Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры
методическая разработка

Долматова Наталия Владимировна

в материале дано описание методики обучения подвижным играм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_proved_p.i.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

 ПОДВИЖННЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  

В ШКОЛЕ

 

В соответствии с программой, по ФК подвижные игры проводятся в основном в 1–9 классах, в 10–11 классах подвижным играм отводят немного времени, в основном они используются для повышения общей физической подготовки и для специальной  спортивной подготовки подростков. На уроках ФК подготовка игры применяются с определёнными педагогическими целями, направленными на формирование и развития двигательных навыков, качеств.

Подвижные игры сочетаются с гимнастикой и легкой атлетикой, спортивными играми. Число часов на игры в урок определено программой, но возможны некоторые отступления в зависимости от условий работы. Подвижные игры на уроках планируются на весь учебный год с учётом сезона и задач, поставленных в каждой учебной четверти. В начале первой четверти закрепляется игровой материал предыдущего учебного года. В конце первой, во второй и третьей учебной четверти разучиваются новые игры, а в четвёртой они закрепляются и усложняются.

Методика проведения подвижных игр на уроках ФК подчиняется общим требованиям, но имеет и свою специфику, которая связана с необходимостью сохранить определённую плотность урока. Учитель должен создать условия для активного участия в игре всех занимающихся, при этом, чтобы все дети получали примерно равную нагрузку. Чтобы сохранить у детей интерес к игре не следует затягивать на уроке той или иной игры. Подвижные игры проводятся обычно фронтальным или групповым методом.

Подвижные игры могут проводиться в любой части урока. В подготовительной части главная их задача – организация внимания, разогревание организма, совершенствование в различных построениях («Класс смирно», «У ребят порядок строгий», «Мяч соседу» и другие).

В основной части с помощью игр могут решаться самые различные педагогические задачи, связанные с совершенствованием двигательного умения. Это игры с активной деятельностью,  значительной физической и эмоциональной деятельностью, значительной физической и эмоциональной нагрузкой. Задача заключительной части урока – приведение организма в относительно спокойное состояние, организованное окончание урока. Поэтому здесь проводятся игры, не требующие большого напряжения и возбуждения. Могут применяться все игры на внимание, а также игры с небольшой двигательной активностью. Что касается количества игр, применяемых учителем на уроке, то это зависит от задач урока, а также от использования других средств физического воспитания. В школьном педагогическом процессе важно не только, проведение самой игры, но и организация всего урока ФК, предварительный выбор игры, её назначения и сочетания с программным материалом.

Организация соревнований по подвижным играм.

Большое место в занятиях физической культурой отводится соревнованиям. Соревнования по подвижным играм, проводимые среди учащихся, направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, закаливанию организма, повышению физической подготовленности. Наиболее простые соревнования по подвижным играм – это конкурсы и аттракционы.

Более сложный вид соревнований – это первенства между командами по одной подвижной игре, либо по целому комплексу игр. В комплексы подбираются подвижные игры с разнообразной двигательной деятельностью, различными тактическими приёмами, требующими проявления разных физических качеств. Для проведения соревнований можно использовать игры – эстафеты. В эти соревнования включаются гимнастические, акробатические, легкоатлетические и другие упражнения.

Соревнования по подвижным играм проводятся по круговой системе, где команды играют друг с другом, стараясь  набрать больше очков.

Могут проходить соревнования и по олимпийской системе, где проигравшая команда выбывает. Каждое соревнование проводится на основании положения.

Положение о соревнованиях по подвижным играм

  1. Цель и задачи  

Соревнования проводятся для пропаганды подвижных игр, как средство физического воспитания, для организации массового отдыха учащихся.

  1. Условия проведения соревнований

Указывается по какой системе проводятся соревнования, сколько этапов.

  1. Состав команд

Количество человек в команде (мальчики, девочки), возрастная группа.

  1. Время и место проведения  
  2. Руководство соревнованиями

Как правило, общее руководство осуществляет преподаватель физкультуры, а непосредственное проведение возлагается на учащихся старших классов.  

  1. Программа соревнований
  2. Определение победителей
  3. Награждение

Участники соревнований награждаются грамотами и призами.

С положением необходимо ознакомить всех участников заранее, чтобы они могли хорошо изучить игры и конкурсы, которые определены программой соревнований.

Для проведения соревнований организовываются судейские группы:

  • главная судейская коллегия: гл. судья, гл. секретарь;  судьи, проводящие игры и конкурсы;
  • судьи, оценивающие участие команд в играх.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР

 

Подготовка к проведению игры

Выбор игры зависит от общих задач урока. Важно учитывать возрастные особенности детей, их развитие, физическую подготовленность, кол-во детей. Также необходимо учитывать форму занятий (урок, перемена, тренировка, праздник и т. д.). Выбор игры зависит от места ее проведения (узкий коридор, площадка, улица, погодные условия).

Подготовка места для игры. Для проведения игр на свежем воздухе необходимо подобрать ровную, с травяным  покрытием, площадку. При проведении игр в помещении надо предусмотреть, чтобы в помещении не было посторонних предметов. Форма площадки должна быть прямоугольной, ограниченной  лицевыми и боковыми линиями. По углам можно поставить флажки, кегли. В спортивном зале в качестве разметки для игры можно использовать линии разметки площадки для спортивных игр.

Подготовка инвентаря. Подвижные игры должны обеспечиваться соответствующим инвентарем (флажки, мячи разных размеров, цветные повязки, палки, кегли, обручи, скакалки, скамейки). Инвентарь должен быть ярким, красочным, а размер и масса посильными для играющих.

        Предварительный         анализ         игры.         Перед         проведением         игры  

руководителю  необходимо весь процесс игры. В первую очередь он должен ознакомиться с правилами игры; учесть уровень развития детей, руководитель должен объяснять правила каждой игры и разрешать детям потренироваться перед началом игры, а так же давать отдых между играми

Организация играющих

Размещение играющих и место руководителя. Прежде чем начать объяснение игры, необходимо разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Можно построить участников в круг, в одну, две шеренги, но лучше построить играющих в исходное положение из которого они начнут игру.

Объяснение игры. Рассказ руководителя должен быть кратким. Исключения составляют игры в младших классах, которые можно объяснить в сказочной, увлекательной форме. Лучше изложение игры сопровождать показом (т. к. наглядность помогает лучше понять игру) Если проводятся игры с текстом слова разучиваются заранее. Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:

а) название игры;

б) роль играющих и их расположение на площадке;

в) содержание игры;

г) цель игры;

д) правила игры.

Содержание игры подробно объясняются только тогда, когда играющие играют в данную игру впервые. После показа следует опробование, уточнение правил, а затем само проведение игры.

Выделение водящих. Руководитель игры должен установить такой порядок, чтобы ребенок был водящим поочередно. Выделять водящих можно разными способами:

а) по назначению руководителя( преимуществом этого способа

является выбор наиболее подходящего водящего);

б) по жребию, который можно произвести путем расчета (например, по

считалке, либо тянуться на палке);

в) по выбору играющих;

г) назначение водящего по итогам предыдущей игры.

Распределение на команды может проводиться различными способами:

а) руководитель распределяет играющих по своему усмотрению в

случае, когда нужно составить равные по силам команды;

б) можно разделить по расчету и с помощью перестроения в шеренгу (разделяя таким образом играющих, можно получить не равные по силам команды);  

в) используется способ разделения по назначению капитанов. Игроки выбирают двух капитанов, которые в свою очередь набирают игроков в свою команду. Этот способ довольно быстрый и команды по силам образуются равны. Но этот способ применяют только в играх с учащимися  старшего школьного возраста.

Выбор капитанов. Важная роль в организации командных игр отводится капитанам, которые отвечают за поведение всей команды. Капитанов выбирают сами играющие, или их назначает руководитель.

 

Руководство процессом игры

Начало игры. Игра  начинается по условному сигналу (команда, свисток, хлопок и т. д.) Чтобы развивать у детей точность и быстроту двигательной реакции, рекомендуется  употреблять различные команды и сигналы.

Играющие узнают правила во время игры, но в процессе игры нужно напоминать им о них и дополнять. Если большинство играющих допускают одинаковую ошибку, он игру останавливает и вносит поправки.

Судейство. Каждая игра требует объективного судейства. Судья  должен найти удобное  для  судейства место, чтобы видеть всех играющих, не мешать им. Заметив нарушение правил, судья подает сигнал. Замечания и разъяснения, касающиеся судейства, надо делать по окончании игры.  

Дозирование нагрузки в играх. В подвижных играх надо обеспечивать оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом. Нагрузка дозируется увеличением  или уменьшением общей подвижности участников. Для регулирования  нагрузки можно применять кратковременные перерывы, увеличивать или уменьшать  размеры площадки, удлинять дистанции пробежек, увеличивать количество инвентаря в игре.

Окончание игры. Руководитель обязан закончить игру, когда дети  еще не переутомились и проявляют к ней интерес. Он группирует детей и организует уборку инвентаря.  

Определение результатов игры

Определение результатов игры имеет большое воспитательное значение. После окончания игры руководитель должен объявить ее результаты. При определении результатов игры необходимо не только учитывать быстроту, но и качество выполнения задания. При  разборе игры уточняются детали игры, улаживаются конфликты. Разбор помогает руководителю уяснить, насколько усвоена игра, что играющим понравилось и над чем надо поработать в дальнейшем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация подвижных игр на уроках физической культуры

Говоря об игре, великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только вырожаются наклонности и сил...

Подвижные игры на уроках физической культуры. Перестрелки. (Варенникова Л. С.)

Подвижные игры на уроках физической культуры. Перестрелки. (Варенникова Л. С.)...

Инструкция по технике безопасности для студентов на уроках физической культуры. Спортивные и подвижные игры

Инструкция по технике безопасности на уроках физической культуры по разделу спортивные и подвижные игры....

Методика организации и проведения круговой тренировки на уроках физической культуры

Основой разработки   «Методика организации и проведении круговой тренировки  на уроках физической культуры , являются требования Государственных стандартов среднего и начального професс...

Использование возможности проведения третьего урока физической культуры и спорта в общеобразовательных школах, как урока настольного тенниса

Одной из основных задач физического воспитания младших школьников является обучение разнообразным двигательным действиям, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.При игре в настольн...

Конспект урока физической культуры в начальных классах "Подвижные игры"

Тема: Веселые старты с элементами игрыЦель: Развитие физических качеств учащихся на основе подвижных игр.Задачи:Образовательные задачи(предметные результаты):* закрепить умение играть в раннее изученн...

Методика обучения технике и тактике блокирования в волейболе на уроках физической культуры

Изложена методика и тактика применения различных упражнений при обучении и совершенствовании индивидуального  блокирования в волейболе в колледже.Данные методические рекомендации рассчитаны на ши...