Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности
статья по теме

Башкирова Ольга Александровна

Статья посвящена проблеме правового воспитания студентов. В статье даны определение понятия, цели, задачи правового воспитания, предложены формы, методы и средства правового воспитания подростков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности

Принципы, положенные в основу Конституции Российской Федерации 1993 года, строятся на общечеловеческих ценностях. Особое место среди них занимают свобода, права человека, демократия, «развитие институтов гражданского общества, плюрализм и гласность»[1]. Стратегия и тактика любой правовой политики вырабатывается соответствующим типом правосознания. В правовом обществе человек должен быть свободным в выборе правового поведения.

Правосознание неразрывно связано с правовым воспитанием личности. Люди не рождаются гражданами, а становятся. В широком смысле правовое воспитание понимается как правовая социализация: человек воспитывается окружающей средой, включающей юридическую практику, поведение людей, правовую деятельность государственных органов. В узком смысле правовое воспитание нацелено на повышение правовой культуры человека, общества в целом.

Основная цель правового воспитания – развитие правосознания человека и правовой культуры. Задачи правового воспитания заключаются в

  • достижении прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности;
  • повышении авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;
  • создании у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы неотвратимости ответственности.

Система правового воспитания состоит из следующих структурных элементов:

  1. Правовая грамотность: знакомство с правовыми основами государства, видами и нормами права, регулирующими отношения людей на основе права. Но знание элементарных юридических прав не всегда становится стимулом правильного поведения. Подростки нередко сознательно идут на правонарушения (особенно это касается 12-13-тилетних ребят, считающих, что им ничего не будет за преступления, т.к. не достигли возраста юридической ответственности). Поэтому правовая грамотность становится действенной силой только тогда, когда правовая грамотность взаимодействует с сознанием гражданским и  нравственным.
  2. Нравственно-правовые чувства: глубокое уважение к закону как проявлению воли народа. Нравственно-правовые чувства неразрывно связаны с чувством патриотизма, с гражданской совестью.
  3. Правовое мышление: умение оценивать поступки и поведение людей с точки зрения норм права.

Правовая грамотность, нравственно-правовые чувства и правовое мышление во взаимодействии способны развивать в ребенке потребность в правопослушном поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм.

Юридической литературе определены следующие формы  правового воспитания:

  1. пропаганда права средствами массовой информации (журналы, радио, телевидение);
  2. издание  юридической  литературы;
  3. устная правовая пропаганда (организация лекции, консультации по вопросам, волнующим население, научно-практические конференции);
  4.  правовое образование граждан (изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах);
  5. профессиональное правовое образование.

Основными принципами правового воспитания являются связь с жизнью, связь c юридической практикой, ориентирование на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться.

К методам правовоспитательной работы – это «приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка»[2] – относятся правовое просвещение, правовая пропаганда.

В современный период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию, особенно по месту жительства граждан, в значительной степени ослабло. Некоторые формы исчезли или проявляются в недолжной степени. Между тем роль закона и юриспруденции в целом в стране значительно увеличилась. Поэтому для повышения уровня правовой культуры общества особое внимание следует отнести к правовому воспитанию и обучению населения.

Воспитание правосознания начинается с семьи, с усвоения ее нравственных ценностей и норм, со школы и колледжа. Но следует учитывать, что официальное, нередко формальное, правовое воспитание в колледже вступает в конфликт с обыденным сознанием молодежи. Обыденное отношение студентов к личной и общественной жизни формируется в семье, в неформальном общении. Подростки, получая в образовательных учреждениях гражданско-правовые знания, дома сталкиваются с равнодушным отношением к событиям в стране и мире, к выборам, к реформам. Сухомлинский В.А. однажды заметил: «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти мимо радостей и горестей отдельного человека»[3]. Следует помнить, что в наблюдениях над жизнью, размышлениях о личных и общественных событиях, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются гражданские чувства молодых членов общества.

Правовое воспитание ребенка проявляется в направленности его поступков, в нравственной активности, трудовой, общественной и творческой деятельности.

Исходя из вышеизложенного, цель правового воспитания заключается в формировании гражданина правового государства. Правовое воспитание начинается с семьи, продолжается в дошкольных, средних и высших учебных заведениях. Начиная еще со школьной скамьи, ребенок постепенно овладевает элементарной юридической грамотностью, осознает права, обязанности и правовую ответственность. Через весь учебный процесс дети получают общие представления о государстве, его символах, геральдике, Конституции. В дальнейшем, в старших классах или на 1 курсе колледжа, учащиеся изучают право, обществоведение, этику и психологию семейной жизни. Познание правовых отношений доступно обучающемуся в таких видах деятельности, как самоуправление, участие в политических кампаниях, труде и физкультурных соревнованиях. Правовое воспитание призвано стимулировать социальную активность обучающихся, стремление вести непримиримую борьбу с асоциальными проявлениями и правонарушениями.


[1] Мартышин О.В. Идеология и формирование новой политической и правовой культуры в РФ // Государство и право. 2010.  №9. С. 6.

[2] Теория государства и права. Курс лекций … С. 570.

[3] Энциклопедия мысли. Книга вторая.  СПб.: Кристалл, 1997.  С.20.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности Башкирова О.А., преподаватель права ГБОУ СПО (ССУЗ) МТК Добрынина А.П., студентка гр. 240 ГБОУ СПО (ССУЗ) МТК

Слайд 2

Принципы Конституции РФ права человека и гражданина свобода человека и гражданина демократия плюрализм гласность развитие институтов гражданского общества

Слайд 3

Правосознание Совокупность представлений, взглядов, убеждений, оценок и чувств людей к праву и государственно-правовым явлениям

Слайд 4

Правовое воспитание Человек воспитывается окружающей средой, включающей юридическую практику, поведение людей, правовую деятельность государственных органов. Повышение правовой культуры человека, общества в целом .

Слайд 5

Цель правового воспитания развитие правосознания человека и правовой культуры

Слайд 6

Задачи правового воспитания формирование прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности; повышение авторитета закона; развитие у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение; создание атмосферы неотвратимости ответственности

Слайд 7

Структура правового воспитания Правовая грамотность Правовое мышление Нравственно-правовые чувства

Слайд 8

Формы правового воспитания пропаганда средствами массовой информации

Слайд 9

Формы правового воспитания издание юридической литературы

Слайд 10

Формы правового воспитания устная правовая пропаганда

Слайд 11

Формы правового воспитания правовое образование граждан

Слайд 12

Формы правового воспитания профессиональное правовое образование

Слайд 13

Методы правового воспитания Правовое просвещение Правовая пропаганда

Слайд 14

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти мимо радостей и горестей отдельного человека В.А. Сухомлинский

Слайд 15

Ступени правового воспитания Семья Образовательные учреждения Трудовая деятельность

Слайд 16

Правовая деятельность студента студенческое самоуправление; участие в общественных, патриотических и спортивных мероприятиях

Слайд 17

Студенческое самоуправление это принцип автономного управления малыми сообществами; это форма организации жизнедеятельности студенческого коллектива, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей

Слайд 18

Цель студенческого самоуправления Создание условий для полного раскрытия студенческого потенциала, формирования у студентов активной гражданской позиции и корпоративной культуры

Слайд 19

Задачи студенческого самоуправления Отбор студентов, обладающих лидерскими качествами. Содействие совершенствованию учебного процесса, организации научно-исследовательской работы студентов Профилактика асоциальных явлений в студенческой среде Непосредственное участие студентов в реализации государственной молодежной политики в области права

Слайд 20

Административно-игровой принцип студенты в игровой форме реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами колледжа и группы

Слайд 21

Нормативные акты Конституция РФ ФЗ «Об образовании в РФ» Конвенция о правах ребенка Устав колледжа Положение о студенческом самоуправлении Основные мероприятия колледжа на учебный год

Слайд 22

Студенческое самоуправление Совет студентов Президент Заместитель президента Комитеты

Слайд 23

Комитеты студенческого самоуправления комитет по образованию комитет по культуре комитет по науке комитет по патриотическому воспитанию комитет по спорту комитет по праву комитет по здравоохранению комитет по информации и рекламе комитет по безопасности

Слайд 24

Формы студенческого самоуправления Организационно-деятельностные игры «День дублера», «День выборов», «Федерация», «Патриот и гражданин», «Зеленый мир» и др. Акции и проекты Встречи с представителями власти, территориальной избирательной комиссии, ветеранами, юристами Мероприятия колледжа

Слайд 25

Методы студенческого самоуправления Метод ответственного поручительства Метод личного примера Метод убеждения Метод общественного мнения Метод поощрения Игры, соревнования Т радиции

Слайд 26

Средства студенческого самоуправления Газета «Новое время» Информационный бюллетень Стенгазета Листовки Анкеты

Слайд 27

Критерий эффективности студенческого самоуправления повышение уровня активности каждого студента в различных сферах деятельности

Слайд 28

Вывод В студенческом самоуправлении студент – активный субъект общественной жизни колледжа. Студенческое самоуправление способствует развитию творческой инициативы студентов, их ответственности и гражданской позиции, самостоятельности и социальной активности.

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности

Статья посвящена проблеме правового воспитания студентов. В статье даны определение понятия, цели, задачи правового воспитания, предложены формы, методы и средства правового воспитания подростков....

Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания

Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...

Гражданское воспитание личности в теории и практике А.С. Макаренко

Особую актуальность сегодня приобретает проблема гражданского воспитания. Сейчас эта проблема стоит особенно остро, поскольку в обществе ощущается «дефицит нравственности». ...

ОУД.07."ОБЖ". ТЗ№10. Тема. Гражданская оборона-составная часть обороноспособности страны

Гражданская оборона как разработанная система мероприятий, выражающихся в защите населения, культурных и материальных ценностей от возникающих в результате военных манипуляций или чрез...