Построение индивидуальной траектории развития личности воспитанника ОУ.
статья по теме

Кислова Диана Алексеевна

Одним из приоритетных направлений обновления современного образования является индивидуальная траектория образования и развития личности обучающегося, воспитанника (выдержка из ФГОС).

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Построение индивидуальной траектории развития личности воспитанника ОУ.

В качестве эпиграфа я взяла слова К.Д. Ушинского:

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях».

Одним из приоритетных направлений обновления современного образования является индивидуальная траектория образования и развития личности обучающегося, воспитанника (выдержка из ФГОС).

Ценность индивидуальной траектории развития состоит в том, что она позволяет каждому, на основе реализуемой самооценки, мотивации, формировать и развивать ценностные ориентации, творческую индивидуальность.

Основная цель личностно ориентированного подхода - создание условий, благоприятных для полного раскрытия и развития индивидуальности с учетом социальных требований и общественных запросов.

Успешность достижения поставленной цели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности педагога.

  • Какие современные образовательные технологии дают возможность учителю создавать условия для построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося?

К таким технологиям относится прежде всего технология проблемного обучения.

Личностно ориентированный подход на уроках математики.

Технологию проблемного обучения на основе составления опорных конспектов можно разделить на два этапа.

1 этап – 5 – 9 классы (под руководством учителя);

2 этап – 10 – 11классы (самостоятельно).

Опорный конспект представляет собой прием  «сворачивания информации».

Ученикам предлагается план:

  1. Выбрать ключевые слова по теме.
  2. Привести ключевые слова в логическую последовательность.
  3. Проанализировать текст устно с опорой на логическую схему.

Итог – опорный конспект. А построение монологической речи обучающегося по опорному конспекту – это уже прием «развертывания информации».

Реализовать индивидуальный  образовательный маршрут обучающегося можно используя технологическую карту. На уроке ставятся следующие цели:

  1. Обучающая: Линии 1 – 2(по ФГОС).
  2. Развивающая: Линия 3 (по ФГОС).
  3. Воспитательная: Линия 4 (по ФГОС).

Данную технологическую карту можно использовать на всех уроках. Она дает возможность учителю организовать деятельность учащихся на достижение поставленных целей.

Интересен прием, способствующий развитию индивидуальных способностей обучающихся, когда учитель предлагает разноуровневые задания.

Учитель делит обучающихся на 2 группы:

В 1-ую группу входят ученики, которые обладают развитым образным и пространственным мышлением.

Во 2-ую группа – ученики, у которых еще недостаточно развито пространственное и образное мышление.

Вывод: на уроке такого типа решается комплекс методических задач: деятельностный подход, развитие умения работать в команде - коммуникативные навыки, развитие творческих способностей, развитие речи – при защите полученного результата мини-проекта.

Учителю необходимо включить в конструирование собственного образования как можно больше учеников, так как именно благодаря этому полнее открывается их индивидуальная творческая самореализация.

Для реализации индивидуального маршрута обучающихся на уроках математики я использую четыре вида траекторий:

1-ая - для учащихся с опережающими темпами развития (это моя опора).

2-ая - для учащихся с ослабленным здоровьем;

3-ья - для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении;

4-ая - для одаренных учащихся.

Условная дифференциация учащихся на эти группы нужна лишь для того, чтобы выбрать оптимальные формы и методы взаимодействия в ходе учебной деятельности.

Условием достижения целей и задач индивидуальной траектории образования является сохранение индивидуальных особенностей учеников, развитие их уникальности и неповторимости. Для этого применяю следующие технологии:

а) разноуровневое обучение -  индивидуальные задания (карточки различной степени сложности:

уровень А (базовый),

уровень Б (средний уровень сложности),

уровень В (повышенный уровень сложности),

уровень С (олимпиадный).

б) командное обучение - организация парной и групповой работы (взаимопроверка тестов, математических диктантов, групповое решение проблемной задачи).

в) создание ситуации успеха - формулирую детям задания, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым учеником.

Например: «Измерьте длину и ширину своей комнаты. Начертите в тетради план этой комнаты в масштабе 1:100», «Моя математика», «Что я понимаю под словом пропорциональность?» и т.п.

г) создание ситуации выбора - предлагаю ученикам выбрать тему творческой работы.

д) игровая технология проведения устного счета «Кто быстрее и без ошибок?» (считаем устно, записываем на планшетах ответ).

е) урок – лекция с применением компьютерных презентаций.

Технологии применения личностно ориентированного подхода  на уроках математики формируют потребность умственного труда. Точно определил цель, стоящую перед учителем, русский историк В.О. Ключевский: "Преподаватель обращается не к изучаемому предмету с целью познать его, а к воспринимающему мышлению с целью передать ему готовое познание, и передать не механически, как перекладываются вещи с места на место, а как свеча зажигается от другой, со всеми последствиями горения - светом и теплом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы творческой группы «Индивидуальная траектория обучения студентов колледжа»

В связи с интеграцией России в единое европейское образовательное пространство усиливается процесс модернизации российской системы образования. Чтобы удовлетворить запрос общества осуществляется перех...

Статья: «Индивидуальная траектория обучения студентов в рамках преподавания дисциплины «технология профессиональной деятельности»»

Профессиональная подготовка студентов помогает успешно адаптироваться к меняющимся условиям труда и дальнейшему профессиональному совершенствованию. Одним из важнейших условий формирования профе...

Система работы учителя по формированию индивидуальной траектории развития учащихся с высоким уровнем исследовательской культуры

Практика организации исследовательской деятельности с учащимися разного возраста по направлению социально-гуманитарные науки...

«Индивидуальная траектория развития детей и подростков»

Презентация на тему:«Индивидуальная траектория развития детей и подростков»...

Индивидуальная траектория профессионального развития

Индивидуальная траектория профессионального развития...

Доклад на тему "Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образования"

Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образ...