Методическая разработка открытого урока по истории на тему "Эпоха Петра Великого"
методическая разработка по теме

Кацан Светлана Владимировна

      В методической разработке урока рассматривается проблема «ЗА  КАКИЕ  ЗАСЛУГИ  ПЕРЕД  ОТЕЧЕСТВОМ  ПЕТР I   НАЗВАН  ВЕЛИКИМ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

C-Пб ГБПОУ колледж метростроя

                                     Открытый урок

                                     «ЭПОХА ПЕТРА»

                               

     

                                 Группа № 15

        

                                                                           Преподаватель истории

                                                                                             Кацан С.В.

        

                                          Санкт-Петербург

                                            17 марта 2011г.

 

                             

                                                                                                           г. Санкт-Петербург

                                                                                                           Лицей метростроя

                                                                                                           преподаватель истории

                                                                                                           Кацан С.В.

 

                                Урок истории: «ЭПОХА ПЕТРА I» (2 часа).

     

I. ОБОРУДОВАНИЕ  УРОКА:

  1. Карта «Россия  с конца XVII века до 60-х годов XVIII века».
  2. Картина «С – Петербург».
  3. В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни».
  4. Картина «Пётр I», (художник В. Серов).
  5. Крупный меловой рисунок на доске – парусник.
  6. Герб С–Петербурга.
  7. Карточки.
  8. В/фильм «Смерть ПетраI».
  9. Картина И. Никитина «Пётр на смертном одре».
  10. Выставка книг: поэмы А. Пушкина «Полтава», «Медный всадник»; Н. Павленко «Пётр Первый» (серия ЖЗЛ); Н. Кончаловская «Дар бесценный»; Н. Краснов «Беседы по искусству в средней школе».
  11. Рефераты учащихся.
  12. Оформление доски:

                          а) на доске написана тема урока, помещены учебные картины, карта.

                          б) под картой написано задание: «Кем были эти люди?» - Ф.М. Апраксин, Б П.Шереметев, П.И. Ягужинский, А.Д. Меншиков.

                                                                                    Мелом нарисован парусник, в столбик записаны даты: 1672 – 1725, 1682 – 1725, 1698, 1700, 1703, 1714, 1724, 1700 – 1721.

                         в) слева от карты: «То академик, то герой,

                                                           То мореплаватель, то плотник,

                                                           Он всеобъемлющей душой

                                                           На троне вечный был работник»

                                                                                А. С. Пушкин.

                         г) справа от карты: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе».

                                                                                Пётр I (Полтавская битва).  

II. ЦЕЛИ УРОКА:

                 

                 1.  ОБУЧАЮЩИЕ – показать учащимся  необходимость  создания регулярной        

    армии  и   военно-морского   флота  в  России,   отметить    прогрессивность  

деятельности   Петра I,   показать   роль   Петербурга   в  борьбе  за  выход  к             Балтийскому морю, охарактеризовать реформы царя в культуре и экономике.

2.  РАЗВИВАЮЩИЕ - способствовать обучению учащихся умению

    характеризовать объекты и явления по  тексту учебника и  дополнительной  

                      литературе;  умению  рецензировать  творческую   работу   однокурсников;    

    умению сравнения и обобщения изучаемых  объектов    и   явлений,   умению  

    устанавливать причинно-следственные связи при рассмотрении исторических

    событий,  умению  выделять  главную мысль  в содержании текста, и умению

    его анализировать, научить учащихся выходить из исторических проблемных          ситуаций.

  1. ВОСПИТЫВАЮЩИЕ  ЦЕЛИ – воспитывать у учащихся интерес к

отечественной истории,  уважение  к  созидательному  труду на благо Родины. Материал урока должен служить воспитанию чувства патриотизма, гордости за свой народ, уважение к великим историческим личностям.

III. ТИП  УРОКА  -  КОМБИНИРОВАННЫЙ.

IV. ХОД УРОКА:

             

                           Преподаватель  сообщает учащимся тему, цели урока, формы организации

                        деятельности учеников.

                       Учащимся даётся  ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ  на 2 урока:

      «ЗА  КАКИЕ  ЗАСЛУГИ  ПЕРЕД  ОТЕЧЕСТВОМ  ПЕТР I   НАЗВАН  ВЕЛИКИМ»

УЧИТЕЛЬ: сейчас мы станем участвовать в игровой пресс-конференции. Вы задаёте

                    вопросы Петру I, в роли которого сегодня выступает (фамилия учащегося).

                        Варианты вопросов «Петру I».

  1. Кто был первым вашим учителем, чему он вас научил?  
  2. В какие игры вы играли в детстве?
  3. С какой целью вы поехали за границу, под каким именем?
  4. Какие страны вы посетили?
  5. Сколько кораблей было построено за время вашего правления?
  6. За что вы наказали стрельцов?
  7. Как вы получили титул императора?
  8. Какие реформы вы провели?
  9. Какие сражения вы проиграли, а какие выиграли?
  10. Что вы больше всего цените в людях?
  11. Какие товары вы разрешили вывозить, а какие ввозить?  
  12. Кто мог посещать ассамблеи, чем там занимались?
  13. С какой целью вы приказали расширить посевы льна и конопли?
  14. Какие европейские обычаи вы ввели?
  15. Объясните нам, что обозначают новые термины, возникшие в эпоху вашего

правления: меркантилизм, абсолютизм, посессионные и приписные крестьяне, рекруты, подушная подать, ревизия.

  ЗАДАНИЕ ГРУППЕ:

                   

  1. Что означают эти даты?
  2. Какие из них имеют отношение к картинам, помещенным на доске, и

меловому рисунку?

1672-1725 Годы жизни Петра I .

1682-1725 Годы правления Петра I

1698- Восстание стрельцов.

1700- Введение европейского летоисчисления.

1703- Основание Санкт-Петербурга

1714- Гангутское сражение.

1700-1721-Северная война.

1724-Указ об учреждении Академии наук.

  3.  Кем были эти люди (Карту снять, задание на доске под картой).  

Апраксин Фёдор Матвеевич, Шереметьев Борис Петрович,

Меншиков Александр Данилович.

4.    О ком и почему Пушкин писал: «И счастья баловень безродный,

                         полудержавный властелин»?

ВЫСТУПЛЕНИЕ  УЧЕНИКА  С  РЕФЕРАТОМ  «Картина Сурикова «Утро стрелецкой казни».  (Преподаватель   даёт  задание группе:  «Какие черты характера Петра I как человека и царя показаны В.И Суриковым на этой картине»).    

ЗАДАНИЕ ГРУППАМ:

         Учащиеся  делятся на 4 группы (одна – состоит из сильных учащихся). Сначала они  работают в парах, затем обсуждают ответ в группах.

ЗАДАНИЕ 1-й группе: (карточка).

         Распределить  по колонкам следующие понятия (некоторые из них можно поместить сразу    в    несколько    колонок):   цифирные   школы,   морская  академия,   «Ведомости», Кунсткамера,    «Лексиконы»,    публичная   библиотека,   ассамблеи,  1 января,   открытие полезных ископаемых, «История Северной войны», «бородовые знаки», горные училища, «Юности  честное  зерцало»,  гарнизонные   школы,   издание  карт,   изобретение   новых токарных станков, Академия наук.      

Образование

Книгоиздательское                                дело

Наука и техника

Европейские обычаи

ЗАДАНИЕ 2- й группе: (карточка).

        Впишите слова  в обозначенные  цифрами клеточки  по  горизонтали и в  выделенном вертикальном  столбце  прочтите  фамилию первого  «прибыльщика»,  крепостного  графа

Шереметьева, ставшего благодаря своим проектам по изысканию доходов для государства

крупным чиновником и помещиком.

  1. Вывоз товара за рубеж.
  2. Крупное промышленное предприятие.
  3. Ввоз товара из-за рубежа.    
  4. Человек, нашедший новые источники государственных доходов.
  5. Главный морской порт России до Петра I.
  6. Политика превышения вывоза товаров из страны над их ввозом.
  7. Название налогов в петровской России.
  8. Название переписи населения во времена Петра I.  

                               

  К

 С

 П

 О

 Р

 Т

2 М

  А

  Н

  У

 Ф

 А

 К

 Т

 У

 Р

 А

3 И

   М

  П

  О

  Р

 Т

4 П  

  Р

  И

  Б  

 Ы

 Л

 Ь

 Щ

 И

 К

 5А  

  Р

  Х

  А

 Н

 Г

 Е

 Л

 Ь

 С

 К

6 М

 Е

 Р

  К

  А

  Н

  Т

 И

 Л

 И

 З

 М

  О

 Д

 А

 Т

 Ь

  Е

  В

 И

 З

 И

 Я

ЗАДАНИЕ 3-й ГРУППЕ. (Карточка).

Исправить не менее пяти ошибок в тексте: «Вернувшись  из  первого  путешествия за  границу,  Петр  стал рьяно бороться за введение  одежды  русского покроя.  Горожанам было запрещено  брить бороды  и  носить  одежду  западноевропейского  образца.  Лишь  крестьяне и священнослужители могли брить бороды. Остальным  разрешалось  бриться  только  после уплаты специальной пошлины».

ЗАДАНИЕ 4–й ГРУППЕ  (сильные учащиеся 15 группы). (Карточка).                

        1. Доказать, что Пётр I как царь и человек  БЫЛ:

                                           ЦАРЬ  ПЁТР ВЕЛИКИЙ

       Полководец

       Реформатор

          Труженик

    Эксплуататор

   

     2. Пётр I считал, что правит страной во имя «общего блага». Ваше мнение по данному вопросу, аргументируйте его.

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

              Учитель оценивает выступившего от группы ученика  и тех, кто активно работал в группе.

V. ВОПРОСЫ  УЧАЩИМСЯ:

  1. Что означает слово РЕФОРМА?
  2. Почему нужно было реформировать Россию?
  3. Почему война была неизбежна для решения вопроса о море?
  4. Почему Пётр I  вёл борьбу за Балтийское море, а не за Чёрное море.
  5. Под Нарвой (1700г.) Пётр I потерпел поражение. Но историки говорят, что сражение под Нарвой – путь к победе. Правильно ли это? Докажите.
  6. Почему Россия под Нарвой (1700г.) проиграла битву, а Полтавскую баталию выиграла? Ваше мнение.
  7. Можно ли было победить в Северной войне без экономических реформ? Какие реформы вы знаете?
  8. Можно ли было победить в войне без реформ государственного управления?
  9. Когда говорят о преобразованиях Петра I, часто употребляют слово ПЕРВЫЙ. К каким реформам Петра Великого можно отнести числительное «первый», «первая»?
  10. Какие указы Петра Великого «писаны кнутом»?
  11. В каких областях реформы Петра I оказались наиболее заметными?
  12.  Была ли окончательно преодолена отсталость России во времена Петра I? Ваше мнение.

VI. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.

   

           Чтение наизусть отрывков из поэм А.С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник».

                         

            ВОПРОСЫ  УЧАЩИМСЯ:

  1. Определите, как Пушкин относился к Петру I?
  2. По образному выражению А. С. Пушкина «Россия вошла в семью европейских держав как спущенный корабль -  при стуке топора и громе пушек». Как вы понимаете эти слова?

УЧИТЕЛЬ: Пушкин относился к Петру I с глубочайшим уважением. Петр стал героем его «Полтавы»,    «Медного   всадника»,    «Арапа   Петра   Великого».     Своё   отношение   к преобразованиям   Александр  Сергеевич   Пушкин  выразил   метко   и   образно  «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль – при стуке топора и громе пушек». Но  Пушкин всегда   помнил,  чьим   потом  и  кровью   оплачивались  победы   и   успехи  петровского   государства.  Суровый   царь,   по   его   словам,   «уздой   железной   Россию   поднял   на дыбы». Различные  исследователи дают разные оценки  личности  и  деятельности  Петра. Нельзя  не  согласиться  с  тем,  что   Петр I –  первоклассный   полководец,  флотоводец,  дипломат,   государственный    деятель,    реформатор.    Он   верил   в   Россию,   его   не останавливали   неудачи.    Самой  яркой  чертой   его   характера   было    поразительное  трудолюбие.   Пушкин   назвал   его    «вечным работником».  Столь   же   примечательна постоянная тяга царя  к  знаниям и обучению других. Петр I  был прост, но суров, порой до жестокости. В повседневной жизни - неприхотлив. В большом и малом он оставался натурой  цельной, деятельной.

В  нашей  истории  он  по праву останется Петром Великим.

  1. ВОПРОС  УЧАЩИМСЯ (проблемное задание).

     ЗА  КАКИЕ  ЗАСЛУГИ  ПЕРЕД  ОТЕЧЕСТВОМ  ПЁТР I  НАЗВАН  ВЕЛИКИМ? – ваше мнение, (ВЫВОДЫ).

  1. Реферат «Смерть Петра I»
  2. В/фильм «Смерть Петра I».
  3. Картина И. Никитина «Пётр на смертном одре».

      XI.     ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (проанализировать деятельность учащихся на уроке, поблагодарить их за работу, поблагодарить гостей, выставить оценки учащимся).

       

               Преподаватель истории Кацан С. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по теме: «Петр I и его реформы в оценках и суждениях»

Это заключительный урок темы «Эпоха петровских преобразований». Основная цель – обобщение и закрепление полученных знаний. А так как деятельность Петра I вызывала и вызывает много споров, создаются ус...

Методическая разработка открытого урока по литературе: «Скучные истории» А.П. Чехова

Данный материал был разработан в качестве итоговой работы на курсах повышения квалификации в Педагогическом колледже №1 им. Н.А. НекрасоваПедагогический колледж N 1им. Н.А. НекрасоваПедагогический кол...

Методическая разработка открытого урока по истории тема : " Правители России "

Характеристики правителей России . Широкое привлечение исторической литературы и источников ....

Методическая разработка открытого урока по дисциплине : " История " "Отечественная война 1812 года "

Целью данной методической разработки является показ влияния всемирной истории на историю Отечества. Патриотическое воспитание студентов....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: ОУД. б 04«История» Тема: « Индустриализация и коллективизация в СССР»

В данной методической разработке представлена методика проведения  комбинированного урока с применением  технологии проблемного обучения. Данная методическая разработка рекомендуется д...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока ОГСЭ.07 Культура речи и этика поведения специалиста по теме: Вклад Петра I в профессиональный этикет

В общем смысле этика - это набор моральных принципов и ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и определяющий положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Это как бы ...