Программа "Сольное пение"
рабочая программа на тему

Барыленко Лариса Викторовна

              Обучение в классе «Сольного пения»  осуществляется  на основе единства вокального, общемузыкального и художественного развития учащихся, повышения их культурного уровня.

Цель данного курса:

·        создание условий  для проявления  индивидуально-творческих способностей детей, выявление талантливых детей и развития их творческой самореализации

 Задачи:

·        воспитание художественного вкуса, расширение музыкального кругозора

·        развитие вокальных данных

·        развитие интереса к творческому самовыражению.

             На обучение принимаются дети и подростки в возрасте 8 – 15 лет, как с вокальной подготовкой, так и без певческой практики, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к данному виду творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_solnoe_penie.docx43.79 КБ
Файл metodicheskoe_obespechenie_solnoe_penie.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Сольное   пение.

              Обучение в классе «Сольного пения»  осуществляется  на основе единства вокального, общемузыкального и художественного развития учащихся, повышения их культурного уровня.

Цель данного курса:

  • создание условий  для проявления  индивидуально-творческих способностей детей, выявление талантливых детей и развития их творческой самореализации

   Задачи:

  • воспитание художественного вкуса, расширение музыкального кругозора
  • развитие вокальных данных
  • развитие интереса к творческому самовыражению.

             На обучение принимаются дети и подростки в возрасте 8 – 15 лет, как с вокальной подготовкой, так и без певческой практики, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к данному виду творческой деятельности. При ознакомлении с данными учащегося, необходимо установить наличие певческого голоса, музыкально-вокального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, уровень общего развития, отсутствие речевых дефектов.

             Обучение ведется по 7-летнему курсу. Для успешно оканчивающих курс  предусматривается дополнительное обучение. Возможно введение обучения в подготовительном  классе, а также повторение программы в каком-либо из классов.

             Занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью 45мин.

             Для мальчиков в возрасте до 12 лет, имеющих вокальные и музыкальные данные, целесообразно предусмотреть совмещение занятий пением с обучением на музыкальном инструменте, учитывая особенности предстоящего периода мутации голоса.

             В результате этого процесса у учащихся воспитывается осознанное, творческое отношение к музыке и вокальному искусству, обеспечивается приобретение  устойчивых вокальных навыков в сочетании с  элементами исполнительского мастерства, происходит освоение разнообразного жанрового репертуара. В процессе обучения у учащихся вырабатывается умение выбирать и использовать средства музыкальной выразительности, понимать и доносить до слушателей содержание исполняемых произведений,  прививается навык публичных выступлений.

          В основе учебно-педагогической работы лежит система воспитания   детского и подросткового певческого голоса и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся.

          Обучение по специальности  осуществляется в тесном сочетании с занятиями по общему курсу фортепиано, пением в хоре и ансамбле, занятиями хореографией и участием в музыкально-театральных постановках

          Большое внимание следует уделять развитию навыков углубленной самостоятельной работы с нотным и литературными текстами произведений, постоянному совершенствованию исполнительских навыков, подготовке концертных выступлений.

         Имея ввиду, что урок пения, в известной степени, процесс рутинный, имеющий в основе  комплекс традиционных и обязательных педагогических приемов, следует порой отступать от них, изменять привычную практику, идя навстречу  индивидуальности учащегося.

         Это обстоятельство ведет к поиску индивидуальных приемов и методов для воспитания внимания, памяти, музыкального и вокального слуха, ритмического чувства и большого количества различных ощущений: эмоциональных, мышечных, акустических и интонационных. По пути к воспитанию этих качеств и навыков (а это все, как известно, сложные процессы)  целесообразно идти  не столько от жесткого тренинга, сколько от игры и  формирования  стойкого интереса к предмету и, что очень важно, к самому процессу урока, как основе основ.

          Другой важнейшей учебно-педагогической задачей является воспитание музыкально-образного мышления, так как усвоение многих элементов вокальной техники  напрямую связано  с музыкально-образным строем тех произведений, над которыми идет работа, включая вокализы и вокальные упражнения (распевки).

           Упражнения для распевания должны быть доступны логическому пониманию учащегося, легко восприниматься на слух  и усложняться постепенно. Пение вокализов, начиная с простейших, следует вводить, когда учащийся овладеет элементами звуковедения и культуры звука,  примерно со 2-3-го  года обучения.  В качестве вокализов  поначалу можно использовать мелодии детских песен.

            В целом в учебно-воспитательной работе возможно предусмотреть условно 4 основных этапа:

  • подробное ознакомление с учащимся, установление контакта с ним; психологическое и  физическое освобождение  учащегося; усвоение учащимся необходимых установочных, теоретических сведений и терминов;
  • приобретение понятия певческой установки и начальных практических навыков;
  • закрепление полученных певческих навыков, развитие данных, приобретение начальных исполнительских навыков;
  • дальнейшее развитие данных, совершенствование вокальной и исполнительской техники.

         Продвигаясь от простого к более сложному, необходимо стремиться к тому, чтобы исполнение музыкальных произведений являлось следствием, творческим результатом, отображением музыкального мышления учащихся, их эмоционального отношения к музыке и содержанию этих произведений. Чем младше ученик, чем меньше деталировка учебных и исполнительских задач, и наоборот.

            Программные  требования по годам обучения

                                                     

                                            1 год обучения

В результате первого года обучения  учащиеся должны уметь:

  • правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием
  • правильно формировать гласные в сочетании с согласными
  • петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе
  • использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации, не форсировать звук, стремиться к естественной вокализации

В течение учебного года необходимо проработать с учащимися:

  • 2-3 несложные народные песни
  • 2-3 простых произведения или современные песни. К «несложным произведениям» следует отнести простые, как по степени технической трудности, так и по своей художественной сущности, вокальные произведения.

                                            2 год обучения

На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее начальных вокально-технических навыков, включаются в работу элементы исполнительства.  В результате второго года обучения учащийся должен:

  • использовать правильную певческую установку
  • работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры
  • выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные
  • работать над чистотой интонации и выразительностью звука
  • в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки
  • осваивая прием плавного и гибкого звуковедения, постепенно подготовиться к исполнению вокализа.

В течение учебного года необходимо проработать:

  • мажорные и минорные трезвучия, вокальные упражнения в пределах квинты
  • 2-3 народные песни
  • 3-4 несложных произведения

                                              3  год обучения

На третьем году обучения должна продолжаться работа по закреплению полученных за предыдущие 2 года вокально-технических и исполнительских навыков, а также по:

  • развитию и укреплению певческого дыхания и чистой интонации
  • выравниванию звучания по всему диапазону, выявлению звонкости  для легких голосов
  • развитию четкой дикции, выразительностью слова
  • развитие вокального слуха.

  Кроме того, учащийся должен:

  • иметь элементарное представление  о строении голосового аппарата и гигиене голоса
  • чувствовать движение мелодии и кульминацию  в исполняемых произведениях
  • стремиться выполнить простейшие  исполнительские задачи

  В этот период возможно начать работу над выявлением  индивидуального    

  тембра  , в основном, в среднем регистре голоса.

  В течение года учащийся обязан проработать:

  • упражнения, включающие  мажорные и минорные трезвучия и гаммы
  • 1-2 вокализа
  • 2-3 народные песни
  • 3-4 разноплановых  произведения небольшого  диапазона в удобной тесситуре
  • возможно участие в ансамбле

                                             4 год обучения

  Основная работа состоит в развитии и укреплении певческого дыхания,  

  интонации, четкой артикуляции, осмысленном выполнении

  исполнительских задач, поставленных педагогом.

  Начитается также работа над подвижностью голоса в упражнениях, над

  выработкой динамических оттенков в удобной тесситуре. Следует

  обратиться к выработке  ощущения пространственной перспективы во

  время пения.

  Учащийся  должен иметь элементарные представления о работе

  резонаторов, выработать ощущении округленности, близости звука, его

  высокой вокальной позиции.

  В течение года учащийся должен проработать:

  • 2 вокализа (кантиленного и ускоренного характера)
  • 1-2 народные песни
  • 1-2 несложных романса
  • 3-4 разноплановых произведения
  • 1-2 ансамбля (по возможности)

                                                      

                                                       

                                                       5 год  обучения

На пятом году обучения педагог должен получить возможность самым подробным образом  проанализировать состояние данных учащегося, их развитие и, учитывая вступление в переходный возрастной период, более точно определить индивидуальные задачи.

При благоприятном  состоянии голоса у учащегося с хорошими данными и продвижением, возможно,  некоторое расширение диапазона звучания, без форсировки и напряжения. Следует также закрепить ощущение высокой  певческой позиции, близости и опоры звука, особенно при пении широких интервалов.

В течении года учащийся должен проработать:

  • упражнения на вокальную технику в пределах октавы
  • 1-2 вокализа с элементами техники
  • 1-2 народные песни
  • 1 несложную арию или романс
  • 4-5 разноплановых произведений
  • 1-2 ансамбля

                                                6 год обучения

В течение учебного  года  следует обратить внимание на устранение имеющихся недостатков в организации     процесса певческого дыхания и органичного звуковедения.

Кроме того следует продолжить работу  по выравниванию  звучания по всему диапазону, развитию подвижности голоса, над исполнительскими задачами, включая музыкальное и смысловое интонирование, эмоциональность исполнения произведений, а также над развитием навыков публичных выступлений.

В течение года учащийся должен проработать:

  • мажорные и минорные гаммы,    трезвучия, малые арпеджио в медленном темпе, упражнения на легато и стаккато, интервалы и скачки в пределах октавы
  • 2-3 вокализа (кантиленный и подвижный, с элементами техники)
  • 1-2 народные песни
  • 1-2 романса
  • 1-2 несложных арии
  • 4-5 разноплановых произведений (возможно включить современную музыку)
  • 1-2 ансамбля

                                               7 год обучения

Продолжается работа по освоению и углублению вокально-технических навыков, элементов исполнительской техники.  Обязательное участие в концертах.

Учащийся должен уметь:

  • владеть выразительным  певческим звуком, проявлять элементы артистичности при выступлении
  • разбираться в качестве своего звука, уметь анализировать исполнение репертуара
  • самостоятельно распеваться, разбирать и прорабатывать вокальные произведения

Учащийся в течение года должен проработать:

  • несколько вокализов
  • народную песню
  • 1-2 арии (канцонетты)
  • 2-3 романса
  • 3-4 разноплановых произведения
  • пение в ансамбле по возможности и по желанию

                 

                                   Учебно-педагогические задачи

                                   по курсу вокального ансамбля

На 3-7 годах обучения   учащиеся могут проходить курс вокального ансамбля, который ставит своей задачей:

  • знакомство с различными произведениями  вокальной ансамблевой литературы, способствующее расширению музыкальных знаний и кругозора учащихся, воспитание интереса к ансамблевому пению
  • воспитание у учащихся чувство ансамбля, навыков и культуры ансамблевого пения
  • углубленное развитие музыкального слуха
  • поддержание традиций одной из распространенных форм коллективного музицирования.

                           

                     Некоторые особенности воспитания детского голоса. 

 

Методы вокального воспитания школьников опираются лишь частично   на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, и прежде всего, возрастную.  Педагог встречается с еще не сложившимся аппаратом и психикой, а интенсивно растущим  и развивающимся организмом молодого человека, с его изменяющимися возможностями.

1. У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика,  индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность и то внимание, с которым нужно подходить к работе   по постепенному расширению диапазона звучания. Голосовой аппарат в этом возрасте  может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию  соответствует легкое серебристое, преимущественно головное, звучание. Работу по организации звука целесообразно строить на игровой основе.

Если произведение написано в удобной тесситуре, детский голос звучит естественно, петь тогда легко и приятно. Неразвитый диапазон  голоса заставляет нередко прибегать к транспонированию вокальных произведений  в более низкие тональности.

2.  Голоса детей 11-13 лет  становятся более сильными, несколько расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной   период справедливо считают временем расцвета детского голоса.  Основные вокальные навыки должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления.

3.   Необходимо учитывать периоды ростовых сдвигов у детей и подростков.

Это 6-8  и 13-15 лет, когда часто могут проявляться состояния дефицита активного внимания, другие проявления нестабильности.

4.   Следующий период  развития детского голоса – мутация.

Учащиеся этого периода, в возрасте 13-16 лет, требуют особо бережного отношения. Например, в части дозировки пения, так как их голосовой аппарат особенно чувствителен к перегрузке, он претерпевает существенные изменения. Основной характер голоса, как правило, не меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. В редких случаях на короткое время может наступить потеря голоса.

В конечной фазе мутации у девочек  появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость. Тем не менее с голосом надо работать осторожно, поскольку взрослое звучание еще не сформировалось, аппарат продолжает  развиваться, а потому возросшие вокальные возможности нельзя переоценивать.

Следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой атаки, как постоянного  приема звукообразования. Наиболее целесообразным с точки зрения охраны голоса, будет свободное, эмоциональное , не вялое, но в меру активное пение, без форсировки звука.

5.    Известна и проблема голоса мальчиков. В возрасте 8-11 лет  многие из них с увлечением могут заниматься пением. Но в 12-14 лет у мальчиков  начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз. Занятий в этот период, кроме особых случаев, можно не прекращать. Однако ограничения и особая осторожность совершенно необходимы. Щадящая методика включает специальные упражнения, распевки и репертуар, особое внимание   к состоянию голоса     и психологическому состоянию самого учащегося, связанному с новыми для него непривычными ощущениями.

Начинать впервые заниматься пением в мутационный период нецелесообразно.

С 15-17 лет происходит стабилизация юношеского голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата, постепенно формируется  тембр будущего взрослого голоса.

6.     На первых уроках  необходимо внимательно  и подробно изучить природные данные, строение и особенности вокального аппарата учащегося, недостатки и дефекты пения (сип, гнусавость, крикливость,  заглубленность звука, вялость, тремоляция, перегрузка дыхания, зажим челюсти, скованность и др.).

     

                          Примерный репертуар по годам обучения.

                                                 1 год обучения

Русские нар. песни «Вставала ранешенько», «Коровушка», «Не летай соловей» «Я на камушке сижу»

латышская нар. песня «Где ты был так долго?»

Белорусская нар. песня «Перепелка»

Чешская нар. песня «Петушок»

Болгарская нар. песня «Рак-бездельник»

Немецкие нар. песни «Соловей и лягушки»,  «Хохлатка», «Гусята»

Аренский А. «Детская песня»

Брамс И.  «Петрушка»

Бах И.С. «За рекою старый дом»

Калинников В.  «Киска»,  «Звездочки», «Солнышко»

Красев  М. «Ландыш», «Зимняя песенка»

Левина З. «Неваляшки», «Подсолнух», «Фонарик», «Что нам осень принесет», «Настали дни чудесные»

Лядов А.  «Зайчик»

Ковнер И. «Ёлка»

Тиличеева Е. «Яблонька», «Пришла весна»,  «Да, здравствует  музыка!»

Завалишина М. «Часы»

Спадавеккиа А. «Добрый жук»

Герчик В. «Про кузнечика»

Островский А. «Наша ёлка»,  «Кролик»

Феркельман  М. «Колыбельная»

Паулс Р. «Колыбельная»

Хромушин О. « Песенка девочки», «Солнечная горка» «Красивый бант»

Гершфельд Р. «Ёжик»

Парцхаладзе М. «От носика до хвостика»

                                                    2 год обучения

Русские нар. песни  «Уж как пал туман», «В чистом поле тропина»

Белорусские нар. песни « Дудочка-дуда», «Сел комарик на дубочек»

Грузинские нар. песни «Светлячок», «Песня сердца»

Датская нар. песня «Зимний карнавал»

Финские нар. песни «Маленькая прачка», «Веселый парикмахер», «В лес как то раз пошел паренек»

Бельгийская нар. песня  «Есть под Брюсселем особняк» «Карлуша»

Словацкая нар. песня «Спи, моя милая»

Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни», «Ходит ветер, воет в поле»

Алябьев А. «Зимняя дорога»

Кюи Ц. детские песни «Лето», «Осень», «Зернышко», «Ласточка»

Римский– Корсаков Н. «Белка»

Титов Н. «Ветка»

Гречанинов А. «В лесу» , «Теленочек», «Вербочки»

Калинников В. «Мишка»

Яковлев М. «Зимний вечер»

Варламов  А. «Горные вершины»

Ребиков В. «Поздняя весна»

Моцарт А. «Колыбельная»

Бетховен Л. «Сурок», «Малиновка»

Григ  Э. «Детская песенка»

Брамс И. «Соловей», «Божья коровка»

Дунаевский   И. «Колыбельная»

Левина З. «  Матрешки», «Наш соловей», «»Ручеек», «Колыбельная»

Пахмутова А. «Добрая сказка»

Космачев И. « Мне очень нужен друг»

Чичков Ю. «Песня шелковой кисточки», «Самая счастливая»

Спадавеккиа  А. «Песня Золушки»

Баневич С. «Мир»

Силинь  Э. «Овощи»

Островский  А. «Тик-так»

                                               3 год обучения

Русские нар. песни «В низенькой светелке», «По небу, по синему»

Латышская нар. песня «Ярче розы я девченка»

Грузинская нар. песня «Родина наша»

Далматинская нар. песня « Ядран лазурный»

Финская нар. песня «Финский лес»

Немецкая нар. песня «Вестница весны»

Датская нар. песня «Жаворонок»

Английская нар. песня «Старый король»

Американская нар. песня «Домик над рекой»

Глинка М. «Жаворонок», «Что красотка молодая»

Гурилев А.  «Домик-крошечка»,»Вьется ласточка сизокрылая», «Улетела пташечка», «Сарафанчик»

Верстовский А. «Два ворона»

Даргомыжский А. «Лезгинская песня»

Булахов П. «Колокольчики мои»

Кюи Ц. детские песни «Майский день», «Зима»

Чайковский П. «Весна», «Осень», «Детская песенка»

Моцарт А. «Тоска по весне», «Детские игры», «Жил был на свете мальчик»

Векерлен  Ж. «Менуэт Экзоде»

Шуберт Ф. «Дикая роза, «Колыбельная»

Шуман  Р. «Песочный человечек», «Мотылек», «Небывалая страна»,  «Совенок»

Брамс И. «Колыбельная», «Спящая царевна», «Неополитанская колыбельная» обр.Мельо

Александров А. «Веселые чижи»

Кабалевский Д. «Мельник, мальчик и осел»

Дунаевский И. «Спой нам, ветер», «Скворцы прилетели»

Пахмутова А. «Беловежская пуща»

Гаврилин А. «Мама»

Левина З. «Тик-так», «Посмотри-ка, мама!», «Куколка»

Хромушин О. «Что такое лужа?», «Искры костра»

Струве Г. «Музыка»

Леви Н. «В Пушкинском парке»

                                                   4 год обучения

Русские нар. песни «Я на камушке сижу», «Меж крутых бережков»

Латышская нар. песня «Куда летишь, ястреб?»

Эстонская нар. песня «Синичку ветер убаюкал»

Финская нар. песня «Веселый пастушок»

Шведская нар.  песня «К ручью пошла девчонка»

Немецкая нар. песня «Тки, дочка»

Глинка М, «Не пой, красавица, при мне», «Венецианская ночь»

Даргомыжский А, «Юноша и дева», «Шестнадцать лет», «Старина»

Алябьев А. «И я выйду на крылечко», «Увы, зачем она блистает?»

Гурилев А. «Матушка-голубушка», «Внутренняя музыка», «Бедная девушка ты»

Булахов И. «Тройка»

Дюбюк.А.»Птичка», «Не брани меня, родная»

Варламов А, «На заре ты её не буди», «Звездочка ясная», «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий», «Ты не пой, соловей», «Вдоль по улице метелица метет»

Кюи. Ц. «Царскосельская статуя»

Чайковский П. «Мой садик»

Бах И.С. «Нам день приносит свет зари», «Жизнь хороша!»

Векерлен Ж. «Приди поскорее весна»

Шопен Ф. «Желание»

Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка?»

Моцарт А. «Приход весны», «Довольство жизнью»

Шуберт  Ф. «Швейцарская песня», «В путь», «Шарманщик»

Мендельсон Ф. « На крыльях песни»

Григ  Э. « Лесная песнь»

Дунаевский И. «Песенка про капитана»

Левина З. «Весна прискакала»,  «Веселая песенка»

Блантер М. «Колыбельная»

Брусиловский Е. «Две ласточки»

Гаврилин В. «Мама»

                                               5  год обучения

Русские нар. песни  «У зари-то, у зореньки», «Липа вековая», «Прощай, радость», «Сережа-пастушок»

Чешская нар. песня «Яничек»

Словацкая нар. песня  «Сокол»

Немецкая нар. песня «Трудно сказать»

Глинка М. « Ах ты, ночь ли, ноченька», «Моя арфа», «Милочка», «Если встречусь с тобой»

Даргомыжский  А. «Не судите, люди добрые», «Я Вас любил», «Я затеплю свечу»,

«Привет»

Алябьев  А. «Соловей»(без концертных вариаций)

Титов  Н. «Талисман», «Буря»

Гурилев А, «Вам не понять моей печали», «Грусть девушки», «Отгадай, моя родная», «Право, маменьке скажу»

Булахов  П. «Тук, тук, тук,…как сердце бьется»

Чайковский П. «Легенда», «Кукушка», «Зима»

Рубинштейн А. «Певец»

Гречанинов А. «Острою секирой»

Бах И. С. «Победа радость нам несет»,  «О, блаженство ликованья»

Перголези Дж. Канцонетта  «Три дня»

Моцарт В.А. «Маленькая пряха»,  Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»

Бетховен Л. Песня Клерхен, «Милее всех был Джемми», «Майская  песня»

Шуберт Ф, «Юноша у ручья», «Утренняя серенада», «К лютне»

Шуман Р. «Лотос»,  «Две цыганские песни»

Монюшко С. «Золотая рыбка», «Пряха»

Каччини Дж. «Аве, Мария»

Брамс И. «Кузнец»

Малер Г. «Пылкое воображение»

Дунаевский И. «Школьный вальс», «Что делать девчонке

Левитин И. «О чем шумит берёзонька?»

Агабабов С. «Лесной бал»

Пахмутова А. «Хорошо, когда снежинки падают»

Левина З. «В поле», «Родник»

                                                 6 год обучения

Русские нар. песни «Не корите меня, не браните», «Чернобровый, черноокий», «Помню я еще молодушкой была»

Французская нар. песня «Птички»

Испанская нар. песня «Четыре погонщика мулов»

Глинка М. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин», «Северная звезда», «Бедный певец», «Скажи, зачем явилась ты?», Песня Ильиничны из музыки к трагедии «Князь Холмский»

Даргомыжский А. Песня Ольги из оперы «Русалка», «Вертоград», «Не скажу никому»

Фомин Е. Песня Анюты из оперы «Мельник – колдун, обманщик и сват»
Римский-Корсаков Н. «Звонче жаворонка пенье», «Не ветер, вея с высоты», «Певец»

Варламов А. «Ты не пой, душа-девица», «Что мне жить  и тужить одинокой..»

Гурилев А. «Черный локон», «Слеза»

Булахов  П. «Девица-красавица»

Бах И.С. «Весенняя песня»

Гендель Г.Ф. Песня о Сусанне из оратории «Сусанна», ария Альмиры из оперы «Ринальдо»

Скарлатти А.  ария «Ах, нет сил сносить терзанья»

Перголези Дж. ария «Если любишь»

Моцарт  В. А. «Вы, птички, каждый год»

Шуберт  Ф. «Жалоба девушки», «Аве, Мария», «К музыке», «Блаженство», «Похвала слезам», «Форель»

Мендельсон Ф. «Зюлейка», «Баркарола»

Форе Г. «Мотылек и фиалка»

Шуман Р. «Приход весны»

Хренников Т. «Колыбельная»

Александров А. «Я по садику гуляла»

Липатов В. « Ласточка моя»

Будашкин Н. «Шуми, моя нива», «Девушка крапивушку жала»

                                                     7 год обучения

Русские нар. песни «Ванечка, приходи», « Белолица, круглолица», «Зачем тебя я, милый мой , узнала?»

Армянская нар. песня «Девушка»

Чешская нар. песня « Мне моя матушка говорила»

Глинка М.   Песни из цикла «Прощание с Петербургом», «Ах, когда б я прежде знала»,

«Адель»

Римский-Корсаков Н. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»

ГендельГ.Ф. ария «Dignarу»

Скарлатти А. «Фиалки»

Перголези Дж. Ария из «Stabat Mater»

Моцарт В.А. две арии Керубино из оперы «Свадьба Фигаро»

Гуно Ш. Баллада Маргариты о Фульском короле из оперы «Фауст»
Глюк  К. ария Орфея из оперы «Орфей»

Сен-Санс К. «Аве, Мария»
Россини Дж. «Альпийская пастушка»

Верди Дж. Песенка Оскара из оперы «Бал-маскарад»

Григ Э. Колыбельная Сольвейг  и песня Сольвейг из музыки к драме Г.Ибсена

«Пер Гюнт»

Моцарт В.А. ария Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро»

Оффенбах Ж. Письмо Периколы из оперетты «Перикола», куплеты Елены  из оперетты «Прекрасная Елена»

Дунаевский И. Песня Нины из оперетты «Золотая долина», две песни Тони   из оперетты «Белая акация»

Ковнер И. Песня – романс  Акулины из оперетты «Акулина»

Рахманинов С. «Островок»

Гречанинов А. «Подснежник»

Будашкин Н. «За дальнею околицей»

Долуханян А. «Ой ты, рожь!»

Левина З. «Красивые глазки»

Леви Н. «Бреду тропинкою лесной»

Хренников Т. «Песня Глаши  из кинофильма «Свинарка и пастух»

                                          Вокализы и упражнения.

Глинка М .  Упражнения для усовершенствования голоса.

Варламов  А. Школа пения. Избранные вокализы.

Конконе Дж. Избранные вокализы

Абт Ф. Школа пения.

Ваккаи Н. Школа пения

Зейдлер Г. Избранные вокализы

Шарф Г. Вокализы для средних голосов

Панофка Г. Избранные вокализы

                     

                                                         

                                   

   

 

                                                   Литература:

  • Апраксина О.А.     «Методика развития детского голоса»  

          М. Изд. МГПИ, 1983 г.  

  • Добровольская  Н.Н., Орлова Н.Д. «Что надо знать учителю о детском голосе» , М. Музыка,   1972 г.
  • Стулова  Г.П.  «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», М. «Прометей», 1992 г.
  • Сергеев    А. «Воспитание детского голоса» Пособие для учителей. Изд. Акад. пед. наук. 1950 г.
  • Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», С-Пб, «Лань», 1997 г.
  • Венгрус Л.А. «Начальное интенсивное хоровое пение», С-Пб, «Музыка», 2000 г.
  • Суязова Г.А. «Мир вокального искусства», Волгоград , «Учитель», 2007 г.
  • Сергеев Б. «Программа обучения по специальности Пение для детских муз. школ и гимназий искусств», С-Пб,»Союз художников», 2003 г.


Предварительный просмотр:

             Методическое обеспечение дополнительной образовательной  программы

                                                            «Сольное пение»

                                                                                   1 год обучения

№ п\п

                        Раздел

                         Тема

          Форма

          занятия

           Методы

    Дидактический

    материал и ТСО

        Форма

 подведения итогов

  1.

Певческая установка.

-практическая

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-словесный

-наглядный

-фортепиано

-индивидуальный контроль

  2.

Пение учебно-тренировочного материала.

Распевание

-практическая

-тренинг

-объяснительно-иллюстративные

-репродуктивный

-концентрический

-фонетический

-наглядный

-практиче宗墐Ҏй

-фортепиано

-плакаты  с

описанием упр.

ФМРГ;

-зеркало

-индивидуальный контроль

  3.

 Формирование певческого дыхания

-практическая

-тренинг

-объяснительно-иллюстративный

-концентрический

-репродуктивный

-наглядный

-практический

-фортепиано

-индивидуальный контроль

  4.

 Формирование вокально-фонационных навыков

-теоретическое

-практическое

-тренинг

-концентрический

-репродуктивный

-фонетический

-объяснительно-иллюстративный

-наглядный

-практический

-фортепиано

-зеркало

-учебники

-индивидуальный контроль и опрос

  5.

Формирование певческой артикуляции

-теоретическое

-практическое

-тренинг

-наглядный

-практический

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-мысленного пения

-фортепиано

-зеркало

-учебники

-индивидуальный контроль

  6.

Формирование звуковысотного интонирования

-практическое

-тренинг

-объяснительно-иллюстративный;

-репродуктивный;

-мысленного пения;

-концентрический;

-сравнительного анализа

-фортепиано

-индивидуальный

контроль

  7.

Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

-практическая

-теоретическая

-словесный

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-концентрический

-практический

-сравнит. анализа

-фортепиано

-учебники

-магнитофон

-CD

-контрольный урок

-академический концерт

                                                                                   

                                                                                            2 год обучения

п/п

                        Раздел

                         Тема

          Форма

          занятия

           Методы

    Дидактический

    материал и ТСО

        Форма

 подведения итогов

  1.

Певческая установка.

-практическая

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-словесный

-наглядный

-фортепиано

-индивидуальный контроль

  2.

Пение учебно-тренировочного материала.

Распевание

-практическая

-тренинг

-объяснительно-иллюстративные

-репродуктивный

-концентрический

-фонетический

-наглядный

-практический

-фортепиано

-плакаты  с

описанием упр.

ФМРГ;

-зеркало

-индивидуальный контроль

  3.

 Формирование певческого дыхания

-практическая

-тренинг

-объяснительно-иллюстративный

-концентрический

-репродуктивный

-наглядный

-практический

-фортепиано

-индивидуальный контроль

  4.

 Формирование вокально-фонационных навыков

-теоретическое

-практическое

-тренинг

-концентрический

-репродуктивный

-фонетический

-объяснительно-иллюстративный

-наглядный

-практический

-фортепиано

-зеркало

-учебники

-индивидуальный контроль и опрос

  5.

Формирование певческой артикуляции

-теоретическое

-практическое

-тренинг

-наглядный

-практический

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-мысленного пения

-фортепиано

-зеркало

-учебники

-индивидуальный контроль

  6.

Формирование звуковысотного интонирования

-практическое

-тренинг

-объяснительно-иллюстративный;

-репродуктивный;

-мысленного пения;

-концентрический;

-сравнительного анализа

-фортепиано

-индивидуальный

контроль

  7.

Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

-практическая

-теоретическая

-словесный

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-концентрический

-практический

-сравнит. анализа

-фортепиано

-учебники

-магнитофон

-CD

-контрольный урок

-академический концерт

                                                                                                        3 год обучения

п/п

                        Раздел

                         Тема

          Форма

          занятия

           Методы

    Дидактический

    материал и ТСО

        Форма

 подведения итогов

  1.

Пение учебно-тренировочного материала.

Распевание

-практическая

-тренинг

-объяснительно-иллюстративные

-репродуктивный

-концентрический

-фонетический

-наглядный

-практический

-фортепиано

-плакаты  с

описанием упр.

ФМРГ;

-зеркало

-индивидуальный контроль

  2.

 Формирование певческого дыхания

-практическая

-тренинг

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-наглядный

-практический

-фортепиано

-индивидуальный контроль

  3.

 Формирование вокально-фонационных навыков

-теоретическое

-практическое

-тренинг

-концентрический

-репродуктивный

-фонетический

-объяснительно-иллюстративный

-наглядный

-практический

-фортепиано

-зеркало

-учебники

-индивидуальный контроль и опрос

  4.

Формирование певческой артикуляции

-теоретическое

-практическое

-тренинг

-наглядный

-практический

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-мысленного пения

-фортепиано

-зеркало

-учебники

-индивидуальный контроль

  5.

Формирование звуковысотного интонирования

-практическое

-тренинг

-объяснительно-иллюстративный;

-репродуктивный;

-мысленного пения;

-концентрический;

-сравнительного анализа

-фортепиано

-индивидуальный

контроль

  6.

Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

-практическая

-теоретическая

-словесный

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-концентрический

-практический

-сравнит. анализа

-фортепиано

-учебники

-магнитофон

-CD

-контрольный урок

-академический концерт

-сольный концерт

                                                                                                                  4 год обучения

п/п

                        Раздел

                         Тема

          Форма

          занятия

           Методы

    Дидактический

    материал и ТСО

        Форма

 подведения итогов

  1.

Пение учебно-тренировочного материала.

Распевание

-практическая

-тренинг

-объяснительно-иллюстративные

-репродуктивный

-концентрический

-фонетический

-наглядный

-практический

-фортепиано

-плакаты  с

описанием упр.

ФМРГ;

-зеркало

-индивидуальный контроль

  2.

 Формирование певческого дыхания

-практическая

-тренинг

-объяснительно-иллюстративный

-концентрический

-репродуктивный

-наглядный

-практический

-фортепиано

-индивидуальный контроль

  3.

 Формирование вокально-фонационных навыков

-теоретическое

-практическое

-тренинг

-концентрический

-репродуктивный

-фонетический

-объяснительно-иллюстративный

-наглядный

-практически

-фортепиано

-зеркало

-учебники

-индивидуальный контроль и опрос

  4.

Формирование певческой артикуляции

-теоретическое

-практическое

-тренинг

-наглядный

-практический

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-мысленного пения

-фортепиано

-зеркало

-учебники

-индивидуальный контроль

  5.

Формирование звуковысотного интонирования

-практическое

-тренинг

-объяснительно-иллюстративный;

-репродуктивный;

-мысленного пения;

-концентрический;

-сравнительного анализа

-фортепиано

-индивидуальный

контроль

  6.

Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов
  • романсы
  • вокализы

-практическая

-теоретическая

-словесный

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-концентрический

-практический

-сравнит. анализа

-фортепиано

-учебники

-магнитофон

-CD

-контрольный урок

-академический концерт

-сольный концерт

-конкурсы

  7.

Участие в ансамбле

-практическое

-объяснительно-иллюстративный;

-репродуктивный;

-мысленного пения;

-концентрический;

-сравнительного

анализа

-фортепиано

-учебники

-магнитофон

-CD

-концерт

-конкурсы

-фестивали

                                                                                                                 

                                     

                                                                                                                 5 год обучения

п/п

                        Раздел

                         Тема

          Форма

          занятия

           Методы

    Дидактический

    материал и ТСО

        Форма

 подведения итогов

  1.

Пение учебно-тренировочного материала.

Распевание

-практическая

-тренинг

-объяснительно-иллюстративные

-репродуктивный

-концентрический

-фонетический

-наглядный

-практический

-фортепиано

-плакаты  с

описанием упр.

ФМРГ;

-зеркало

-индивидуальный контроль

  2.

 Формирование певческого дыхания

-практическая

-тренинг

-объяснительно-иллюстративный

-концентрический

-репродуктивный

-наглядный

-практический

-фортепиано

-индивидуальный контроль

  3.

 Формирование вокально-фонационных навыков

-теоретическое

-практическое

-тренинг

-концентрический

-репродуктивный

-фонетический

-объяснительно-иллюстративный

-наглядный

-практический

-фортепиано

-зеркало

-учебники

-индивидуальный контроль и опрос

  4.

Формирование звуковысотного интонирования

-теоретическое

-практическое

-тренинг

-наглядный

-практический

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-мысленного пения

-фортепиано

-зеркало

-учебники

-индивидуальный контроль

  5.

Средства художественной выразительности

-практическое

-словесный

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-концентрический

-практический

-сравнит. анализа

-фортепиано

-индивидуальный

контроль

  6.

Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов
  • романсы
  • вокализы

-практическая

-теоретическая

-репетиция

-концерт

-словесный

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-концентрический

-практический

-сравнит. анализа

-фортепиано

-учебники

-магнитофон

-CD

-контрольный урок

-академический концерт

-сольный концерт

-конкурсы

  7.

Участие в ансамбле

-практическое

-концерт

-репетиция

-объяснительно-иллюстративный;

-репродуктивный;

-мысленного пения;

-концентрический;

-сравнительного

анализа

-фортепиано

-учебники

-магнитофон

-CD

-концерт

-конкурсы

-фестивали

                                                                                       6 год обучения

п/п

                        Раздел

                         Тема

          Форма

          занятия

           Методы

    Дидактический

    материал и ТСО

        Форма

 подведения итогов

  1.

Пение учебно-тренировочного материала.

Распевание

-практическая

-тренинг

-концентрический

-фонетический

-наглядный

-практический

-фортепиано

-зеркало

-индивидуальный контроль

  2.

 Формирование певческого дыхания

-практическая

-тренинг

-концентрический

-репродуктивный

-наглядный

-практический

-фортепиано

-индивидуальный контроль

  3.

Средства художественной выразительности

-практическая

-репетиция

-концерт

-словесный

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-практический

-сравнит. анализа

-фортепиано

-учебники

-магнитофон

-CD

-индивидуальный

контроль

  6.

Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов
  • романсы
  • вокализы

-практическая

-теоретическая

-репетиция

-концерт

-словесный

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-концентрический

-практический

-сравнит. анализа

-фортепиано

-учебники

-магнитофон

-CD

-контрольный урок

-академический концерт

-сольный концерт

-конкурсы

  7.

Участие в ансамбле

-практическое

-концерт

 

-объяснительно-иллюстративный;

-репродуктивный;

-мысленного пения;

-концентрический;

-сравнительного

анализа

-фортепиано

-учебники

-магнитофон

-CD

-концерт

-конкурсы

-фестивали

                                                                                                     

                                                                                         7 год обучения

п/п

                        Раздел

                         Тема

          Форма

          занятия

           Методы

    Дидактический

    материал и ТСО

        Форма

 подведения итогов

  1.

Пение учебно-тренировочного материала.

Распевание

-практическая

-тренинг

-концентрический

-фонетический

-наглядный

-практический

-фортепиано

-индивидуальный контроль

  2.

 Формирование певческого дыхания

-практическая

-тренинг

-концентрический

-репродуктивный

-наглядный

-практический

-фортепиано

-индивидуальный контроль

  3.

Средства художественной выразительности

-практическая

-репетиция

-концерт

-словесный

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-концентрический

-практический

-сравнит. анализа

-мысленного пения

-фортепиано

-учебники

-магнитофон

-CD

-индивидуальный

контроль

  6.

Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов
  • романсы
  • вокализы
  • арии

-практическая

-теоретическая

-репетиция

-концерт

-словесный

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-концентрический

-практический

-сравнит. анализа

-мысленного пения

-фортепиано

-учебники

-магнитофон

-CD

-контрольный урок

-академический концерт

-сольный концерт

-конкурсы

  7.

Участие в ансамбле

-практическое

-концерт

 

-объяснительно-иллюстративный;

-репродуктивный;

-мысленного пения;

-концентрический;

-сравнительного

анализа

-фортепиано

-учебники

-магнитофон

-CD

-концерт

-конкурсы

-фестивали

                                                                                                                                     педагог      Барыленко Лариса Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода на занятиях эстрадного пения

Компетентностный подход является одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования.  Эстрадный вокал является активной формой исполнительской деятельности. По...

Реализация компетентностного подхода на занятиях эстрадного пения

Компетентностный подход является одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования.  Эстрадное  пение - это, в первую очередь, активная форма  испол...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа учебного предмета УП.02. ФОРТЕПИАНО

Данная программа учебного предмета Фортепиано разработана на основе федеральных государственных требоний к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального иск...

Академический вокал vs пение в речевой позиции

. А ведь пение для человека так же естественно, а, может быть, и более естественно, чем речь. Попробуем разобраться более подробно....

Сольное пение

сольное пение...

УМК "Сольное пение"

Учебно-Методический Комплекс...

Программа "Хоровое пение"

Хоровое пение - одно из главных средств воспитания детей. Являясь активной формой музыкального образования, хоровое пение само является предметом искусства.  Данная программа нацелена на приобщен...