Учебно-дидактический проект Развитие личности студента для подготовки квалифицированного кадра по профессии «Оператор связи»
проект по теме

Подпалая Наталья Витальевна

Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время  важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие мастера производственного обучения с обучающимися. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)  понимаются не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, формирования духовно-нравственной, социальной и семейной культуры. Проблема состоит в том, что для реализации личностных достижений обучающихся требуется контакт с ними не только на  уроках теоретического и практического обучения, но и общение во время  внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Березниковский политехнический техникум»

Учебно-дидактический проект

Развитие личности студента для  подготовки квалифицированного кадра

по  профессии «Оператор связи»

                                                                                  Автор – Подпалая Н.В.

                                                                                  мастер производственного обучения

                                                                                  1-я квалификационная категория

                                                                                  ГБОУ СПО «БПТ» отделение ПКРиС

                                                                                  г. Березники  Пермский край

г. Березники, 2014 год

Постановка проблемы.

Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время  важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие мастера производственного обучения с обучающимися.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)  понимаются не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, формирования духовно-нравственной, социальной и семейной культуры.

Портрет выпускника выглядит таким образом: это деятельный и активный, креативный, любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый человек. В нем развито положительное отношение к себе, чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения, развиты навыки самоорганизации. Он обладает уверенностью в своих силах, коммуникативностью, ответственностью, саморегуляцией.

Проблема состоит в том, что для реализации личностных достижений обучающихся требуется контакт с ними не только на  уроках теоретического и практического обучения, но и общение во время  внеурочной деятельности.

Тема проекта: Развитие личности студента для подготовки квалифицированных кадров по   профессии «Оператор связи»

Цель проекта: формирование у студентов социальной значимости профессии «Оператор связи» через урочную и внеурочную деятельность.

Задачи проекта:

  • Раскрыть сущность профессии «Оператор связи»
  • Способствовать формированию устойчивого интереса к профессии «Оператор связи»
  • Показать социальную значимость профессии «Оператор связи»

Объект исследования.  Студенты ГБОУ СПО «БПТ» отделение ПКРиС по профессии «Оператор связи».

Предмет исследования. Социальная значимость профессии «Оператор связи».

База исследования. ГБОУ СПО «БПТ» отделение ПКРиС

Пояснительная записка.

Подход к процессу учения как к деятельности требует также принципиально другого рассмотрения соотношения знаний, умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.

Критерий знания также неотделим от действий. Знать — это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Знание - понятие относительное. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать.

Таким образом, вместо двух проблем - передать знания и сформировать умения по их применению - перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.

Учение - это деятельность ученика, включенного в учебный процесс. В этом случае процесс усвоения социального опыта специально организован представителем старшего поколения - учителем. Учение имеет своей целью именно усвоение социального опыта. Деятельность учителя в учебном процессе называется обучением: ученик учится, а учитель обучает.

К числу основных понятий относится также термин формирование. Формирование - это деятельность или экспериментатора-исследователя, или учителя, связанная с организацией усвоения определенного элемента социального опыта (понятия, действия) учеником. И формирование, и обучение связаны с деятельностью учителя, но их содержание не совпадает. Во-первых, понятие обучение более широкое, чем понятие формирование. Во-вторых, когда говорят обучение, то имеют в виду или то, чему учит преподаватель (математике, языку), или то, кого учит: учащихся. Термин формирование обычно употребляют тогда, когда речь идет о том, что приобретает ученик: понятие, навык, новый вид деятельности.

Таким образом, учитель обучает (чему-то), формирует (что-то), а ученик учится (чему-то), усваивает (что-то). Термин развитие связан с процессом усвоения. Но под развитием понимают наличный уровень сложившегося, освоенного, что уже перешло из плана социального опыта в план опыта индивидуального и при этом привело к некоторым новообразованиям в личности, интеллекте и так далее.

В учебной деятельности (учебном процессе) ученик усваивает разные виды социального опыта: интеллектуальный (научный), производственный, нравственный, эстетический и другие.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития, то есть вольно или невольно включается в социальные отношения, а в них, выступая в роли организатора развития личности с учетом социальной среды, – в социально-педагогическую деятельность.

Главной целью социально-педагогической деятельности педагога является достижение, формирование социальной активности личности. Конечным результатом социально-педагогической работы должно стать определенное изменение самой личности, выступающей объектом социально-педагогического воздействия, ее качественных параметров – социальная активность личности. Последнее рассматривается как личностное качество, означающее способность личности самостоятельно усваивать социальный опыт, адекватно на него реагировать и активно использовать в своей практической деятельности, самостоятельно разрешать собственные проблемы, а по мере накопления и совершенствования собственного опыта позитивно влиять на социальный опыт, изменяя и обогащая его новыми потенциальными возможностями более высокого уровня [5].

Результат социально-педагогической деятельности педагога можно рассматривать, прежде всего, как результат социального воспитания студента – сформированность социальной активности личности как интегративный результат активности самой личности, способной самостоятельно решить свои жизненные проблемы в текущий момент и на перспективу.

РАЗВИТИЕ  ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

 Внедрение в учебную деятельность новых стандартов образования (далее ФГОС), даёт возможность развивать у студентов как профессиональные, так и общие компетентности. Для мастеров производственного обучения и педагогов ставиться цель – подготовить конкурентоспособных на рынке труда специалистов высокого класса.

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Технология приема, сортировки, вручения и контроля почтовых отправлений, оформления почтовых операций; в том числе и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК. 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК. 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК. 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК. 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК. 5

Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК. 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК. 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

        За последние годы в жизни населения нашей страны произошли значительные изменения, связанные с широким использованием технических новинок. Компьютеры перешли в разряд бытовой техники; мобильная телефонная связь стала повседневной необходимостью; Интернет заменил домашнюю библиотеку и так далее. Изменились и потребности людей, меняется почтовая связь, удовлетворяя эти потребности, меняется требования к уровню подготовки почтовых работников. 

        Главная задача современного образования видится в оснащении специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя, прежде всего открытие нового:

  • новых объектов;
  • новых знаний;
  • новых проблем;
  • новых методов их решений.

        В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется как решение нестандартных профессионально-учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи предлагаются обучающимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения.

        Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед студентами проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. Проблемное обучение можно назвать развивающим, ибо его цель – формирование знания, гипотез, их разработки и решения.

В связи с этим мною в начале учебного года был написан индивидуальный план работы. Процесс реализации идеи по формированию социальной значимости профессии «Оператор связи» пришёл неожиданно, во время проведения урока теоретического обучения, когда студенты задавали вопросы: о значении профессии «Оператор связи», его функциональные обязанности и перспективы развития данной области. Я поняла, что подростки, поступая в образовательное учреждение, не имеют представление о профессии, которую выбирают, а идут обучаться только потому, что пошли друзья, сказали родители, а самого мотивационного процесса на получения образования у подростков нет. Отсюда возникают трудности с учёбой, социальной адаптацией в коллективе и непонимания своего будущего.

Поэтому целью моего проекта считаю привлечение обучающихся к изучению сущности своей профессии, ознакомление их с социальной значимостью развития почтовой связи через урочную и внеурочную деятельность.  Развитие профессиональных и общих компетенций у студентов проводиться с помощью следующих видов работ:

  • проведение открытых уроков;
  • индивидуальная работа со студентами;
  • проведение конкурса профессионального мастерства.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ ОПЕРАТОР СВЯЗИ

  • Область профессиональной деятельности выпускников: оказание услуг почтовой связи
  • Объекты профессиональной деятельности выпускника:

- почтовые отправления, финансовые и сетевые услуги;

- прием, обработка, вручение почтовых отправлений;

- оказание финансовых, сетевых и иных услуг;

- нормативно-правовые акты, регулирующие акты почтовой связи.

  • Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции выпускника

Оператор связи готовится к следующим видам деятельности:

1. Прием, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений, оформление почтовых операций.

2. Реализация знаков почтовой оплаты, товаров народного потребления, подписки периодических изданий.

3. Прием и выдача почтовых переводов, оформление страховых полисов по обязательному и добровольным видам страхования.

4. Оказание услуг на пунктах коллективного доступа в Интернет.

5. Учет, хранение и выдача денег и других ценностей.

Социальная значимость профессии в обществе: 

        Как бы прогрессивно не развивался научно-технический процесс. Как бы ни заполнило нас информационное поле,  с помощью Мировой паутины, но услугами «Почты России» пользовались в различные исторические этапы развития человечества. Так как почта – является одной из важнейшей составляющей экономики любого государства. Ведь написанное в ручную письмо не заменит общение по телефону. На бумаге Вы можете выразить все свои мысли, переживания, радостные моменты. А как Вы можете получить любимое варенье от бабушки, если Вас разделяют тысячи километров. Почта тоже не стоит на месте. Вносит в свою работу прогрессивные методы работы, улучшая качество работы и быстроту передачи почтовых отправлений.

ПЛАН-ГРАФИК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

№ п/п

Этапы работы

Сроки

1.

Проведение открытого урока учебной практики по теме «Оформление почтовых операций по приёму бандероли с объявленной ценностью»

05 декабря 2013 года

2.

Проведение конкурса профессионального мастерства «Лучший оператор связи - 2014»

27 января 2014 года

3.

Защита письменной экзаменационной работы выпускников по профессии «Оператор связи»

06 февраля 2014 года

4.

Проведение открытого урока по теме «Урок письма»

19 февраля 2014 года

5.

Участие на НПК в ГБОУ СПО «БПТ» студентки группы № 6 – Слободиной Д.С.  по профессии «Оператор связи» с темой «Письма счастья»

14 марта 2014 года

6.

Участие на НПК в ГБОУ СПО «БПТ» студентки группы № 6 – Берёзовой Ю.С. по профессии «Оператор связи» с темой «Мой выбор – профессия «Оператор связи»»

14 марта 2014 года

7.

Выступление с докладом на МК по теме «Социальная адаптация подростков в статусе «студент образовательного учреждения»

26 марта 2014 года

8.

Проф.ориентационная работа в СОШ г. Березники, с выступлением студентов группы № 6

Май 2014 год

9.

Участие в региональный этап конкурса «Лучший урок письма»,  проходящего в рамках Всероссийского мероприятия «Лучший урок письма».

09 октября 20143 года

Благодаря данному плану я начала первые шаги в развитии не только профессиональных компетенций, но и общих, которые чаще всего остаются в стороне.

         Под компетенцией в ФГОС понимается способность  применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для    успешной    деятельности    в   определенной области. Общие  компетенции  означают  совокупность социально  –  личностных    качеств    выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном    квалификационном     уровне, под профессиональными  компетенциями понимается способность  действовать  на  основе  имеющихся   умений,    знаний     и     практического    опыта в определенной   профессиональной  деятельности.  

           Общие и профессиональные компетенции представляют результаты  профессионального образования,  выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей основной профессиональной образовательной программы.

АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА

        Если обратиться к стандарту профессии «Оператор связи», то первая из общих компетенций звучит так: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • Для данной компетенции я проводила уроки, основанные технологии развития критического мышления, которая  позволяет не только замечать противоречия, недостатки, пробелы в информации, но и взвешенно анализировать разнообразные источники, осмысливать собственную позицию, владеть разнообразными стратегиями работы с информацией и решения проблемных ситуаций.
  • Так же для  определения сущности профессии был проведён конкур профессионального мастерства, который дал возможность студентам окунуться в реальные условия работы почтовых работников.
  • Для понятия социальной значимости профессии «Оператора связи» студенты выбрали, провели исследование по тематике выбранных тем на научно-практическую конференцию. Данные темы были продемонстрированы в группе первого курса по профессии «Оператор связи». В дальнейшем деятельность студентов направлена на проф. ориентационную работу в школе. Так как многие выпускники не понимают сущность и значимость данной профессии, считая, что придут получать профессию «Оператор ЭВМ».
  • В виду этого я подготовила доклад на выступление МК о том, как проходит социальная адаптация выпускников школ в учебном заведении. И одна из актуальных проблем, которая стоит перед ними – это правильный выбор профессии.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Надо заметить, что обучение по технологии развития критического мышления становится продуктивным лишь тогда, когда сам преподаватель в процессе осознания собственной деятельности способен отказаться от официально утвержденных и годами практикуемых методов работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения студентов необходимо вызвать у них интерес к овладению знаний по данной профессии. А в основном студент – это ещё не совсем состоявшийся взрослый, на которого можно возложить много обязанностей и он с ними справиться, но уже и не ребёнок, который находиться в полном подчинении у взрослого, и не должен нести ответственности за свои поступки.

Поэтому основной задачей данного проекта считаю вовлечение студентов в активную учебно-профессиональную деятельность, формирование у них чёткого представления конечного результата, осознание своего «Я», перспективы дальнейшего социального развития в профессии.

В итоги мы получаем конкурентоспособного, профессионально грамотного специалиста своего дела.

Список литературы

  1. Загвязинский В.И. Социальная педагогика: учебник для бакалавров/ В.И. Загвязинский,  О.А. Селиванова. – М.: Юрайт, 2012. – 405 с.
  2. Кравченко А.И.  Обществознание: учебник для 7 класса/ А.И. Кравченко, Е.А. Певцов. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004. – 176 с.
  3. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учебник , учебные пособия/ Л.Д. Столяров, С.И. Самыгин. – РнД.: Феникс, 2000. – 576 с.
  4. Сайт в помощь операторам связи  ФГУП «Почта России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.russianpost.ru
  5. Торохтий В. С. Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность: взаимосвязи и взаимозависимости / Материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием 18-21 марта 2009 г. / В.С. Торохтий, М. А. Галагузовой.  – Е.:2009.
  6. Шелихов В.В. Оператор связи: Учебник для студентов учреждений СПО / В.В. Шелихов, Н.Н. Шнырева,  Г.П. Гавердовская -  2-е издю, стер. - М: ACADEMA, 2011 – 192 с.
  7. Хилько М.Е. Возрастная психология: краткий курс лекций/  М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2013. – 194 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационный тест по профессии "Оператор связи", 1 курс.

Тест создан для итогового контроля знаний обучающихся по МДК 01.01. Приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений,оформление почтовых операций. По профессии «Оператор связи» 1 курс...

Методические рекомендации по производственной практике для профессии оператор связи.

Методическое пособие содержит рекомендации по составлнию отчета по практике для обучающихся....

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства "А ну-ка, оператор связи"

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства для обучающихся по профессии "Оператор связи",содержит  сценарий проведения конкурса.Конкурсы разработаны для участия обучающихся 1 и...

Организация применения учебного элемента при подготовке студентов по профессии "Оператор связи"

Фоминых Наталья Геннадьевна, преподавательГБОУ ППО «Магнитогорский технологический   колледж имени В.П.Омельченко». Организация применения учебного элемента при подготовке студентов по ...

Современные компетентностно-ориентированные образовательные технологии в СПО на примере преподавания МДК по профессии "Оператор связи"

Методическая разработка на тему "Современные компетентностно-ориентированные образовательные технологии в СПО на примере преподавания МДК 02.01. Правила реализации знаков почтовой оплаты, товаров наро...

Методическая разработка урока по МДК.01.01. Приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений, оформление почтовых операций. "Введение в профессию оператор связи"

Методическая разработка урока по МДК.01.01. "Приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений, оформление почтовых операций" на тему "Введение в профессию оператор связи"...