Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Эффективное использование дидактического потенциала внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» в ОУ СПО»
учебно-методический материал по теме

Ткачев Виталий Викторович

Автор: Ткачев Виталий Викторович

Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин

(обществознание, история)

Место работы: Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24

Название работы: выступление на общегородском семинаре УМЦ по теме: «Эффективное использование дидактического потенциала внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» в ОУ СПО»

Участники: преподаватели СПО/НПО  г. Москвы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка809 КБ

Предварительный просмотр:

     

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24

105484, Москва, ул. 16-я Парковая, д. 20, тел./факс: 8(499) 461-52-19

http://k24.mskcollege.ru/,e-mail:24@prof.educom.ru

Автор: Ткачев Виталий Викторович

Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин

(обществознание, история)

Место работы: Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24

Название работы: выступление на общегородском семинаре УМЦ по теме: «Эффективное использование дидактического потенциала внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» в ОУ СПО»

Участники: преподаватели СПО/НПО  г. Москвы

Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Эффективное использование дидактического потенциала внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» в ОУ СПО»

Слайд №1

Москва

2014

Пояснительная записка

Одной из важнейших проблем, стоящих перед системой среднего профессионального образования, является повышение качества подготовки будущих специалистов. Студент и выпускник среднего специального образовательного учреждения должен не только получать знания по дисциплинам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые, полезные как для себя, так и для дальнейшего обучения сведения. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов.

Организация самостоятельной работы в процессе обучения, формирование умений учебного труда является основой для дальнейшего образования и дальнейшего повышения квалификации. Таким образом, в системе среднего профессионального образования, студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели является самостоятельная работа.

Содержание

  1. Понятие внеаудиторной самостоятельной работы
  2. Цель и задачи внеаудиторной самостоятельной работы
  3. Формы и виды внеаудиторной самостоятельной работы
  4. Заключение

1.Понятие и структура внеаудиторной самостоятельной работы

Слайд №2                             

1. Понятие внеаудиторной самостоятельной работы

Внеаудиторная самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося.

2. Цель и задачи внеаудиторной самостоятельной работы

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:

  • выработка способности работать самостоятельно;
  • развитие познавательной активности;
  • стимулирование творческого мышления;
  • повышение культуры умственного труда, интереса к работе;
  • осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");

Слайд №3

Задачи, реализуемые  в ходе проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентов, в образовательной среде колледжа представляют собой:

  • систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • овладение практическими навыками работы с нормативной и справочной литературой;
  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой  инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
  • развитие исследовательских умений.

Слайд№4

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

  • готовность студентов к самостоятельному труду;
  • мотив к получению знаний;
  • наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
  • система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
  • консультационная помощь.

Слайд№5

3.Формы и виды внеаудиторной самостоятельной работы

Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер или учебно-исследовательский характер. Форму самостоятельной работы студентов определяют кафедры при разработке рабочих программ учебных дисциплин.

Самостоятельная работа, процесс не спонтанный, а особая система условий обучения четко организованная преподавателем, включающая в себя следующие этапы:

  • провести входной мониторинг качества знаний студентов;
  • разработать тематику внеаудиторной самостоятельной работы и определить количество часов на ее выполнение;
  • разработать методические пособия, указания, обеспечить планом изучения материала по математике, списком литературы по каждой теме;
  • разработка и выдача заданий для самостоятельной работы;
  • организация регулярных консультаций по выполнению заданий, например, за счет часов отводимых на аудиторную работу;
  • самоконтроль и самооценка, осуществляемые студентов в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным работам или зачетам.

Слайд№6

4. Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы:

Слайд№7                                        Слайд№8

 

I. Овладение знаниями

Этот вид внеаудиторной самостоятельной работы включает в себя: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

Слайд №9

 

Пример: работа с текстом. Задание: Прочитайте текст и ответьте на вопросы в конце текста. Для данного вида работы рекомендуется использовать дидактические материалы Боголюбова Л.Н. - Человек и общество 10-11 классы.

Слайд№10                                              Слайд№11

   

Пример: работа с интернетом. Задание: найдите в интернете  информацию о данном произведении искусства. Найдите информацию об авторе этого произведения.

 Слайд№12                                        Слайд№13

 

Пример: посещение выставок. Задание№1: напишите эссе на тему: какие чувства и впечатления у вас появились во время просмотра произведений искусства. Задание №2: какое произведение искусства вам запомнилось больше и почему?

II. Закрепление и систематизация знаний

Этот вид внеаудиторной самостоятельной работы включает в себя: работу  над  учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);

Слайд:№14

 

Пример: работа с конспектом лекций. Задания могут носить различный характер: внимательно прочитать конспект лекций; выделить на полях основные  ключевые понятия  темы; составить список вопросов к конспекту лекций.

Слайд:№15

 

Пример: работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей). В данном случае задания находятся в самом учебнике (ответьте на вопросы в конце учебника)

Слайд:№16

Пример: работа непосредственно с учебником по дисциплине. Задания: составьте план текста учебника; выпишите основные понятия и соберите их в логическую цепочку. 

  Слайд:№17                                       Слайд:№18

  

Пример: использование раздаточного материала. Задание: заполните схему используя дополнительные материалы.

Слайд:№19

 

Пример: использование набора терминов для самостоятельного составления таблицы. На слайде термины и как должна выглядеть готовая работа.

Слайд:№20                                         Слайд:№21

 

Пример: использование нормативного материала. Задание: выпишите из Конституции РФ положение,  которое с вашей точки зрения, отражает демократический  характер политического режима России а так же заполните схему.

Слайд:№22                                       

Пример: использование нормативного материала. Задание: заполните таблицу. Используйте материал глав 4 -7 Конституции РФ.

Слайд:№23                                       

Пример: работа с контрольными вопросами. 

Слайд:№24                                           Слайд:№25                                                               

 

  • Пример: работа с дополнительной литературой (журналы). Задание№1: разбейте текст на части по смыслу, и запишите результат в тетрадь. Задание№2: дайте свою оценку статьи; напишите рецензию к тексту; выразите свое мнение по поводу кокого-либо вопроса.

Слайд:№26                                               

Пример: подготовка рефератов. Составление кроссвордов

Слайд:№27                                               

 

Пример: написание эссе. Задание: подготовьте эссе на тему: «Моя жизнь - это интересная книга».

III. Формирование умений

Этот вид внеаудиторной самостоятельной работы включает в себя: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; подготовку к деловым играм; подготовку курсовых и дипломных работ (проектов); опытно-экспериментальная работа;

Слайд:№28                                             Слайд:№29                                                                           

 

Пример: решение задач части С (ЕГЭ).

Слайд:№30                                               

Пример: выполнение схем. Задание: заполните таблицу используя дополнительные материалы (Интернет ресурсы, СМИ).

Слайд:№31                                         Слайд:№32

 

Пример: подготовка к деловым играм, проектам. Задание: разобрать тематику проведения деловой игры; подготовить проект.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на семинарских и практических  занятиях, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

Слайд:№33

  • уровень освоения учебного материала,
  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,
  • полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,
  • обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,
  • оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.

        Активная самостоятельная работа студентов возможная только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Слайд:№34

Литература и источники:

  1. Научно-методический сайт - http://www.zavuch.info/methodlib/17/ 
  2. Преподавание истории и обществознания в школе: Научно-методический журнал - http://www.schoolpress.ru/jornal/issues/ist-obsh/index.php
  3. Интернет ресурсы - reaviz.rucontent_files/file_uploads/ovsrs.doc
  4. Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2009. № 5.
  5. Митрюхина Л.Н. Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся // Народная асвета. – 2005. №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Методические рекомендации по выполнению  внеаудиторной самостоятельной работыучебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» основной профессиональной о...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Экономика

Методические рекомендации предназначены для специальностей 080114 "Экономика и бухгалтерский учет", 100701 "Коммерция" (по отраслям), 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаро...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Обществознание"

Материалы содержат пояснительную записку, перечень самостоятельных работ, задания и рекомендации по выполнению каждой работы...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Право" по специальности "Социальная работа"

Методические указания содержат задания для обучающихся, методические рекомендаии для выполнения заданий различных видов, а также рекомендуемые источники информации....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДБ. 02 Иностранный язык (Английский) по профессии (ППКРС):08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны для студентов государственного профессионального образовательного учреждения «Сыктывкарский индустриальный ко...

Методическая разработка "Рекомендации по выполению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины "Обществознание"

Данные методические рекомендации разработаны для организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по профессии Художник по костюму при изучении учебной дисциплины Обществознание. Помогают овл...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

В предлагаемом пособии представлены методические рекомендации по выполнению самостоятельных (внеаудиторных)  работ по ОУД 10 Обществознание (включая экономику и право). Тематика и задания для сам...