классный час "Правила делового общения"
классный час по теме

Бюджетное образовательное учреждение Омской области

среднего профессионального образования

«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого внеклассного мероприятия

в группе:  52П

профессия: 260807.01,  Повар, кондитер

по теме

«ПРАВИЛА ДЕЛОВОГО ЭФФЕКТОВНОГО ОБЩЕНИЯ»

 

 

 

 

 

Дата: 28.02.13

Время: 13-50

Место проведения: каб.201Т

Куратор: Панкратова Г.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

 

 

«Умение общаться с людьми - это товар,

и я заплачу за такое умение больше,

чем за что-либо другое на свете».

Дж. Рокфеллер

 

Пояснительная записка      

 

В современном мире перед образовательными учреждениями, готовящими специалистов для сферы торговли, стоит важная задача - подготовить квалифицированного конкурентоспособного специалиста.

Сегодня продавцы  и  контролеры-кассиры востребованы на рынке труда. Профессия предполагает умение распределять внимание,  работать,  не теряя концентрации, владеть такими качествами как  коммуникабельность,  стрессоустойчивость, приветливость.

Одним из основных направлений воспитательной работы в  группе является развитие профессионального самосознания студентов.  Формированию профессиональной культуры  будет  способствовать организация, подготовка и проведение классного  часа  куратором, активом  и членами студенческой группы.

Для подготовки, организации и проведения мероприятия привлекаются обучающиеся,  которые будут  решать задачи,  способствующие пониманию сущности и социальной значимости выбранной ими профессии. Выбранная тема классного часа будет также способствовать развитию профессиональной этики и воспитанию честности и порядочности.

При подготовке и проведении данного мероприятия обучающиеся будут осуществлять поиск информации, анализировать и  оценивать, работать в команде, нести ответственность за результаты работы своей группы, что отражено в требованиях ФГОС к развитию общих компетенций.  Участие в классном часе будет способствовать пониманию сущности и  социальной значимости своей будущей профессии.

Проведение   конкурса  будет стимулировать познавательную активность обучающихся, мотивировать  их к положительному и осознанному отношению к выбранной  профессии, а также заинтересованности в дальнейшем обучении.

Данное мероприятие может быть рекомендовано для проведения  со  студентами 1, 2  курсов профессионального учебного заведения по специальности  «Продавец, контролер – кассир» с целью привития интереса к избранной профессии и развития общих компетенций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План внеклассного мероприятия

 

Тема: «Правила делового эффективного общения».

Цель:

формирование основ культуры делового эффективного общения студентов.

Задачи:

1.  Познакомить студентов с понятием, видами и средствами общения.

2.  Обратить внимание на особенности и практическое значение делового эффективного общения.

3.  Побудить понимание необходимости сознательного выполнения правил делового эффективного общения.

Общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Форма проведения:

- беседа,

- тренинговые упражнения,

- ролевые игры.

Техническое оснащение:

- ПК,

- мультимедийная установка.

Оформление:

- выставка книг,

- презентация,

- карточки с перечнем качеств успешного человека,

- карточки с афоризмами и народными поговорками о значении общения.

Предварительная подготовка:

- опрос обучающихся о качествах успешного человека,

- поиск афоризмов, пословиц и поговорок о значении общения,

- подготовка карточек, с помощью которых группа делится на рабочие пары,

- составление Памятки о правилах эффективного общения,

- оформление Сертификатов активным участникам классного часа,

- подбор фотографий группы, соответствующих теме мероприятия,

- подбор книг для выставки.

До начала классного часа, с помощью карточек, методом случайного выбора, формируются творческие коллективы. За ПК садятся по три человека: «Яблоко», «Груша», «Ананас».

Ход мероприятия

СЛАЙД 1. (фото группы)

Куратор

Добрый день уважаемые студенты и гости!

СЛАЙД 2.

При подготовке классного часа мы проводили опрос о качествах успешного человека. На карточках и слайде (обратить внимание на слайд и карточки на доске) - перечень тех качеств, которые вы назвали. Подумаем вместе - все ли перечисленные качества, обеспечивающие успех, являются сугубо индивидуальными? Нет ли среди них тех, которые реализуются во взаимодействии с другими людьми?

Студенты высказывают своё мнение.

СЛАЙД 3.

Значит, взаимодействие способствует успеху? Одним из видов взаимодействия является общение. Эта проблема и будет темой нашего классного часа.

Какова цель нашего мероприятия?

Студенты высказывают своё мнение.

СЛАЙД 4.

Беседуя о видах, средствах и правилах общения, мы не просто формируем культуру общения, мы создаём условия личного и профессионального успеха!

 

1 ведущий                      

Что такое – «Деловое общение»?

Студенты высказывают своё мнение.

СЛАЙД 5.

Используя поисковые системы интернета, уточните определение понятию «Общение».

Студенты высказывают своё мнение.

СЛАЙД 6.

Деловое общение - это умение договариваться с другими людьми, убеждать их, находить взаимоприемлемые решения спорных вопросов.

 

2 ведущий

Уточните, пожалуйста, как культура делового общения может обеспечить профессиональный успех в рамках профессии Повар, кондитер?

Студенты высказывают своё мнение.

СЛАЙД 7.

Общение:

- помогает выстраивать комфортные взаимоотношения с администрацией, коллегами, потребителями.

- обеспечивает реализацию возможностей карьерного роста: должности шеф-повара или су-шефа,

- а при наличии высшего профессионального образования – должность директора столовой, кафе, ресторана.

 

1 ведущий

СЛАЙД 8.

Общение… Казалось бы, что проще? Встретились…  Поговорили …

Предлагаю посмотреть на себя со стороны. 

Ролевая игра «На работе», в которой чувствуют 2 человека: руководитель и работник, который хотел бы отпроситься с работы.

Назовите ошибки, допущенные участниками собеседования.

Студенты высказывают своё мнение.

Да,

- не правильные слова приветствия, поза, манеры, интонация голоса и др.

- не верно сформулированы просьба и вопросы.

СЛАЙД 9.

Составьте правила служебного общения.

Студенты высказывают своё мнение.

СЛАЙД 10.

Правила служебного общения:

1.  Соблюдение делового этикета: приветствие, обращение по имени и отчеству, разрешение войти, разрешение присесть, просьба в вежливой форме, прощание и пр.,

2.  Краткость и конкретность в изложении обращения,

3.  Правильное использование средств общения (слов, жестов, эмоций).

Правила записываются на листках и закрепляются на доске.

 

2 ведущий

СЛАЙД 11.

Деловое общение предполагает взаимодействие не только с администрацией, но и с коллегами.

Ролевая игра «Сообщение». Участвуют 3 человека: коллеги передают друг другу последние новости.

Что поучительного нам продемонстрировали участники игры? Чем объяснить искажение информации?

Студенты высказывают своё мнение.

СЛАЙД 12.

Пожалуйста, составьте рекомендации для правильной передачи служебной информации.

Студенты высказывают своё мнение

СЛАЙД 13.

Пожалуйста,

- будьте терпимы, не перебивайте собеседника,

- умейте концентрировать внимание,

- задавайте уточняющие вопросы,

- записывайте.

Правила записываются на листках и закрепляются на доске.

 

1 ведущий

СЛАЙД 14.

Прямое общение повара с потребителями бывает не часто, но возможны исключения… Гости кафе не довольны недосоленным блюдом или недожаренным мясом.

Найдите выход из неприятной ситуации.

Студенты высказывают своё мнение.

СЛАЙД 15.

         Возможно:

- необходима консультация повара не искушённому гостю кафе,

- хорошая шутка смягчит ситуацию,

- следует признать свою невнимательность.

Правило записываются на листках и закрепляются на доске.

 

2 ведущий

СЛАЙД 16.

Мы осознали особенности делового общения. А теперь, вместе подумаем, что значит «Общение эффективное»?

Студенты высказывают своё мнение.

СЛАЙД 17.

При каком условии общение принесёт пользу?

Студенты высказывают своё мнение.

Максимальную пользу принесёт то общение, при котором:

- собеседники понимают друг друга и цель своего общения.

Правило записываются на листках и закрепляются на доске.

 

1 ведущий

Собеседники легко поймут друг друга, если используются все средства общения. Пожалуйста, назовите или с помощью поисковой системы, уточните средства общения.

Студенты высказывают своё мнение.

СЛАЙД 18.

Правильно, это: слова, жесты, эмоции, мимика и интонации.

 

2 ведущий

СЛАЙД 19.

Уместны ли жесты и эмоции в профессиональном общении?

Уместны сдержанные жесты и позитивные эмоции.

Студенты высказывают своё мнение.

Чем полезны  жесты и эмоции в профессиональном общении?

Студенты высказывают своё мнение.

СЛАЙД 20.

Жесты и эмоции:

- привлекают внимание,  

- делают общение более интересным,

- ускоряют обмен информацией.

         Интересно, что 15% информации воспринимается с помощью слуха, 85%  - с помощью органов зрения.

СЛАЙД 21.

         Пожелайте «приятного аппетита», используя различные интонации голоса.

         Студенты выполняют задание.

 

1 ведущий

СЛАЙД 22.

Чтобы общение было эффективным, нужно уметь расположить к себе собеседника. Сделаем друг другу комплименты!

Студенты обращаются друг к другу.

 

Куратор

СЛАЙД 23.

А теперь подведём итоги.

СЛАЙД 24.

О чём мы узнали во время беседы про деловое эффективное общение?

Студенты высказывают своё мнение.

СЛАЙД 25.

Верно:

- деловое общение затрагивает сферу служебных отношений,

- оно требует выполнения некоторых правил,

- оно обеспечит профессиональный успех.

Молодцы!

Для того что бы дома вы могли ещё раз подумать о правилах делового эффективного общения, предлагаю «Памятки».

Студентам, которые приняли активное участие в работе, вручаются сертификаты.

Спасибо, до следующей встречи!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые источники

 

1.  Вагин И.О. «Уроки психологической защиты» / И.О. Вагин. С-П(б). - «Питер», 2002г.

2.  Вилсон Г.,  Макклафин К. «Язык жестов – путь к успеху» / Г. Вилсон, К. Макклафин. С-П(б),- «Питер», 2001г.

3.  Гаулстон М,  Голдберг Ф. «Психологические ловушки» / М. Гаулстон, Ф. Голдберг С-П(б), «Питер», 2007г.

4.  Дерябо С. Д., Ясвин В.А.  «Гроссмейстер общения» / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин М., «Раритет», 2008г.

5.  Карнеги Д.  «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить» / Карнеги Д., М., «Прогресс», 1989г.

6.  Крижанская Ю.С. , Третьяков В.П. «Грамматика общения» / Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков. М., «Смысл» 2009г.

7.  Корник А.А., Корник Е.А.  «Психология человеческих отношений» /А.А. Корник, Е.А. Корник, М., «Когито-центр», 1998г.

8.  Рогов Е.И. «Психология общения» / Е.И. Рогов, М., «Владос», 2001г.

9.  Рысев Н.Ю. «Активные продажи - как найти подход к клиенту» Санкт – Петербург, изд. «Питер», 2002г.

10.       Сергечеева В. «Азы общения – стратегия и тактика» / В. Сергечеева, Санкт-Петербург, изд. «Питер», 2002г.

11.       Ялом И. «Теория и практика групповой психотерапии» / И. Ялом, С.-П(б), «Питер», 2000г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Приложение 1.

 

Карточки, с помощью которых группа делится на рабочие пары:

 

 

Яблоко

Груша

Апельсин

Ананас

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

«Памятки» о правилах эффективного общения раздаются в конце классного часа

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:

1. Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

2. Уточняйте содержание принимаемой информации, её детали.

3. Не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа.

4. Соблюдайте последовательность изложения информации. Не убедившись в точности принятой слушателем информации, не переходите к новым сообщениям.

5. Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения.

6. Правильно используйте невербальные средства коммуникации.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЩЕНИЯ:

- формальный контакт перерастает в нормальное человеческое общение.

- вы завоюете уважение собеседника и повысите самооценку.

 

 

Приложение 3.

 

Сертификаты активным участникам классного часа раздаются в конце классного часа

 

Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»

 

СЕРТИФИКАТ

выдан

____________________________________________

 

студенту группы   52 П

активному участнику открытого классного часа

«Правила общения»

 

 

Заведующая отделением             Куратор группы 52П                 Староста группы 52П

                                                                                                                                                        

_____  Гилёва В.Н.                    ____ Панкратова Г.В.                        ___ Степанова В.

                                                                                     

                                                            Февраль  2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

Карточки с афоризмами и поговорками про значение общения, вывешенные на доске:

 

 

 

Приложение 4.

 

Афоризмы и народные поговорки о значении общения для оформления кабинета.

 

«Умение вести разговор - это талант». (Стендаль)

«Умение общаться с людьми - это товар, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете». (Дж. Рокфеллер)

 

Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе.
Ласковое слово - что вешний день.
Говори, разумей, да голову на плечах имей.
За худые слова слетит и голова.
Лучше не договорить, чем переговорить.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психология делового общения

Лекционный материал предназначен для изучения дисциплины "Психология" в СПО и включает в себя следующие разделы:принципы делового общенияконтексты делового общениянравственные нормы делового общенияпо...

Рабочая программа по дисциплине "Деловое общение"

Вариативная часть рабочей программы по дисциплине "Деловое общение" для 2 курса специальности "Прикладная информатика" (СПО)...

Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение упр...

Тематический классный час на тему "Профессиональная этика и культура делового общения"

Понятие этики. Этика и мораль. Слово «этика» (от греч. ethos — обычай, нрав, характер) понимается в двух значениях:Во-первых, как философская дисциплина, изучающая мораль и нрав...

Технологическая карта урока "Деловое общение.Виды делового общения"

Технологическая карта урока на тему "Деловое общение. Виды делового общения"  по ОП.01 Психология делового общения разработана для студентов  специальности 43.02.10 Туризм с  ...