Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности
статья на тему

Башкирова Ольга Александровна

Статья посвящена проблеме правового воспитания студентов. В статье даны определение понятия, цели, задачи правового воспитания, предложены формы, методы и средства правового воспитания подростков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanie_studentov.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности

Принципы, положенные в основу Конституции Российской Федерации 1993 года, строятся на общечеловеческих ценностях. Особое место среди них занимают свобода, права человека, демократия, «развитие институтов гражданского общества, плюрализм и гласность»[1]. Стратегия и тактика любой правовой политики вырабатывается соответствующим типом правосознания. В правовом обществе человек должен быть свободным в выборе правового поведения.

Правосознание неразрывно связано с правовым воспитанием личности. Люди не рождаются гражданами, а становятся. В широком смысле правовое воспитание понимается как правовая социализация: человек воспитывается окружающей средой, включающей юридическую практику, поведение людей, правовую деятельность государственных органов. В узком смысле правовое воспитание нацелено на повышение правовой культуры человека, общества в целом.

Основная цель правового воспитания – развитие правосознания человека и правовой культуры. Задачи правового воспитания заключаются в

  • достижении прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности;
  • повышении авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;
  • создании у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы неотвратимости ответственности.

Система правового воспитания состоит из следующих структурных элементов:

  1. Правовая грамотность: знакомство с правовыми основами государства, видами и нормами права, регулирующими отношения людей на основе права. Но знание элементарных юридических прав не всегда становится стимулом правильного поведения. Подростки нередко сознательно идут на правонарушения (особенно это касается 12-13-тилетних ребят, считающих, что им ничего не будет за преступления, т.к. не достигли возраста юридической ответственности). Поэтому правовая грамотность становится действенной силой только тогда, когда правовая грамотность взаимодействует с сознанием гражданским и  нравственным.
  2. Нравственно-правовые чувства: глубокое уважение к закону как проявлению воли народа. Нравственно-правовые чувства неразрывно связаны с чувством патриотизма, с гражданской совестью.
  3. Правовое мышление: умение оценивать поступки и поведение людей с точки зрения норм права.

Правовая грамотность, нравственно-правовые чувства и правовое мышление во взаимодействии способны развивать в ребенке потребность в правопослушном поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм.

Юридической литературе определены следующие формы  правового воспитания:

  1. пропаганда права средствами массовой информации (журналы, радио, телевидение);
  2. издание  юридической  литературы;
  3. устная правовая пропаганда (организация лекции, консультации по вопросам, волнующим население, научно-практические конференции);
  4.  правовое образование граждан (изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах);
  5. профессиональное правовое образование.

Основными принципами правового воспитания являются связь с жизнью, связь c юридической практикой, ориентирование на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться.

К методам правовоспитательной работы – это «приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка»[2] – относятся правовое просвещение, правовая пропаганда.

В современный период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию, особенно по месту жительства граждан, в значительной степени ослабло. Некоторые формы исчезли или проявляются в недолжной степени. Между тем роль закона и юриспруденции в целом в стране значительно увеличилась. Поэтому для повышения уровня правовой культуры общества особое внимание следует отнести к правовому воспитанию и обучению населения.

Воспитание правосознания начинается с семьи, с усвоения ее нравственных ценностей и норм, со школы и колледжа. Но следует учитывать, что официальное, нередко формальное, правовое воспитание в колледже вступает в конфликт с обыденным сознанием молодежи. Обыденное отношение студентов к личной и общественной жизни формируется в семье, в неформальном общении. Подростки, получая в образовательных учреждениях гражданско-правовые знания, дома сталкиваются с равнодушным отношением к событиям в стране и мире, к выборам, к реформам. Сухомлинский В.А. однажды заметил: «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти мимо радостей и горестей отдельного человека»[3]. Следует помнить, что в наблюдениях над жизнью, размышлениях о личных и общественных событиях, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются гражданские чувства молодых членов общества.

Правовое воспитание ребенка проявляется в направленности его поступков, в нравственной активности, трудовой, общественной и творческой деятельности.

Исходя из вышеизложенного, цель правового воспитания заключается в формировании гражданина правового государства. Правовое воспитание начинается с семьи, продолжается в дошкольных, средних и высших учебных заведениях. Начиная еще со школьной скамьи, ребенок постепенно овладевает элементарной юридической грамотностью, осознает права, обязанности и правовую ответственность. Через весь учебный процесс дети получают общие представления о государстве, его символах, геральдике, Конституции. В дальнейшем, в старших классах или на 1 курсе колледжа, учащиеся изучают право, обществоведение, этику и психологию семейной жизни. Познание правовых отношений доступно обучающемуся в таких видах деятельности, как самоуправление, участие в политических кампаниях, труде и физкультурных соревнованиях. Правовое воспитание призвано стимулировать социальную активность обучающихся, стремление вести непримиримую борьбу с асоциальными проявлениями и правонарушениями.


[1] Мартышин О.В. Идеология и формирование новой политической и правовой культуры в РФ // Государство и право. 2010.  №9. С. 6.

[2] Теория государства и права. Курс лекций … С. 570.

[3] Энциклопедия мысли. Книга вторая.  СПб.: Кристалл, 1997.  С.20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности

Статья посвящена проблеме правового воспитания студентов. В статье даны определение понятия, цели, задачи правового воспитания, предложены формы, методы и средства правового воспитания подростков....

Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания

Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...

Гражданское воспитание личности в теории и практике А.С. Макаренко

Особую актуальность сегодня приобретает проблема гражданского воспитания. Сейчас эта проблема стоит особенно остро, поскольку в обществе ощущается «дефицит нравственности». ...

ОУД.07."ОБЖ". ТЗ№10. Тема. Гражданская оборона-составная часть обороноспособности страны

Гражданская оборона как разработанная система мероприятий, выражающихся в защите населения, культурных и материальных ценностей от возникающих в результате военных манипуляций или чрез...