования производственного обучения обучающихся являются:

  • соединение обучения с производительным трудом обучающихся;
  • формирование у обучающихся умений применять в работе современную технику и технологию, передовой производственный опыт;
  • разнообразие организационных форм и методов производственного обучения;
  • применение методов и приемов обучения, обеспечивающих формирование прочных профессиональных умений и навыков;
  • развитие самостоятельности, творческой активности и технического мышления;
  • выработка умений применять знания в производственных условиях;
  • формирование навыков самоконтроля;
  • комплексное использование наглядных пособий, технических средств обучения и информационных технологий.

Производственное обучение как часть учебного процесса включает деятельность мастера – инструктирование и деятельность обучающихся – учение. Инструктирование и учение тесно связаны и влияют друг на друга.

Внешняя сторона учения в процессе производственного обучения обучающихся проявляется в их трудовой учебной деятельности – выполнении приемов, операций, изготовлении изделий, регулировке, наладке механизмов и тому подобных производственных действиях.

Внутренняя деятельность включает восприятие и осмысливание инструктивных указаний мастера, обдумывание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предположений, их проверку. 

В результате единства внешней и внутренней сторон учебной деятельности у обучающихся формируются знания, умения и навыки.

Руководство, корректировка, управление внешней и внутренней учебной деятельностью обучающихся составляют сущность инструктирования деятельности мастера, которая включает следующие основные элементы:

  • создание у обучающихся ориентировочной основы деятельности, т. е. полного и развернутого представления о задачах предстоящего трудового процесса, условиях, средствах, способах и особенностях выполнения и контроля действий;
  • руководство деятельностью обучающихся при выполнении ими трудовых действий;
  • контроль и анализ учебных успехов обучающихся, проверка и оценка их знаний, умений и навыков.

Содержание деятельности мастера по руководству производственным обучением обучающихся зависит от конкретного содержания (профессии, темы) и периода обучения, подготовленности обучающихся, условий обучения.

Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах и различными методами.

Под формами обучения понимают способы построения учебно-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности обучающихся, руководство этой деятельностью и структуру занятий. 

Следует различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятельности обучающихся.

Основной формой организации производственного обучения обучающихся в учебных мастерских и на учебно-производственных участках предприятий является урок. При урочной форме организации обучения все учащиеся группы одновременно изучают один и тот же учебный материал, выполняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной структуры – вводный инструктаж, упражнения (самостоятельная работа) обучающихся и текущий инструктаж, заключительный инструктаж.

Специфической формой организации производственного обучения следует считать производственную практику. Для производственного обучения характерны такие формы, как производственные экскурсии и домашняя учебная работа обучающихся.

Формами учебно-производственной деятельности обучающихся являются фронтально-групповая, бригадная и индивидуальная. Фронтально-групповая форма деятельности обучающихся реализуется при проведении уроков производственного обучения, экскурсий. Вместе с тем на уроках широко применяют также бригадные, индивидуальные формы учебно-производственной деятельности обучающихся.

Методы производственного обучения – это способы совместной деятельности мастера и обучающихся, при помощи которых достигается овладение учащимися практическими знаниями, умениями и навыками, формируются основы их профессионального мастерства, развиваются умственные, физические и творческие способности.

Чтобы правильно выбрать методы обучения, необходимо иметь четкое представление об их классификации и области применения. В процессе производственного обучения преимущественно примеряют методы, которые в педагогической литературе классифицируются по источникам знаний и умений на словесные (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т. п.), наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий, наблюдения обучающихся и т. п.) и практические (упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа обучающихся, решение производственно-технических задач).

Словесные методы используют при проведении вводного инструктажа, а также при текущем инструктировании обучающихся в процессе работы. Наглядные методы также наиболее характерны для вводного инструктирования обучающихся. Среди этих методов обучения следует выделить показ трудовых приемов, применяя который мастер формирует в сознании обучающихся образ трудовых действий, которые они должны освоить.

Важнейшими для производственного обучения являются практические методы. Это основные методы формирования умений и навыков обучающихся. Поэтому мастеру для успешного руководства производственным обучением нужно, глубоко знать их дидактические возможности.

Мастера производственного обучения дают обучающимся специальные задания творческого характера, которые они выполняют самостоятельно или под руководством мастера в зависимости от сложности: разработка или улучшение конструкции приспособления, повышающего производительность труда; составление технологической карты и т. п. Широко в производственном обучении мастера применяют межпредметные домашние задания, выполнение которых также способствует развитию поисковой деятельности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы производственного обучения

В этом пособии дан перечень методических приемов, используемых на уроках; краткая характеристика ряда методов и компоненты процесса производственного обучения....

Наглядные методы производственного обучения.

Подымается вопрос о наглядности обучения....

Формы и методы производственного обучения, стимулирующие творческую активность обучающихся

Тема: «Использование электронных образовательных ресурсов для развития творческого профессионального мышления в условиях организации учебно-производственной деятельности обучающихся в процессе подгото...

МР КПГТ Сварщик 15С -ПМ.02 производственная практика 2017-2018

МР КПГТ Сварщик 15С  -ПМ.02 производственная практика   2017-2018...

МР КПГТ Сварщик 15С -ПМ.04 производственная практика 2017-2018

МР КПГТ Сварщик 15С  -ПМ.04 производственная практика   2017-2018...

Доклад: методы производственного обучения

В связи с быстрыми темпами развития технологий и существующей неопределенностью рынка труда человек встает перед необходимостью приобретать новые умения и квалификации в течение всей свой жизни. И эти...

Методы производственного обучения

Методы производственного обучения ...