ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ЕДИНСТВО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.
статья по теме

 

    Структура деятельности и личности преподавателя, учителя приобретает гармоничность в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность личности учителя, придающую смысл свей его профессиональной жизни и деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ЕДИНСТВО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.

        Структура деятельности и личности преподавателя, учителя приобретает гармоничность в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность личности учителя, придающую смысл свей его профессиональной жизни и деятельности.

        Личностная направленность: уровень притязаний, самооценка, образ «Я» - является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих  деятельность личности относительно независимых от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека».

        Расширяя понятийное содержание этого определения применительно к педагогической деятельности, психологи включают в него еще и интерес к самим учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей. Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование  предметов в расчете на формирование исходной потребности обучающегося в знании, носителем которого является педагог.

        Личностно-профессиональная направленность невозможна без профессиональной компетентности, которая обеспечивает уровень мастерства человека, занимающегося той или иной деятельностью. Профессиональная компетентность педагогов по-разному проявляется и реализуется в зависимости от психологического климата в образовательном учреждении, от умения и желания коллег (преподавателей) сотрудничать.

        В интересах обучающихся важно объединить усилия отдельных преподавателей, сделать их сотрудничество явным. Это великолепно реализуется на межпредметных, комплексных, бинарных уроках (учебных занятиях). Реальное педагогическое сотрудничество – это особая деятельность требующая новых граней профессиональной компетентности, т.к. требует от учителя адекватной профессиональной самооценки, устремленности на общие цели и задачи, разумного распределения функций и ролей, психологической совместимости, дающей наилучший общий результат при раскрытии возможностей каждого, понимания педагогами эффективности совместной педагогической деятельности по сравнению с индивидуальной.

        Для того чтобы готовить человека к жизни в постоянно меняющемся мире, необходимо развивать механизмы его само- и жизнетворчества. Для этого обучающимся профессиональных учебных заведений нужно давать не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение воспринимать и осваивать новое: новые знания, новые виды и формы трудовой деятельности, новые приемы ее организации.

        Перед профессиональной подготовкой специалиста стоит задача нахождения более эффективных подходов к организации учебно-воспитательного процесса. В этом случае речь идет о целом комплексе задач, не ограничиваясь только усвоением знаний, умений и навыков по специальности. Ведь фундамент современного профессионального образования включает ряд взаимосвязанных компонентов. Среди них: система знаний, обеспечивающая методологическую основу познавательной и практической трудовой деятельности выпускников; система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, позволяющих решать конкретные задачи профессиональной деятельности; система мировоззренческих и поведенческих качеств личности, способствующих нравственному развитию.

        Задачи, стоящие перед средними учебными заведениями, требуют перестройки обучения с ориентацией на конечный результат. Для повышения качества подготовки специалистов среднего звена необходимо совершенствование учебного процесса, форм и методов преподавания, контроля знаний, а значит, умений и навыков студентов.

        Квалифицированный специалист отличается не тем, что работает больше, а тем, что работает иначе и, выполняя работу лучше, затрачивает гораздо меньше труда и времени, чем неквалифицированный. Основным в его обучении является отнюдь не овладение какой-то суммой конкретных знаний и навыков, а воспитание культуры профессионального мышления, профессиональной интуиции и, как следствие, профессиональной этики.

        Учебные дисциплины, необходимые для овладения любой профессией, тесно взаимосвязаны. Изолированно изучать предметы невозможно, следует находить такие формы связи между ними, которые помогут отразить в сознании весь комплекс полученных знаний как единое целое. У любой специальности и тем более квалификации есть конкретный предмет труда, для изучения которого учебным планом предусматривается множество дисциплин. И здесь на первое место выступает разумное сочетание традиционных и новых форм обучения.

        В каких случаях использование последних (нетрадиционных форм обучения) становится наиболее конструктивным? Очевидно, тогда, когда возникает необходимость освободиться от заорганизованности учебного процесса или передать студентам часть функций преподавателя. Это приводит к тому, что совместная деятельность преподавателей и студентов активизирует процесс превращения знаний в умения и навыки.

Выбор технологии обучения, в частности проведение бинарных уроков, преподаватели осуществляют, руководствуясь, прежде всего своим педагогическим опытом, уровнем владения педагогическим инструментарием.

Известно, что наиболее стрессогенными видами учебных занятий являются учетно-обобщающие и нормативно-учетные уроки. А поэтому важно создать на них условия, в которых студенты могли бы максимально полно продемонстрировать свои знания и умения в комплексе, в системе, взаимосвязи и взаимовлиянии, т.к. знания получены при изучении разных предметов. Подобные условия характерны для бинарных уроков, уроков аукционов, конкурсов, учебных занятий в форме группового взаимодействия. Дух соревнования, мозгового штурма, особая система оценок, присущие им, не позволяют студентам «отсидеться в тени», способствуют 100% активности на уроке всех студентов. Преподаватели же могут более ясно увидеть уровень знаний студентов на заключительных этапах изучения отдельных тем,  разделов в совокупности двух предметов.

Оставшись один на один с ребенком, родителем или педагогом, наш выпускник должен не только уметь быстро перебрать в памяти всю полученную информацию более чем по тридцати предметам учебного плана, но и определить проблему, выяснить ее причину, а затем составить программу коррекционно-консультативной деятельности.

Трудно переоценить всю сложность задачи, стоящей перед сегодняшними студентами и завтрашними специалистами.

Чтобы облегчить эту задачу, необходимо уже на студенческой скамье помочь будущему специалисту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Статья на тему "Междисцинарные связи как элемент моделирования профессиональной деятельности студентов"...

«Комплексная оценка уровня теоретической и практической подготовки выпускника среднего профессионального в форме итоговой государственной аттестации выпускников».

Наряду с профессиональными качествами выпускники среднего профессионального образования должны обладать профессиональными навыками, соответствующие основным компетенциям техника и отражающие содержани...

Проектная деятельность педагогов в условиях реализации ФГОС как средство моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе

педагогический проект , коллекция моделей одежды, учебный проект, проблемы и возможности. Предлагается к использованию в  системе СПО по специальности 29.02.04 "Конструирование, моделировани...

Рабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в профессиональной деятельности по специальности конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Рабочая программа расчитана на 126ч (82ч. аудиторной и 42ч. внеаудиторной нагрузки).При разработке программы основной упор делался на практическую составляющую и применение полученных навыков в дальне...

Менеджмент в профессиональной деятельности: методические указания к выполнению практических занятий для обучающихся по специальности 09.02.07 Менеджмент в профессиональной деятельности

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 09.02.07 – Менеджмент в профессиональной деятельности. Предназначены  для закрепления  теорети...