По дисциплине:История педагогики , на тему:Развитие интереса к учению в трудах Н.И.Новикова.
статья на тему

Рослова Наталья Алексеевна

 

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

     При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает».Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000000958 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000000942

     На сегодняшний день существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще, происходит ухудшение успеваемости.

     Этим объясняется актуальность рассмотрения выбранной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Н.И.Новиков о мотиве учения22.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Введение                                                                                                                                                                                       Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

     При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».

     На сегодняшний день существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще, происходит ухудшение успеваемости.

     Этим объясняется актуальность рассмотрения выбранной темы.

     Учение целесообразно рассматривать как активную деятельность школьников по усвоению знаний, способов их самостоятельного приобретения. Управление учением есть формирование этой деятельности школьников.

     Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.

Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.

Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).

В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.

                             Н.И. Новиков о мотивации учения

      Очень интересно для своего времени решает Новиков вопрос о мотивации учения у детей и об организации самого процесса обучения в соответствии с возрастными особенностями учеников. При этом Новиков не просто выдвигает подобное требование, но и сообщает целый ряд полезных сведений относительно особенностей детской психологии.

      Линия связи интереса с нравственным воспитанием прослеживается и во взглядах Н.И.Новикова. Он отождествлял любопытство с потребностью в учении. Условием развития любопытства Н.И.Новиков считал знание воспитателя сил и способностей, которые дают наблюдения за занятиями ребёнка «по натуральному пробуждению», выражающему интерес, внимание к изучаемому.

Н.И. Новиков в работах доказывал, что чувственное удовольствие препятствует интересу к делам, требующим напряжения мысли. В то же время, опосредуемый чувством удовольствия, разум глубже проникает в познаваемое, упорядочивая представления.

       Н.И. Новиков впервые увидел в любопытстве одну из форм проявления интереса, возбуждения желания к учению. Однако, находясь на идеалистических позициях, исходя из своих воззрений на природу детей, он не мог на подлинно научной основе решить проблему интереса. Реализовать первые подступы к проблеме интереса в обучении было трудно. В училищах, организованных Н.И.Новиковым и в народных училищах, основанных Ф.И.Янковичем, преобладала зубрёжка, побои, и дети стремились убегать с уроков, пропускали занятия по нескольку месяцев.

       Н.И.Новиков первым обосновал интерес с точки зрения психологии и отождествлял любопытство с потребностью обогащения ума и сердца. Он считал важным развитие детских интересов, приобщающих к знаниям.

       Заключения Новикова, касающиеся психологических особенностей детского возраста, носят вполне обоснованный характер и несомненно были полезны в свое время. В условиях России XVIII века такого рода идеи звучали очень прогрессивно.

      Собственные мысли Новикова по вопросам психологии воспитания находят подкрепление и дополнение в статьях других авторов. При анализе их обращает на себя внимание сам подход издателя к материалу, отбираемому для публикации. Если при освещении вопросов общей психологии Новиков дает голос представителям разных направлений, не становясь открыто на сторону ни одного из них, то здесь он идет совершенно иным путем. При рассмотрении вопросов психологии воспитания он не допускает на страницы своих изданий ничего противоречащего его собственной точке зрения. Каждая статья развивает, дополняет или же просто подтверждает те мысли, которые содержатся в его собственных работах. Это, как нам кажется, является дополнительным подтверждением той мысли, что вопросы, нашедшие место в этой главе, лежат в центре психологических интересов Н. И. Новикова.

      Особо следует отметить инициативу Н.И. Новикова, проявленную им в деле психологического просвещения юношества. Приступив к изданию первого в России журнала для детей («Детское чтение для сердца и разума»), он включает в него довольно значительный материал по психологии.

       Вполне возможно, что сама идея публикации психологического материала, предназначенного для молодежи, была подсказана Новикову Я.А. Коменским, рекомендовавшим включить психологию в число наук, изучение которых необходимо детям. Однако в целом она вытекает из общей системы взглядов русского просветителя, касающихся психологии воспитания. Новиков был глубоко убежден в том, что процесс воспитания не может строиться на основе одного безоговорочного признания воспитанником авторитета своего наставника. Педагог должен побуждать и обучать учеников анализировать свои мысли, чувства, желания, поступки, а также поведение окружающих их людей. В этом Новиков существенно отличается как от Локка, положившего в основу своей системы воспитания беспрекословное подчинение воспитанника авторитету педагога, так и от Руссо, настаивавшего на полной изоляции ребенка от общества.

      Психологический материал, предназначенный для детей, содержится не только в журнале «Детское чтение», но и в некоторых его философских изданиях.

      Интересна попытка Новикова распространить пропаганду психологических знаний не только на взрослых, но и на подрастающее поколение. Подобная попытка была первой в России. До Новикова дети вообще не получали никаких знаний по психологии. Поэтому даже то немногое, что сумел сделать Новиков в этом отношении, составляет его несомненную заслугу.

      Прогрессивный характер идей Н.И. Новикова проявился также при рассмотрении им вопросов психологии воспитателя. В решении их он опирается на два основных положения:

1) воспитание — трудное дело, в котором легко что-нибудь упустить, а всякое упущение, если оно не будет замечено и исправлено своевременно, причиняет непоправимый вред;

2) успех воспитания во многом зависит от личности воспитателя.

      Вопрос о том, каким морально-психологическим требованиям должен удовлетворять воспитатель, был во времена Новикова новостью. Никто его по-серьезному не ставил, и в литературе того периода мы встречаем на этот счет только весьма общие рассуждения. При рассмотрении этого вопроса Новиков едва ли не по всем пунктам радикально расходится с Локком. В частности, если, по мнению последнего, нет необходимости в том, чтобы воспитатель «владел в совершенстве науками», то Новиков, наоборот, считает, что воспитатель должен обладать большим запасом знаний, особенно знанием самой «науки воспитания». Следует, однако, отметить, что на первом плане у Новикова стоят не знания, а общие духовные качества воспитателя, весь склад его личности.

      Процесс воспитания, как указывает Новиков, осуществляется не столько при помощи наставлений, сколько на основе живого примера воспитателя и доверия к нему со стороны учеников. Поэтому превыше всего писатель ставит нравственные особенности личности воспитателя, его «добронравие». Значение имеет не внешний лоск, не манеры «гофмейстера», на которых; в отличие от Новикова, так настаивал Локк. Главное в том, чтобы все поведение воспитателя могло служить образцом для детей. Не менее важно, чтобы наставник умел сгонять ребенка, найти контакт с ним и направить его развитие по должному пути.

      Одно из важнейших требований Новикова заключается в том, чтобы во всех своих педагогических мероприятиях воспитатель действовал сообразно возрастным особенностям детей и их индивидуальным особенностям. А отсюда напрашивается вывод о том, что каждый педагог должен владеть большим запасом психологических знаний. Новиков отмечает также, что воспитателю необходимо обладать особыми качествами воли, тактом, выдержкой, умением владеть собой.

      Важные и интересные мысли большого психологического значения высказывает Н. И. Новиков и по поводу «науки воспитания», знание которой так необходимо всем наставникам молодого поколения. Педагогом не родятся, а делаются в практике самой воспитательной работы — таков его главный тезис. Формируя личность ребенка, воспитатель одновременно формирует необходимые качества у самого себя. Это утверждение Новикова является своего рода ответом Руссо, по мнению которого, настоящим воспитателем может быть лишь «чудо», «редкий смертный», которого едва ли можно отыскать.

     Интересны также высказывания Новикова по вопросу о форме использования имеющихся педагогических сочинений, который он поднимает в связи с поисками путей приобретения учителем необходимых знаний. Высоко оценивая значение трудов знаменитых мыслителей всех времен, Новиков в то же время предупреждает читателей, что как ни велики преимущества методов, предлагаемых этими авторами, всякий учитель юношества должен обязательно подвергнуть их критическому анализу. Недопустимость механического переноса ранее установленных положений в современную обстановку Новиков объясняет прежде всего особенностями науки вообще и «науки воспитания» в частности. Ни один автор не может осветить все возникающие перед нами вопросы. Кроме того, те правила, которые были удачны в каком-нибудь конкретном обществе при определенном государственном строе, могут оказаться совершенно неприемлемыми в новой обстановке.

      Механическое использование ранее созданных систем невозможно также из-за особенностей объекта, с которым приходится иметь, дело воспитателю. Как в дальнейшем и К.Д. Ушинский, Новиков считает, что из-за большого разнообразия детей трудно установить какие-либо общие правила воспитания и обучения. «Наука воспитания» в лучшем случае может указать педагогу основные закономерности развития ребенка и наметить общие педагогические принципы. Пути же и способы реализации этих принципов должны определяться конкретной обстановкой. Вот эти то общие принципы и пытался наметить Новиков в своих сочинениях, дополняя их работами других авторов.

       Следует отметить разработку Новиковым основ детской и педагогической психологии. Отдельные попытки связать те или иные психологические понятия с вопросами обучения и воспитания встречались и у его предшественников, в частности у В.Н. Татищева. Однако, в отличие от них, у Новикова уже целая система соответствующих взглядов.

     Идя к психологии от запросов практической жизни, Новиков сумел выделить именно те проблемы психологии, которые привлекли к себе пристальное внимание передовых мыслителей не только XVIII, но и последующих столетий. При этом он не только выделил наиболее актуальные проблемы, но и наметил правильные пути их рассмотрения. Прогрессивно звучит одно из основных требований в системе Новикова — изучать психологию ребенка, знать его возрастные и индивидуальные особенности. Провозглашенный им принцип гармонического развития личности принадлежит к передовым традициям русской психологии. В соответствии с этим принципом он решает вековечную проблему соотношения разума и страстей. Важны и интересны мысли Новикова, касающиеся мотивов учения, личности воспитателя и других вопросов. Русское общество впервые столкнулось с этими идеями в таком, уже значительно развитом виде.

      В области решения основного вопроса об отношении психического к физическому Новиков как психолог менее интересен и более склонен к компромиссам. Поэтому мы не можем согласиться с предшествующими историками психологии, видевшими его заслуги главным образом в этом плане.

      Необходимо отметить также роль Новикова в истории психологии как пропагандиста психологических знаний в русском обществе. При этом должна быть упомянута его деятельность по изданию не только журналов, но и книг. Благодаря инициативе и энергии Новикова увидели свет ряд работ по философии, естествознанию и педагогике, где ставятся и решаются актуальные вопросы психологии.

     Новаторство русского просветителя проявилось в его стремлении сообщить психологические знания не только взрослым, но и детям.

     Деятельность Новикова в области развития психологии заслуживает тем более высокой оценки, что она осуществлялась в то время, когда психология только начинала выделяться из недр философии. Передовые мыслители делали первые шаги на пути к решению вопросов, поставленных жизнью, Новиков принадлежит к числу тех, которые верили, что психология должна сыграть большую роль в этих поисках.

      Усилия Новикова и многих активных деятелей русского просвещения, сплотившихся вокруг него, не пропали даром. Время после Новикова ознаменовано тем, что интерес к психологии усиливается. На книжном рынке появляется все больше сочинений, имеющих специальное психологическое содержание. Большой удельный вес психологической тематики составляет характерную черту русских журналов конца XVIII века. При этом продолжается разработка преимущественно тех проблем, которые привлекали к себе наиболее пристальное внимание Новикова.

      Идейное родство, которое обнаруживается между содержанием этих сочинений и трудами самого Н.И. Новикова, не могло быть случайностью. Психологические взгляды, насаждавшиеся главой московских просветителей, падали на благоприятную почву и давали всходы. Новиков правильно понял запросы общества своего времени и содержательно откликнулся на них. Он нашел сторонников и продолжателей своего дела. Фундамент для разработки детской и педагогической психологии в России был заложен. В этом и состоит заслуга замечательного русского просветителя перед историей русской психологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Методика проведения внеклассного мероприятия» по дисциплине история «Олимпиада по истории» (из опыта работы преподавателя)

 Данная разработка результат обобщения работы преподавателя социальных дисциплин по проблеме  «Историческая олимпиада» в декадниках предметной (цикловой) комиссии и в республиканских ...

Методическое пособие для преподавателя по дисциплине: «История» по теме: «Организация и проведение Олимпиады по истории с использованием онлайн – технологий»

Методическое пособие для преподавателя по дисциплине: «История» по теме: «Организация и проведение Олимпиады по истории с использованием онлайн – технологий»...

Опыт разработки системы преподавания дисциплин «История изобразительных искусств» и «История дизайна» в колледже

Опыт разработки системы преподавания дисциплин «История изобразительных искусств» и «История дизайна» в колледже         В условиях посл...

Формирование интереса к учению у студентов колледжа на примере преподавания дисциплины Отечественная история

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНОВ КОЛЛЕДЖА В ИЗУЧЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ...

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»Предназначена для пе...

Проект в средней группе На тему: " Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование".

Проект в средней группе На тему: » Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование». Вид проекта: 2 месяца, познавательный, творческий, групповой. Участники проекта: Дети сре...