Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Право" по специальности "Социальная работа"
методическая разработка на тему

Бабич (Миняева) Лариса Евгеньевна

Методические указания содержат задания для обучающихся, методические рекомендаии для выполнения заданий различных видов, а также рекомендуемые источники информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sr_mu_vsr_pravo.docx89.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «НИЖЕГОРОДСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ «НАТК»)

Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине «Право»

Разработал:                                                 Рассмотрено и утверждено на заседании

        преподаватель                                         предметной (цикловой) комиссии

                                                                           Протокол № ___ от _________________

_______ Д.К. Миняева                                Председатель _________ Д.К. Кузнечикова

2015

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………….…3

  1. Задания по внеаудиторной самостоятельной работе студентов…………….…6
  2. Методические рекомендации для подготовки ВСР в виде эссе………………12
  3. Методические рекомендации для подготовки ВСР с использованием терминов (определений)..………………………………………………………..15
  4. Методические рекомендации для подготовки ВСР в виде конспекта……..…16
  5. Методические рекомендации для подготовки ВСР в виде реферата ………...18
  6. Методические рекомендации по подготовке презентации ….……………….23
  7. Методические рекомендации для подготовки ВСР в виде кроссворда……...28

Рекомендуемые источники информации для выполнения ВСР………………….31

Приложения……………………………………………………………………..…...33

Приложение 1. Образец оформления титульного листа к эссе

Приложение 2. Образец оформления титульного листа к реферату

Приложение 3. Тестовые задания

Приложение 4. Ситуационные задачи

Пояснительная записка

Дисциплина «Право»  в соответствии с ФГОС СПО является  дисциплиной общеобразовательного цикла.

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.

Основные цели самостоятельной работы:

  • систематизация и закрепление знаний и практических умений студентов;
  • углубление и расширение теоретических знаний, формирование умений использовать справочную документацию и дополнительную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельного мышления;
  • развитие исследовательских умений.

На самостоятельную работу в курсе изучения дисциплины «Право» отводится 43 часа.

п/п

Наименование раздела, темы

Задание

Форма

представления

Форма контроля

Трудо-

емкость,

час

1

Правовое регулирование общественных отношений

Напишите эссе по теме «Право в системе социальных норм»

В письменном виде на отдельных листах.

Оценка

2

2

Правовое регулирование общественных отношений

Выпишите  и запомните  определения, составьте словарь.

Выделите в рабочей тетради понятия  основных терминов по теме.

Контрольная работа

2

3

Основы конституцион-ного права РФ

Изучите § 12 главы 3   учебника (обязанности граждан) и ознакомьтесь с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

В тетради по ВСР выполните тестовое задание.

Контрольная работа

2

4

Основы конституцион-ного права РФ

Изучите § 13 главы 3   учебника, выпишите определения и ответьте на вопросы

Составьте конспект в тетради по ВСР на тему «Экологическое право»

Контрольная работа

2

5

Отрасли российского права (частное право). Организационно-правовые формы юридических лиц

Ознакомьтесь  с главой 4 Гражданского кодекса РФ и подготовьте материал об одной из организационно-правовых форм юридических лиц

Презентация в электронном виде или реферат в электронном и распечатанном виде в соответствии с требованиями

Устная защита

6 (4)

6

Отрасли российского права (частное право). Гражданско-правовые договоры

Ознакомиться с частью II Гражданского кодекса РФ и подготовить материал об одном из видов гражданско-правового договора

Реферат в электронном и распечатанном виде или презентация в электронном виде в соответствии с требованиями

Устная защита

4 (6)

7

Отрасли российского права (частное право).

Изучите § 15 главы 4   учебника и часть 4 Гражданского кодекса РФ

Составьте конспект в тетради по ВСР на тему «Право интеллектуальной собственности»

Письменный опрос

4

8

Отрасли российского права (частное право).

  • Изучите § 16 главы 4   учебника
  • письменно ответьте на вопросы 5-7 стр. 174
  • составьте исковое заявление

Составьте конспект в тетради по ВСР на тему «Защита имущественных и неимущественных прав граждан», иск

Оценка

2

9

Отрасли российского права (частное право).

Изучите § 17 главы 4   учебника и ознакомьтесь с ФЗ «О защите прав потребителей»

В тетради по ВСР выпишите понятия  основных терминов по теме, выполните тестовое задание и решите ситуационные задачи

Оценка

2

10

Отрасли российского права (частное право). Семейное право

Изучите § 20 главы 4   учебника и ознакомьтесь с Семейным кодексом РФ

Составьте конспект в тетради по ВСР на тему «Основы семейного права» и решите ситуационные задачи

Контрольная работа

4

11

Отрасли российского права (частное право). Наследственное право

Изучите § 19 главы 4   учебника и раздел V Гражданского кодекса РФ

В тетради по ВСР выпишите понятия  основных терминов по теме  и решите ситуационные задачи

Контрольная работа

4

12

Отрасли российского права (публич-ное право). Трудовое право

Изучите положения Трудового кодекса, подготовьтесь к контрольной работе

В тетради по ВСР выпишите понятия  основных терминов по теме, выполните тестовое задание и решите ситуацион-ные задачи

Контрольная работа

2

13

Отрасли российского права (публич-ное право). Административ-ное право

Изучите § 30 главы 5   учебника и ответьте на вопросы стр. 346-347

Составьте конспект в тетради по ВСР на тему «Производство по делам об административных правонарушениях» и решите ситуацион-ные задачи

Письменный опрос

2

14

Отрасли российского права (публич-ное право). Уголовное право

Изучите § 31-34 главы 5   учебника и ответьте на вопросы

Составьте конспект в тетради по ВСР на тему «Уголовный процесс» и решите ситуационные задачи

Письменный опрос

2

15

Отрасли российского права

Используя понятийный аппарат курса дисциплины «Право», составьте кроссворд

Кроссворд в электронном и распечатанном виде в соответствии с требованиями

оценка

3

ИТОГО:

43

Методические рекомендации помогут студентам целенаправленно изучать материал по теме, определять свой уровень знаний и умений при выполнении самостоятельной работы.

  1. Задания по внеаудиторной самостоятельной работе студентов

ВСР №1

Вид работы: написание эссе.

Раздел 1. Правовое регулирование общественных отношений.

Примерные темы эссе:

  1. Право в системе социальных норм.
  2. Роль права в жизни общества.
  3. Право и мораль.
  4. Право и традиции.
  5. Право и обычай.
  6. Право и религия.
  7. Право и политика.
  8. Каким правилам в своем поведении следует подросток.
  9. Почему правила создаваемые людьми ими же и нарушаются?

ВСР №2

Вид работы: Составление глоссария (словаря).

Источник информации:

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений НиСПО / Е.А. Певцова. – 4-е изд., исп. – М.: Издательский центр «Академия». -  2013. - 432с.

ВСР №3

Вид работы: Выполнение тестового задания по теме «Воинская обязанность и военная служба».

Раздел 2. Основы конституционного права Российской Федерации. 

Источник информации:

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений НиСПО / Е.А. Певцова. – 4-е изд., исп. – М.: Издательский центр «Академия». -  2013. - 432с.

ВСР №4

Вид работы: Подготовка конспекта.

Раздел 2. Основы конституционного права Российской Федерации. 

Тема конспекта: «Экологическое право»

(Конспект составляется, опираясь на вопросы и задания стр.139 учебника)

Источник информации:

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений НиСПО / Е.А. Певцова. – 4-е изд., исп. – М.: Издательский центр «Академия». -  2013. - 432с.

ВСР №5

Вид работы: Подготовка презентации (реферата) на определенную тему.

Раздел 3. Отрасли российского права (частное право).

Тема. Организационно-правовые формы юридических лиц.

Темы презентации (реферата):

  1. Хозяйственные товарищества и общества.
  2. Полное товарищество.
  3. Товарищество на вере.
  4. Крестьянское (фермерское хозяйство).
  5. Общество с ограниченной ответственностью.
  6. Акционерное общество.
  7. Производственные кооперативы.
  8. Унитарные предприятия.
  9. Потребительский кооператив.
  10.  Общественные организации.
  11.  Общественные движения.
  12.  Ассоциации и союзы.
  13.  Товарищества собственников недвижимости.
  14.  Казачьи общества.
  15. Общины малочисленных коренных народов РФ.
  16.  Адвокатские палаты и образования.
  17. Фонды.
  18.  Учреждения.
  19.  Автономные некоммерческие организации
  20.  Религиозные организации.

Источники информации:

Гражданский кодекс РФ (глава 4)

ВСР №6

Вид работы: Подготовка презентации (реферата) на определенную тему.

Раздел 3. Отрасли российского права (частное право).

Тема 2.1 Гражданско-правовые договоры.

Темы презентации (реферата):

  1. Договор купли-продажи и его виды.
  2. Договор розничной купли продажи.
  3. Договор поставки.
  4. Договор контрактакции.
  5. Договор энергоснабжения.
  6. Договор продажи недвижимости.
  7. Договор продажи предприятия.
  8. Договор мены.
  9. Договор дарения.
  10.  Договор аренды и его виды.
  11.  Договор аренды транспортных средств.
  12.  Договор аренды зданий и сооружений.
  13.  Договор аренды предприятия.
  14.  Договор финансовой аренды (лизинг).
  15.  Договор найма жилого помещения.
  16.  Договор подряда и его виды.
  17.  Договор бытового подряда.
  18.  Договор строительного подряда.
  19.  Договор перевозки и его виды.
  20.  Договор транспортной экспедиции.
  21.  Договор займа.
  22. Договор кредита.
  23.  Договор банковского вклада.
  24.  Договор хранения.
  25.  Договор страхования.
  26.  Договор поручения.
  27.  Агентский договор.
  28.  Абонентский договор.
  29.  Договор доверительного управления имуществом.

Источник информации:

Гражданский кодекс РФ (часть II)

ВСР №7

Вид работы: Подготовка конспекта.

Раздел 3. Отрасли российского права (частное право).

Опорные вопросы к конспекту по теме «Право интеллектуальной собственности»

  1. Что является объектом интеллектуального права?
  2. Дайте характеристику ноу-хау?
  3. Раскройте правовой статус автора результата интеллектуальной деятельности.  Какие ему принадлежат права? Какие действия допускаются без согласия автора и выплаты авторского гонорара?
  4. Лицензионный договор и его назначение?
  5. Перечислите основные нарушения личных неимущественных прав авторов? Какими способами осуществляется защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности?

Источник информации:

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений НиСПО / Е.А. Певцова. – 4-е изд., исп. – М.: Издательский центр «Академия». -  2013. - 432с.

ВСР №8

Вид работы: Подготовка конспекта.

Раздел 3. Отрасли российского права (частное право).

Тема конспекта: «Защита имущественных и неимущественных прав граждан»

 (Конспект составляется, опираясь на вопросы и задания 5-7 стр.174 учебника)

Источник информации:

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений НиСПО / Е.А. Певцова. – 4-е изд., исп. – М.: Издательский центр «Академия». -  2013. - 432с.

ВСР №9

Вид работы: Выполнение тестового задания по теме «Защита прав потребителей».

Раздел 3. Отрасли российского права (частное право).

Источник информации:

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений НиСПО / Е.А. Певцова. – 4-е изд., исп. – М.: Издательский центр «Академия». -  2013. - 432с.

ФЗ «О воинской обязанности и о военной службе»

ВСР №10

Вид работы: Подготовка конспекта.

Раздел 3. Отрасли российского права (частное право).

Тема конспекта: «Основы семейного права»

 (Конспект составляется, опираясь на вопросы и задания стр.213 учебника)

Источник информации:

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений НиСПО / Е.А. Певцова. – 4-е изд., исп. – М.: Издательский центр «Академия». -  2013. - 432с.

Семейный кодекс РФ

ВСР №11

Вид работы: Подготовка конспекта.

Раздел 3. Отрасли российского права (частное право).

Тема конспекта: «Право наследования»

 (Конспект составляется, опираясь на вопросы и задания стр.205 учебника)

Источник информации:

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений НиСПО / Е.А. Певцова. – 4-е изд., исп. – М.: Издательский центр «Академия». -  2013. - 432с.

Гражданский кодекс РФ (раздел V)

ВСР №12

Вид работы: Выполнение тестового задания.

Раздел 4. Отрасли российского права (публичное право).

Тема: «Трудовое право».

Источник информации:

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений НиСПО / Е.А. Певцова. – 4-е изд., исп. – М.: Издательский центр «Академия». -  2013. - 432с.

Трудовой кодекс РФ

ВСР №13

Вид работы: Подготовка конспекта.

Раздел 4. Отрасли российского права (публичное право).

Тема конспекта: «Производство по делам об административных правонарушениях»

 (Конспект составляется, опираясь на вопросы и задания стр.346 учебника)

Источник информации:

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений НиСПО / Е.А. Певцова. – 4-е изд., исп. – М.: Издательский центр «Академия». -  2013. - 432с.

ВСР №14

Вид работы: Подготовка конспекта.

Раздел 4. Отрасли российского права (публичное право).

Опорные вопросы к конспекту по теме «Уголовный процесс»

  1. Что собой представляет уголовно-процессуальное право как отрасль права?
  2. Перечислите стадии уголовного процесса? Их особенности.
  3. Какие существуют поводы для возбуждения уголовного дела?
  4. Дайте характеристику участникам уголовного процесса. Кому нельзя быть свидетелем? О каких нормах следует знать подозреваемому, обвиняемому?
  5. В чем заключаются особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних?
  6. Охарактеризуйте процедуру рассмотрения дела в суде.

Источник информации:

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений НиСПО / Е.А. Певцова. – 4-е изд., исп. – М.: Издательский центр «Академия». -  2013. - 432с.

ВСР №15

Вид работы: Подготовка кроссворда.

Темы кроссворда:

  1. Основы права (по всем темам курса)
  2. Теория права.
  3. Основы конституционного права
  4. Основы гражданского права
  5. Основы семейного права
  6. Основы трудового права
  7. Основы административного права
  8. Основы уголовного права
  9. Основы международного права

Источник информации:

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений НиСПО / Е.А. Певцова. – 4-е изд., исп. – М.: Издательский центр «Академия». -  2013. - 432с.

Законы

  1. Методические рекомендации для подготовки ВСР в виде эссе.

(Данный вид задания предусмотрен ВСР № 1)

Эссе – это самостоятельная письменная работа на определенную тему. Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого подхода к пониманию и осмыслению проблем научного знания, возможности его прикладного использования, а также навыков письменного изложения собственных мыслей и отношения к различным правовым, социально-психологическим и общественным явлениям.

В зависимости от специфики изучаемой дисциплины, формы представления могут значительно различаться. В некоторых случаях это может быть анализ отечественной или зарубежной литературы по какой-либо проблеме или аналитический обзор периодической печати по тому или иному вопросу. В эссе может быть реализована попытка самостоятельного осмысления того или иного аспекта права.

Требования к оформлению и содержанию эссе

Эссе должно быть написано на листе формата А 4 (допускается лист в клетку), общим объемом не менее 3 страниц. Страницы эссе должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист (Приложение 1), на котором номер страницы не проставляется.

Эссе следует писать по следующему алгоритму:

  1. Внимательно прочитайте и проанализируйте тему для написания эссе;
  2. Определите главную мысль ( Для этого важно установить тематическую связь с курсом);
  3. Подберите теоретический материал по данной теме (Определите какими понятиями вы будете пользоваться, какие теоретические положения необходимо раскрыть)
  4. Проверьте есть ли логическая связь между частями эссе.
  5. Сформулируйте обобщающий вывод.

Таким образом, должно получиться эссе по следующему плану:

  1. Введение, которое должно включать обоснование интереса выбранной темы, ее актуальность или практическую значимость. Важно учесть, что заявленная тема должна быть адекватна раскрываемому в эссе содержанию, иначе говоря, не должно быть рассогласования в названии и содержании работы.
  2. Основная часть, предполагающая последовательное, логичное и доказательное раскрытие заявленной темы эссе,  включающая аргументацию своей точки зрения на заявленную тему (проблему) и наличие примеров из жизни (1-2 параграфа);
  3. Заключение (вывод), в котором должно содержаться краткое изложение мысли и подведен логический итог.

Помните!

  • Вы должны знать теоретический материал по теме и оперировать понятиями по этой теме, иметь личный опыт или уметь привести аргументы из общественной жизни;
  • Эссе предполагает логическое связное рассуждение, в заключении которого делаются определенные выводы;
  • При использовании цитаты, она должна быть дословной (заключается в кавычки, рядом в скобках указывается фамилия автора).

Форма контроля и критерии оценки эссе

При оценивании учитываются следующие аспекты:

• самостоятельность выполнения работы;

 • творческий подход к осмыслению предложенной темы;

 • способность аргументировать основные положения и выводы;

 • обоснованность, доказательность и оригинальность;

 • четкость, логичность и лаконичность изложения собственных мыслей;

 • использование литературных источников и их грамотное оформление;

 • соответствие работы формальным требованиям и жанру самостоятельной работы.

Критерий

Требования к студенту

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала        

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводит соответствующие примеры;

- используемые понятия строго соответствуют теме;

- самостоятельность выполнения работы.

        4 балла

Анализ и оценка информации        

-  грамотно применяет категории анализа;

- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);

- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к заключению;

- дает личную оценку проблеме;

4 балла

Построение суждений        

- ясность и четкость изложения;

- логика структурирования доказательств

- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру        

- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;

- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.

3 балла

Оформление работы

- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;

- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;

 - соответствие формальным требованиям.

3 балл

Общее количество баллов определяется путем сложения набранных баллов за письменную работу и защиту эссе.

Общее количество баллов

Оценка

от 13 до 14

«5»

от 11 до 12

«4»

от 8 до 10

«3»

Менее 7

незачет

  1. Методические рекомендации для подготовки ВСР с использованием терминов (понятий и определений)

(Данный вид задания предусмотрен ВСР №2,9,11,12,15)

При работе с учебником в тетрадь по ВСР необходимо выписать все понятия по изучаемой теме, выделенные шрифтом.

Работая с нормативно-правовыми актами необходимо помнить, что понятия могут быть закреплены в преамбуле, в первых статьях нормативного акта (общие положения), а также находиться в отдельных статьях внутри нормативного акта.

Например:

При выполнении ВСР №9 следует выписать понятия, закрепленные в ФЗ «О защите прав потребителя»: из преамбулы (потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, недостаток и др.) и статей закона (срок годности, гарантийный срок, срок службы и др.).

Выписанные понятия и определения используются для выполнения ВСР№19 (составление кроссворда).

  1. Методические рекомендации для подготовки ВСР в виде конспекта

(Данный вид задания предусмотрен ВСР №4,7,8,10,13,14)

Хорошо составленный конспект помогает усвоить материал. В конспекте кратко излагается основная сущность учебного материала, приводятся необходимые обоснования, табличные данные, схемы, эскизы, расчеты и т.п. Конспект целесообразно составлять целиком на тему. При этом имеется возможность всегда дополнять составленный конспект вырезками и выписками из журналов, газет, статей, новых учебников, брошюр по обмену опытом, данных из Интернета и других источников. Таким образом, конспект становится сборником необходимых материалов, куда студент вносит всё новое, что он изучил, узнал. Такие конспекты представляют, большую ценность при подготовке к урокам.

Инструкция по составлению конспекта

  1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника.
  2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей (при необходимости рекомендуется использовать опорные вопросы).
  3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.  
  4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и т.д.
  5. Составление опорного конспекта.

Форма контроля  и критерии оценки

 «5» Полнота использования учебного материала. Объём конспекта – полное изложение материала. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, схем и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

«4» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – более двух третей изучаемого материала. Не достаточно логично изложено (отсутствие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

«3» Частичное использование учебного материала. Объём конспекта – более половины изучаемого материала. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.

«2» Частичное использование учебного материала. Объём конспекта – менее половины изучаемого материала. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Несамостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.

  1. Методические рекомендации по выполнению реферата

(Данный вид задания предусмотрен ВСР № 5 или 6)

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 10 до 15 машинописных страниц. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться законодательными и иными нормативными актами и литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая специальные журналы, где имеется новейшая научная информация. При работе над рефератом необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений.

Наиболее распространенной формой прочитанного является план  (простой и сложный), тезисы, выписки, конспекты.

План дает  общее представление о прочитанном, раскрывает структуру темы, раздела или книги, выделяет определенный круг вопросов в их последовательности и взаимосвязи,  помогает мобилизовать  внимание и восстанавливать  в памяти прочитанное. Для составления плана  необходимо внимательно прочитать учебный материал, продумать его содержание, выделить основные вопросы и озаглавить каждый  выделенный вопрос.

В современных условиях наиболее распространенными источниками позитивного права является закон и подзаконный нормативный акт. При выполнении  самостоятельной работы  необходимо руководствоваться федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами.

Рефераты могут быть представлены на теоретических и практических занятиях в виде выступлений. Регламент выступления 5-7 минут.

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата.

В случае, если письменная внеаудиторная самостоятельная работа не будет зачтена, студент обязан дополнить ее согласно замечаниям преподавателя и представить вновь.

Инструкция по выполнению работы

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать требования, предъявляемые к выполнению данного виды работы, такие как структура и содержание реферата, оформление и защита работы.

Требования к структуре реферата

Реферат включает в себя:

  • Титульный лист (Приложение 2).
  • Содержание.
  • Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы).
  • Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).
  • Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).
  •  Список используемых источников.

В списке литературы должно быть не менее 5–10 различных источников.

Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.

Работа над введением

Введение – одна из составных и важных частей реферата. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.

Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным, а, возможно, тема реферата потребует того, чтобы начать, например, с изложения какого-то определения, типа «Договорные отношения – это…».

Обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связать тему реферата с современностью.

Краткий обзор литературы и источников по проблеме – в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники, с которыми автор работал, оценить их полезность, доступность, высказать отношение к ним.

История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны.

Вывод – это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.

Требования к содержанию реферата

Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

-         не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);

-         при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

-         каждая глава (параграф) начинается с новой строки;

-        при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.

Правила оформления ссылок. В реферате сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся. В скобках сначала указывается номер книги в списке литературы, а затем через запятую страница. Если ссылка оформляется на цитату из многотомного сочинения, то после номера книги римской цифрой указывается номер тома, а потом номер страницы. Пример: [1, c.145].

Работа над заключением

Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:

-         основные выводы в сжатой форме;

-        оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.

Объем заключения 1-2 компьютерных листа формата А4.

Приложение является желательным, но не обязательным элементом реферата.

Требования к оформлению списка используемых источников

Список используемых источников помещается в конце реферата и пронумеровывается.

Сведения о книгах и учебниках в списке излагаются в алфавитном порядке. Сведения даются в следующем порядке: автор (фамилия, инициалы); название, подзаголовок; выходные данные (место издания, издательство и год издания).

Пример: Румынина В.В.,   Правовое обеспечение профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : учеб. для студ. СПО. - 11-е изд., испр. - М.: Академия, 2016.

Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:

название сборника, журнала, газеты; место издания и год издания (если сборник); год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.

Пример: Горшков М.К.Социальная ситуация в России // СОЦИС. – 2012. - №1. – С.10-16.

      В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей. Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.). Названия остальных городов пишутся без сокращений.

      При использовании источников удаленного доступа, после указания основной информации, указывается адрес и дата посещения данной страницы.

Пример:         Благотворительность как основа социальной работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru.- 08.12.2016

Требования к оформлению реферата

Реферат должен быть выполнен в электронном виде и представлен на проверку в распечатанном варианте. При наборе текста  на компьютере, следует придерживаться следующих правил (в дополнение к вышеуказанным):

  • на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
  • размер шрифта-14; TimesNewRoman;  цвет - черный
  • междустрочный интервал – полуторный (1,5)
  • поля на странице – размер левого поля – 2,5 см, правого – 1,5 см, верхнего – 2 см, нижнего – 2 см.
  • отформатировано по ширине листа
  • нумерация страниц текста – сквозная: от первой страницы титульного листа до последней страницы  приложения (на титульном листе номер не ставится)
  • число,  обозначающее порядковый номер  страницы, ставим в середине верхнего поля листа без точки

Подготовка к защите и порядок защиты реферата

Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект).       Порядок защиты реферата:

  1. Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, вывод и предложения.
  2. Ответы студента на вопросы преподавателя.

Советы студенту при защите реферата.

      На всю защиту реферата отводится чаще всего около 5-7 минут. При защите постарайтесь соблюсти приведенные ниже рекомендации.

  • Вы должны вспомнить материал максимально подробно, и это должно найти отражение в схеме Вашего ответа. Но тут, же необходимо выделить главное, что наиболее важно для понимания материала в целом. Особенно строго следует отбирать примеры и иллюстрации.
  • Вступление должно быть очень кратким. Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов.
  • Не пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.         
  • Не демонстрируйте излишнего волнения и не напрашивайтесь на сочувствие.
  • Будьте особенно внимательны ко всем вопросам преподавателя, не бойтесь дополнительных вопросов – чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь Вам или сэкономить время.  
  • Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Для этого нужно хотя бы немного подумать, иногда переспросить, уточнить: правильно ли Вы поняли поставленный вопрос. И при ответе следует соблюдать тот же принцип экономности мышления, а не высказывать без разбора все, что Вы можете сказать.
  • Будьте доброжелательны и тактичны.

Форма контроля и критерии оценки реферата

Рефераты выполняются на листах формата А4 в соответствии с представленными в методических рекомендациях требованиями.

«Отлично» выставляется в случае, когда объем реферата составляет более 12 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрении автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно, без ошибок. При защите реферата студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

«Хорошо» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 8 - 12 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, но  встречаются небольшие опечатки или неточности в оформлении, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно. При защите реферата студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

«Удовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 8 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата раскрыта не полностью, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан с ошибками. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать на свои ответы.

«Неудовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 8 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата не раскрыта, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, много ошибок в построении предложений. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.

  1. Методические указания для подготовки ВСР в виде презентации

(Данный вид задания предусмотрен ВСР № 5 или 6)

Презентация – это наглядное информационное пособие, выполненное в виде слайдов с помощью мультимедийной компьютерной программы Microsoft PowerPoint

Перед началом работы над презентацией следует детально изучить тему: наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться законодательными и иными нормативными актами и литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников.

Объем презентации зависит от объема представляемой информации и может варьироваться от 15 до 25 слайдов.

Общие правила оформления компьютерных презентаций

Правила шрифтового оформления.

Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);

Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.

Шрифтовой  контраст  можно  создать  посредством:  размера  шрифта,  толщины  шрифта, начертания, формы, направления и цвета.

Правила выбора цветовой гаммы.

Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов. Существуют не сочетаемые комбинации цветов. Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст. Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).

Правила общей композиции.

На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо. Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.). Логотип должен быть простой и лаконичной формы. Дизайн должен быть простым, а текст — коротким. Изображения   домашних   животных,   детей,   женщин   и   т.д.   являются   положительными образами.

Крупные  объекты  в  составе  любой  композиции  смотрятся  довольно  неважно.  Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек,   разделитель   одного   цвета,   растянутый   на   весь   экран   —   все   это   придает   дизайну непрофессиональный вид. Не стоит забывать, что на каждое подобное утверждение есть сотни примеров, доказывающих обратное. Поэтому приведенные утверждения нельзя назвать общими и универсальными правилами дизайна, они верны лишь в определенных случаях.

Рекомендации

по дизайну презентации

Презентация  предполагает  сочетание  информации  различных  типов:  текста,  графических изображений,   музыкальных   и   звуковых   эффектов,   анимации   и   видеофрагментов.   Поэтому необходимо  учитывать  специфику  комбинирования  фрагментов  информации  различных  типов.

Кроме  того,  оформление  и  демонстрация  каждого  из  перечисленных  типов  информации  также подчиняется  определенным  правилам.  Так,  например,  для  текстовой  информации  важен  выбор шрифта,  для  графической  —  яркость  и  насыщенность  цвета,  для  наилучшего  их  совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.

Рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.

Текстовая информация

  • размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);
  • цвет  шрифта  и  цвет  фона  должны  контрастировать  (текст  должен  хорошо  читаться),  но  не резать глаза;
  • тип  шрифта:  для  основного  текста  гладкий  шрифт  без  засечек  (Arial, Tahoma,  Verdana),  для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем; для смыслового выделения фрагмента текста рекомендуется  использовать курсив,  жирный  шрифт, прописные  буквы  или выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).

Графическая информация 

  • рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
  • используйте четкие изображения с хорошим качеством (растровые  изображения  (в  формате  jpg)   лучше заранее  обработать  в  любом  графическом редакторе  для  уменьшения  размера  файла.  Если  такой  возможности  нет,  используйте  панель «Настройка изображения»);
  • желательно  избегать  в  презентации  рисунков,  не несущих  смысловой  нагрузки,  если  они  не являются частью стилевого оформления;
  • цвет   графических   изображений   не   должен   резко   контрастировать   с   общим   стилевым оформлением слайда;
  • иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
  • если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Единое стилевое оформление

  • стиль  может  включать:  определенный  шрифт  (гарнитура  и  цвет),  цвет  фона  или  фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
  • не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
  • оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
  • все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.

Содержание и расположение информационных блоков на слайде

  • информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);
  • рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;
  • желательно  присутствие  на  странице  блоков  с  разнотипной  информацией  (текст,  графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
  • ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;
  • информационные  блоки  лучше  располагать  горизонтально,  связанные  по  смыслу  блоки  — слева направо;
  • наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;
  • логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

Помимо   правильного   расположения   текстовых   блоков,   нужно   не   забывать   и   об   их содержании  — тексте.  В  нем  ни  в  коем  случае  не  должно  содержаться  орфографических  ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.

по содержанию презентации

На слайдах  презентации  не  пишется  весь  тот  текст,  который  произносит  докладчик  (во-первых, в этом случае сам факт произнесения доклада теряет смысл, так как аудитория обычно умеет читать, а во-вторых, длинный текст на слайде плохо воспринимается и только мешает слушанию и пониманию смысла).

Текст  на  слайде  должен  содержать  только  ключевые  фразы  (слова),  которые  докладчик развивает и комментирует устно. Для этого необходимо подготовить доклад (комментарий к каждому слайду).

Если  презентация  является  основой  устного  доклада,  то  второй  слайд  должен  содержать  краткое  перечисление  всех  основных  вопросов,  которые будут рассмотрены в докладе. Это нечасто используется, но практика    показывает,   что    правило    –   чрезвычайно    полезное:    дисциплинирует    докладчика, концентрирует  внимание  слушателей,  а,  кроме  того,  во  время  создания  такого  слайда  от  автора требуется очень четко выделить и сформулировать ключевые проблемы доклада.

Если презентация имеет характер игры, викторины, или какой-либо другой, который требует активного участия аудитории, то на каждом слайде должен быть текст только одного шага, или эти «шаги» должны появляться на экране постепенно.

по оформлению презентации

Выберите  готовый  дизайн или  создайте  свой  так,  чтобы  он  соответствовал  Вашей  теме,  но не отвлекал слушателей.

Подбор шрифтов и художественное оформление слайдов должны не только соответствовать содержанию, но и учитывать восприятие аудитории. Например, сложные рисованные шрифты часто трудно читаются, тогда как содержание слайда должно восприниматься все сразу – одним взглядом.

Первый слайд  «Титульный лист»  должен содержать:

1. Название презентации.

2. Автор: ФИО, студента, место учебы, год.

3. Логотип (по желанию).

Каждая прямая цитата, которую комментирует или даже просто приводит докладчик (будь то эпиграф  или  цитаты  по  ходу  доклада)  размещается  на  отдельном  слайде,  обязательно  с  полной подписью  автора  (имя  и  фамилия,  инициалы  и  фамилия,  но  ни  в  коем  случае  –  одна  фамилия, исключение  – псевдонимы).  Допустимый  вариант  – две  небольшие  цитаты  на  одну  тему  на  одном слайде, но не больше.

Все схемы и графики должны иметь названия, отражающие их содержание.

Второй слайд «Содержание» – список основных вопросов, рассматриваемых в презентации. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

Последний слайд  «Спасибо за внимание!»

Запомните!

  1. Все заголовки выполняются в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание), в  конце  точка  никогда  не  ставится  и анимация, как правило, не применяется.
  2. Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации и злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
  3. Подчеркивание в тексте не используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.

После  создания  презентации  и  ее  оформления,  необходимо  отрепетировать  ее  показ  и  свое выступление,  проверить,  как  будет  выглядеть  презентация  в  целом  (на  экране  компьютера  или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при  разном  освещении,  шумовом  сопровождении,  в  обстановке,  максимально  приближенной  к реальным условиям выступления.

Форма контроля  и критерии оценки

Презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в электронном виде. Доклад к презентации предоставляется для проверки в электронном виде, после проверки - в распечатанном.

Критерии оценивания презентаций (баллы)

Критерии оценивания

3

2

1

Оценка

(баллы)

Содержание

Тема

Точно подобран материал в соответствии с темой, определена проблема

Есть неточности в подборе материала, проблема отсутствует.

Материал не соответствует теме, проблема отсутствует.

Цель и задачи

Ответили на все поставленные вопросы.

Не нашли ответа на 1-2 вопроса.

Не смогли ответить на многие вопросы.

Выводы

Сформулировали выводы на основе изучения литературы, проведенных исследований и наблюдений.

Сформулировали выводы на основе изучения одного вида источника информации.

Сформулировали выводы на основе своих представлений о проблеме.

Изложение материала

Логично, емко, понятно

Понятно, логично, но с большим количеством слов.

Нелогично, очень много слов

Термины по теме

Используются необходимые термины, имеется глоссарий

Используются термины, глоссарий отсутствует.

Термины не используются

Оформление

Авторское право

Правильно оформлены титульный лист и ссылки, имеется доклад

Есть неточности в оформлении презентации и доклада

Неправильное оформление презентации отсутствует доклад

Текст и фон

Фон  удачно сочетается с текстом

Частично сочетается

Фон  не сочетается с текстом

Графика и эффекты анимации

Уместное использование графики и эффектов анимации

Не всегда уместное использование графики и эффектов анимации

Использование графики и эффектов анимации мешают восприятию

Орфография пунктуация

Нет ошибок

1-2 ошибки

Более 2 ошибок

На каждого студента за представленную презентацию заполняется таблица, где по каждому из критериев присваиваются баллы от 1 до 3, что соответствует определённым уровням развития ИКТ-компетентности: 1 балл – это низкий уровень владения ИКТ-компетентностью, 2 балла – это средний уровень и, наконец, 3 балла – высокий уровень владения ИКТ-компетентностью.  

Определение уровня владения ИКТ – компетентностью

Количество набранных баллов за представленный проект

Уровни владения ИКТ-компетентностью

Оценка

от 19 баллов до 27 баллов

Высокий уровень

«5»

от 14 баллов до 18 баллов

Средний уровень

«4»

от 9 баллов до 13 баллов

Низкий уровень

«3»

  1. Методические указания для подготовки ВСР в виде кроссворда

(Данный вид задания предусмотрен ВСР № 15)

Кроссворд - (англ. cross-word) - задача-головоломка - представляет собой переплетение клеток, в которые должны вписываться искомые слова. Для каждого слова имеется своё пояснение, пронумерованное в перечне, а в самой сетке кроссворда под таким же номером находится зашифрованное слово.

Правила составления кроссвордов

  1. Сетка кроссворда должна быть красивой и не должна распадаться на отдельные части.
  2. Слова могут быть любой длины, начиная от двухбуквенных, но слова из двух, трёх и четырёх букв не должны преобладать в кроссворде. Длинные слова придают кроссворду законченность и изящество.
  3. Слова в головоломке должны находиться в именительном падеже, единственном числе. Исключение составляют слова, у которых нет единственного числа. Никакие другие слова, кроме существительных и имён собственных в кроссворде употребляться не должны. Никакое загаданное слово нигде не должно встречаться в толковании.
  4. Слова надо стремиться пересекать чаще на согласных, а не на гласных. Это упрощает разгадывание, и, одновременно, улучшает саму структуру кроссворда, повышая его качество.
  5. Слова не должны иметь "хвосты", т.е. не должно оставаться больше одной буквы в слове до (и после) первого (и, соответственно, последнего) пересечения с другим словом. Также необходимо стараться не допускать наличие таких промежутков в две и более букв внутри слова, между соседними пересечениями.
  6. В большинстве случаев разрешается делать одно допущение: буква «Е» приравнивается к знаку «Ё». Но, более предпочтительно, чтобы это допущение не использовалось, т.к. «Е» и «Ё» - всё-таки разные буквы.
  7. Замена «Й» на «И» категорически запрещена!

Алгоритм составления кроссворда

  1. Составьте перечень слов по выбранной теме (от 15 до 25).

Примечания. 

Проанализируйте соответствующие теме параграфы учебника. При необходимости используйте дополнительные источники (книги, журналы, интернет).

  1. Составьте к каждому слову текстовое определение.
    Оно должно в описательной или вопросительной форме (первый вариант более предпочтителен) указывать слово, являющееся ответом.

Примечания.

Определения должны содержать достаточно информации для разгадывания слова и раскрывать его с наименее известной стороны, а также должны быть верными, лаконичными, исключающими двоякое толкование.

  1. Составьте и заполните сетку кроссворда.

Способ 1. Составьте сетку кроссворда, используя бумагу в крупную клетку.
Способ 2. Составьте сетку кроссворда, вычерчивая и заполняя таблицу в приложении Excel или Word.

Способ 3. Используйте специальные программы, например, сайты «Cross: составь свой кроссворд онлайн» (http://cross.highcat.org); «Фабрика кроссвордов» (http://puzzlecup.com).

Примечания.

1. В каждую клетку кроссворда вписывается одна буква.

2. Каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению.

3. Слова должны быть записаны в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.

4. Пронумеруйте сетку кроссворда.

Примечания.

Номера расставляйте, двигаясь по сетке кроссворда сверху вниз, слева направо. Номер записывайте в той клетке, с которой начинается слово.
5. Продумайте и выполните оформление кроссворда.

Способ 1. Раскрасьте кроссворд, выделив в его сетке определённые клетки каким-либо цветом, или изобразите линии сетки цветом.
Способ 2. «Наложите» сетку кроссворда на изображение (рисунок, фотографию), которое будет фоном.

Способ 3. Поместите различные изображения (фотографии, рисунки, формулы и т. п.) в оставшиеся между сеткой кроссворда места и вокруг неё.

  1. Напишите (напечатайте) текстовые определения, указав слова, которые располагаются по горизонтали и по вертикали.

Примечания.

При наличии в кроссворде ключевого слова, составьте и укажите его текстовое определение.

  1. Продублируйте сетку кроссворда (пустую).
  2. Проверьте правильность кроссворда и исправьте ошибки (при необходимости).
    Проверьте:
    1) правильность написания слов (орфография) в сетке и текстовых определениях; 2) соответствие текстовых определений и ответов на них в сетке (для этого нужно решить кроссворд, не заглядывая в ответы)

3)Предложите решить кроссворд друзьям или родителям.

Таким образом, в структуру кроссворда войдут составленные отдельно на листах сам бланк кроссворда, вопросы (по горизонтали и по вертикале отдельно) и бланк с ответами на кроссворд.

Форма контроля  и критерии оценки

Кроссворд необходимо предоставить преподавателю для проверки в электронном виде и после проверки в распечатанном виде.

Критерии оценивания презентаций (баллы)

Критерии оценивания

3

2

1

Оценка

(баллы)

Тема

Точно подобраны слова  в соответствии с темой

Есть неточности в подборе материала.

Присутствуют слова не соответствующие теме.

Оформление

Оформлен правильно в соответствии с требованиями

Есть неточности в оформлении

Неправильное оформление

Термины

Вопросы составлены грамотно

Есть неточности в составлении задания

Задание составлено неправильно (непонятно)

Орфография пунктуация

Нет ошибок

1-2 ошибки

Более 2 ошибок

Общее количество баллов определяется путем сложения набранных баллов.

Общее количество баллов

Оценка

от 11 до 12

«5»

от 9 до 10

«4»

от 7 до  8

«3»

Менее 6

незачет

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основные источники:

  1. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений НиСПО / Е.А. Певцова. – 4-е изд., исп. – М.: Издательский центр «Академия». -  2013. - 432с.
  2. Певцова, Е.А.   Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум : учеб. пособие для учреждений НПО и СПО / Е. А. Певцова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2013.
  3. Основы права : учеб. для студ.учреждений СПО / С. Я. Казанцев [и др.] ; под ред. С.Я.Казанцева. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2013.
  4. Конституция Российской Федерации (с гимном России). - М.: Проспект, 2011.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1,2,3,4: по состоянию на 20 июня 2016 г. + Сравнительная таблица изменений. - М.: Проспект, 2016.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации: по состоянию на 5 октября 2016 года. - Новосибирск: Норматика, 2016.
  7. Закон РФ "О защите прав потребителей": №2300-1. - М.: Проспект, 2016.

Дополнительная литература:

  1. Право: учебн. Для учащихся 11 кл. общеобразват. Учреждений: профил. Уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2011. – 288с.
  2. Болотина Т.В., Певцова Е.А. Права человека / Т.В. Болотина, Е.А. Певцова – М.: Наука, 2007. -378с.
  3. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учеб.для юр.вузов / К.Ф.Гуценко, М.А.Ковалев; под ред. К.Ф.Гуценко. – 9-е изд.,доп. и перераб. – М.: Зерцало, 2009. -  496с.
  4. Румынина В.В. Основы права. – М: Форум-Инфра-М,2012.
  5. Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебник для учащихся НПО./ А.И. Яковлев – М.: Образование, 2010 – 221с.

Электронные ресурсы: 

  1. Официальный сайт газеты «Российская газета» - http://www.rg.ru/;
  2. Официальный сайт журнала «Пенсия» - http://www.rospensia.ru/;
  3. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ - http://www.mzsrrf.ru/
  4. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) - http://www.pfrf.ru/
  5. Официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации - http://www.fss.ru/;
  6. Официальный сайт Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования - http://www.ffoms.ru/;
  7. Сайт Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru.
  8. Официальный сервер органов государственной власти Российской  Федерации: http://www.go.ru 
  9. Российская Государственная Библиотека: http://www.rsl.ru 
  10. Справочно-правовая система Консультант+:  http://
  11. Правовая система ГАРАНТ: http://www.garant.ru 
  12. Электронная библиотека журналов: http://elibrary.ru 
  13. Журнал «Право  и  жизнь»: http://www.law-n-life.ru 
  14. Сайт «Cross: составь свой кроссворд онлайн»: http://cross.highcat.org
  15. Сайт «Фабрика кроссвордов»: http://puzzlecup.com

Приложение 1

Образец оформления титульного листа к эссе

ГБПОУ «НАТК»

ЭССЕ

по дисциплине: «Право»

по теме: «Право в системе социальных норм»

Выполнил(а)

Студент(ка) группы СОЦ-__        

____________________________

Проверил

Преподаватель

Миняева Л.Е.

2015

Приложение 2

Образец оформления титульного листа к реферату

ГБПОУ «НАТК»

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Право»

по теме: «Договор купли-продажи и его виды»

Выполнил

студент группы СОЦ-__        

____________________________

Проверил

Преподаватель

Миняева Л.Е.

2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «История»

Самостоятельная работа является важной и обязательной частью современного образовательного процесса. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессиональн...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Электротехника»

Для полного овладения знаниями и умениями, предусмотренными  программой, обучающемуся  в течение учебного года необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой. Самостоятельная...

Методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине "Информатика" 1 курс (Организация перевозок и управление на транспорте (на автомобильном транспорте)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕпо учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОПОП  ОУД.13 ИНФОРМАТИКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СРЕДН...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине: ОП.04 «Охрана труда»

для  специальности15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по разделу ФК.00 Физическая культура предназначены для студентов 3 курса по профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по разделу ФК.00 Физическая культура предназначены для студентов 3 курса по профессии 08.01.08 Мастер отделочных стро...