открытый урок русского языка по теме «Лексика. Омонимы и синонимы»
план-конспект урока на тему

Урок ио теме "Омонимы и синонимы" ЦЕЛИ:

  Обучающая: повторить и систематизировать знания обучающихся по теме «Лексика»; учить различать прямое и  переносное значение слов, многозначные слова и омонимы, синонимы;  продолжить знакомство с правописанием профессиональных терминов;

    Развивающая: развивать умение сравнивать, развивать монологическую речь обучающихся;

    Воспитывающая: воспитывать речевую культуру, развивать коммуникативные навыки общения, формировать интерес к выбранной профессии.

     Методическая: показать профессиональную направленность  в     преподавании русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка29.86 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока

Предмет: русский язык

Дата проведения: 02.02.09

Группа: ДСМ.08

Профессия: машинист дорожных и строительных машин

Тема программы: «Лексика и фразеология» 

Тема урока: «Лексика. Омонимы и синонимы»

Цели урока

  Обучающая: повторить и систематизировать знания обучающихся по теме «Лексика»; учить различать прямое и  переносное значение слов, многозначные слова и омонимы, синонимы;  продолжить знакомство с правописанием профессиональных терминов;

    Развивающая: развивать умение сравнивать, развивать монологическую речь обучающихся;

    Воспитывающая: воспитывать речевую культуру, развивать коммуникативные навыки общения, формировать интерес к выбранной профессии.

     Методическая: показать профессиональную направленность  в     преподавании русского языка

      Тип урока: повторение и обобщение знаний

         

       Форма проведения: фронтальная, индивидуальная

       Методы урока: аудиовизуальный, частично-поисковый, практический

       КМО: выставка словарей (толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь иностранных слов, словарь фразеологических выражений), Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений, индивидуальные  карточки-задания, тесты, раздаточный материал «Справочник орфограмм», плакат «Система охлаждения двигателя».

         

                 МПС: литература «Анализ лирического произведения»; 

 устройство,   эксплуатация машин и технология работ «Общее                                             устройство и рабочий процесс двигателя внутреннего сгорания», «Система охлаждения двигателя».

Ход урока

Содержание деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

КМО

Время

1

2.

3

Вводная часть

1.1.Организационный момент

1.2. Сообщение темы, цели

 -На прошлом уроке мы с вами вспомнили разделы русского языка. Назовите их. Один из разделов мы сегодня будем  повторять, и сейчас вы догадаетесь, о каком разделе пойдет речь на уроке. На доске записаны словосочетания: Двиг.тель внутрен?его сг.рания, к.рбраторный двиг.тель, вод.н?ой насос, к.ленчатый вал, корпус шарик.подши.ника, охл.ждающие жидк.сти. - - Что общего в значении этих слов? (профессиональные термины)

 – А какой раздел русского языка изучает значение слов? (Лексика) Сегодня на уроке мы повторим основные понятия, которые вы изучали в школе по этому разделу

На доске:

Лексика Многозначные слова

Прямое и переносное значение слов

Омонимы

Синонимы

 -А еще мы сегодня понаблюдаем, зачем, с какой целью употребляются в речи синонимы, омонимы, слова с переносным значением; продолжим работу над правописанием профессиональных терминов.

Я предлагаю работать на уроке  в 2-х командах (1 и 2 ряд), а в конце урока подведем итоги, какая команда работала лучше.

Основная часть

2.1.Где можно посмотреть лексическое значение слова? Богатая и разнообразная лексика русского языка собрана в словарях

 - Какие вы знаете словари? («Толковый словарь живого великорусского языка» В.Даля (200 000слов), толковый словарь Ожегова С.Ю, Д.Н.Ушакова, фразеологический словарь (под редакцией Молоткова), словарь синонимов русского языка (Александровой), словарь антонимов (Львов).

Многие слова в русском языке могут иметь не одно, а несколько лексических  значений.  

  - Как называются такие слова? (многозначные) Приведите примеры таких слов (устно).

Работа со словарем

(стр.76)

-Приведите примеры  многозначных слов. А какие слова имеют только одно значение?

2.2.

Задание:  Подберите такие слова, чтобы стало ясным значение слов. Например, перо (стальное)- перо (птицы).

ковш (алюминиевый ) – ковш (экскаватора); палец ( ) – палец ( );  гусеница ( )– гусеница ( ); клапан( )- клапан( ); цилиндр ( ) – цилиндр ( ); золотая ( ) – золотая ( )

 - Чем отличается подчеркнутое слово? (переносное значение)  - Где, с какой целью употребляются слова в переносном значении? (художественный стиль речи, стихи, для создания образных выразительных средств языка)

2.3.Задание: упр. 32  (стих. С.Есенина) Выписать по 3 словосочетания с переносным значением слов.

-А кто помнит, как называются такие выразительные средства языка? (эпитеты, метафоры, олицетворения)

2.4. -Что такое омонимы?

 -Чем они отличаются от многозначных слов? Найдите ответ в учебнике на стр.24

Задание: из словосочетаний выбрать 1 команде – омонимы; 2 команде – многозначные слова.

 Затопить корабль – затопить печь, вид на море – вид глагола, серебряный браслет – серебряный иней, железнодорожный мост – воздушный мост, выпускной клапан – сердечный клапан, тушить капусту – тушить свет.

 2.5. - Какое понятие мы еще не затронули сегодня? (синонимы) Что же это такое? Приведите примеры. Выборочный диктант. Выпишите  синонимы  из стихотворений

Заключительная часть

3.1.Самостоятельная работа

1 задание - Тест (1 и 2 вариант)

Установите соответствие:

1)слова, имеющие несколько близких по смыслу лексических значений

2) слова, различные по звучанию и  написанию, но близкие по смыслу

3)  слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом  лексические значения

а) синонимы

б) омонимы

в) многозначные слова

   

2 задание

На «3»

Перепишите, подбирая к каждому подчеркнутому слову синоним

Образец выполнения: отворить (открыть) дверь

Интересный рассказ, вежливый молодой человек, получить известие, просить о помощи, вмиг все сделать, восторгаться чем-либо, возвращаться впотьмах.

На «4»  

Запишите омонимы, составьте с ними словосочетания так, чтобы уточнить их значение.

Мир, свет, лук, брак, стопа, шашка, нота, кулак, мешать, топить, разбить, суровый, образование.

На «5»

Спишите предложения. Над подчеркнутыми словами подпишите, чем они являются: омонимами или многозначными словами.

1)Система охл.ждения состоит из водяной рубашки, блока и головок ц.линдра, водяного р.диатора со шторкой, водяного насоса, вентилятора, термостата, термометра, подводящих и отводящих трубопроводов, спускных кранов.

2)Воздушный клап.н смонтирован в тарелке парового клап.на.

3.2. Подведение итогов урока.

 -Итак, что мы повторили сегодня на уроке?

 - С какой целью употребляются в речи синонимы, многозначные слова, омонимы? (они придают нашей речи точность, образность, ясность)

3.3. Оценка деятельности команд и обучающихся

3.4. Дом.задание :

Составить  словарь (10-15 слов или словосочетаний  из профессиональной лексики (машинист дорожных и строительных машин)

3.5.Формула вежливости. 3.6.Рефлексия.

Приветствует, проверяет готовность к уроку

Организует фронтальную беседу

Дает задание, поясняет, организует самопроверку

Дает инд.карточки-задания по работе над ошибками в диктанте (2 обучающихся)

Беседует

Дает краткий обзор выставки словарей

Объясняет задание,

организует проверку

Организует работу с учебником

Читает отрывки из стихотворений

Раздает карточки-задания

Оказывает помощь в выполнении задания

Подводит итоги урока, оценивает работу команд, отдельных учащихся

Дает дом. задание, объясняет

Желает успехов

Слушают, готовятся

Слушают, отвечают на вопросы

Проверяют по образцу, ставят оценки

Записывают тему урока, основные понятия

Слушают, отвечают

Слушают

Устно приводят примеры

устно

 составляют словосочетания

Читают стих-е

Выписывают

1 учащийся работает на доске

Отвечают на вопросы

Работают с учебником

Выписывают, аргументируют свой выбор

Выписывают  синонимы

Грусть-тоска;

бураны – вьюги-метели; канитель-шум-толкотня; бульвар-сквер; свойский-близкий

Выбирают задание по уровню сложности

Выполняют самостоятель-

ную работу

Слушают, отвечают

Слушают, записывают

Уходя, каждый  обучающийся  оценивает урок (рисует значок – или + красным или черным цветом)

Разда-

точный матери-ал «Спра-вочник орфог

рамм»

Норма оце-

нок:

 «5» - без ошибок

 «4» -

1,2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

Пла-

кат « Сис-

тема охла-ждения двига-

теля»

Выс-

тавка слова-рей

Крат-кий толко-вый сло-

варь рус-

ского язы-

ка под ред. В.В.

Роза-новой

Толко-

вый

сло-

варь Ожего-ва

Учебник «Рус.

язык.

10-11кл. Власенков А.И.

(стр. 24)

Тесты

Карточки-зада-

ния

Лист бумаги для оценки урока

2 мин

7 мин

5 мин

4 мин

5 мин

5 мин

7 мин

3 мин

2 мин

Приложение 1

Самостоятельная работа

1 задание - Тест        

           

                                                                         Вариант 1

Установи соответствие

1) слова, имеющие несколько близких по смыслу, лексических значений

2) слова, различные по звучанию и  написанию, но близкие по смыслу

3)  слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом  лексические значения

а) синонимы

б) омонимы

в) многозначные слова

Самостоятельная работа

1 задание - Тест        

           

                                                                         Вариант 2

Установи соответствие

1) слова, различные по звучанию и  написанию, но близкие по смыслу

2) слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом  лексические значения

3) слова, имеющие несколько близких по смыслу, лексических значений

а) многозначные слова

б) омонимы

в) синонимы

Приложение 2

Выпишите синонимы из стихотворений

Князь Гвидон ей отвечает:

 «Грусть-тоска меня съедает –

Диво б дивное хотел

 Перенесть я в мой удел»

                                              (А.С.Пушкин)

«Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много шуму, толкотни, 

Как надоели мне они! –

Так проворчал мороз угрюмый…

                                               (О.Бергольц)

Как ни старайся отличить,

Бульвар и сквер – одна натура.

И может только скверной быть

Бульварная литература.

                                            (Я.Козловский)

К черту я снимаю свой костюм английский.

Что же дайте косу, я вам покажу –

Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,

 Памятью деревни я ль не дорожу?

                                                          (С.Есенин)

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

                                                          (С.Есенин)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по русскому языку по теме: «Лексика и фразеология».

Тест по русскому языку (1 курс)Лексика и фразеология.1. Найдите четвёртое «лишнее»:а) язык без костейб) ужасный языкв) язык подвешенг) язык развязать2. В каком предложении Нет фразеологического оборот...

Открытый урок русского языка "Подлежащее и сказуемое"

Открытый урок для учащихся 3 класса.  Этот материал  может помочь учителям начальных классов в проведении урока по данной теме....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА «Русский язык и культура речи», ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Тема: «Официально-деловой с

      Изучение курса «Русский язык и культура речи» необходимо на первом году обучения в медицинском колледже, потому что, во-первых, на данном этапе происходит изучение различны...

Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе

Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...

План-конспект урока по русскому языку на тему "Лексика и фразеология"

Урок по русскому языку по теме "Лексика и фразеология" разработан для обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер". Материал содержит методическую разработку плана-конспекта...

открытый урок русского языка "полные и неполные " предложения 8 класс

Тема. Полные и неполные предложения. Цель: ознакомить учащихся с полными и неполными предложениями...

Урок русского языка в 10 классе по теме "Синонимы"

На уроке учащиеся повторяют  материал по орфоэпии,лексике, работают с электронной формой учебника (ЭФУ). Учащиеся дают самооценку выполненной работы...