Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов
статья по теме

Ирина Викторовна Гущина

Статья поможет спланировать самостоятельную работу студентов, используя предлагаемую таблицу для индивидуальной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Гущина И.В.

Методические рекомендации к организации

самостоятельной работы студентов

«Без известного самостоятельного труда
ни в одном серьезном вопросе истины не найти»

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования главная задача образовательной политики – высокое качество образования на всех его уровнях. В этой связи усиливается предметная и методическая подготовка будущих специалистов.

Значительные резервы для решения задачи повышения качества профессиональной подготовки учителя имеет самостоятельная работа студентов, так как является важнейшей формой организации учебного процесса.

Самостоятельная работа – целенаправленная, планируемая деятельность студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. В процессе самостоятельной работы осуществляется самообразование студентов.

Развитие этого качества у студентов требует определённых методических условий.

Различают несколько видов самостоятельной работы студентов:

  • самостоятельные работы на лекциях;
  • практикумы;
  • подготовка к  семинарам, конференциям, зачётам, экзаменам;
  • написание рефератов;
  • курсовых и выпускных квалификационных работ

Основой для разработки учебных заданий, предназначенных для самостоятельной работы студентов, выступает теоретическое содержание учебной дисциплины, а так же комплекс знаний и умений, сформированных у студента за предыдущий период обучения. Поэтому основной вид самостоятельной работы студентов состоит в подготовке к урокам.

Разные специалисты выделяют разное количество компетентностей. Их может быть две: уметь писать и понимать. Или семь: уметь учиться, исследовать, думать, общаться, взаимодействовать с другими людьми, делать дело и доводить его до конца, адаптироваться к себе, принимать себя.

Самостоятельная работа студентов должна быть хорошо спланирована и организована. При планировании такой работы необходимо учитывать условия, обеспечивающие её успешное выполнение:

  1. Чёткое определение преподавателем объёма и содержания самостоятельной работы;
  2. Определение видов консультативной помощи;
  3. Постановка цели самостоятельной работы и критерии её оценки;
  4. Виды и формы контроля за её выполнением;
  5. Чёткая разработка учебных заданий;
  6. Мотивированность учебных заданий

Важным средством организации самостоятельной работы служат специальные учебные задания. Обычно применяются следующие виды заданий:

а) проблемные

б) творческие

в) изобретательные задачи

Формирование положительной мотивации студентов к выполнению самостоятельной работы способствует искренняя заинтересованность преподавателя в успехе студентов, что они очень хорошо чувствуют. Кроме того, большое значение имеет уровень общего развития, а также сознательность самих студентов в обучении.

Приведённая ниже форма планирования самостоятельной работы студентов позволяет планировать самостоятельную работу студентов, согласование её объёма и содержания по различным дисциплинам.

Параметры

Краткая характеристика параметра

  1. Раздел учебной дисциплины

  1. Учебная тема

  1. Вид выполнения самостоятельной работы
  • подготовка к лекции;
  • подготовка к практическому занятию;
  • подготовка к реферату;
  • выполнение реферата;
  • подготовка к зачёту;
  • подготовка к экзамену
  1. Форма выполнения самостоятельной работы
  • индивидуальная
  • групповая
  • фронтальная
  1. Этапы выполнения самостоятельной работы
  • подготовительный
  • исполнительный
  • контрольно-диагностический
  1. Уровни самостоятельной работы
  • репродуктивный
  • реконструктивный
  • поисковый, творческий
  1. Планируемые результаты выполнения самостоятельной работы
  • базовые знания
  • опыт репродуктивной деятельности
  • опыт поисковой, творческой деятельности
  • опыт ценностно-оценочного отношения
  1. Сроки выполнения самостоятельной работы

  1. Методические указания к выполнению самостоятельной работы

  1. Список обязательной и дополнительной литературы

  1. Консультация
  • установочная
  • тематическая
  • проблемная

Указанные элементы планирования не составляют строгого алгоритмического предписания, поэтому могут быть творчески дополнены преподавателем. Так же может быть изменена их последовательность в соответствии со специфическими особенностями учебной дисциплины и собственным опытом её преподавания.

Важно и необходимо постоянно диагностировать сформированность общих и профессиональных компетенций у студентов  через небольшие промежутки времени в течение года:

  • вводный тест – сентябрь
  • пороговый тест – декабрь
  • промежуточный тест – март
  • итоговый тест – май
  • контрольный тест – июнь

Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность общих и профессиональных компетенций, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

Поэтому на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей. Ее формы разнообразны - подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе - выполнение дипломного проекта.

Выполняемая учащимися самостоятельная работа не однозначна по своей сути и может быть представлена разными видами, объединенными в группы:

- по дидактической цели – познавательная, практическая, обобщающая;

- по характеру познавательной деятельности и типу решаемых задач – исследовательская, творческая, познавательная;

- по уровню проблемности – репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская;

 - по характеру коммуникативного взаимодействия учащихся – фронтальная, групповая, индивидуальная;

- по месту выполнения – классная, домашняя;

- по методам научного познания – теоретическая, экспериментальная.

В процессе  самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

Выполняя самостоятельную  работу под контролем преподавателя

студент должен:

  • освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по данной дисциплине.
  • планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.
  • самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.
  •  выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов,  видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.

Широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.

Таким образом, самостоятельная работа студентов оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста за годы обучения в колледже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по МДК 05.01. «Технология малярных работ»

Самостоятельная работа студентов предназначена для углубления сформированных знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученн...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по английскому языку по формированию навыков чтения адаптированных произведений английских и американских писателей на английском языке

Данные методические рекомендации ставят своей целью дальнейшее развитие навыков чтения разного вида, что обеспечит целенаправленное формирование у обучающихся  рациональных приемов работы с учебн...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

в методическом пособии представлены циды и формы самостоятельной работы стедентов по дисциплине ОГСЭ.02."История"...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по страноведению

Данная разработка помогает студентам в проектной деятельности...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов специальности 050144 Дошкольное образование

Теоретические и прикладные аспекты методической работы  воспитателя детей дошкольного возраста...

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов мдк 01.02. математический аппарат для построения компьютерных сетей

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов мдк 01.02. математический аппарат для построения компьютерных сетей  ПМ. 01 Участие в проектировании сетевой инфраструктуры для ...