Открытый урок русского языка "Подлежащее и сказуемое"
план-конспект урока на тему

Снеткова Надежда Геннадьевна

Открытый урок для учащихся 3 класса.  Этот материал  может помочь учителям начальных классов в проведении урока по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russskogo_yazyka_v_3kl.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Подлежащее и сказуемое
Цель урока: Формирование умения различать главные члены предложения и выделять на письме.
Задачи урока:
1.Расширить знания учащихся о подлежащем и сказуемом
2.  Совершенствовать речевую деятельность учащихся
3. Прививать внимание и уважение к русскому языку
4. Воспитывать взаимопомощь и взаимоуважение через организацию работы в парах и группах
5. Формировать познавательные мотивы учения
6. Развивать логическое мышление детей через операции анализа, синтеза, классификации
7. Развивать навыки самоконтроля и самоанализа.

1.Орг. момент
На доске эпиграф урока:
«Что такое счастье?
Молодым умом
Постигать науки
На пути земном»
- Вот и сегодня мы постигаем науки, новые секреты нашего родного языка.
Автор этих строчек видит в этом счастье.
А вы в конце урока поделитесь своими мыслями, чувствами. Принесёт ли вам работа удовлетворение.
 

2.Минутка чистописания (Плакат с прописными буквами)

1.Запишите букву из слова пенал, которая обозначает: согласный, парый глухой и парный мягкий(П)

2. Запишите безударную гласную, проверяемую ударением из слова весна.(е)

3. Запишите букву из слова лопата, которая обозначает: согласный, непарый звонкий и непарный твердый.(Л)

4.Найдите в слове животное букву,которая обозначает всегда твердый звук.(Ж)

5.Из слова народ запишите букву из первого слога, которая обозначает согласный звук.(Н)

6.Запишите из слова  ель букву, которая обозначает два звука. (Е)

Что можно сделать с этими буквами?(Составить слоги, разделить на группы:

Е; П,Л,Ж,Н;   Е;П;Л,Н,Ж;  Е;П,Ж;Л,Н)

Вывод: Каллиграфические упражнения настроили вас писать красиво и аккуратно.

3.Словарная работа

Давайте с вами вспомним словарные слова, отгадав кроссворд.
Я вам буду загадывать загадки, а вы, отгадав, запишите словарное слово.
1. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(ответ: береза)
2. Сколько ни ходи,
до конца не дойти
(ответ: дорога)
3. По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я? …
(Ответ: Кровать)
4. Я увидел свой портрет,
Отошел – портрета нет.
Ответ: Зеркало
5. В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят.
Ответ: Помидор
-Самопроверка (Проверьте написание словарных слов)

Чтобы получить ключевое слово вернемся к первой строке минутки чистописания и попробуйте взять буквы и вставить их в кроссворд, чтобы получилось слово.
5. Сообщение темы урока.
 
- Какое ключевое слово у нас получилось? (предложение) А что вы научились выделять в предложении?( грамматическую основу)

А что входит в основу предложения?
Какова тема нашего урока? (Подлежащее и сказуемое.)
6. Постановка учебной задачи

- Работа сегодня пройдёт в группах. Повторим правила работы в группе.

Вы не раз уже убеждались в том, что если вы соблюдаете правила дружной работы, вместе вы выполняете работу гораздо быстрее и качественнее. Прислушивайтесь к мнению других, отстаивайте своё.

Какую задачу нам предстоит сегодня решить? Расшифруйте запись:

ЧСЯТСЯО

ГСЯЛСЯАСЯВСЯНСЯЕСЯЕ?

ЧТО ГЛАВНЕЕ?
- Сегодня мы решаем проблему:
Что главнее: подлежащее или сказуемое?

7.Работа над новым материалом

Задания для первой группы (на карточке):

Обобщить сведения о подлежащем, ответив на следующие вопросы:

Что такое подлежащее?

Какой частью речи обычно выражено подлежащее?

Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Сделать вывод о том, всегда ли присутствуют оба главных члена в предложении.

Понятна ли мысль в предложении, когда отсутствует один из главных членов?

Что главнее: подлежащее или сказуемое?


Весна. Яркое солнце осветило верхушки деревьев. Тишина. Покой и красота.
2 группа:
Обобщить сведения о сказуемом:

Что такое сказуемое?

Какой частью речи обычно выражено сказуемое?

Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Сделать вывод о том, всегда ли присутствуют оба главных члена в предложении.

Понятна ли мысль в предложении, когда отсутствует один из главных членов?

Что главнее: подлежащее или сказуемое?

 Утих порывистый ветер. Прекратился дождь. К вечеру похолодало. С реки повеяло влагой. На улице быстро смеркалось.

3 группа:
Исследуйте текст.

Выделите грамматическую основу предложений. Выясните, какой из главных членов предложения притягивает к себе больше второстепенных членов

Что главнее: подлежащее или сказуемое?

Лес открывает людям свои тайны. На опушке леса весело растет липа.

Липа дарит пчёлам сладкий сок.

4группа:

Найти основу в предложении:
В высоком небе тихо плывут белые облака.
Вставить сказуемое в изменённое предложение (время глагола сохранить):
В высоком небе тихо   … белое облако.
 Стаи птиц пролетают над городом.
Стая птиц … над городом.
понаблюдать за поведением подлежащего и сказуемого в предложении, выяснить, кто кем командует
Что главнее: подлежащее или сказуемое?

Проверка с/р в группах, обобщение работы 

1 группа:

Подлежащее – главный член предложения, обозначает о ком или о чём говорится в предложении, обычно подлежащее выражено именем существительным.
В тексте нам встретились предложения, основа которых состоит только из подлежащего.
Но мысль предложения понятна. Мы пришли к выводу, что подлежащее главнее сказуемого.

2группа:

Сказуемое – главный член предложения, обозначает, что в предложении говорится о подлежащем.
Есть предложения, в которых нет подлежащего, но и в таких предложениях всё понятно.
Мы считаем , что сказуемое главнее подлежащего.

3группа:
Сказуемое притягивает больше других членов предложения. Наша группа считает,  сказуемое главнее.

4группа:
В предложениях подлежащее и сказуемое как бы командуют друг другом.
Мы считаем, они оба главные.
- Решили ли мы с вами ту задачу, которую обозначили? 
- Итак, главные члены предложения составляют его основу. Они оба главные, оба играют важную роль в предложении.

8.Физкультминутка

Чтобы глазки твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно
Ну, а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

9.Закрепление нового материала

Разноуровневые задания по русскому языку
1 уровень. 

Пришла дружная  весна. Светит  яркое солнышко. На лесных озерах треснул лед. На березах надулись маленькие почки.

-Найдите в каждом предложении грамматическую основу и подчеркните.
2 уровень

- Запишите предложения.

Пригревает весеннее солнце. По дорожке бежит говорливый ручеёк. У старого пня опустели зимние квартиры. Ожил под тёплым солнышком муравейник.

-Найдите в каждом предложении грамматическую основу и подчеркните. Определите, какой частью речи является подлежащее и сказуемое.
3 уровень 
- Из данных слов составьте предложения.

 На, молодая,  появилась, лесных, полянках, травка.

Над, запели, соловьи, ручьями, голосистые.

В, леса, тиши, ландыш, проснулся.

Он, запах, нежный, издаёт.

Над подлежащим указать род, а над сказуемым время.

Проверка: Ученик зачитывает, а остальные проверяет, каждый сою работу.

Так, что главнее подлежащее или сказуемое?

- Итак, главные члены предложения составляют его основу. Они оба главные, оба играют важную роль в предложении.

10.Игра «Поймай основу»

- Я вам буду читать предложения, а вы записываете только основу предложения. К доске пойдет…..

    Стоял солнечный денек. Таня гуляла в парке. Гости прилетели сразу. Птицы клевали корм. Потом они долго сидели на ветках и щебетали.

- Какую последнюю основу выписали?

- Чем она необычна?

Так, что главнее подлежащее или сказуемое?

- Итак, главные члены предложения составляют его основу. Они оба главные, оба играют важную роль в предложении.

11.Тест (работа в парах)

1. Найди неправильное утверждение.

1) Подлежащее - главный член предложения.

 2) Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу.

3) Подлежащее может быть выражено только именем существительным.

2. Найди правильное утверждение.

1). Главнее подлежащее.

2) Главнее сказуемое.

3)Подлежащее и сказуемое- оба главные.
3. Подчеркни слово, которое является подлежащим в предложении.
Весной Толя посадил дерево под окном.
4. Подчеркни слово, которое является сказуемым в предложении.
Серый воробей намок до последнего пёрышка.

12.Рефлексия

Обратимся к эпиграфу нашего урока.
Если учебная работа принесла вам удовлетворение, поблагодарите друг друга добрыми улыбками.

-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

-1уч. Я знаю, что такое  подлежащее и сказуемое

-2 уч. Я умею находить подлежащее и сказуемое

в предложении.

-3 уч. Я знаю, что подлежащее и сказуемое - оба главные и оба играют важную роль в предложении 

Самоконтроль и самооценка

-Вы довольны уроком? Выскажите мнение о  своей работе на уроке. - 1уч. Я сегодня неожиданно для себя на уроке сделал открытие. Я знаю, что подлежащее и сказуемое оба главные.

- 2 уч. Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я умею находить сказуемое и подлежащее и  узнал, что они  оба главные.

-3 уч. Я непременно расскажу маме об уроке и о том, как у меня все получалось.

13.Домашнее задание. 

1. Выполнить упражнение  408  на стр.148 учебника.

2.Написать мини-сочинение О  ВЕСНЕ 5-6 пр.  Выделить грамматическую основу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок русского языка по теме «Лексика. Омонимы и синонимы»

Урок ио теме "Омонимы и синонимы" ЦЕЛИ:  Обучающая: повторить и систематизировать знания обучающихся по теме «Лексика»; учить различать прямое и  переносное значение слов, многозначные слова...

Конспект открытого урока по теме "Виды сказуемых"

Данная разработка предназначена для студентов 2 курсов студентов СПО...

Урок русского языка по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" с использованием здоровьесберегающих технологий

Данный урок проможет  учащихся  научиться правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым, В разработке урока использованы разнообразные пословицы о здоровье, что поможет обучающимся не ...

открытый урок русского языка "полные и неполные " предложения 8 класс

Тема. Полные и неполные предложения. Цель: ознакомить учащихся с полными и неполными предложениями...

урок "Главные члены предложения . Сказуемое."

Намр – җилин сәәхн кем. Халун номһрна, батхн, бөкүн баһрна. Урһа модд улан, шар хамтхасар кеернә. Намрин түрүн сарла сурһулин шин җил эклнә. Намрт селәнә улсин көдлмш икднә: урһцан хурана...

Открытый урок преподавателя Смирнова Ю.П., художественного руководителя и дирижера оркестра русских народных инструментов "Югорская фантазия", на тему: "Знакомство с инструментами русского народного оркестра"

Ознокомление с инструментальным составом народного оркестра, с задачами групп инструментов, солистов...На примере пьес из репертуара оркестра "Югорская фантазия" показаны музыкально-выразите...