Организация подвижных игр на уроках физической культуры
материал по теме

Гончар Ольга Станиславовна

Говоря об игре, великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только вырожаются наклонности и силы его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно и на будущую судьбу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_podv._igr.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования и молодежной политики

администрации муниципального района «Княжпогостский»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емвы

ул. Дзержинского, д. 102, телефон/факс 88213921938

тема доклада:

Организация подвижных игр на уроках

физической культуры.

подготовила

Гончар Ольга Станиславовна

Учитель физической культуры

2013г.

Говоря об игре, великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и силы его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на будущую судьбу.

Игра и возрастные особенности детей

Необходимый подбор игр для уроков физической культуры определяется программой. Однако на уроке и особенно во внеклассной работе можно использовать самые разнообразные подвижные игры, составленные самостоятельно или взятые из методической литературы, если они отвечают решению поставленных задач. Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития.

Младший школьный возраст (1–4-е классы) характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны короткие перерывы отдыха. Этим возрастным особенностям отвечают игры типа пробежек, которые широко используются в программе (салки, «День и ночь», «Вызов номеров» и т.п.)

У мальчиков в этом возрасте преобладает предметно-образное мышление. Подвижные игры носят, как правило, сюжетный характер, предоставляя участникам возможность драмматизации проявления творческой активности. Сюжетность игр отражается в их названиях («Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Сторож, зайцы и Жучка», «Выставка картин», «Два мороза» и др.

Сравнительно слабое развитие мышечной системы (особенно брюшного пресса и спины) не допускает игры с активным единоборством, переноской и передачей друг другу набивных мячей и других тяжелых предметов. Вместе с тем мальчикам 3-го класса не противопоказаны игры с кратковременными силовыми напряжениями (перетягивание, выталкивание).

Учащиеся 3-4-го класса начинают интересоваться играми, требующими решения довольно сложных двигательных задач и, в частности, умения владеть мячом: передача, ловля, набивание («Мяч в центр», «Попади в мяч»; «Охотники и утки», эстафеты с мячом, «Гонка мячей по кругу»,  и др.). В занятия включаются игры с комбинированными действиями: бег в сочетании с метаниями, с подлезанием, перелезаниями и пр.

Таким образом, характер подвижных игр у младших школьников разнообразен, но преобладают коллективные игры с водящим, командные игры без вступления в непосредственное соприкосновение с противником. Главное содержание игр – движения, способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта: игры с бегом, прыжками, увертыванием, метаниями в цель и на дальность, преодолением небольших препятствий, требующие проявления ловкости и быстроты без больших двигательных напряжений.

Средний школьный возраст (5–8-е классы) характеризуется растущей устойчивостью организма по отношению к проявлению физических усилий. Резко повышаются функциональные возможности, исчезают неэкономные движения, требующие излишней затраты сил, что позволяет ребятам участвовать в играх с большой интенсивностью и относительной длительностью двигательных действий. Примером могут служить игры: «Круговая лапта», «Прыжок за прыжком», «Веревочка под ногами», «Не урони мяч», «Слон» (для юношей), эстафета «Гусеница», «Встреча на бревне», «Чехарда», «Второй лишний»  и др.

В этом возрасте крепнет костно-связочный аппарат, продолжает развиваться мышечная система. Дети, особенно мальчики, любят игры, где преимущественно развивается сила («Бой петухов», перетягивание через черту, «Сильные и ловкие» и др.). Мальчики имеют некоторые преимущества перед девочками в играх с бегом на скорость, с метанием на дальность, в цель. Поэтому в ряде игр девочки не могут вступать в единоборство с мальчиками. Их больше привлекают игры с ритмичными движениями, элементами равновесия, хотя в большей части командных игр девочки и мальчики играют совместно.

Учащиеся 10–12 лет стремятся приобщиться к спорту, успешно выполняют технические приемы игры в баскетбол, футбол, увлекаются подвижными играми с довольно сложными двигательными задачами. Для них большую группу составляют игры с бегом и преодолением подвижных и движущихся препятствий, с метанием, более продолжительными силовыми напряжениями (встречные и линейные эстафеты, «Снайперы», «Прыжок за прыжком» и др.).

В этом возрасте формируется и укрепляется волевая сфера, ярче проявляются такие качества, как смелость, самостоятельность, решительность, инициатива.

Организуя игры, руководитель стремится развивать самостоятельность детей, нередко предоставляя им право самим выбирать водящих, распределяться по командам, устанавливать план действий в игре. Подвижные игры с большой физической и психической нагрузкой нередко вызывают вспышки резкости, нетерпеливости. Руководитель должен помнить об этом, не допуская излишнего возбуждения и напряжения.

Подростковый возраст (7–8-е классы) условно называют так потому, что у детей 13–15 лет наблюдается особенно интенсивное развитие и перестройка всего организма. В занятиях физическими упражнениями и подвижными играми находят отражение многие особенности этого переходного периода, знаменующего превращение мальчика в юношу, а девочки – в девушку. Усиленно растет костная система (особенно трубчатые кости), в связи с чем дети особенно прибавляют в росте. Продолжает развиваться и мышечная система (увеличивается масса мышц и их сила), хотя она еще отстает от обычного роста тела.

Мальчиков этого возраста особенно привлекают игры с элементами силовой борьбы: «Вытягивание из круга», «Перетягивание каната», поединки в парах.

К 14–15 годам заканчивается развитие двигательного анализатора, что способствует улучшению координации, точности и экономичности движений. Поэтому значительное место в играх отводится проявлению ловкости, скоростно-силовых качеств.

Таким образом, главное содержание подвижных игр в 7–8-х классах составляют действия с мячом, прыжки, лазание и перелезание, метание в цель, сопротивление силой, ориентировка в пространстве, бег с преодолением препятствий. Правила в играх более сложные; разрешение игровых конфликтов требует от участников достаточно развитых волевых качеств, тактического мышления. Многие игры характеризуются ярко выраженным соревновательным началом, содержат элементы спортивной техники и тактики: мини-баскетбол, мини-футбол, мини-гандбол.

В подростковом возрасте заканчивается формирование характера, но вместе с тем физиологическая перестройка организма осложняет деятельность нервной системы, что нередко выражается в нарушении уравновешенности, в обострении чувства самолюбия и др. Поэтому руководить играми нужно с особым тактом, выдержкой, умением, сочетая эти качества с требовательностью, умением избегать конфликтных ситуаций.

Старший школьный возраст 15-17 лет.

После 15 лет движения становятся более пластичными.

Наблюдается значительное усиление роста позвоночника. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает. Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника.

 Позвоночный столб становиться более прочным.

Увеличивается подвижность грудной клетки.

У старших школьников рост тела в длину замедляется (у некоторых заканчивается). Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у старших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены.

К 17 годам увеличение веса тела у девушек происходит более интенсивно, чем рот мышечной силы. В тоже время у девушек, по сравнению с юношами, выше точность и координация движения.

Опорно-двигательный аппарат у старших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу.

Старший школьный возраст. В работе со школьниками 9–11-х классов (15–17 лет) могут быть использованы игры учащихся предшествующей возрастной группы. Однако они должны быть усложнены в смысле повышения требований к точности выполнения тех или иных технических приемов. У старшеклассников широкое применение могут найти игры и игровые упражнения военно-прикладного характера, а также все игровые формы сюжетно-конфликтного характера без соприкосновения и с соприкосновением соперников, поединки, конкурсы, игровые упражнения. Применение находят также эстафеты, в которых действия выполняются в парах (волейбольные и баскетбольные передачи, переноска товарища, «тачка», а также спортивные игры, по которым проходят соревнования внутри школы и между школами.

Условная классификация игр

В педагогической практике разделение подвижных игр на группы по определенным признакам облегчает подбор игрового материала для решения более простых или сложных задач. Подвижные игры, рекомендуемые школьной программой, подразумевают различный принцип взаимодействия участников и связанную с этим структуру. Их можно условно подразделить на группы, каждая из которых имеет свои особенности и назначение.

К первой группе можно отнести игры, где участники вступают в активное единоборство. В процессе таких игр имеет место непосредственный контакт с соперником. Это вид игр наиболее сложный по характеру выражения двигательных действий («Охотники и утки», различные виды салок, «Караси и Щука», «Бой петухов», «Борьба за мяч» и другие). Такие игры имеют, как правило, определенное сюжетное выражение. Изменчивость игровой обстановки, внезапно возникающие разнообразные условия борьбы за победу требуют от участников этих игр верных решений и быстрых действий, то есть проявления уже выработанных двигательных навыков.

Ко второй группе можно отнести игры без вступления участников в соприкосновение с командой противника, когда участники каждой команды действуют согласованно, нередко применяют различные варианты тактики, но не могут оказывать непосредственного (прямого) влияния на действия игроков другой команды (например: игры на площадке, разделенной средней линией или сеткой; «Пионербол», «Перестрелка» – лапта с ракетками через сетку и т.д.).

Третья группа игр – игровые эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность, связаны с перемещением по площадке и выполнением определенных заданий. Действия производятся в порядке очередности и по возможности с наибольшим мастерством (точностью и быстротой). В игровых эстафетах также нет непосредственного контакта с соперником, однако борьба, как правило, бывает острой и упорной.

Программой рекомендуется проведение эстафетных игр не только на площадке, но и на лыжах, а также при обучении детей плаванию. В зависимости от построения играющих эстафеты называются линейными (соревнующиеся стоят в параллельных колоннах, которые выстраиваются лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки и в ходе игры меняются местами) или круговыми (команды выстраиваются лучами в виде спиц колеса). Движение игроков происходит вправо или влево по кругу.

Программой рекомендуются также игровые гонки. В отличие от спортивных гонок (лыжной, велосипедной), здесь игроки не преследуют друг друга, а стоят или сидят на месте, передавая от одного другому какой-либо предмет, мяч, гимнастическую палку, городки, обруч). Это отличает игровую гонку от игровой эстафеты, где игрок обычно передвигается по площадке с предметом или без него. Нередко применяются комбинированные гонки, куда включаются передача предмета и продвижение игроков с предметом.

Все перечисленные типы подвижных игр имеют много общего, несмотря на различную структуру. Они регламентированы правилами, действия играющих направлены на достижение условий цели, победа достигается ценой коллективных усилий. 

Чему способствует разнообразие подвижных игр (значение)

При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма.

В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах.

Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции.

Особенно ценно в оздоровительном отношении круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе: занимающиеся становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм.

Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, в легкой атлетике, а так же  занятии спортом.  А спорт – это основная и неотъемлемая часть физической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на уроках физической культуры. Перестрелки. (Варенникова Л. С.)

Подвижные игры на уроках физической культуры. Перестрелки. (Варенникова Л. С.)...

Инструкция по технике безопасности для студентов на уроках физической культуры. Спортивные и подвижные игры

Инструкция по технике безопасности на уроках физической культуры по разделу спортивные и подвижные игры....

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности...

Конспект урока физической культуры в начальных классах "Подвижные игры"

Тема: Веселые старты с элементами игрыЦель: Развитие физических качеств учащихся на основе подвижных игр.Задачи:Образовательные задачи(предметные результаты):* закрепить умение играть в раннее изученн...

Организация групповой работы на уроке физической культуры

Шауб Антон Александрович - учитель физической культурыГБОУ СОШ № 187 Красногвардейского районаСанкт-Петербурга Организация групповой работы на уроке физической культуры На современном этапе ...

Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры

в материале дано описание методики обучения подвижным играм...