Программа весеннего пришкольного лагеря "Город безопасности"
методическая разработка по теме

Абушова Ксения Владимировна

Данная работа имеет не только четко сформулированную общую цель всей воспитательной рабты смены, но и цель каждого направления работы педагога с детьми. Подробно раскрыто содержание каждого раздела и план работы на день. 
Тема взята очень актуальная на данный момент "Безопасность", которая рассматривается в таких аспектах, как дорожная безопасность, безопасность дома и на улице, интернет безопасность, пожарная безопасность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Роговская основная общеобразовательная школа

Мантуровского района Костромской области

«Утверждаю»

Директор МКОУ Роговская ООШ

______________/ Бальсунова Е. А./

Программа  

оздоровительного лагеря дневного пребывания

на период весенних каникул

(24.03. – 29.03.2014)

«Город безопасности»

Выполнила:

Абушова К. В.

2014 год

Пояснительная записка

Вот и начались долгожданные весенние каникулы. Закончилась самая продолжительная учебная четверть, пришла пора хорошенько отдохнуть, с пользой и во благо своему здоровью. Каникулы для детей – это разрядка, накопившейся напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время.  Лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Вся воспитательная работа в пришкольном лагере направлена на реализацию программы «Город безопасности». В течение шестидневной смены ребята под руководством учителя-воспитателя будут «строить» город Безопасности. Каждое здание в городе соответствует определенной области личной безопасности: «Небоскреб Здоровья», «Пожарная каланча», «пост ПДД», «Микрорайон безопасности» (правила безопасного поведения в жилище и на улице в весенний период), «Интернет кафе».

Несмотря на главное направление воспитательной работы в лагере, уделяется внимание всем направлениям согласно плану воспитательной работы школы.

Место реализации программы:  МКОУ Роговская ООШ, д. Рогово Мантуровского района Костромской области.

Актуальность программы: За последние годы наблюдается тенденция увеличения детской смертности и травматизма, как в результате несчастных случаев, так и по неосторожности, как детей, так и взрослых. Статистика показывает, что в большинстве несчастных случаев, причиной является элементарная халатность и не соблюдение правил и норм техники безопасности. А беду легче предупредить, чем бороться с последствиями. Только систематическая работа с ученическим коллективом по предотвращению несчастных случаев, может привести к положительному результату в этой неутешительной статистике. Именно по этой причине было принято решение о направлении воспитательной работы в весеннем пришкольном лагере. Но этот не единственное направление. Содержание программы представляет широкий спектр направлений деятельности, а также привлекательно и тем, что мероприятия отвечают интересам детей, позволяют проявить творчество, самостоятельность; способствует удовлетворению потребности в самоутверждении. Включение детей в любые виды деятельности основано на личностно-ориентированном подходе. Программа охватывает все аспекты образовательного процесса – воспитание, обучение, развитие.

Цель: обобщение и систематизация практических знаний учащихся в области личной безопасности; развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.

Задачи:

  1. В игровой форме изучить, повторить и систематизировать основные инструкции по  технике безопасного поведения в быту, при пожаре, при чрезвычайных ситуациях природного характера (наводнение, полноводие и т.п.), ПДД, при угрозе террористического акта;
  2. Создать педагогическую воспитательную среду, способствующую укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие у них творческого потенциала.
  3. Выявить и развить творческий потенциал ребёнка, включить его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
  4. Создание условий для полноценного отдыха, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей.

Принципы

1. Личностный подход в воспитании:

- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

- добровольность включения детей в ту или иную деятельность

2. Природосообразность воспитания:

- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

3. Культуросообразность воспитания:

- учет национального своеобразия;

- опора в воспитании на национальные особенности;

- изучение и освоение культуры народа;

4. Гуманизация межличностных отношений:

- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;

- уважение и терпимость к мнению детей;

- самоуправление в сфере досуга;

- создание ситуаций успеха;

- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;

- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;

- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;

- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

5. Дифференциация воспитания:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- свободный выбор деятельности и права на информацию;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

6. Воспитание ответственности, бережного отношения к природе, развитие экологического кругозора.

7. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

8. Развитие и укрепление связей школы, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения.

9. Формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействиях со взрослыми.

  Условия реализации программы

1. Материально-технические условия предусматривают:

а) финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета;

б) игровая с набором настольных игр, столовая, спортивный  зал.

2. Кадровые условия.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

- Начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;

- Воспитатели – организовывают работу отрядов;

3. Педагогические условия.

- Соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в обще лагерных мероприятиях;

- Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;

- Обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;

- Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

4. методические условия предусматривают:

- наличие необходимой документации, программы, плана;

- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены.

     

Механизм реализации программы.

Проект реализуется через деятельность весеннего пришкольного лагеря с использованием интерактивных форм работы с детьми (анкеты, игры, конкурсы, акции, праздники, соревнования). Что позволит создать необходимые условия для отдыха, труда, проявления лидерских способностей, развития творческого потенциала детей, привития навыков культурного поведения в обществе, приобщения к прекрасному, формирования общечеловеческих ценностей и рационального использования каникулярного времени.

Сроки реализации программы. «Город Безопасности» реализуется в течение лагерной смены — 6 дней.

Ожидаемые результаты:

  • соблюдение и практическое применение инструктажей, техник безопасности и правил поведения в повседневной жизни ребенка;
  • отдых, труд и рациональное использование каникулярного времени всех воспитанников лагеря;
  • изучение интересов, склонностей и потребностей воспитанников лагеря для планирования мероприятий, помогающих формированию у детей системы ценностей, установок поведения, общей культуры и  навыков здорового образа жизни;
  • обогащение сознания и мышления детей знаниями об элементарных моральных, нравственных, трудовых и культурных нормах;
  • проведение игр, конкурсов, акций, праздников, способствующих развитию творческого потенциала, гражданских инициатив воспитанников, проявлению их лидерских способностей;
  • создание благоприятной эмоционально — психологической и нравственной атмосферы в лагере, способствующая взаимоуважению и самосовершенствованию всех воспитанников лагеря.

Содержание программы

Содержание программы соответствует цели и задачам, которые реализуются в течение дня согласно выбранным направлениям.

День 1. «Пост ПДД»

С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости...

Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех кто, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляя морщится от выхлопных газов.

Многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов.

Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости. Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.

Актуальность

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, в 30 раз больше, чем в Италии.

Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается.

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.

Цель: сохранить жизнь и здоровье детей, способствуя формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

Задачи:

  1. Продолжить формирование культуры поведения в условиях дорожного движения.
  2. Формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения.
  3. Научить детей правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах города, своего населенного пункта.
  4. Повторить правила дорожного движения: поведение на улице, поведение в общественном транспорте, сигналы светофора.

День 2 «Пожарная каланча»

Выбор данной проблемы обуславливается тем, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от несчастных случаев, в том числе от пожаров. Особую тревогу взрослые испытывают за детей. Во время чрезвычайных ситуаций ребёнку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол, вместо того чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь.

Анализ причин возникновения пожаров показывает, что главная проблема состоит в том, что у учащихся отсутствуют навыки обращения с огнем, недостаточно знаний о правилах пожарной безопасности, ослаблен контроль со стороны взрослых за поведением детей. Следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.

Цель: систематизировать знания учащихся основ пожарной безопасности, в том числе пожаробезопасного поведения.

Задачи:

1. Закреплять знания о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара;

2. Повторить правила как вести себя во время пожара, вовремя распознавать опасность, принимать меры предосторожности;

3. Углублять знания детей о причинах возникновения пожара;

4. Формировать правильное отношение к огнеопасным предметам.

День 3. «Небоскреб Здоровье»

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

   По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Так, количество здоровых выпускников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.

Сохранение и укрепление здоровья детей на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой.

Цель: формировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности

Задачи:

1. В игровой форме повысить интерес к своему здоровью, его сохранению, прививать навыки здорового образа жизни;

2. Повышать уровень культуры здоровья учащихся;

3.  Рассказать о вредных привычках и их последствиях на организм.

День 4 и День 5 «Микрорайон Безопасности»

Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить детей к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность.

В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».

Цель: Обобщение и закрепление правил безопасности на улице и дома, учить использовать в быту полученные раннее знания.

Задачи:

1. Обобщить знания детей о предметах опасных для жизни и здоровья, повторить  последствия неосторожного обращения с ними;

2. Систематизировать у детей представление о правилах поведения в опасных ситуациях дома и на улице;

3. Повторить инструктажи и развивать умения при использовании предметов домашнего обихода;

4. Закреплять и расширять знания детей о правилах эксплуатации электробытовых и газовых приборов.

5. Углубление у школьников понимания ценности жизни и здоровья.

6. Развитие самодисциплины и чувства личной ответственности.

7. Воспитание уверенности в себе и своих силах.

День 6. «Интернет кафе»

В настоящее время наблюдается процесс перехода общества к качественно новому состоянию, названными учёными информационным обществом.

Актуальность безопасности школьника в информационной сфере определяется, с одной стороны, действием объективно возникающих в современном обществе и образовании ситуаций цивилизованных изменений, влияющих на становление и развитие личности подрастающего человека как субъекта социального поведения.

Доступ детей к технологиям существенно возрос: компьютеры в семьях, компьютеры в школах, возможность подключения к Интернету в общественных местах, таких, как молодежные клубы, кафе стали обычным явлением. Сейчас для многих молодых людей Интернет – это способ обучения, а Интернет и мобильный телефон – средство общения со сверстниками вне школы. Многие подростки настольно привязаны к технологиям, что отключение на некоторое время создает у них ощущение оторванности от общественной жизни. И в то время как совершенно очевидно, что технологии предлагают детям беспрецедентные возможности для обучения, общения, творчества и развлечения в виртуальной среде, так же очевидно, что эти возможности сопровождаются появлением  присущих новой среде рисков. Хотя технологические знания и умения детей могут быть на очень высоком уровне, они могут не сознавать в должной мере уровень опасностей, сопутствующих новым возможностям. В последние годы появилась новая проблема, связанная с детской Интернет-безопасностью. Как в любой иной сфере жизни, дети и подростки в Интернете более уязвимы: могут невольно оказаться в сложной ситуации, пользуясь Интернетом.  Более того, сами того не подозревая, они могут оказаться втянутыми в недопустимые, а, порой, и противозаконные вещи

Цель: учить учащихся ориентироваться в потоке информации, систематизировать и фильтровать полученные знания.

Задачи:

1. Рассмотреть влияние компьютера на здоровье детей и дать рекомендации по сохранению здоровья при работе за компьютером и в сети Интернет;

2. Провести анкетирование об использовании компьютера детьми, опрос о применении различных технологий по сохранению здоровья при работе за компьютером и просмотре телевизора;

3. Выявить основные вредные факторы при работе на компьютере, просмотре телевизора, работе в сети интернет;

В связи с таким содержание воспитательной работы в лагере составлен план сетка мероприятий.

План – сетка мероприятий

Дата

Тема дня

Мероприятия

Ответственный

1

24.03.

понедельник

Пост ПДД

1. Открытие лагерной смены;

2. Беседа по правилам поведения в лагере;

3. Мероприятие «Уважайте правила дорожного движения»

4. Час творчества

5. Спортивное мероприятие «Здоровому – все здорово»

2

25.03

вторник

Пожарная

каланча

1. Мероприятие «Огонь – друг, огонь – враг?»

2. Творческая мастерская «Самоделкино»

3. Просмотр детских фильмов;

4. Викторина «Что мы знаем о пажаре?»

3

26.03.

среда

Небоскреб Здоровья

1. «Сказочная» утренняя зарядка.

2. Спортивно-развлекательное мероприятие «Марафон здоровья»

3. Беседа «Профилактика курительных смесей» (медработник)

4. Творческая мастерская «Цветок здоровья»

5. Познавательное мероприятие «Что мы знаем о нашем здоровье? Из чего оно складывается»

4

27.03.

четверг

Микрорайон

Безопасности

1. Мероприятие «Вода не терпит шалости»;

2. Подвижные игры в спортзале

3. Час творчества

4. Мероприятие «Государство и право детей»

5

28.03.

пятница

Микрорайон

Безопасности

1. Мероприятие «Один дома»

2. Веселые конкурсы

3. Поем детские песни «Вместе весело шагать…»

4. Просмотр детских фильмов.

6

29.03.

суббота

Интернет

кафе

1. Мероприятие «Интернет безопасность»

2. Анкетирование

3. Торжественное закрытие лагеря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине « Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус» 3 курс, базовый уровень

Основные цели  изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на :        - формирования мировоззрения и воспитание у студентов социально...

Рабочая программа дисциплины "Правила и безопасность дорожного движения"

Представлена рабочая программа дисциплины "Правила и безопасность дорожного движения". Программой предусмотрено 54 часа аудиторных занятий...

Рабочая программа "Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности" для специальности "Пожарная безопасность"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования  20.02.04 Пожарная безоп...

Конкурсно-игровая программа «Весенняя капель»

Цели: создание праздничного настроения, сплочение коллектива, развитие внимания, тренировка памяти.Задачи:-развитие коммуникативных способностей;-сплочение детского коллектива;-развитие взаимопо...

авторская программа для пришкольного лагеря "Югорчанка"

Данная программа расчинана на детей от 6,5 до 15 лет. В ней представлены мероприятия на 21 день летнего отдыха детей. Апробировав эту программу в прошлом году, пришла к выводу, что тема очень интересн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовка квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.19 «Мастер садово-п

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  основной профессиональной образовательной программысреднего профессионального образованияподготовка квалифицир...

Праздничная программа «Весеннее вдохновение»

Цель: создание условий для праздничного настроенияЗадачи: помочь детям в раскрытии их способностей; учить преодолевать застенчивость, обретать уверенность в себе; продолжать учить неформальному о...