Система работы учителя по формированию индивидуальной траектории развития учащихся с высоким уровнем исследовательской культуры
консультация на тему

Рыбакова Ирина Николаевна

Практика организации исследовательской деятельности с учащимися разного возраста по направлению социально-гуманитарные науки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_organizatsii.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Практика организации исследовательской деятельности с учащимися разного возраста по направлению социально-гуманитарные науки

Научное общество лицеистов «Искатель» лицей №2 существует уже 20 лет, и активно и успешно осуществляет научно-исследовательскую деятельность, преимущественно по направлению социально-гуманитарные науки.

Цель НОЛ: создание условий для развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков, учащихся лицея

1.Выявление одаренных детей и подростков.

2. Ознакомление с методами и приемами доступной для учащихся научно-исследовательской и опытнической работы.

3. Разработка индивидуальных траекторий развития исследовательских навыков учащихся

4.Воспитание потребностей к расширению знаний.

5. Развитие самостоятельности мышления, познавательных интересов творческого потенциала учащихся.

Очень кратко ознакомлю вас с практикой реализации данных задач на следующих структурных уровнях Совет научных руководителей (10 педагогов, осуществляющих систематическую иссл.д. с учащимися. Занимаются проработкой вопросов построения индивидуального маршрута исследовательской деятельности, спец.курса Введение в НИД), ученический совет (молодой исследователь-юный исследователь). Наша цель – организация единого пространства реализации научно-исследовательского потенциала.

Итак. Второй год все пятиклассники проходят спецкурс «Введение в НИД»       Главная цель НИД – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. Разработана программа, включающая теоретический и практический блоки. Теоретический – это понятие о цели, задачах, актуальности, методах исследования и т.д. о всех элементах ИД, практическая включает в себя прохождение всех этапов научного исследования от выбора темы, до защиты своего исследования на школьной конференции, но и изучение себя, своих особенностей через работу с психологическими методиками (определение типа восприятия, темперамента, особенностей творческого мышления и т.д.), данная работа необходима и для детей, которые начинают лучше понимать себя и те сильные стороны на которые могут опереться не только в исследовании, но и в процессе обучения, а так же и для педагога, который понимает с каким типом личности и особенным миром ему работать.

Таким образом, дети изучают себя, но и учатся работать с методиками, самостоятельно просчитывать по ключам, учатся создавать анкеты различных видов, в том числе и с использованием сервиса гугл-формы, учатся обрабатывать полученные данные и представлять результат в виде графиков и таблиц, это и построение на бумаге и работа в программе.

Особая работа ведется по выбору темы исследования. Никогда ребенку не даются темы и не отвергаются. Работа с ребенком состоит из индивидуальной беседы, в которой ему задаются два основных вопроса что? И почему? (что ты хочешь изучать? Почему, а что именно в рамках данной темы, почему и т.д.

 Маленькое отступление в прошлом году пятиклассница пришла ко мне с темой, хочу писать про пизанскую башню….понимая, что тема не имеет изначальных перспектив, я сказала да, изучай…анкету составили, крутили со всех сторон и получили тему «концепт падение» на примере падающих башен мира. Тема была представлена на городской конференции.

Второй ученик, из старшей группы, пришел с темой, хочу доказать, что вера не нужна….я находилась в некотором замешательстве, но мой вопрос что такое вера и почему ты так думаешь заставил его задуматься, в результате еще нескольких часов беседы мы выяснили. Что для него изначально он говорил о религии, и она ему не нужна, а вера – это ориентир будущего, это сложный психологический феномен и без него никак, на выставке представлена данная работа в секции психология.

При этом вопрос что и почему я задаю до тех пор, пока и ребенок и я четко не поймем, чем мы будем заниматься. Здесь важно не навязывать ребенку тему и не отвергать, если вы в ней ничего изначально не видите, данная вами тема никогда не зажжет глаза ребенка на защите так, как предложенная им (даже, если она грамотно изменена до неузнаваемости научным руководителем).

Второй момент, в стершей школе Исследовательской деятельность организована в форме кружка. Здесь учащиеся обращаются за конкретными ответами, т.к. уже активно ведут эту деятельность с руководителем, но имеют определенные вопросы, в основном по защите своих работ. В рамках психологических тренингов организуется данная работа, где дети учатся приемам эффективной коммуникации, учатся определять в данном случае членов жюри по типу их восприятия и использовать знания для более эффективной подачи материала. На мой взгляд это очень важный момент работы, от умения представить результаты зависит успешность и признание в данной области. Практика участия в Шаге и других конференциях показывает, что не всегда самые сильные работы побеждают. В данном случае ребят нужно учить и максимально представить работу и уметь принять решение жюри. Это очень важно для самооценки и дальнейшей исследовательской деятельности.

Так же важно организовать работу разновозрастных микрогрупп. Мы привлекаем старших к кураторской помощи младшим коллегам по направлению. Ребята, имеющие опыт выступлений, могут многое рассказать, дать практические советы. Конечно, такой деятельностью нужно грамотно управлять, а также, наблюдая за работой старших с младшими вы можете оценить свою работу со стороны))), т.к. методы работы дети будут копировать с вас. Такая работа полезна всем, младшие видят перспективы в старших и охотнее взаимодействуют с учащимися, чем с учителем, старшие получают опыт наставничества и получают возможность проявить навыки, учителя-увидеть себя и вовремя скорректировать свою и детскую работу. (можно пример). Это бывает очень полезно)))

Таким образом, как бы не была организована исследовательская деятельность в рамках учреждения, я бы посоветовала:

1 идти от детей и вместе с ними

2 опираться на понимание особенностей ребенка и их же самим ребенком

3 обучая, помогать обучаться и обучать, развивая, помогать развиваться и развивать, и, исследуя, помогать исследовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение индивидуальной траектории развития личности воспитанника ОУ.

Одним из приоритетных направлений обновления современного образования является индивидуальная траектория образования и развития личности обучающегося, воспитанника (выдержка из ФГОС)....

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

«Индивидуальная траектория развития детей и подростков»

Презентация на тему:«Индивидуальная траектория развития детей и подростков»...